Вопрос 16. Современное представление о теоретических и эмпирических методах в психологии
Сегодня в научной (академической) психологии не говорят отдельно о теоретической и эмпирической ее ветвях, а сопоставляют разные методы эмпирической проверки теоретических гипотез. Теоретические и эмпирические методы в психологии имеют ту общую цель, что они направлены на получение научного психологического знания. Это знание включает как формулирование психологических законов, так и выявление эмпирических закономерностей или опытных данных, на основе которых возможна проверка теоретических обобщений.
Одним из вариантов самой общей классификации теоретических методов можно считать следующий: «...
1) дедуктивный (аксиоматический и гипотетико-дедуктивный), иначе — восхождение от общего к частному, от абстрактного к конкретному. Результат — теория, закон и др.;
2) индуктивный — обобщение фактов, восхождение от частного к общему. Результат — индуктивная гипотеза, закономерность, классификация, систематизация;
3) моделирование — конкретизация метода аналогий, "трансдукция", умозаключения от частного к частному, когда в качестве аналога более сложного объекта берется более простой и (или) доступный для исследования. Результат — модель объекта, процесса, состояния».
В современной систематике важно учитывать разведение понятий метода и методики. Если метод отличает путь познания, способ сбора эмпирических данных как структуру эмпирического исследования, то методика характеризует способ, или «технику», фиксации психологических показателей или управления ими. Классификации методик обычно представлены в практикумах, поэтому здесь мы назовем только основные методы психологического исследования. Их различия заданы:
во-первых, особенностямипсихологических гипотез, эмпирическая проверка которых строится на основе разных схем профессиональных размышлений психолога. Так, различают гипотезы описательные и объяснительные, гипотезы о развитии, гипотезы каузальные (или причинно-следственные), гипотезы о связях между переменными (проверяются в корреляционных исследованиях), количественные гипотезы — о виде функциональной зависимости — и ряд других.
Во-вторых, различные методы отличает определенное отношение к изучаемым процессам — активное (вмешательство в изучаемый процесс — это характеризует любой психологический эксперимент) или пассивное (фиксация проявлений той или иной психологической реальности — тогда это методы наблюдения, корреляционного подхода, объединяемые в класс пассивно наблюдающих).
В учебной литературе сложилась традиция отдельного представления методов наблюдения, психологического измерения, психологического эксперимента и методов психодиагностики (как совокупности разных по основаниям психодиагностических средств).
Первые три группы методов раскрываются как средства получения (воспроизводства) психологических знаний в исследовательских целях — целях изучения психологической реальности, раскрытия психологических закономерностей, построения и проверки обобщенных (теоретических) представлений о ней.
Наряду с представлением структуры и основ планирования психологического эксперимента при этом также обсуждаются отличия других, неэкспериментальных путей получения достоверных эмпирических данных.
Отметим специфику психодиагностики по отношению к названным ранее методам. Решение диагностических задач психологом означает достижение целей обследования. Служащие этому психодиагностические методы отличаются использованием иных профессиональных нормативов отношения к опытным данным эмпирических исследований, чем сложившиеся в экспериментальном подходе, с иным соотнесением теоретических гипотез и способов организации.
Кроме собственно психодиагностического инструментария данные наблюдения, эксперимента или беседы также могут служить целям постановки психологического диагноза.
В последние годы психологи стали уделять особое внимание методу, объединившему под названием «квазиэксперимент» довольно разные схемы сбора данных. Можно сказать, что квазиэксперименты — это совокупность исследований, занимающих промежуточное место между экспериментальным и корреляционным исследованиями. Как и эксперимент, квазиэксперимент нацелен на проверку причинно-следственных гипотез. Как и в корреляционном исследовании, в квазиэкспериментальном может не достигаться контроль над экспериментальным фактором или другими условиями, поэтому общим определением этого понятия будет следующее: квазиэксперимент — это эксперимент с ограничениями в формах контроля за переменными.
Методы, лежащие в основе построения таких исследований, как лонгитюдные, кросскультурные, психогенетические и ряд других, могут быть условно отнесены к квазиэкспериментальным именно по критерию ограничения форм контроля [Методы исследования в психологии: квазиэксперимент.
Ориентировка на указанные подходы не исчерпывает других возможных принципов классификации методов психологического исследования и обследования. При этом методы психологического исследования не следует путать с представлениями о методах обработки данных. Последнее происходит, в частности, в связи с обращением психологов к определенным мерам установления связей между переменными — ковариации или корреляции между переменными.
Экспериментальный метод занял особое место в выделении психологии в самостоятельную науку. Если метод интроспекции рассматривался как предполагающий субъективную интерпретацию эмпирических данных о состояниях сознания, то переход к экспериментированию поставил вопрос о возможности и критериях объективного знания в психологическом исследовании. Внешнее наблюдение, или экстероспекция, Так же как и любые формы самоотчетов, является лишь поставщиком эмпирических данных. И эти данные, так же как и экспериментальные, служат цели эмпирической проверки психологических гипотез. Однако пути обобщений при использовании разных методов существенно отличаются. Эксперимент в системе психологических методов выступает в качестве идеальной точки отсчета, по отношению к которой обсуждаются способы сбора данных и ограничения обобщений на основании применения других.
В экспериментальном методе главное — не обращение к факту как к таковому, а процедура его установления и та логика рассуждения, в рамках которой извлекается научное знание.
Эксперимент предполагает активное вмешательство в изучаемые процессы и явления, при этом реализуется выполнение условий причинного вывода, сформировавшихся в естественно-научной исследовательской парадигме. Но психологическая причинность может пониматься иначе, чем причинность в материальном мире, поэтому реконструкции психологической реальности необходимо включают опору на положения той или иной психологической теории.
Реализация разных форм экспериментального контроля обусловливает возможности и ограничения выводов (контроль выводов). Но гипотетико-дедуктивный характер экспериментального рассуждения е предполагает доказательства истинности гипотез, поскольку любые импирические закономерности допускают их выводимость из другой теории (пусть даже пока не сформулированной). Итак, экспериментальный метод предполагает верификацию (опытную проверку) и фальсификацию гипотез (отвержение гипотезы как несоответствующей опытным данным). Экспериментируя, исследователь разрабатывает определенные экспериментальные модели, отражающие его понимание причинно-следственных отношений в изучаемой системе переменных, репрезентирующих изучаемую психологическую реальность.