Поступления ребенка в дошкольное учреждение

Сборник

Психодиагностических методик

Для обследования детей дошкольного возраста

(согласно диагностическому минимуму)

Составитель:

практический психолог

I кв. категории

Галинская Н.А.

Рекомендовано методическим советом городского методического центра управления образования администрации города Донецка

Протокол № 1 от 09.10.2015г.

Г. Донецк – 2015г.

Аннотация

В данном пособии представлены известные, профессиональные психодиагностические методики для обследования детей дошкольного возраста всех возрастных групп (согласно диагностическому минимуму, рассмотренному на заседании специалистов отделов образования районных администраций, методических кабинетов (центров), которые координируют работу психологической службы г. Донецка от 21.08.2015 года, протокол №1).

Применение представленных методик позволит специалисту психологической службы определить уровень адаптации детей в дошкольном возрасте, развитие познавательных процессов и особенностей эмоциональной сферы.

Представленные формы групповых и индивидуальных протоколов к методикам, позволят быстро зафиксировать полученные данные в процессе диагностики, а также обработать, обобщить и проанализировать результаты. Оформленные протоколы обследования заносятся в индивидуальную карту ребенка, способствуют отображению хода и динамики развития дошкольника в течение всего периода пребывания его в учреждении.

Данный подбор методик носит рекомендательный характер. Состав предложенных тестов может меняться и расширяться в зависимости от целей, задач и запросов воспитательно-образовательного процесса.

Содержание

стр.

1. Психодиагностические методики для обследования детей дошкольного возраста 4

1.1. Психодиагностические методики для обследования детей раннего возраста 4

1.2. Психодиагностические методики для обследования детей младшего возраста 3 – 4 лет .......................................................................................................... 9

1.3. Психодиагностические методики для обследования детей среднего возраста 4 – 5 лет ........................................................................................................ 12

1.4. Психодиагностические методики для обследования детей старшего возраста 5 – 6 лет ........................................................................................................ 13

1.5. Психодиагностические методики для обследования эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста 5 – 6 лет .......................................... 19

2. Протоколы группового и индивидуального обследования детей дошкольного возраста к психодиагностическим методикам................................................................. 24

2.1. Протоколы группового и индивидуального обследования детей раннего возраста................................................................................................................ 24

2.2. Протоколы группового и индивидуального обследования детей младшего возраста 3 – 4 лет.................................................................................. 30

2.3. Протоколы группового и индивидуального обследования детей среднего возраста 4 – 5 лет.................................................................................................. 38

2.4. Протоколы группового и индивидуального обследования детей младшего возраста 5 – 6 лет.................................................................................. 42

2.5. Протоколы группового и индивидуального обследования детей эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста 5 – 6 лет...................... 58

Литература................................................................................................... 63


  1. Психодиагностические методики

Для обследования детей дошкольного возраста.

Психодиагностические методики

Для обследования детей дошкольного возраста.

Анкета для родителей

(социальная)

1.Ф.И.О. ребенка ______________________________ 2. Дата рождения__________________________

2. Состав семьи (полная/неполная, многодетная, малообеспеченная)___________________________

3. Какой ребенок по счету в семье________________

4.Мать Ф.И.О _

Дата рождения _________________

Образование, специальность ____________________

Место работы _

Привычки, увлечения, хобби_____________________

(вредные привычки указать отдельно) ____________

5. Отец Ф.И.О ________________________________

Дата рождения ________________________________

Образование, специальность ____________________

Место работы _

Привычки, увлечения, хобби_____________________

(вредные привычки указать отдельно) ____________

6. С кем проживает ребенок _____________________

7. Члены семьи, не живущие с ребенком, но принимающие активное участие в его жизни________

8. Другие дети в семье (их возраст), взаимоотношения с ними ________________________

_____________

9. К кому из членов семьи ребенок больше привязан ________________________________

10. Часто ли болеет ребенок, какие тяжелые заболевания, травмы перенес (хронические заболевания, ивалидность) __________________________

_____________

11. Основные виды игр и занятий дома ____________

_____________

12. Какие игрушки любит, кто их убирает _________

_____________

13. Ведутся ли развивающие занятия дома, как часто _______________________________

_____________

14. Какие кружки, секции посещает дополнительно_

15. Как Вы наказываете ребенка (перечислить), какая из них наиболее действенна _____________16. Какие меры поощрения Вы применяете, какая мера поощрения наиболее действенна _____________17. Как ребенок относится к посещению детского сада ______________________________

