Простейшие психические явления
Психические явления и жизнь.Известно, что жизнь во многих ее простейших, биохимических проявлениях вполне может существовать и без психики. Также очевидно и то, что жизнь в ее высших проявлениях, по меньшей мере на уровне животных и человека, существует вместе с психикой и неотделима от нее. В связи с этим правомерно ставить вопросы о том, как жизнь и психические явления оказались связанными друг с другом и каким образом они взаимодействуют друг с другом на современном уровне развития как самой жизни, так и психики. Очевидно, что ответы на данные вопросы не будут простыми хотя бы по той причине, чтоученые ищут их уже почти 400 лет и до сих пор найти не могут. По крайней мере, речь идет о таких ответах, которые полностью бы устроили современное научное мышление.
На протяжении истории человечества возникли и активно обсуждались несколько точек зрения по данным вопросам. Первая точка зрения фактически отождествляла психические явления и жизнь. Это, было в древние времена, когда еще только зарождались науки (I тыс. до н.э.), в том числе науки о природе и наука о душе, предшественница современной психологии. В то время все существующее в мире не разделялось на живое и неживое. Как живому, так и неживому приписывались такие качества, как движение и температура. Эти же качества приписывались самой душе. Таким образом, душа и жизнь фактически понимались как одно и то же.
В XVII в. жизнь и душа оказались разделенными. Это произошло вследствие того, что старое воззрение на мир, основанное на идее о всеобщей одухотворенности материи, сменилось новым, механистическим мировоззрением. Мир стали понимать как сложно устроенную машину, и эта точка зрения вскоре была распространена на понимание устройства и работы живого организма.
Было открыто существование различных видов физической энергии, с помощью которых стали объяснять движения, температуру и другие явления материального мира, которые раньше приписывались душе. Становилось очевидным, что физическая энергия и душа — это разные вещи.
Исходя из понятия физической энергии стало возможным объяснить процессы, происходящие в неживой природе и в растениях, но применительно к животным и особенно к человеку такое объяснение казалось недостаточным. Душу как источник движения оставили за человеком и животными и объявили особой сущностью, отличающейся от биологических явлений жизни (жизнь, начиная с этого времени, стала пониматься как сложные биохимические процессы, происходящие в организме). С XVII в. возникла проблема взамодействия души и тела, или проблема связи психических явлений и жизни, которая в истории психологии получила название психофизической проблемы1.
1 Иногда эту проблему называют также психофизиологической, имея в виду, что в ее постановке и решении речь фактически идет о том, как в организме взаимодействуют психика и происходящие в нем физиологические
процессы.
Современное решение психофизической проблемы заключается в следующем. Психические явления — это те же явления жизни, что и физиологические явления, но возникающие только на высших уровнях развития самой жизни, то есть лишь в жизни животных и человека. В растительном мире и тем более в неживой природе психических явлений нет. В то же время признается, что жизнь существует и на уровне растений.
Психические явления в своих высших проявлениях характерны только для живых организмов, которые имеют развитую нервную систему, так как по современным представлениям нервная система, в частности головной мозг, является органом психики2.
2 Существует, правда, точка зрения, согласно которой элементарные психические явления имеются у простейших животных, не обладающих нервной системой. Но данная точка зрения сомнительна, во-первых, потому, что неизвестно, что в этом случае служит органом психики; во-вторых, потому, что она основана на отождествлении психических явлений с условными реакциями на биологически нейтральные раздражители, а такие реакции носят чисто физиологический характер и отличны от ощущений, которые выступают в качестве элементарных психических явлений; в-третьих, по той причине, что простейшим животным в данном случае без достаточных экспериментальных доказательств приписываются ощущения.
В самих живых организмах психические явления представляют собой особый вид энергии, связанный с теми сложными процессами, которые происходят в центральной нервной системе. Эта энергия (ее условно мы назвали психической) регулирует соответствующие жизненные, биохимические процессы и через них — активность, поведение и целенаправленную деятельность организма. Таким образом, психика представляет собой порождение жизни и участвует в регуляции связанных с ней процессов на высших уровнях существования жизни.
