Значение базальной враждебности и базальной тревоги на развитие личности в теории К. Хорни

Согласно Хорни, для детства характерны две потребности: потребность в удовлетворении и потребность в безопасности

Наоборот, она утверждала, что тревога возникает в результате отсутствия чувства безопасности в межличностных отношениях. В общем, по мнению Хорни, все то, что в отношениях с родителями разрушает ощущение безопасности у ребенка, приводит к базальной тревоге. Соответственно, этиологию невротического поведения следует искать в нарушенных отношениях между ребенком и родителем. Как вы помните, если ребенок ощущает любовь и принятие себя, он чувствует себя в безопасности и скорее всего будет развиваться нормально. С другой стороны, если он не ощущает себя в безопасности, у него развивается враждебность по отношению к родителям, и эта враждебность, в конце концов, трансформировавшись в базальную тревогу, будет направляться на каждого. С точки зрения Хорни, выраженная базальная тревога у ребенка ведет к формированию невроза у взрослого.

. В результате поведение ребенка, не ощущающего безопасности в родительской семье, направляется чувствами беспомощности, страха, любви и вины, выполняющими роль психологической защиты, цель которой – подавление враждебных чувств по отношению к родителям, чтобы выжить

21 Система личностной мотивации А. Маслоу. Бы­тийные и дефицитарные мотивы.

Абрахама Маслоу описывает человеческую мотивацию в терминах иерархии потребностей. Низшие (более основные) потребности в иерархии должны быть разумно удовлетворены прежде, чем потребности высокого уровня становятся доминантой побудительных сил в поведении человека. Вот иерархия потребностей по Маслоу в порядке их доминирования или необходимости:

1) физиологические; 2) безопасность и защита;

3) принадлежность и любовь;

4) самоуважение;

5) самоактуализация.

Гуманистическая природа теории Маслоу особенно ярко проявляется в концепции самоактуализации, стремлении к максимально полному осуществлению своих возможностей.

Маслоу также различал две большие категории мотивов человека: дефицитарные мотивы и мотивы роста. Дефицитарные мотивы нацелены на снижение напряжения, тогда как мотивация роста (также называемая метамотивацией) нацелена на повышение напряжения посредством поиска новых и волнующих переживаний. Маслоу перечислил несколько метапотребностей (например, истина, красота и справедливость), с помощью которых описал самоактуализирующихся людей, и выдвинул теорию, что эти потребности биологически заложены в людях так же, как и дефицитарные потребности. Неудовлетворение метапотребностей вызывает метапатологии. Апатия, цинизм и отчуждение – вот некоторые из большого количества симптомов, указывающих на метапатологии, отмечаемые у людей, потерпевших неудачу в удовлетворении своих метапотребностей.

22 Пси­хологические свойства самоактуализирующихся людей (А. Маслоу).

Самоактуализирующаяся личность стремится к развитию, имеет высокую мотивацию развития. Она принимает свои чувства, импульсы, эмоции и желания такими, как они есть.

Самоактуализирующиеся люди самореализуются, наслаждаясь самой жизнью вообще и практически всеми ее аспектами, в то время как остальные люди в большинстве своем наслаждаются лишь отдельными моментами триумфа, достижения цели или высшими пиками переживаний.

В результате были выделены 15 основных черт, присущих самоактуализирующимся людям:

1. Более адекватное восприятие действительности, свободное от влияния актуальных потребностей, стереотипов и предрассудков, интерес к неизведанному, более автономен и сам определяет направление своего движения.

2. Принятие себя и других такими, какие они есть

3. Спонтанность проявлений, простота и естественность. Такие люди соблюдают установившиеся ритуалы, традиции и церемонии, но относятся к ним с должным юмором.

4. Деловая направленность. Такие люди заняты обычно не собой, а своей жизненной задачей или миссией.

5. Они нередко склонны к одиночеству и для них характерна позиция отстранённости по отношению ко многим событиям собственной жизни

6. Автономия и независимость от окружения; устойчивость под воздействием фрустрирующих факторов. Такие люди гораздо более самостоятельны и самодостаточны.

7. Большая свежесть восприятия; нахождение каждый раз нового в уже известном. Богатство эмоциональных реакций.

8. Предельные переживания, характеризующиеся ощущением исчезновения собственного «Я».

9. Чувство общности с человечеством в целом.

10. Дружба с другими самоактуализирующимися людьми: узкий круг людей, отношения с которыми весьма глубокие. Отсутствие проявлений враждебности в межличностных отношениях.

11. Демократичность в отношениях. Готовность учиться у других. Уважение к другим людям.

12. Устойчивые внутренние моральные нормы.

