Тема: «Проблема конфликтов в младшем школьном возрасте»

Институт педагогики и психологии

Кафедра психологии

Реферат

Тема: «Проблема конфликтов в младшем школьном возрасте»

Исполнитель: студентка группы

4ПС -51 Лаврова А. И.

Руководитель: доцент кафедры психологии

Нифонтова О.В.

Череповец

В настоящее время выявлено противоречие между возрастающими требованиями учебного процесса и недостаточными функциональными возможностями младших школьников. Кроме того, в научной литературе нет точных данных, касающихся умений разрешать конфликты. Не выработана основная стратегия педагогической и психологической реабилитации детей, оказавшихся в трудной для себя конфликтной ситуации, которая позволила бы организовать их нормальное психическое развитие. Однако, как известно, неразрешенные проблемы и конфликты способствуют расстройству психики. В связи с этим именно в младшем школьном возрасте, когда активно формируются основные качества личности ребенка, особую значимость приобретает исследование способности разрешать конфликты. В процессе учебной деятельности младшие школьники оказываются в проблемных ситуациях, приводящим к конфликтам, к конструктивному разрешению которых они не готовы. У детей конфликтные ситуации не редки по причине задержки психомоторного развития, издержек проявления памяти, недостаточности внимания, недоразвития речи – то есть в целом низкими функциональными резервами организма, что отрицательно сказывается на социальной адаптации младших школьников и успешности их обучения. В связи свыше перечисленным, очевидно, что младшие школьники нуждаются в развитии способности разрешать конфликты. При достаточном количестве близких к данной теме исследований конфликтные проявления в разрезе коррекции поведения в детском возрасте остаются качественно не изученными, а содержание понятия не имеет чётких определений. Неоднозначность теоретических и эмпирических подходов до настоящего времени не позволяла осуществить обоснование способности разрешать конфликты в детском возрасте. В связи с этим проблема нуждается в более конкретном анализе. Способность разрешать конфликты является одним из проявлений социальной адаптации личности и способствует продуктивности в межличностном взаимодействии. Возникает необходимость проведения специального исследования способности разрешать конфликты,отражающие опыт детей.

Педагогические конфликты могут быть распределены по трем большим группам. В первую входят мотивационные конфликты, возникающие между учителями и учащимися по причине слабой учебной мотивации учащихся или, проще говоря, из-за того, что школьники либо не хотят учиться, либо учатся без интереса, по принуждению. Подобные конфликты разрастаются и в конечном итоге между учителями и учащимися возникают взаимная неприязнь, противостояние, даже борьба.

Значимы конфликты, связанные с недостатками в организации учебного процесса. (вторая группа). Имеются в виду четыре конфликтных периода, через которые проходят ученики в процессе обучения в школе. Так, первоклассник переживает довольно сложный и даже болезненный этап в своей жизни: происходит смена его ведущей деятельности (с игровой на учебную), меняется социальная позиция (из ребенка он превращается в школьника), возникают новые требования и обязанности. Психологическая адаптация к школе может длиться от трех месяцев до полутора лет.

Третью группу педагогических конфликтов составляют конфликты взаимодействий: учащихся между собой, учителей и школьников, учителей друг с другом, учителей и администрации школы. Данные конфликты происходят по причинам не объективного характера, а личностных особенностей конфликтующих, их целевых и ценностных ориентаций. Наиболее распространенными среди учащихся являются конфликты лидерства, в которых отражается борьба двух-трех лидеров и их группировок за свое первенство в классе.

Наиболее распространенной проблемой в младших классах является так называемая «школьная дезадаптация», т.е. отклонения в учебной деятельности школьника, проявляющиеся в виде затруднений в обучении, конфликтов с одноклассниками, нарушении дисциплины. Симптомы школьной дезадаптации могут не сказываться отрицательно на успеваемости и дисциплине учащихся, но при этом могут проявляться либо в субъективных переживаниях, либо в форме ряда психогенных нарушений, среди которых можно выделить неадекватную реакцию на проблемы и стрессы, конфликты с окружающими, резкий спад интереса к учебе и повышенную тревожность.

По содержанию среди видов конфликтов, возникающих у детей младшего школьного возраста, наиболее распространенными являются педагогические конфликты дидактического характера: детям приходиться отстаивать свое право на более высокую отметку или выражать неудовольствие по поводу низкой (В.В.Давыдов, 2000; В.Н.Дружинин, 1999; А.Н.Романин, 1999; В.А.Сластенин, 2007;Ю.И.Юричка, 2006)

В зависимости от способа разрешения конфликтного взаимодействия для младших школьников характерно следующее. При насильственно разрешаемых способах наиболее агрессивное состояние характерно для младших школьников, склонных к проявлению сверхвозбуждения. У них наблюдается неуправляемость действий. Для младших школьников , для которых характерно торможение и растерянность присуща стратегия избегания конфликтных ситуаций. Дети , которые вносят дезорганизованность и излишнее возбуждение -их проблема чаще остается неразрешенной. Причем, при ненасильственном способе разрешения конфликтов наибольшую стабильность и конструктивность обнаруживают опять же эти дети. Дети беспокоятся, тревожатся, испытывают чувство вины, замыкаются на своих переживаниях, испытывают страх, ориентируясь на результаты своей учебной деятельности.

Наши рекомендации