Что представляют собой простейшие психические явления.Простейшими психическими явлениями считаются ощущения, то есть специфические, элементарные переживания (не обязательно осознаваемые), которые возникают в результате воздейстия различных видов энергии на организм изнутри или извне.
Если источником ощущений является сам организм, то ощущения отражают происходящие в нем процессы и состояние организма в данный момент времени. Если же источником ощущений выступает внешний по отношению к организму человека или животного мир, то в этом случае ощущения представляют значимые для человека или животного воздействия внешнего мира.
Все психические явления, в том числе и простейшие, выступают как субъективные или идеальные явления, то есть как существующие только у живого организма — субъекта некоторого рода целенаправленной активности. Такие явления следует отличать от объективных явлений, которые существуют независимо от субъекта жизненной активности, в окружающем мире или внутри его организма, и могут изучаться естественными науками. Субъективные или психические явления описываются с помощью психологических терминов, а объективные явления — с помощью терминов, используемых в других науках, например в физике, химии, биологии.
Когда и при каких условиях могла возникнуть психика.А на самом ли деле психика когда-то возникла? Может быть, она существует и существовала вечно, как, например, это признается по отношению к материи?
Есть несколько оснований утверждать, что психика когда-то все же возникла, причем, наверное, уже после того, как возникли мир и жизнь на Земле. Первое из этих оснований состоит в том, что психика неразрывно связана с жизнью, а жизнь существует на Земле, которая, в свою очередь, имеет свою историю, длительностью явно уступающую истории существования Вселенной. Второе основание заключается в том, что вначале на Земле появились растения и только затем животные, которым свойственны психические явления. Наконец, в-третьих, мы выяснили, что высокоразвитые психические явления присущи не всем животным, а только тем, у которых есть нервная система. История ее становления изучена достаточно хорошо, и эта история занимает гораздо меньше времени, чем история существования жизни животных и человека.
Каким образом взаимосвязаны психика и поведение животных.Возможно, что поведение и психика животных связаны так же, как психика и поведение человека. В пользу правомерности такого предположения говорят следующие факты. Во-первых, человек и животные являются ступенями единой эволюционной системы, то есть имеют общее происхождение. Во-вторых, у человека и животных имеется много общего в строении организма и центральной нервной системы. В-третьих, весьма похожи физические и физиологические процессы, происходящие в нервной системе человека и животных. Именно на эти соображения обычно опираются ученые, судя о психике животных по объективным признакам, аналогичным тем, которые используются при изучении психики человека.
Однако далеко не все объективные признаки, подходящие для характеристики свойств психики человека, годятся для анализа психики животных: ведь кроме общего в строении организма человека и животных есть и различное. Это касается, например, строения головного мозга. У человека новая часть коры головного мозга представлена гораздо больше, чем у всех животных, включая высших, человекообразных обезьян. Да и органы чувств человека, например его орган зрения и орган слуха, отличаются по строению от аналогичных органов животных. Следовательно, уверенно судить о психике животных можно только по тем объективным признакам, которые связаны с идентичными для человека и животных телесными органами. Если говорить более конкретно, то в научных исследованиях и в жизненных практических наблюдениях за животными мы можем судить об их психике в основном по следующим объективным признакам:
1. По двигательным реакциям на те или иные внешние воздействия, которые вызывают соответствующие психические явления. К примеру, вывод о том, что у животного есть образ некоторого предмета, мы можем сделать на основании того, что животное вполне определенным образом реагирует на данный предмет, причем его реакция на этот предмет отличается от реакции на другой предмет.
Мы можем подключить к телу животного приборы, которые зафиксируют определенные органические реакции, аналогичные реакциям человека, сопровождающим психические явления: изменение давления крови, частоты пульса, частоты дыхания, электрической активности мозга.
