Методы формирования позитивного поведения
Наиболее распространенным методом формирования желательного поведения является подкрепление. В его основе лежит преимущественно оперантный принцип обусловливания. Следует отметить, что как положительное, так и негативное подкрепление усиливают вероятность возникновения реакции. Положительные подкрепляющие стимулы предполагают предъявление чего-то, а отрицательные подкрепляющие стимулы - удаление чего-то в данной ситуации.
Позитивное подкрепление - главный метод изменения поведения. Условия успеха:
· подкрепление должно быть индивидуально значимым;
· подкрепление должно применяться систематически и немедленно вслед за желательным поведением;
· связь между желательным поведением и используемым при этом подкреплении должна быть достаточно четкой.
Подкрепление можно осуществлять непосредственно (с помощью реальных подкрепляющих стимулов) или косвенно (с помощью символов, жестов). Кроме того, подкрепление может быть опосредованным, когда клиенты наблюдают за моделями - людьми, которые получают награду за желательное поведение.
Иногда положительное подкрепление может вознаграждать неправильное поведение. Например, подросток в ответ на суицидальную попытку может получить награду - повышенное внимание и заботу семьи, вместо того чтобы подкреплялось его независимое поведение.
Многие подкрепляющие стимулы, такие, как похвала или проявление интереса, люди непроизвольно используют в ходе повседневной жизни. Метод подкрепления предполагает целенаправленное его применение с целью усиления адаптивных видов поведения и ослабления и устранения неадекватных его форм. Первоначально проводится идентификация подкрепляющих стимулов. Для этого необходимо выяснить, что именно является подкрепляющими стимулами для конкретного человека. Также можно предложить клиенту составить шкалу «приятных событий» или список условий, улучшающих настроение. При работе с детьми для представления подкрепляющих стимулов вместо слов можно использовать картинки, на которых изображены потенциально приятные деятельности.
Подкрепляющие стимулы соотносятся с тремя жизненно важными сферами:
· взаимодействие (отношения);
· переживания, несовместимые с депрессией (агрессией);
· действия, повышающие самооценку с помощью ощущений адекватности и компетентности (творчество, успех, любимое занятие
и т.д.).
Консультант и ближайшее окружение могут широко использовать выявленные стимулы для подкрепления желательного поведения личности с девиацией. Также клиента побуждают использовать подкрепляющие стимулы каждый раз при действиях, соответствующих его целям.
С целью формирования более позитивного поведения также используют программы жетонного подкрепления. Жетоны — это вещественные условные подкрепляющие стимулы (очки, значки, фишки), которые могут быть обменены на подкрепляющие стимулы.
Последние могут выглядеть как право участия в интересной деятельности, ценные призы, лакомства и т. п. Программы жетонного подкрепления должны включать в себя четкие правила обмена, определяющие, какое количество жетонов требуется для получения подкрепляющих стимулов. Данный метод широко используется в различных учреждениях (больницах, местах заключения). Он достаточно популярен среди детей.
При применении жетонов частота дурного поведения существенно уменьшается. Однако вслед за отменой жетонного подкрепления может наблюдаться и уменьшение случаев желательного поведения. В связи с этим целесообразно постепенно сводить на нет жетонное подкрепление, заменяя его, например, похвалой и самоподкреплением. Клиентам не следует пассивно полагаться на окружающих, они должны определять и активно разыскивать людей, виды деятельности и ситуации, которые могли бы обеспечить им желательное подкрепление.
Программы подкрепления и жетонная система могут включать в себя работу со значимыми другими, например обучение преподавателей или родителей процедурам подкрепления (для отдельных детей или для детских групп). Кроме того, как преподаватели, так и родители должны отдавать себе отчет в том, что они могут по неосторожности подкрепить некоторые виды поведения, которые, по их словам, они пытаются устранить.
Формирование желательного поведения может осуществляться в форме активного социального обучения адаптивным поведенческим реакциям. Нередко уже при проведении поведенческой оценки выявляется дефицит ведущих социальных навыков. Клиенты не умеют выслушивать собеседника, предоставлять обратную связь и самораскрываться, демонстрировать уверенность, разрешать конфликты, сопротивляться негативному влиянию среды или принимать решения. Репетиция поведения - это один из методов профессионального консультирования, широко используемый в случаях отклоняющегося поведения. Данный метод может иметь форму тренинга, групповых игр, моделирования и разыгрывания ситуаций.
На первых этапах работы выявляются области, в которых клиенты испытывают трудности, и стимулируется мотивация к обучению. Далее определяются виды желательного поведения, наиболее адекватного в проблемных ситуациях. Затем клиентам предоставляется возможность потренироваться, реагируя на определенные ситуации в процессе ролевой игры (консультанты, как правило, играют роль «оппонентов»). Наконец, клиентов побуждают применять репетируемое поведение в реальных жизненных ситуациях, одобряя их в случае успеха и подкрепляя адаптивное поведение.
