Подготовка заключения об уровне психологического развития ребёнка младшего школьного возраста
Заключение об уровне психологического развития ребенка младшего школьного возраста делается на основе анализа и обоб-
9*
Часть 1. Психологическая диагностика
щения данных, получаемых в результате исследования его познавательных процессов, личности и межличностных отношений. Основанием для такого заключения являются данные, представленные в соответствующей Карте индивидуального психологического развития ребенка младшего школьного возраста, форма которой показана в таблице 13.
Пользуясь данными о ребенке, показанными в этой карте, психолог может ответить на следующие вопросы:
1. Готов ли данный ребенок к обучению в школе?
2. В каком отношении он готов и не готов к обучению в школе?
(В ответах на эти два вопроса имеются в виду дети, поступаю
щие в школу.)
Готовым к обучению считается ребенок, чьи показатели уровня развития познавательных процессов восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления и речи по данным Карты индивидуального психологического развития находятся на уровне не ниже 5 баллов(речь идет в данном случае только о количественных оценках). Недостаточно готовыми к обучению в интеллектуально-познавательном плане считаются дети, чьи показатели степени развитости познавательных процессов составляют 3-4 балла.Если же показатель 2 баллаи ниже, то такой ребенок считается совершенно не готовым к школьному обучению в обычной, нормальной школе
Особо хорошо подготовленными к обучению считаются дети, чьи показатели уровни развитости познавательных процессов превысили 7 баллов,а те, у кого соответствующие показатели оказались равны 9 баллам и выше— способными.
Личностная готовность ребенка к школьному обучению определяется аналогичным образом по показателям, представленным в соответствующих графах Карты индивидуального психологического развития («Личностные черты» и «Индивидуальные межличностные особенности ребенка...»).
По итогам комплексного психодиагностического обследования детей дошкольного и младшего школьного возраста при помощи методик, подробно описанных в 7 и 8 главах книги, рекомендуется делать определенные психолого-педагогические выводы о каждом ребенке и на их основе давать родителям, учите-
Глава 4. Методы психодиагностики младших школьников
лям и воспитателям конкретные рекомендации по повышению уровня психологического развития ребенка. Соответствующие выводы и рекомендации также представляются в виде таблицы (табл. 14), где отмечаются наиболее развитые у данного ребенка психологические свойства, наименее развитые психологические свойства, другие особенности, отмеченные у него в ходе проведения психодиагностического обследования.
На основе всего этого вырабатываются общие психолого-педагогические рекомендации по индивидуальной работе с данным ребенком, которые также фиксируются письменно для памяти в этой же таблице. Кроме того, в таблице отмечаются и особые, специальные психолого-педагогические рекомендации, касающиеся индивидуальности данного ребенка. Завершается соответствующая работа письменными отметками о том, кому и когда эти выводы и рекомендации были сообщены, а также — данными о том, были ли они в дальнейшем реализованы.
Контрольные вопросы
1. Трудности проведения психодиагностики в младшем школьном возрасте.
2. Учет индивидуальных психологических различий в выборе методик диагностики в младшем школьном возрасте.
3. Соотношение игровых и деловых ситуаций при проведении практической психодиагностики младших школьников.
4. Особенности применения различных тестов в младшем школьном возрасте.
5. Общая характеристика стандартизированного комплекса психодиагностических методик для детей младшего школьного возраста.
6. Чем определяется психологическая готовность детей к обучению в школе и каким образом она оценивается?
7. Способы оценки общей ориентации ребенка в мире при поступлении в школу и его мотивационно-познавательной готовности.
8. Методы оценки внимания детей младшего школьного возраста.
Таблица 13 Карта индивидуального психологического развития детей, поступающих в школу, и младших школьников
Фамилия и имя ребёнка____________________
Возраст ребёнка (к моменту первого обследования)____________________________
Группа д/с или класс______________________
Общая ориентация в окружающем миреизапас бытовых знаний | Огноше- ниек обучению вшколе | Внимание | Память | |||||||||
прэдук-тивносгь и устойчивость | распределение | переключение | объём | зрительная | слуховая | опосредствованная | динамика процесса заучивания | |||||
объём | оперативная | объём | оперативная | продуктивность | динамичность | |||||||
Таблица 13 (продолжение)
Воображение | Мышление | Речь | ||||||
речевое «Вербальная фантазия» | художест- венно-плоскссга. «Рисунок» | художественно-объёмное «Скульптура» | определение понятий, объяснение причин, выявление сходства и различий | формирование понятий | умение .считать в уме | наглядно-действенное «Кубик Рубика» | наглядно-образное «Матрица Равена» | определение понятий |
Таблица 13 (продолжение)
Речь | Мотивация | Личностные черты (по тесту Р. Кеттела) | |||||||||||
пассивный словарный запас | активный словарный запас | мотивация достижения успехов | I | II | III | IV | V | VI | VII | VIII | IX | X | XI |
экс-тра-вер-сия | уверенность в себе | спокойствие | независимость | благоразумие | доб-росо-вест-носгь | смелость | практичность | оптимизм | самоконтроль | невозмутимость | |||
i
Таблица 13 (продолжение)
Индивидуальные межличностные особенности ребёнка (по мнениям родителей, учителей и воспитателей) | |||||||||||||||
общительность | орга-низа-тор-ские способности | взаи-моот-ноше-нияс детьми | альтруизм | эмпа-тия | агрессивность | бес- по- мощ- ность | обидчивость | спра-вед-ли- вость | правдивость | вежливость | послушание | само-стоя-тель-ность | нас- той- чи- вость | трудолюбие | уверенность в себе |
Таблица 14