Однако такой подход годится только для высших животных, которые по поведению и по строению тела имеют много общего с человеком. Он мало подходит для изучения психики низших животных, и здесь мы можем только с известной долей вероятности предполагать, имеют ли место те или иные психические явления.
Тем не менее ученых давно уже интересует не только вопрос о том, есть ли психика у животных, но и вопрос о том, чем психологически отличаются друг от друга животные, находящиеся на разных ступенях эволюционного развития.
Какие основные психические явления и виды поведения свойственны животным, находящимся на разных ступенях эволюции.Над этим вопросом ученые стали задумываться, когда из психологии выделилась и превратилась в самостоятельную отрасль психологической науки зоопсихология. Это произошло в конце XVIII — начале XIX в. Однако более или менее полная картина, представляющая психические явления, которые свойственны животным, находящимся на разных ступенях эволюции, сложилась лишь к середине XX в.
Среди отечественных ученых к этому времени оформилась точка зрения А. Н. Леонтьева, уточненная К. Э. Фабри. Они выделили ряд стадий и уровней развития психики животных, которые можно представить следующим образом, начиная с низших и кончая высшими животными.
1. Стадия элементарной сенсорной психики.
Она характеризуется наличием у животных высокоразвитой чувствительности к различным видам энергии, в том числе к тем видам энергии (раздражителям, говоря словами Леонтьева), которые не имеют непосредственного биологического значения для организма животного и выполняют в основном только сигнальную функцию. Этой чувствительности соответствуют простейшие ощущения и связанные с ними сравнительно простые формы поведения. Среди них: элементарные двигательные реакции, возникающие в ответ на соответствующие ощущения.
Внутри этой стадии можно выделить два уровня психического развития, на которых находятся животные. Первый уровень характеризуется недифференцированной чувствительностью к различным воздействиям, а также слабой, не целенаправленной и неорганизованной активностью. На этом уровне развития находятся простейшие, обладающие зачатками нервной системы, многоклеточные организмы, живущие в водной среде.
Второй уровень стадии элементарной сенсорной психики отличается от первого уровня тем, что здесь уже представлена разнообразная, дифференцированная чувствительность, имеются некоторые специализированные органы чувств и целенаправленная двигательная активность, причем эта активность выходит за пределы водной среды и распространяется на сушу (ползанье по суше, рытье в грунте). На втором уровне развития элементарной сенсорной психики находятся брюхоногие моллюски (улитки), высшие, кольчатые черви, некоторые другие, сравнительно просто устроенные беспозвоночные.
2. Стадия перцептивной психики.
Она характеризуется наличием психики в виде образов, в форме простых эмоциональных переживаний и, наверное, идей, содержащих в себе принцип решения некоторой задачи, а также научения, то есть способности приобретать, сохранять, использовать и распространять жизненный опыт на решение новых задач. На этой стадии находятся все животные, кроме тех, которые рассматривались на стадии элементарной сенсорной психики. Фактически большинство из ныне известных животных находятся именно на второй стадии развития, поэтому в ней выделяются сразу три уровня1.
Первый уровень этой стадии характеризуется возникновением у животных простейших образов воспринимаемых ими предметов, то есть объединением или интеграцией отдельных ощущений в целостные образы. Речь здесь может, по-видимому, идти только об объединении в образы ощущений одинаковых модальностей2, например только зрительных, только слуховых или только обонятельных. Животные, находящиеся на этом уровне развития, ведут активный, целенаправленный образ жизни, поиск необходимых для поддержания и развития их жизни веществ и воздействий, а также умело избегают вредных воздействий. У них достаточно развито защитное поведение.
