Viii.1. психологическая характеристика деятельности в физическом воспитании
VIII. 1.1.Понятие опредмете психологии физического воспитания
Психология физического воспитания — это отрасль психологи' ческой науки, изучающая закономерности развития и проявления психики человека в специфических условиях физического воспитания.
Основная задача этой отрасли психологии — помочь рациональному решению практических вопросов общеоздоровительного, образовательного и воспитательного характера на основе анализа я си хо логических сторон деятельности в физическом воспитании. В процессе физического воспитания ребенок учится регулировать свои действия на основе зрительных, осязательных, мышеч-но-двигательных, вестибулярных ощущений и восприятий, у него развивается двигательная память, мышление, воля, способность к саморегуляции психических состояний. П. Ф. Лесгафт писал: «Органы чувств имеют такое прямое и непосредственное отношение к сознательной деятельности человека, что образование его совершенно немыслимо без возможно большего упражнения этих органов... поэтому насколько развиты палец (осязание), глаз, ухо и все воспринимающие извне органы, настолько же развит и ум -человека и, настолько человек в состоянии самостоятельно действовать... Развитие всех указанных способностей получается исключительно упражнением и составляет одну из главнейших задач физического образования. Отсюда возникает настоятельная необходимость для учителя «познакомиться с психологией движений»*. Для широкого распространения физической культуры среди разных слоев населения, и прежде всего среди детей и молодежи, исключительно важно формирование у них интересов, мотивов, потребностей к занятиям физическими упражнениями. Без развития этих личностных качеств, а также без положительного отношения к физической культуре невозможно решение тех важнейших государственных задач, которые были поставлены в решениях XXVII съезда КПСС, в Постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 11 сентября 1981 г. «О дальнейшем подъеме массовой физической культуры и спорта», где прямо указывается, что физическая культура и спорт должны войти в жизнь каждой семьи, а занятия физическими упражнениями стать развитой потребностью каждого советского человека.
VIII. 1.2. Деятельность в физическом воспитании и спорте
И в физическом воспитании, и в массовом спорте деятельноеп человека направлена на себя самого, на совершенствование свои:. физических и психических качеств, двигательных действий. Основ^ ная цель этой деятельности — физическое совершенствование, которое является неотъемлемой частью гармонического развита;, личности. Достижение основной цели требует ежедневных занятий, ежедневной специальной физической нагрузки. Эффектив-1 ность и систематичность занятий проявляется в определенном] уровне развития физических качеств и двигательных навыков.
Психологические основы обучения двигательным навыкам в физическом воспитании и спорте имеют много общего, но ест! у них некоторая специфика. Она зависит от тех психологических особенностей, которыми отличается деятельность в физическом воспитании от спортивной деятельности {табл. 3).
VIII.2. ВЗАИМОСВЯЗЬ ПСИХОЛОГИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ С ДРУГИМИ НАУКАМИ
Обучение двигательным действиям в физическом воспитании опирается на психологические закономерности, которые раскрыты в общей психологии. Их учет является необходимым условием ра-
циональной научно обоснованной организации занятий по физическому воспитанию.
Четкость мышечно-двигательных ощущений, их пространственных признаков (направления, формы, амплитуды), временных (быстроты), силовых (интенсивности напряжения и расслабления) необходима для формирования точных движений. Сознательная регуляция при сохранении равновесия является важнейшим условием формирования координации движений. Во время показа упражнения важны точность и полнота его зрительного восприятия. В процессе усвоения действия особая роль принадлежит зрительным и мышечно-двигательным восприятиям последовательности элементов, одновременности, длительности, темпа, ритма выполнения упражнений.
В представление о том или ином упражнении включены зрительные мышечно-двигательные, слуховые, тактильные, вестибулярные компоненты. Оно является эталоном, с которым постоянно сравнивается выполняемое действие. На основе этого сравнения в действие вносятся коррекции в случае его расхождения с программой. В этом проявляются программирующая и регулирующая функции представления при овладении двигательным действием. Мысленное выполнение упражнения в виде идеомотор-ных актов оказывает формирующее влияние на двигательные действия. В этом проявляется тренирующая функция представления.
