Коммуникаций, критерии их эффективности
Действительные отношения могут быть только между двумя реальностями.
(Шри Ауробиндо)
Социальные и психологические коммуникации (СПК) привлекают повышенное внимание психологов, педагогов, социологов, управленцев, ибо они связаны с формированием личности и общества, с формированием и передачей знаний. Коммуникации не возникают сами по себе, в их основе лежит эволюционная деятельность сознания человека. Становление СПК имеет совершенно особое значение в развитии сознания человека. Под социально-психологическими коммуникациями, с точки зрения физиков, понимаются энергоинформационные потоки, возникающие между людьми на уровне сознания, подсознания и сверхсознания, они связывают всех людей в единое целое, делают их жизнь максимально продуктивной. Энергоинформационные потоки – это животворящие каналы, образованные разными уровнями сознания, это передача и приём информации и энергии, так как энергия и информация не отделимы друг от друга. С точки зрения физики коммуникации – это пути силы-сознания, направленные на преобразование, созидание или разрушение систем, материи, социальных групп и общества.
В последние годы активно разрабатывается коммуникативная парадигма сознания, предложенная академиком В.П.Симоновым [4. С. 211]. Из данного подхода следует, что для развития сознания индивиду необходимо освоить все естественные способы передачи и приёма энергии и информации, осознать особенности чисто человеческих коммуникаций. Труднообъяснимым образом с точки зрения науки энергия и мысли одного человека передаются другим людям и таким образом всё человечество крепко связано на уровне материи, жизни и сознания. Каждая мысль имеет энергию-силу, мысли людей, организованных в единое целое, достигают огромной величины. Человек творит себя и внешний мир силой своего сознания.
Индивид с самого рождения учится отношениям с другими людьми и природой, выстраивает разнообразные биологические, социальные, психологические, духовные связи. Вначале развития человека его взаимодействие с внешним миром ограничено неразвитым сознанием и неведением. Постепенно с развитием мозга человек «вбирает» в себя огромное количество энергетических образов мира, формирует множество настроек, и после соответствующей переработки «выделяет» субъективные энергоинформационные образы в окружающий мир и изменяет его. Человечество строит бесконечное множество настроек-связей, вступает в отношения с разными носителями энергии и информации, кодирует и декодирует знаки, символы и образы, проявляя силу своего индивидуального, группового, коллективного сознания, подсознания и сверхсознания. С расширением и повышением индивидуального сознания диапазон используемых и осознаваемых связей увеличивается. Устойчивые и сильные коммуникации, с одной стороны, способствуют эффективной деятельности по обмену энергией и информацией между взаимодействующими системами, например, в среде людей. С другой стороны, сильные и стабильные связи на этом уровне материи и социума могут препятствовать образованию новых, в том числе и более тонких связей, сдерживать развитие сознания индивида и сознания общества.
Внутриличностные и межличностные коммуникации образуют «Я-комплекс» или личность с её умом и эго. Личность стремиться к расширению, развитию, поэтому образует группы и коллективы по принципу совместимости сил и энергий. Чем разнообразнее энергии индивида, чем в большее количество групп он входит, тем шире его сознание и выраженнее жизненная сила. Сила личности определяется раскрытием Души и сверхсознания, но личность во многом зависит от силы других людей и групп, в которые она входи, естественно, энергия группы увеличивается за счёт энергии отдельных индивидов. Традиционно принято считать, что личность управляет умом и эго, что она контролирует наши чувства, поступки, деятельность. Это верно только отчасти, ибо личность и есть ум, чувства, эго. Но кто (что) управляет личностью? «Я-комплекс» – это мощная энергоинформационная структура, она сформирована обществом, подсознанием и сверхсознанием и является инструментом деятельности во внешнем мире. Личность начинает формироваться после того, как образовалась зигота, плод, но особенно бурно она развивается после рождения человека. Всеми процессами зачатия, рождения человека, становления и развития личности руководит Высшее Сознание, связанное бесчисленными нитями с общим сознанием человечества, сознанием каждого индивида и каждого живого существа.