Однако, несмотря на хорошо развитые, довольно сложные формы поведения и движения, выполняемые в различных средах обитания (вода, воздух, земля, под землей), эти формы поведения и движения представляются негибкими, то есть имеют характер генетически запрограммированых, не изменяющихся инстинктов. На данном, первом ровне развития перцептивной психики находятся выс-ие беспозвоночные животные (членистоногие и головоногие моллюски), рыбы и другие низшие позвоночные, а также насекомые.
Второй уровень перцептивной психики характеризуется интеграцией ощущений разных модальностей в целостные образы и, кроме того, «пониманием» связей, существующих между предметами и явлениями, к которым относятся эти образы. Помимо чисто биологической активности, связанной с удовлетворением органических потребностей у животных, находящихся на этом уровне, отмечается и так называемая исследовательская активность, направленная на познание окружающего мира, то есть своеобразное любопытство. Здесь кроме инстинктов имеется и развитая способность к научению. На втором уровне развития перцептивной психики находятся птицы и некоторые млекопитающие.
Третий уровень перцептивной психики характеризуется складыванием у животных определенной «картины мира» на основе интегрированных образов предметов и явлений окружающей действительности, а также способностью решать задачи, находить оптимальный выход из довольно сложных жизненных ситуаций, в том числе тех, для которых нет врожденных форм поведения (инстинктов) и которые не встречались в прошлом опыте животного.
На этом уровне развития находятся большинство хищников и млекопитающих, за исключением высших животных: собак, дельфинов, человекообразных обезьян.
3. Стадия человекоподобного интеллекта. Находящиеся на этой стадии животные демонстрируют порой настоящие интеллектуальные способности, чем-то напоминающие человеческое мышление, в частности те его формы, которые наблюдаются у детей до 3-летнего возраста.
В активности животных, находящихся на этой стадии, четко выделяются два этапа: ориентировочно-исследовательский и исполнительский. На первом, ориентировочно-исследовательском этапе животное пытается по-разному решить возникшую задачу, а также изучает условия, в которых эта задача возникла (готовит новое, предстоящее ее решение). На втором, исполнительском этапе животное реализует уже найденное, новое, правильное решение и быстро достигает поставленной цели.
Животные способны самостоятельно переносить
однажды найденные решения задачи на новые условия и ситуации, хотя возможности переноса по сравнению с человеком еще весьма ограничены. На данной стадии животные способны изготавливать и использовать в своей практической деятельности, связанной с удовлетворением потребностей, элементарные орудия. Для них характерна развитая система общения и свой внутривидовой язык. Они также способны в определенной степени понимать жесты, мимику и пантомимику человека и общаться на этом уровне с людьми.
К этой стадии относятся собаки, обезьяны, дельфины. Исследованию их психики ученые в последние несколько десятков лет уделяют наибольшее внимание, но пока что психологические возможности этих животных полностью не изучены. Поэтому и уровни психического развития внутри данной стадии до сих пор четко не определены.
Что представляют собой высшие достижения психологического и поведенческого развития животных.Отвечая на этот вопрос и тем самым кратко подводя итог сказанному выше, можно констатировать следующее. Высшие достижения в психическом и поведенческом развитии животных выглядят так:
1. Животные обладают ощущениями и восприятием.
2. Животные имеют внимание и память.
3. У животных есть элементарные формы интеллекта.
4. Животные располагают сложными, инстинктивными формами врожденного, приспособительного поведения.
5. Животные способны к приобретению жизненного опыта, то есть к научению.
6. Животные, по-видимому, могут переживать элементарные эмоции, связанные с удовлетворением их биологических потребностей.
7. У высших животных, вероятно, есть некоторая, своеобразная «картина мира».
8. Животные могут общаться между собой и в какой-то степени с человеком. У них есть свой внутривидовой и межвидовой «язык», представляющий собой систему условных сигналов, выражающих состояния животного и его отношение к тому, что происходит вокруг него.
9. Животные живут сообществами, внутри которых наблюдается дифференцированная система отношений, чем-то напоминающая отношения, существующие в примитивных человеческих сообществах (сообществах первобытных людей).