Пути решения основных процессов социально-психологической адаптации молодых инвалидов
В современной психологической науке изучение процессов социально-психологической адаптации тесно связано с представлением об эмоциональном напряжении и стрессе. Г. Селье установил, что различные физиологические состояния, вызываемые любой причиной, к которым относится и потеря работы инвалидом, имеют относительную не специфическую реакцию организма. Проявление этой реакции он назвал общим адантационным синдромом, а возникающее при этом состояние организма – стрессом [36].
Ф.Б. Березин считает, что адаптация представляет собой процесс построения оптимальных соотношений между организмом и средой. По Ф.Б. Березину, ведущая роль в приспособлении принадлежит психофизиологической адаптации, реализация которой обеспечивается сложной многоуровневой функциональной системой, на разных уровнях которой регулирование осуществляется преимущественно по психологическим или физиологическим механизмам. В общей системе адаптации автор выделяет три основных уровня:
- собственно психический,
- социально-психологический,
- психофизиологический.
Задачами психической адаптации молодого инвалида является поддержание психического гомеостаза и сохранение психического здоровья. Задача социально-психологического уровня – организация адекватного микросоциального взаимодействия, психофизиологического уровня – оптимальное формирование психофизиологических взаимоотношений и сохранение физического здоровья.
Согласно концепции Березина, адаптационная стратегия, в том числе и для молодого инвалида, всегда индивидуальна. Взаимосвязанные психологические и физиологические механизмы адаптации реализуются на бессознательном и сознательном уровнях, причем каждый из механизмов компенсирует слабые элементы другого. Динамика оценки целей адаптационного процесса отражает взаимодействие двух глобальных механизмов:
- физиологических, обеспечивающих постоянство внутренней среды;
- социально-психологических, которые направлены на минимизацию физиологических реакций при действии неблагоприятного адаптогенного фактора [5].
Ф.Б. Березин проводит аналогию с основными стадиями стресса по Г. Селье. Периоду первичной адаптации соответствует реакция тревоги, стабильной адаптации – стадия сопротивления, а адаптационному утомлению – стадия истощения. Наиболее интимным механизмом психического стресса, по Ф.Б. Березину, является тревога и следующая за ней эмоциональная лабильность, которую можно рассматривать как охранительный и мотивационный механизм.
Интенсивность эмоциональной лабильности отражает индивидуальные особенности молодого инвалида в большей степени, чем реальная значимость угрозы [6].
Согласно концепции Ф.З. Меерсона, социально-психологическая адаптация понимается как системная, многомерная, самоуправляемая функциональная система, направленная на поддержание устойчивого взаимодействия индивида с окружающей средой. Такая системная модель исследования предполагает анализ взаимосвязей физиологических, психологических и социальных компонентов молодого инвалида. Изменение хотя бы одного из них вызывает необходимость включения компенсаторных механизмов.
С позиции теории функциональных систем К.В. Судакова нормальное состояние человека может быть определено как гармоничное взаимодействие функциональных систем разного уровня организации их иерархических, мультипараметрических и временных соотношений по горизонтали и вертикали, обеспечивающее оптимальный для жизнедеятельности организма гомеостазис и адаптацию к условиям обитания. Здоровый организм характеризуется, таким образом, системной и межсистемной гармонией.
Эмоциональный стресс, как постулирует теория функциональных систем К.В. Судакова, формируется в условиях длительных и непрерывных трудных жизненных ситуаций, в которых субъекты лишены возможности удовлетворять свои ведущие потребности. В данных ситуациях нарастают и суммируются отрицательные эмоции, резко редуцируются антистрессорные положительные эмоции, и на основе изменения химических свойств мозговых структур создаются условия перехода отрицательных эмоций в устойчивое стационарное возбуждение мозга. Эмоциональный стресс нарушает имеющую место в нормальном организме гармонию внутри- и межсистемных информационных отношений, что отрицательно сказывается на социально-психологической адаптации молодых инвалидов [42].
В концепции М.В. Ромма адаптация в основном рассматривается как момент или часть процесса социализации, поэтому считается, что социальная адаптация молодых инвалидов реализуется в ходе социализации.
Социализация и социально-психологическая адаптация обладают устойчивыми пространственно-временными характеристиками, но данные характеристики каждого из этих феноменов имеют собственную специфику. Социализация, будучи процессом усвоения индивидом накопленного человечеством социального опыта (обычаев, норм, традиций, ролевых функций), а также способом приобщения индивида к этим социальным феноменам, отражает диахронно-синхронный аспект информационного взаимодействия, где диахрония доминантна.
Благодаря социализации и доминантной роли информационного процесса осуществляется непрерывная и устойчивая трансляция всего объема социальной информации молодого инвалида. В социально-психологической адаптации важнее синхронная связь, поскольку адаптация предполагает приспособление к конкретным условиям в синхронной плоскости.