Чтобы совместная деятельность была успешной, человеку необходимы коммуникативные способности, умения и навыки. С помощью коммуникаций человек удовлетворяет многочисленные витальные, социальные, психологические, духовные потребностей. По отношению к эволюции сознания человека все виды социально-психологических коммуникаций можно свести в три группы. Первая: коммуникации интеграции, объединения, синергии. Они носят эволюционный, прогрессивный, позитивный, конструктивный характер, утверждают жизнь, работают на развитие и повышение сознания индивида и общества, гармонизируют отношения, способствуют достижению максимальной свободы и реализации целей доброй воли и миссии человека. Интегральные коммуникации формируются при истинном сотрудничестве, кооперации, партнерстве, настройке и сонастройке. Вторая: коммуникации дифференциации, дробления, разделения, инволюции. Они носят регрессивный, негативный, деструктивный характер, ведут к неведению, смерти, разъединению людей, понижению сознания индивида и общества, направлены на эгоцентрические, корыстные цели, когда один субъект (система) стремится к подчинить другого субъекта (системы). К инволюционным связям относятся коммуникации соперничества, конкуренции, противоборства. Они возникают в процессе развития эго, социализации, в борьбе за власть и тормозят процессы эволюции общества. Прогрессивные и регрессивные коммуникаций, как интеграция и дифференциация, созидание и разрушение являются основными законами движения материи, жизни и психики. Третья группа: коммуникации нейтрального характера, главная функция которых заключается в поддержании определенного (заданного) информационного и энергетического уровня индивидов и общества.
Анализ литературы [1, 2, 3, 5, 6] показывает, что СПК имеют свои специфические цели, которые можно свести в четыре группы:
1. Совершенствование внутренних, групповых, коллективных отношений, достижение гармонии в процессе обмена информацией и энергией.
2. Создание информационных каналов и полей общего и специального предназначения.
3. Объединение физических, социальных, психологических и духовных сил коммуникантов.
4. Повышение уровня сознания коммуникантов.
Результаты коммуникативного взаимодействия во время общения и совместной деятельности могут быть отрицательными или нулевыми, если между коммуникантами нет взаимопонимания, уважения друг к другу, совместимости, сонастроенности, любви, доброты, внимательности, честности, ответственности. Без этих качеств невозможно обеспечить эффективность деятельности. Взаимопонимание и взаимодействие между людьми – сложный многофакторный социально-психологический и духовный феномен, характер которого в конечном итоге зависит от всестороннего раскрытия индивидуального сознания каждой личности.
В любом виде межличностных коммуникаций участвуют как минимум два человека со своим энергоинформационным потенциалом, при этом возникает множество вариантов взаимодействия. В идеальном случае человек может быть сильным энергетическим и информационным донором (передатчиком) и одновременно таким же сильным реципиентом (приемником). Это свойственно людям высокого уровня сознания, духовно развитым, с хорошо сбалансированными процессами возбуждения и торможения, у которых ритм жизнедеятельности гармоничен природе. Гораздо меньшей силой сознания и гармонией обладают люди ментального, эмоционального и витального уровней развития. Поэтому в диадическом и групповом общении может сложиться множество коммуникативных ситуаций, которые можно свести в четыре группы.
Первая: когда оба коммуниканта одновременно являются и донорами и реципиентами, этот тип коммуникации является наиболее эффективным, так как они способствуют эволюции сознания, поддерживают психологическую совместимость и настроенность. Естественно, чем выше сознание индивидов и группы, тем эффективнее общение.
Вторая: один коммуникант одновременно донор и реципиент, а второй – только донор или только реципиент. В этой диаде эффективность общения резко нарушается, так как коммуниканты не могут построить коммуникативное кольцо на высоком и едином уровне вибраций, поток энергии постоянно дробится и рассеивается.
Третья: обе стороны общения только доноры. В этом случае происходит столкновение, борьба энергий, каждой из сторон не хватает чувствительности, гибкости, тонкости настройки. Диссонанс выражается на всех энергетических уровнях взаимодействующих систем. В этом случае говорят о частичной или полной несовместимости.
Четвёртая: обе стороны настроены только на прием энергии и информации. Это происходит в случаях болезненного состояния коммуникантов (индивидов и групп), при недостатке жизненных сил и глубоком нарушении гармонии. Все люди находятся на разных уровнях раскрытия индивидуального сознания, входят во множество групп и организаций, поэтому возникает бесконечное разнообразие коммуникативных связей и объединений, имеющих свой уровень эволюции и эффективности.
