Феноменология конфликта. Структура конфликта
ФЕНОМЕНОЛОГИЯ КОНФЛИКТА
(греч., букв. – учение о феноменах) – описание элементов ихарактеристик конфликта, воспринимаемых, познаваемых опытным путем. Феномен являетсяпротивоположностью ноумену, тому, что постигается разумом, непосредственно не воспринимается исоставляет основу, сущность феномена. При анализе любого конфликта важно отделять егофеноменологическую картину от скрытой за ней информации. Ф. к. проявляется в показателях, критериях ииндикаторах, посредством которых оценивается конфликт. Ф. к. является составной частью описательной,эволюционно-динамической и объяснительной моделей конфликтной ситуации.
описание конфликта может строиться на основе следующих основных понятий: 1)сущность конфликта; 2) его генезис;
3) эволюция конфликта; 4) классификация;5) структура;6) динамика; 8) личность в конфликте; 9) предупреждение;
10) разрешение;11) методы изучения конфликта.
Субъекты – активные участники конфл., у к-рых есть противоречия по ситуации. Различаются по статусу, рангу, ресурсами, возможностями.Группы участников: -подстрекатели, -поддерживающие конфликтующих, -случайные люди, -медиаторы (посредники)-психологи, родственники, судьи.ОБЪЕКТ конфл. Это конкретная причина, мотивация, движущая сила конфликта. 3 вида: – неделимые на части, владеть ими совместно невозможно; – делимые в различных пропорциях между участниками конфликта; – ситуация «мнимого конфликта», при которой оба участника конфликта могут владеть объектом совместно. ПРЕДМЕТ конф.-суть с сущность противоречий. Предмет определяется через зоны разногласий. МОТИВЫ (ресурсы, мат.блага, духовные ценности),
Анцупов и Шипилов при описании структуры конфликта останавливаются на таких понятиях, как «конфликтная ситуация», «участники конфликта», «объект конфликта», «условия протекания конфликта», «образы конфликтной ситуации» и «конфликтное взаимодействие». На основании выполненного анализа авторы считают, что конфликт структурно состоит из конфликтной ситуации и конфликтного взаимодействия. В свою очередь, конфликтная ситуация включает в себя участников, или стороны конфликта; группы поддержки; объект, или предмет конфликта;
условия его протекания и образы конфликтной ситуации, имеющиеся у ее участников. Конфликтное взаимодействие как структурный компонент представляет собой совокупность приемов этого взаимодействия.
Петровская (1977) при описании структуры конфликта предлагает различать следующие составляющие: «стороны (участники) конфликта», «условия протекания конфликта», «образы конфликтной ситуации», «возможные действия участников конфликта», «исходы конфликтных действий».
Практически все составленные перечни характеристик конфликта начинаются с указания на его участников. В подавляющем большинстве случаев приводятся их ролевые характеристики. Следующая составляющая конфликта — сам конфликтный эпизод, происходящие события. Далее эта «завязка» конфликта может быть продолжена серией действий участников конфликта, которые могут включать их усилия по разрешению возникшей ситуации, переговоры/объяснения друг с другом, обращения к третьим лицам и т. д. Результат конфликта, его «исход»:
а) в виде совершенных в результате конфликтной ситуации действий ее участников; б) в виде последствий для взаимоотношений участников; в) в виде психологических последствий для одного или обоих участников конфликта.
№4 Методы изучения конфликтов
Исследуя конфликты, необходимо рассматривать их как сложно организованные объекты, состоящие из иерархически связанных подсистем и входящие, в свою очередь, в качестве подсистем в системе более высокого уровня. Важно выявить все многообразие элементов, входящих в структуру конфликта, связи между ними, а также взаимоотношения изучаемого конфликта с внешними по отношению к нему явлениями.
Современная конфликтология не разрабатывает свой собственный инструментарий, а широко использует методы и методики, разработанные в других отраслях знаний.