13. «Философское» чувство юмора. Они относятся с юмором к жизни в целом и к самим себе, но никогда не считают смешной чью-либо ущербность или невзгоды.

14. Креативность

15. Более выраженная автономность и противостояние к приобщению к какой-либо культуре. Они достаточно критично относятся к своей культуре, выбирая из неё хорошее и отвергая плохое.

23 Самоактуализа­ция в концепции К. Р. Роджерса.

Самоактуализация по Карлу Роджерсу - естественное раскрытие в человеке его природного личностного потенциала при наличии необходимых для этого условий.

Роджерс считал, что природе человека свойственна тенденция к росту и развитию так же, как в семени растения заложена тенденция к росту и развитию. Все, что нужно для роста и развития заложенного в человеке природного потенциала - только создать соответствующие условия.

оджерс верил, что у каждого человека есть врожденная тяга с развитию.

оджерс верил, что в процессе полной самоактуализации человек будет становиться полноценно функционирующим человеком, гармоничным внутри и гармонично взаимодействующим с окружением.

Разрабатывая представление о самоактуализации, Карл Роджерс главное внимание уделял тому, при каких условиях возможна самоактуализация.

Роджерс верил, что лучшие результаты в росте и развитии личности будут не при жестком, силовом давлении, и при теплой и душевной помощи.

Со временем выяснилось, что предложенные Карлом Роджерсом методики дают хорошие результаты с детьми и частью людей, нуждающихся в психотерапии

В основе теоретических представлений Карла Роджерса лежит метафора о личностных семенах, точнее о личностном семени, поскольку Карл Роджерс рассматривал личность скорее как одно дерево, растущее из одного семени, а не как экосистему со множеством деревьев и множеством семян, которые могут быть как изначальными для экосистемы, так и заноситься извне. Метафора почвы и семян дает более широкую и объемную картину развития, когда развитие личности может запускаться и извне, в случае естественного занесения семечек извне или осознанной работы садовника.

24.Понятие «зрелой личности» и личностного роста в гу­манистической психологии.

Как и других представителей гуманистического направления Олпорта интересовали не столько люди с проблемами, сколько психологически благополучные люди, не столько отклонения, сколько здоровье, норма. Олпорт разработал свой идеал психологически зрелого человека, который включает 6 черт.

Зрелый человек имеет широкие границы Я. Зрелые индивидуумы могут посмотреть на себя "со стороны". Они активно участвуют в трудовых, семейных и социальных отношениях, имеют хобби, интересуются политическими и религиозными вопросами и всем, что они считают значимым. Подобные виды деятельности требуют участия истинного Я человека и подлинной увлеченности.

Зрелый человек способен к теплым, сердечным социальным отношениям. Существуют две разновидности теплых межличностных отношений, подпадающих под эту категорию: дружеская близость и сочувствие. Дружески-близкий аспект теплых отношений проявляется в способности человека выказывать глубокую любовь к семье и близким друзьям, не запятнанную собственническими чувствами или ревностью. Сочувствие отражается в способности человека быть терпимым к различиям (в ценностях или установках) между собой и другими, что позволяет ему демонстрировать глубокое уважение к другим и признание их позиции, а также общность со всеми людьми.

Зрелый человек демонстрирует эмоциональную неозабоченность и самоприятие. Взрослые люди имеют положительное представление о самих себе и, таким образом, способны терпимо относиться как к разочаровывающим или раздражающим явлениям, так и к собственным недостаткам, не озлобляясь внутренне и не ожесточаясь. Они умеют также справляться с собственными эмоциональными состояниями (например, подавленностью, чувством гнева или вины) таким образом, что это не мешает благополучию окружающих.

Зрелый человек демонстрирует реалистичное восприятие, опыт и притязания. Психически здоровые люди видят вещи такими, какие они есть, а не такими, какими они хотели бы их видеть. У них здоровое чувство реальности: они не воспринимают ее искаженно, не передергивают факты в угоду своей фантазии и потребностям.

Зрелый человек демонстрирует способность к самопознанию и чувство юмора. Сократ отмечал, что для того, чтобы жить полноценной жизнью, существует одно первостепенное правило: "Знать самого себя". Олпорт называл его "самообъективацией". Тем самым он имел в виду, что у зрелых людей имеется четкое представление о своих собственных сильных сторонах и слабостях.

Зрелый человек обладает цельной жизненной философией. Зрелые люди способны видеть целостную картину благодаря ясному, систематическому и последовательному выделению значимого в собственной жизни.

Основные понятия и принципы гештальт-психологии.

Гештальт-психология (от нем. Gestalt —личность, образ, форма) — школа психологии начала XX века. Основана Максом Вертгеймером в 1912 году.