Ваши пожелания ______________________________

_____________

_____________

Дата заполнения________________________

Психолого-педагогические параметры определения готовности

поступления ребенка в дошкольное учреждение

Параметры Оценивание
I. Поведение
1. Какое из перечисленных настроений преобладает у ребенка?  
  А) бодрое, уравновешенное; 3 балла
  Б) раздражительное, неустойчивое; 2 балла
  В) подавленное. 1 балл
2. Как засыпает ребенок?  
  А) быстрое (до 10 мин); 3 балла
  Б) медленное; 1 балла
  В) спокойное; 2 балла
  Г) с дополнительными воздействиями; 1 балл
  Д) без дополнительных воздействий. 3 балла
3. Какова продолжительность сна?  
  А) соответствует возрасту; 3 балла
  Б) не соответствует возрасту. 1 балл
4. Какой аппетит у ребенка?  
  А) хороший; 3 балла
  Б) избирательный; 2 балла
  В) неустойчивый; 2 балла
  Г) плохой. 1 балл
5. Как ребенок относится к высаживанию на горшок?  
  А) положительно; 3 балла
  Б) отрицательно. 1 балл
6. Каковы у ребенка навыки опрятности?  
  А) просится на горшок; 3 балла
  Б) не просится, но бывает сухой; 2 балла
  В) не просится, ходит мокрый. 1 балл
7. Есть ли у ребенка отрицательные привычки (сосет пустышку, палец, раскачивается…)  
  А) нет; 3 балла
  Б) есть (какие?) 1 балл
II. Личность(проявление познавательных потребностей)
8. Проявляет ли ребенок познавательные потребности в повседневной жизни?  
  А) проявляет; 3 балла
  Б) проявляет недостаточно; 2 балла
  В) не проявляет. 1балл
9. Интересуется ребенок игрушками, предметами дома и в новой обстановке?  
  А) да; 3 балла
  Б) нет; 2 балла
  В) иногда. 1 балл
10. Интересуется ли ребенок действиями взрослых?  
  А) да; 3 балла
  Б) нет; 2 балла
  В) иногда. 1 балл
11. Любит ли Ваш ребенок заниматься, внимателен ли он, активен, усидчив?  
  А) да; 3 балла
  Б) нет; 2 балла
  В) иногда. 1 балл
12. При обучении:  
  А) проявляет интерес, активность; 3 балла
  Б) проявляет недостаточно; 2 балла
  В) не проявляет. 1 балл
13. Умеет ребенок сам найти себе дело?  
  А) да; 3 балла
  Б) нет. 1 балл
14. Проявляет ребенок инициативу в игре?  
  А) есть фаза подготовки игры самостоятельно; 3 балла
  Б) с помощью взрослого. 2 балла
15. Проявляет ли ребенок в игре элементы воображения?  
  А) да; 3 балла
  Б) нет. 1 балл
16. Проявляет ребенок инициативу во взаимоотношениях со взрослыми?  
  А) вступает в контакт по своей инициативе; 3 балла
  Б) сам не вступает в контакт. 2 балла
17. Проявляет ли Ваш ребенок инициативу во взаимоотношениях с детьми?  
  А) вступает в контакт по своей инициативе; 3 балла
  Б) сам не вступает в контакт. 2 балла
18. Доводит ли ребенок начатое дело до конца?  
  А) да; 3 балла
  Б) не всегда; 2 балла
  В) не доводит. 1 балл
19. Ваш ребенок умеет играть самостоятельно в отсутствии взрослого?  
  А) да; 3 балла
  Б) не всегда; 2 балла
  В) не играет самостоятельно. 1 балл
20. Легко идет на контакт со взрослыми Ваш ребенок?  
  А) да; 3 балла
  Б) избирательно; 2 балла
  В) трудно. 1 балл
21. Есть ли у Вашего ребенка опыт совместной деятельности со взрослыми?  
  А) есть; 3 балла
  Б) недостаточно; 2 балла
  В) нет. 1 балл
22. Ваш ребенок уверен в себе?  
  А) да; 3 балла
  Б) не всегда; 2 балла
  В) нет. 1 балл
23. Адекватен ли ребенок к оценке своей деятельности взрослыми?  
  А) да; 3 балла
  Б) не всегда; 2 балла
  В) нет. 1 балл
24. Есть у ребенка опыт разлуки с близкими?  
  А) да, ребенок перенес разлуку сравнительно легко; 3 балла
  Б) тяжело; 1 балл
  В) такого опыта не имеет. 1 балл
25. Есть ли у ребенка очень сильная привязанность к кому-либо из взрослых?(если ест, указать к кому)  

Прогноз адаптации по среднему числу баллов: ребенок готов к поступлению в дошкольное учреждение – 3 – 2,6 баллов; ребенок условно готов – 2,5 – 2 балла; ребенок не готов к поступлению – 1,9 – 1,6 баллов

Наши рекомендации