Основу запоминания и воспроизведения двигательных действий составляет наглядно-образная и двигательная память. Важную роль играет также смысловое запоминание на основе понимания значения всех элементов действия, их связей и последовательности выполнения. Усвоение упражнения связано с механизмами долговременной памяти, следовательно, при обучении физическим упражнениям необходимо использовать общеизвестные мнемические приемы запоминания.
Использование закономерностей непроизвольного внимания важно для стимуляции двигательной активности особенно школьников. Вместе с тем физическое воспитание является одним из действенных средств развития произвольного внимания и его свойств. При обучении двигательным действиям предъявляются повышенные требования к устойчивости и концентрации внимания, а также к его переключению и распределению.
Мыслительные операции (анализ собственных действий и сравнение их с правильным выполнением, анализ и сравнение действий, выполняемых другими, абстракция — выделение отдельных, наиболее важных компонентов, обобщение нескольких упражнений по общим существенным компонентам) составляют основу осознанного овладения двигательными действиями.
Переживание чувства удовольствия от двигательной деятельности обусловливает потребность в систематических занятиях физическими упражнениями. Стенические эмоции, возникающие во время выполнения упражнений в соревновательных условиях, стимулируют к лучшему овладению действиями. Успешное коллек-
тивное выполнение упражнений (эстафеты, спортивные игры]! создает общий положительный эмоциональный фон, способствуем формированию чувства коллективизма, чувства гордости и чести";
В процессе воспитания воли на занятиях физической культурой необходимо учитывать особенности объективных трудностей вы-3 полнения тех или иных двигательных действий, субъективны^ трудностей, связанных с возрастными особенностями учащихся] направленность волевых усилий при выполнении тех или иных упражнений, специфические требования к проявлению волевых] качеств при выполнении конкретных физических упражнений.
Эффективность занятий физической культурой определяется некоторыми особенностями направленности личности. Основой] активизации двигательной деятельности учащихся на занятиям является поддержание на высоком уровне потребности в движе-j нии, в физической нагрузке, интереса к овладению новыми упражнениями и совершенствованию усвоенных. Активизация непосред--ственных и опосредованных мотивов занятий физической культурой наряду с формированием потребности и интересов обеспечи-j вает положительное отношение учащихся к занятиям.
Учет особенностей свойств нервной системы и темперамента имеет большое значение для эффективности обучения двигательным действиям. От силы нервной системы зависит высокая работоспособность ученика в условиях физической нагрузки. Подвижность нервных процессов во многом определяет быстроту и адекватность разнообразных реакций при выполнении различных двигательных заданий, своевременность выполнения команд. Уравновешенность нервных процессов помогает противостоять нервному перевозбуждению.
! Высокая степень развития различных черт характера, и прежде всего волевых — настойчивости, смелости, решительности и др.,— является важнейшей предпосылкой овладения самыми сложными двигательными действиями, преодоления трудностей, которые характерны для целого ряда упражнений.
Выявление и развитие двигательных способностей является тем
важным психологическим резервом, который может быть исполь
зован для быстрого и совершенного усвоения физических упраж
нений. -
Психология физического воспитания тесно связана с возраст- 1 ной психологией. Без глубоких научных знаний о закономерно- ] стях развития психики в различные возрастные периоды невозможно грамотно строить весь процесс физического воспитания.
Психология физического воспитания связана с педагогической . психологией, так физическое воспитание — это педагогический процесс обучения и воспитания, направленный на психическое и физическое совершенствование, на формирование личности обучающихся.
Психология физического воспитания непосредственно связана с социальной психологией, поскольку обучение и воспитание в процессе физического воспитания осуществляется в группе учащихся. Учет разнообразных, иногда очень сложных взаимоотношений в
этой группе, умение педагога правильно построить свои взаимоотношения с воспитанниками обеспечивают благоприятные условия для эффективного протекания процесса физического воспитания. Психология физического воспитания в изучении своего предмета опирается не только на данные психологической науки, но и на теоретические положения, систему понятий и практических рекомендаций по физическому воспитанию детей и молодежи, разработанные в теории и методике физического воспитания.