Основные теоретические положения

Первичными данными психологии являются целостные структуры (гештальты), в принципе не выводимые из образующих их компонентов. Гештальтам присущи собственные характеристики и законы, в частности, «закон группировки», «закон отношения» (фигура/фон).

Гештальт-психология возникла из исследований восприятия. В центре её внимания — характерная тенденция психики к организации опыта в доступное пониманию целое. Например, при восприятии букв с «дырами» (недостающими частями) сознание стремится восполнить пробел, и мы узнаём целую букву.

Гештальт-психология обязана своим появлением немецким психологам Максу Вертгеймеру, Курту Коффке и Вольфгангу Кёлеру, выдвинувшим программу изученияпсихики с точки зрения целостных структур — гештальтов. Выступая против выдвинутого психологией принципа расчленения сознания на элементы и построения из них сложных психических феноменов, они предлагали идею целостности образа и несводимости его свойств к сумме свойств элементов. По мнению этих теоретиков, предметы, составляющие наше окружение, воспринимаются чувствами не в виде отдельных объектов, а как организованные формы. Восприятие не сводится к сумме ощущений, а свойства фигуры не описываются через свойства частей. Собственно гештальт являет собой функциональную структуру, упорядочивающую многообразие отдельных явлений.

Принципы гештальтизма

Все вышеперечисленные свойства восприятия: константы, фигура, фон — вступают в отношения между собой и являют новое свойство. Это и есть гештальт, качество формы. Целостность восприятия и его упорядоченность достигаются благодаря следующим принципам:

близость (стимулы, расположенные рядом, имеют тенденцию восприниматься вместе),

схожесть (стимулы, схожие по размеру, очертаниям, цвету или форме, имеют тенденцию восприниматься вместе),

целостность (восприятие имеет тенденцию к упрощению и целостности),

замкнутость (отражает тенденцию завершать фигуру так, что она приобретает полную форму),

смежность (близость стимулов во времени и пространстве. Смежность может предопределять восприятие, когда одно событие вызывает другое),

общая зона (принципы гештальта формируют наше повседневное восприятие наравне с научением и прошлым опытом. Предвосхищающие мысли и ожидания также активно руководят нашей интерпретацией ощущений).

В качестве основного закона группировки отдельных элементов был постулирован закон прегнантности (Prägnanz). Прегнантность (от лат. praegnans — содержательный, обремененный, богатый) — одно из ключевых понятий гештальт-психологии, означающее завершенность гештальтов, приобретших уравновешенное состояние, «хорошую форму». Прегнантные гештальты имеют следующие свойства: замкнутые, отчетливо выраженные границы, симметричность, внутренняя структура, приобретающая форму фигуры. При этом были выделены факторы, способствующие группировке элементов в целостные гештальты, такие как «фактор близости», «фактор сходства», «фактор хорошего продолжения», «фактор общей судьбы».

26История гештальтпсихологии берет начало в Германии в 1912 когда М. В противовес представлениям ассоцианистов о том что образ создается через синтез отдельных элементов и свойства целого определяются свойствами частей гештальтпсихологи выдвинули идею целостности образа свойства которого не сводимы к сумме свойств элементов в связи с этим часто подчеркивается роль гештальтпсихологии в становлении системного подхода в науке.Курт Коффка стремился соединить генетическую психологию с гельштальтпсихологией. Он доказывал, что от того как ребенок воспринимает мир, зависит его поведение и понимании ситуации. Считал, что процесс психического развития делится на два параллельных процесса - созревание и обучение( подчеркивал их независимость). Исследования развития восприятия у детей показали, что ребенок рождается с набором смутных образов внешнего мира и в течение жизни эти образы дифференцируются, и становятся более точными. Также развивается восприятие цвета.

Вольфган Келер- его первые работы посвящены исследованию интеллекта шимпанзе , привели к открытию инсайта(озарение). В мыслительный процессе происходит мгновенное схватывание ситуации и верное решение поставленной задачи. Позже он провел серию экспериментов по исследованию процесса мышления у детей. Опыты Келера доказывали мгновенный, а не протяженный во времени характер мышления, в основе которого лежит инсайт.

Макс Вертгеймер- первые эксперименты посвящены экспериментальному исследованию зрительного восприятия (тахистоскоп) .Благодаря эксперименту был выдвинут закон прегнантности (хорошей формы)- стремление восприятия к простым и четким формам, и простым устойчивым состояниям. Понятие гештальт функциональная структура ,которая упорядочивает многообразие явлений гештальты функционируют по принципам :близости, сходства, непрерывности, замыкания, простоты, принцип инклюзивности (несколько форм как одна), фактор общей судьбы(несколько предметов имеют общую динамику движения и развития)

Наши рекомендации