Социальные и психологические коммуникации образуют сложнейшую многофункциональную энергоинформационную сеть, имеющую свои характерные особенности, которые необходимо учитывать в педагогическом общении, в частности:
– объединяют людей на всех уровнях бытия в организованные и сознательные системы;
– благодаря интеграции сознания формируется общая картина мира, вырабатываются общие цели и способы их достижения;
– интеграция возникает в том случае, когда участники совместной деятельности настраиваются на одну энергоинформационную волну;
– в зависимости от целей, уровня развития психики и сознания формируют относительно обособленные группы людей, коллективы, организации, нации и т. д., которые выполняют свою эволюционную цель;
– в процессе общения люди обмениваются информацией и энергией различного содержания и качества, вырабатывают общее видение мира, общий смысл жизни, общие цели и способы их достижения, культуру поведения;
– взаимопонимание и взаимодействие наиболее гармонично, когда передающая и принимающая система настроены и друг на друга;
– обмен информацией и энергией обязательно сопровождается воздействием систем (партнеров по общению) друг на друга, в результате чего происходит изменение состояния их сознания: оно повышается или понижается, расширяется или сужается, интегрируется или дифференцируется;
– измененное состояние сознания меняет структуру психики личности, психологию групп, общества, что приводят к появлению новых идей, целей, установок, знаний, потребностей, мотивов, умений, способностей и таким образом формируется новая субъект-объектная реальность;
– во время коммуникаций возникают специфические физические, психологические, социальные, духовные феномены, влияющие на сознание и подсознание людей;
– во всех видах связей возможны коммуникативные барьеры, блоки и преграды, что приводит к искажению, потере информации и энергии.
Эффективность СПК зависит не от уровня экономического, социального, научного или технического развития общества, но от интеллектуального, культурного, нравственного и духовного развития людей, в конечном итоге – от уровня сознания каждого индивида. Чем выше уровень сознания, тем совершеннее коммуникативные связи и тем более мощно раскрывается человеческий потенциал. Высшее значение психологических коммуникаций состоит в обеспечении развития личности и эволюции сознания, преодолении иллюзии раздельности, эгоистичности, установлении гармонии и взаимопонимания между индивидуальным, социальным и духовным сознанием всех людей.
Таким образом, несмотря на то, что СПК являются естественной способностью и потребностью каждого человека, для их эффективного развития необходимо создавать благоприятные условия. Готовясь к гармоничному общению, совместной деятельности, обучению и воспитанию необходимо помнить, что коммуникативные просчеты и ошибки дорого обходятся собеседникам, продуманные же коммуникативные акты спасают от разрушения свою и чужую психику, способствуют развитию личности.
Литература
1. Клюев Е. В. Речевая коммуникация: Учебное пособие для университетов и институтов. – М., 2002. – 320 с.
2. Основы теории коммуникаций: Учебник / Под ред. М.А. Василика. – М., 2003. – 615 с.
3. Почепцов Г. Г. Теория коммуникаций. – М., 2001. – 656 с.
4. Психофизиология. Учебник для вузов / Под ред. Ю.И.Александрова. – СПб., 1994. – 329 с.
5. Соколов А.В. Метатеория социальной коммуникации. – СПб., 2001. – 351 с.
6. Холл М. Магия коммуникаций. Использование структуры и знание языка. – СПб., 2004. – 352 с.
Вопросы для размышления и проверки усвоенных знаний
1. Какую смысловую нагрузку несет термин «коммуникация»?
2. Каковы основные особенности коммуникации между людьми?
3. Что для вас означает общение? Назовите основные барьеры общения.
4. В чем заключается эффективность организационных коммуникаций?
5. Какие знаковые системы включают невербальные коммуникации?
6. Какие механизмы определяют характер общения?
7. Что понимается под организационными коммуникациями?
8. Назовите основные виды коммуникаций по различным основаниям.
9. Из каких блоков состоит документационное обеспечение?
10. Какие этапы проходят документы, поступающие на предприятие?
11. Какими признаками характеризуется совместная деятельность?
12. Назовите варианты развития взаимоотношений в организации.
13. В чем суть организации совместной деятельности, разработанной Блейком и Моутон?
14. Что понимается под психологическими коммуникациями?
15. Назовите основные виды психологических коммуникаций и их особенности.
16. В чём суть комплексного подхода к эффективности психологических коммуникаций?
Часть 4