§ 1. Наблюдение – прямая и непосредственная регистрация событий и условий, в которых они имеют место. Применяются для изучения конфликтов различного уровня – от внутриличностного до межгосударственного. Как метод сбор первичной информации об изучаемом объекте путем целенаправленного, организованного, непосредственного восприятия и фиксирования конфликтных событий наблюдение обладает рядом достоинств. В ходе наблюдения конфликт воспринимается непосредственно. Это может быть обеспеченно участием в конфликте (наблюдатель выступает одним из оппонентов) и восприятием конфликта со стороны (свидетель, второстепенный участник, посредник). Наблюдение позволяет оценить действие многих факторов в конфликте, их «весомость» и эффективность воздействия. При наблюдении сохраняется естественность условий, в которых протекает конфликт. Есть возможность изучения конфликта в динамике.
§ Однако наблюдение как метод изучения конфликта имеет и недостатки: частный характер наблюдаемой ситуации; взаимное влияние наблюдателя и конфликта. Наблюдатель становится в той или иной степени участником конфликта, и его психика подвергается изменениям, которые присущи противоборствующим сторонам (искаженное восприятие, негативное эмоции, поиск справедливой позиции и др.). Полученные таким образом факты несут отпечаток личностной, субъективной оценки. Необходимо учитывать также влияние на результаты изучения конфликта личного опыта, знаний, установок, эмоционального состояния наблюдателя. К недостаткам также можно отнести трудоемкость оформления итогов наблюдения.
§ 2. Социометрия – социально-психологический тест для оценки межличностных эмоциональных связей в группе, в конфликтологии применяется для выявления напряженных взаимоотношений в малой группе. Социометрия основывается на определении каждым членом группы своего отношения к окружающим по предложенным критериям.
§ Разработаны различные модификации социометрии:
§ координатно-социограммный метод позволяет выделять в исследуемых группах конфликтные пары, индифферентные личности, микрогруппы с положительными и отрицательными статусами в официальном общении;
§ пространственная социометрия позволяет выявить членов группы, с которыми у испытуемого более близкие отношения;
§ цветовой тест отношений может быть использован в тех случаях, когда у опрашиваемого существует установка на сокрытие от исследователя своих конфликтных отношений в группе и др.
§ 3. Изучение документов – исследование информации для ретроспективного анализа конфликтов, зафиксированной в рукописном или печатном тесте (трудовые договора, договора между организациями, должностные инструкции, конкретные приказы и распоряжения, объяснительные записки, доклады и т.п. в зависимости от ситуации), на компьютерной дискете, кинопленке и др. Информация фиксируется с помощью букв, цифр, стенографических и иных знаков, рисунков, фотографий, звукозаписей и т.д. Обычно при исследовании документов встречаются трудности, связанные с большим количеством и разнообразием источников. Поэтому применяется своеобразная методика их изучения, называемая контент – анализом (количественный анализ). При применении этой методики удается найти и посчитать признаки документа, отражающие его сущностное содержание.
§ 4. Опрос – в настоящее время наиболее распространен в изучении конфликтов и включает разнообразные шкалы диагностики наличия конфликта и степени его выраженности, тестовые процедуры, выявляющие избираемые стратегии поведения в конфликтах.
§ Тестовые процедуры позволяют выявить избираемые испытуемым стратегии поведения в конфликтах. В современной практике применяется широкий спектр опросных методов для выявления взаимодействия конфликтующих сторон.
§ 5. Эксперимент – экспериментальное изучение конфликта основывается на моделировании конфликтных ситуаций, преимущественно в лабораторных условиях, и фиксировании реакции человека на эти ситуации. Среди разработанных экспериментальных игровых процедур –
§ матричные игры,
§ переговорные игры (в которых участники общаются друг с другом, пытаясь достичь одностороннего или взаимного выигрыша),
§ коалиционные игры,
§ локомоционные игры (с движением сторон в направлении поставленной задачи или выбранной участниками цели),
§ социальные игры – ловушки, а также и более сложные конфликтные ситуации, моделирующие столкновения. Однако подобные исследования конфликтов связаны с трудностями организационного характера, некоторые из них неприемлемые с нравственной точки зрения. Кроме того, сложные формы человеческого поведения в действительности оказываются гораздо богаче; взаимосвязи, выявленные в игровой ситуации, могут не проявиться в реальных конфликтах.