Анатомо-физиологический механизм рефлекторной деятельности

Принципиальная функциональная схема анализатора представлена на рисунке 4:

Анатомо-физиологический механизм рефлекторной деятельности - student2.ru

Рис.4. Механизм рефлекторной дуги (1–2–3–4–5).

Механизм рефлекторного кольца (1–2–3–4–5–6–7–I):

1 – рецептор, 2 – афферентный нервный путь, 3 – центральное звено, 4 – эфферентный нервный путь, 5 – эффектор, 6-7 – канал обратной связи

В исследованиях П.К. Анохина показано, что рефлекторное кольцо и принцип корреляции являются универсальными механизмами саморегулирования всего более или менее сложного поведения животных и человека, и, чем выше уровень (развития психики, тем совершеннее этот механизм. Он вводит понятие акцептора действия, под которым понимает аппарат, принимающий обратную аффектацию и сопоставляющий ее с тем, что должно составлять конечный результат действия.

Образование акцептора действия ученый рассматривает как выражение опережающего отражения внешнего мира. В результате этого формируется возможность отражать воздействующий на организм мир с опережением того, что лишь будет в нем совершаться в последующем, т.е. с опережением только еще предстоящих явлений. Необходимым условием формирования акцептора действия является, согласно Анохину, афферентный синтез, представляющий собой обработку информации, поступающей из внешнего мира. Это открытие позволяет психологии глубже понять оценивающий результат поведения, механизмы возникновения образов воображения, творческого мышления и т.п.

Вопросы, близкие к освещаемым в работах П.К. Анохина проблемам, составили предмет исследования Н.А. Бернштейна в предлагаемом им принципе сенсорной коррекции. Сущность этого принципа заключается в том, что регулирование осуществляется на основании данных сравнения поступающей в мозг информации от проприорецепторов и программы движения. Последующие психофизиологические исследования (Е.Н. Соколов и др.) имели важное значение для понимания двигательной активности и понимания механизмов отдельных психических закономерностей.

Значительный вклад в решение соответствующих вопросов внесли отечественные нейропсихологи. Среди которых особо следует отметить исследования А.Р. Лурия, посвященные проблеме локализации психических функций. Предметом исследований, проведенных им и его сотрудниками, являются, с одной стороны, нарушения психических процессов при тех или иных локальных поражениях мозга и, с другой, восстановление нарушенных функций. Объектом изучения были самые различные функции: сенсорные, двигательные, мнемические и т.д.

Обильный материал, собранный при исследовании больных с различными мозговыми поражениями, позволил опровергнуть существующее представление о строгом закреплении локализации отдельных психических функций за определенными участками мозга. Поражение какого-либо участка мозга практически никогда не ведет к выпадению какой-либо одной изолированной психической функции, а приводит к нарушению целой группы процессов. Это дало основание говорить о наличии сложной функциональной системы, включающей различные области коры головного мозга, ствола и подкорки.

Функциональная организация человеческого мозга, по современным взглядам нейропсихологии (А.Р. Лурия), включает три основных блока: I – энергетический блок, поддерживающий тонус, необходимый для нормальной работы высших отделов коры головного мозга (расположен в верхних отделах мозгового ствола), II – блок приема, переработки и хранения информации (включает задние отделы обоих полушарий, теменные, затылочные и височные отделы коры), III - блок, обеспечивающий программирование, регуляцию и контроль деятельности (лобные отделы коры). При повреждении функций I блока внимание становится неустойчивым, появляются безразличие, сонливость. Нарушение нормальной работы II блока приводит к потере чувствительности кожной и глубокой (проприоцептивной), теряется четкость движений и т.п. Поражение III блока приводит к дефектам поведения, изменениям в сфере движений.

Локальные поражения мозга дают богатый материал для изучения отдельных зон (исследования А.Р. Лурия). Установлено, что нарушение левой височной доли нарушает слуховую память. Такой больной может хорошо ориентироваться в условиях задачи, устанавливать логические отношения, но не может использовать прошлый опыт.

При поражении теменной и затылочной долей интеллектуальная деятельность остается осмысленной, но затрудняется установление временных отношений.

При поражении лобных долей оказывается возможным выполнение отдельных логических операций, но невозможно спланировать ход решения задачи, выпадает ориентировочная основа действий.