Психологическая, интеллектуальная и профессиональная адаптация молодого инвалида немыслима без обратной связи с отдельными людьми, социальными группами организации. Диахронная составляющая социально-психологической адаптации молодого инвалида проявляется в постоянном поиске наиболее эффективных адаптивных стратегий, являющихся реакцией на возникновение все новых и новых адаптивных ситуаций в процессе поиска работы [34].
Адаптация личности, в том числе и молодого инвалида, к ситуации поиска работы может осуществляться различными способами в зависимости от того, какие механизмы использует человек в этом процессе. Существует два основных способа:
- Первый способ – это преобразование и устранение проблемной ситуации, в процессе которых происходят незначительные личностные изменения, в основном в сторону личностного развития и совершенствования. При этом используются, как правило, незащитные адаптивные механизмы.
- Второй способ – это адаптация с сохранением проблемной ситуации (приспособление), когда происходят более глубокие изменения в личности, но они мало или совсем не способствуют ее самоактуализации и росту. При этом актуализируются старые или создаются новые защитные механизмы [13].
Обратим внимание на точку зрения М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбович, которые квалифицируют психологическую готовность молодого инвалида к устройству в новую организацию как профессионально важное и сложное личностное образование, включающее в себя:
- положительное отношение к тому или иному виду деятельности, профессии;
- достаточно устойчивые мотивы деятельности;
- адекватные требованиям профессиональной деятельности черты характера, способности, проявления темперамента;
- необходимые для успешной деятельности знания, умения и навыки;
- устойчивые профессионально важные особенности восприятия, памяти, внимания, мышления, эмоционально-волевых качеств [11].
К сожалению, молодой инвалид, оказавшийся в ситуации безработного, как правило, испытывает отрицательные эмоции. Нарушается его эмоциональное равновесие, увеличивается эмоциональная лабильность. Чувственный, эмоциональный тон психического состояния характеризуется преобладанием положительных или отрицательных эмоций, их интенсивностью и окраской. Слияние различных эмоций проявляется в приятном или, напротив, неприятном для субъекта чувственном тоне [37]. В связи с этим принципиально важно рассмотреть «вклад» различных эмоций в установившийся чувственный тон человека, который ищет работу. Вряд ли можно предполагать, что уровни настроения при этом отличаются только количественно. Это и объясняет необходимость сравнительного анализа уровней настроения. Собранные эмпирические данные дали ученым основание рассматривать устойчивость эмоций, чувственного тона, состояния напряжение и даже тревоги как центральные личностные характеристики безработного человека.
Исследования показали, что очень малы различия между уровнями настроения в силе чувства страха. Довольно значительны различия между группами в выраженности чувства тревоги. Необходимо подчеркнуть, что тревога занимает особое место в эмоциональной сфере личности. Уникальность этого чувства – в том, что оно является тонким индикатором динамики практически всех психических состояний разной модальности и разного временного масштаба. Оно наиболее ярко характеризует эмоциональное состояние – благоприятное или неблагоприятное, что показано на рисунке 1.
Рисунок 1 – Выраженность чувств при разных уровнях настроения. По оси абсцисс – чувства: бодрость, радость, азарт, гнев, страх, тревога, растерянность, стыд, вина, печаль, безразличие; по оси ординат: средние баллы выраженности чувств. Обозначения профилей: 1 – настроение высокого уровня, 2 – среднего, 3 – низкого.
Наиболее значительны нарушения эмоционального равновесия в чувстве растерянности, которое возникает у ищущего работу человека. Возможно, это обусловлено тем, что оно близко к чувству тревоги – достаточно надежному и универсальному индикатору различных состояний. Кроме того, в нем отражена та или иная степень готовности к активному действию [16].
Таким образом, поиск работы и устройство молодого инвалида – сложный процесс, требующий помощи и моральной поддержки родственников, друзей, психологической службы.
Выводы
Выполнив анализ научной литературы по проблеме исследования, мы пришли к следующим выводам.
1. Под социально-психологической адаптацией мы понимаем совокупность особых системообразующих свойств, позволяющих человеку выстраивать свою жизнь, придавать ей ценность, целостность и смысл.
2. Инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
3. Инвалидность трактуется как социальная недостаточность вследствие нарушения здоровья со стойкими расстройствами функций организма, приводящая к ограничению жизнедеятельности и необходимости социальной защиты.
4. Безработица как трудная жизненная ситуация всегда стрессогенна, она влияет как на баланс социально-психологической адаптированности, так и на эмоциональное состояние человека, на его поведение, вызывая повышенный уровень тревожности, снижение настроения, невротизацию личности.
5. В процессе поиска работы и устройства в организацию для молодого инвалида очень важны многие личностные характеристики, наиболее значимыми из которых являются социально-психологическая адаптированность и эмоциональная устойчивость.