Тренинг ассертивности, пожалуй, имеет наибольшее значение при проведении репетиции поведения. Д. Вольпе определил ассертивное поведение как «приемлемое выражение любой отличной от тревоги эмоции, имеющей отношение к другому человеку». На первых порах использования методики тренинг ассертивности был направлен на отстаивание человеком своих прав и интересов. В последнее время его направленность несколько изменилась. Область его применения расширилась в связи с включением в тренинг развития навыков проявления и точной передачи эмоционально теплого поведения там, где это уместно. Таким образом, ассертивное поведение теперь включает в себя социально-приемлемое выражение как положительных, так и отрицательных чувств.
Тренинг ассертивности основан на выделении трех видов поведения:
· неассертивное, или заторможенное, поведение, при котором люди жертвуют своими интересами;
· агрессивное поведение, при котором люди «усиливаются» за счет других;
· ассертивное поведение, при котором выигрывают обе взаимодействующие стороны.
В практике поведенческого консультирования наряду с тренингом ассертивности используются и другие технологии, позволяющие расширять позитивный поведенческий репертуар личности.
Это — тренинги уверенности, коммуникативных навыков, принятия решения, резистентности к социальному давлению, разрешения конфликтов. При этом используются самые разнообразные приемы поведенческой психологии, например ролевые игры и игровые модели, позитивное подкрепление, видеотехники, групповые дискуссии, способы самоконтроля и т.д.
Методы, используемые консультантом в профессиональной деятельности, должны быть адекватны как проблемам клиента, так и возможностям консультанта. В настоящее время в работе с личностью, имеющей отклоняющееся поведение, чаще используется интегративный подход, предполагающий комбинацию взаимодополняющих теорий и методов.
Интегративный подход также определяет сочетание различных форм работы. Например, для подростка с зависимым поведением может быть адекватной следующая схема психологической помощи: семейное консультирование - семейная системная психотерапия - социально-психологическая реабилитация подростка и групповая психотерапия – индивидуальная психотерапия в сочетании с семейным консультированием.
Семейное консультирование и семейная психотерапия являются приоритетным направлением в работе с детьми и подростками. Если сотрудничество с семьей по каким-либо причинам затруднено, если семья не может выполнять воспитательных функций, подросток с девиантным поведением должен включаться в другую социальную группу - тренинговую, психотерапевтическую или реабилитационную.
Работа с девиантным поведением - это работа с нарушенным социальным поведением, поэтому его изменение возможно только через включение личности в поддерживающие и конструктивные социальные системы. Одна из ведущих задач психолога состоит в проектировании социотерапевтической среды, а также новых конструктивных отношений личности.
Разнообразие методов и методик не может преуменьшить роль личности консультанта. На всех этапах совместной работы поведение специалиста остается ведущим источником подкрепления позитивных изменений в поведении клиента, а личность консультанта - основным инструментом его профессиональной деятельности.
Считается, что консультанты, проявляющие высокий уровень таких профессионально важных качеств, как эмпатия, внимание, бескорыстная сердечность и искренность, работают более эффективно. Это объясняется тем, что искренне сопереживающие своим клиентам консультанты оказывают на них положительное воздействие независимо от используемого метода.
Социальная адаптация
Создание целостной системы профилактики и реабилитации детей и подростков девиантного поведения является сегодня проблемой государственной значимости. Указом Президента РФ (№1338 от 06.09.1993 г.) «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав» создается сеть специализированных учреждений в структуре органов социальной защиты населения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. В соответствии с этим указом и приказом Минсоцзащиты России №64 от 14 сентября 1995 г. организуются учреждения трех типов. К таким учреждениям относятся социально-реабилитационные центры, социальные приюты для детей и подростков, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей.
Задачи этих учреждений: снять у ребенка остроту психического напряжения, защитить его права, провести первичную адаптацию детей к жизни в социально здоровой среде; восстановить или компенсировать утраченные социальные связи; вернуть к позитивным формам активности в игре, познании, труде. Помочь ребенку обрести опыт семейной жизни. Поэтому коррекционная, реабилитационная работа направляется не только на ребенка, но и на его семью с целью восстановления семейных связей. К сожалению, восстановить функциональное единство семьи удается далеко не всегда. Поэтому помимо известных форм семейного устройства детей (усыновление, опека) появляется практика создания при приютах семейных воспитательных групп, которые позволяют реализовать потребность и право ребенка на жизнь и воспитание в семейной обстановке.
В современных условиях ведутся поиски путей, форм и средств компенсации семейных связей, известной имитации семейной микросреды и, прежде всего, структуры семейных отношений. Поддержка и помощь детям и подросткам девиантного поведения в реализации их интересов и потребностей и разрешении проблем может осуществляться через социальные услуги, оказываемые соответствующими социальными службами. Данная работа может вестись по следующим направлениям:
· создание центров реабилитации для подростков с девиантным поведением, включающих в себя приюты, службы медико-психолого-педагогической коррекции, производственно-профессиональные службы;
· организация телефонов доверия, семейных консультаций;
· изучение среды адаптации подростка;
· проведение работы по охране прав ребенка чрез взаимодействие и инспекцией по делам несовершеннолетних, органами опеки и попечительства;
· служба реабилитации и адаптации подростков, подверженных наркомании, токсикомании, алкоголизму;
· создание кризисных стационаров для подростков;
· создание клубов по реабилитации девиантного поведения.
Тема 12. Организация и содержание психокоррекционной и социальной работы с семьями, имеющими ребенка с девиантным поведением