Следует отметить и то, что в функциональной организации мозга человека и животных наблюдаются существенные различия. В то время как у животных оба полушария равноценны, у человека левое является доминирующим (как правило), а правое – подчиненным, что можно связать с ведущей ролью правой руки (у левшей это доминирование или стирается, или переходит к правому полушарию). В левом полушарии располагаются речевые центры, причастные к регулированию сложных форм поведения и деятельности. Поражение их приводит к нарушениям логико-грамматических операций (семантическая афазия) и творческих форм мышления, в то время как поражение соответствующих зон правого полушария нарушает образные компоненты восприятия и эмоциональные процессы. На основании всей совокупности накопленных наукой данных можно предполагать, что работа левого полушария мозга человека более дифференцирована по сравнению с работой правого.

Литература

1.Анохин П.К. Кибернетика и интегративная деятельность мозга // Вопр. психологии. 1966. №3. С. 10-31.

2.Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М., 1986. С. 79-101.

3.Введение в психологию/Под ред. А.В. Петровского. М., 1996.

4.Гроф С. За пределами мозга. М., 1992.

5.Данилова Н.Н., Крылова А.П. Физиология высшей нервной деятельности. М., 1989, С. 24-45,76-95.

6.Естественно-научные основы психологии. М., 1978. С. 24-139.

7.Лурия А.Р. Эволюционное введение в психологию. М., С. 93-125.

8.Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы. М., 1963. Т. 1. С. 113-138.

9.Немов Р.С. Психология. М, 1992, Т.1.

10.Сеченов И.М. Рефлексы головного мозга// Избранные философские и психологические произведения. М., 1952. С. 124.

11.Симонов П.В. Мотивированный мозг. Высшая нервная и естественнонаучные основы психологии. М., 1987. С. 169-209.

12.Соколов Е.Н. Нейронные механизмы памяти и обучения. М., 1981. С. 5-39.

13.Чуприкова Н.И. Психика и сознание как функции мозга. М., 1985. С. 16-62, 77-104.

План-задание для самостоятельной работы

1. Для закрепления материала по теме и овладения приемом самозачета проверьте уровень усвоения следующих понятий (см. гл. 1, п. 5): акцептор действия, анализатор, афферентация, «блоки» мозга, обратная связь, рефлекс, рецептор, функциональная система, эффектор.

2. Подготовьте реферат на тему «Психика как результат работы мозга», используя следующую литературу: 6, с. 24-139; 11, с. 169-209; 13, с. 16-62, 77-104.

3. Законспектируйте работы 7, с. 93-125; 8, с. 113-138 и письменно ответьте на вопрос «Что нового внес А.Р. Лурия в понимание мозговой организации психической деятельности человека?»

4. Изобразите графически психофизиологические модели, объясняющие взаимодействие физиологических и психологических факторов в управлении жизнедеятельностью и поведением человека (1, с. 10-31; 2, с. 79-101; 4; 5, с. 24-45, 76-95; 12, с. 5-39).

5. Решите следующие психологические задачи:

а) Студентам 1 курса обычно говорят, что приветствовать лектора, когда он входит в аудиторию, полагается только один раз. Тем не менее некоторые из них встают и при вторичном появлении лектора. С течением времени это исчезает. Каков физиологический механизм данного факта?

б) Известно, что когда баскетболист начинает играть в футбол, то первое время он часто хватает мяч руками, нарушая тем самым правила игры. Через некоторое время спортсмен перестает совершать эту ошибку. Каков физиологический механизм этих явлений?

в) Согласно правилам поведения учащихся в школе они должны продолжить свою работу до тех пор, пока учитель скажет: «Урок окончен», даже если звонок прозвенел раньше. Однако. Очень часто звонок в конце урока сразу вызывает у школьников оживление, желание активно двигаться, они прекращают работу, пытаясь выйти из класса. Развитие какого физиологического процесса требуется для устранения этих нарушений дисциплины?

Объясните с точки зрения закономерностей высшей нервной деятельности явления, выражающиеся в педагогической практике:

Почему:

§ учащиеся на однообразные замечания не реагируют;

§ ученик теряется у доски, хотя знает материал;

§ увлеченные каким-либо делом учащиеся ничего не замечают вокруг;

§ после длительного сидения у телевизора трудно уснуть.

Наши рекомендации