Общее понятие о деятельности

Движение и действие.

Знания, умения, навыки.

Психологическая характеристика деятельности.

Основные виды деятельности.

1. /. Общее понятие о деятельности

Деятельность человека - сложное явление. Различные стороны ее изучаются разными науками. Психология изу­чает психическую сторону деятельности.

Находясь в бодрствующем состоянии, человек всегда чем-то занят, что-то делает: читает, играет, трудится, раз­мышляет и т.д. Жить - это значит действовать. Каким бы трудом ни занимался человек, он является деятелем, со­зидателем, творцом. В деятельности раскрываются глубина ума человека, сила его переживаний, воображение, спо­собности, черты характера. О человеке судят по его делам и поступкам.

Под деятельностьюпонимается активность человека, направленная на достижение сознательно поставленной цели. Всякая деятельность человека определяется целями, задачами, которые он перед собой ставит. Если нет цели, нет и деятельности, нет полноценной жизни. Герой рома­на И. Гончарова Обломов с горечью говорит о себе: «Когда не знаешь, для чего живешь, так живешь как-нибудь, день за днем; радуешься, что день прошел, что ночь пришла, и во сне погрузишь скучный вопрос о том, зачем жил этот день, зачем будешь жить завтра».

Человек не действует случайным образом (как иногда может казаться), его деятельность всегда обусловлена теми или иными потребностями.

Потребности- источник активности личности, они за­ставляют человека активно действовать. Что такое потреб­ность? Это осознание человеком нужды в чем-либо, что ему необходимо для поддержания организма и развития его личности. Переживаемая человеком нужда (потреб­ность) побуждает его к поиску предмета ее удовлетворе­ния, к совершению деятельности. Сама деятельность со­стоит в изыскании способов и средств, которые могли быудовлетворить потребность, а также в самих действиях, при которых эта потребность удовлетворяется.

Потребности оказывают влияние на чувства, мышле­ние и волю человека. Удовлетворение потребностей вызы­вает приятное чувство, неудовлетворенная потребность вызывает неприятное чувство. Так, великий художник И.Е. Репин писал: «Я все так же, как с самой ранней юно­сти... люблю свет, люблю истину, люблю добро и красоту как самые лучшие дары нашей жизни. И особенно искус­ство! И искусство я люблю... больше, чем всякое счастье и радости нашей жизни. Люблю тайно, ревниво, как старый пьяница, неизлечимо... Где бы я ни был, чем бы ни раз­влекался, кем бы я не восхищался, чем бы ни наслаждал­ся... Оно, всегда и везде, в моей голове, в моем сердце, в моих желаниях лучших, сокровеннейших. Часы утра, ко­торые я посвящаю ему, - лучшие часы моей жизни. И ра­дости, и горести, радости до счастья, горести до смерти все в этих часах, которые лучами освещают или омрачают все эпизоды моей жизни»1.

Для удовлетворения потребностей человек ищет опре­деленные пути и средства - это активизирует его мышле­ние. Усилием воли человек в состоянии преодолевать труд­ности на пути достижения цели, удовлетворения своих потребностей.

Виды потребностей

Потребности человека разнообразны. Выделяют потреб­ности естественные (природные) и социальные.

Естественные потребностиявляются врожденными, но к моменту рождения они еще окончательно не сформи­рованы и развиваются в течение всей жизни. Эти потреб­ности важны, потому что предназначены для сохранения как отдельного человека, так и всего вида. Если человек не сможет удовлетворять свои потребности в пище и ды­хании, он погибнет. Сексуальная потребность и потреб­ность в потомстве обеспечивают сохранение вида. Потреб­ность в деятельности, в активности побуждает человека двигаться и действовать, ориентироваться в окружающей жизни, вступать с ней во взаимодействие. На потребнос­ти в деятельности основывается так называемый сенсор­ный голод - глаза «хотят» видеть и уши «хотят» слышать.

1 Репин И.Е. и Стасов В.В. Переписка. - М.;Л., 1950. - Т. III. - С. 36.Социальные, или духовные, потребности развиваются в результате воздействия общества. К числу социальных от­носятся: потребность в словесном общении с другими людьми, потребность в знаниях, в активном участии в общественной жизни, культурные потребности, потреб­ность в труде. Так, потребность в общении заставляет нас взаимодействовать с другими людьми, эстетические по­требности - слушать музыку, ходить в театр, посещать музеи и пр.

Не всегда человек дает себе отчет в том, почему он действует именно так. В этом случае мы говорим о неосоз­нанных потребностях.

Нравственные потребности побуждают человека вести себя согласно нравственным нормам, принятым в обще­стве. Важной нравственной потребностью является потреб­ность в труде, на этом основывается вся человеческая жизнь.

Потребности человека обусловлены особенностями его воспитания в широком смысле слова, т.е. приобщения к миру человеческой культуры, как предметной, материаль­ной (материальные потребности), так и духовной (духов­ные потребности). Если у ребенка или у взрослого челове­ка возникли определенные потребности, то он всегда стре­мится к их удовлетворению. Ученые подчеркивают такую характеристику потребности, как ее ненасыщаемость: «Сама удовлетворенная первая потребность, действие удов­летворения и уже приобретенное орудие удовлетворения ведут к новым потребностям...» (К. Маркс, Ф. Энгельс). По­этому формирование потребностей человека с раннего возраста должно быть в центре внимания как его родите­лей, так и общества в целом.

Потребности можно удовлетворять импульсивно (без­вольно) или с помощью воли. При импульсивном удовлет­ворении потребностей человек не думает о последствиях, не раздумывает перед действием. Таким образом часто удов­летворяют свои потребности дети. При волевом удовлетво­рении потребностей человек действует сознательно, соглас­но здравому смыслу и правилам общественной жизни.

Таким образом, потребность, или переживаемая челове­ком нужда в чем-либо побуждает человека к деятельности, к поиску предмета ее удовлетворения. Этот предмет потребно­сти есть действительный мотив деятельности человека.

Мотив - это форма проявления потребности, побужде­ние к определенной деятельности, тот предмет, ради ко­торого осуществляется деятельность. Иными словами, пред-мет потребности есть мотив деятельности. На основе од­ной и той же потребности могут образовываться мотивы различных деятельностей. Точно так же одна и та же дея­тельность может вызываться различными мотивами, отве­чать различным потребностям. Мотивы деятельности че­ловека проистекают из различных его потребностей и интересов, которые формируются у него в процессе жиз­ни и поэтому чрезвычайно многообразны.

В рассказе А.П. Чехова «Детвора» прекрасно показано, как одна и та же деятельность может быть вызвана различ­ными мотивами: «Папы, мамы и тети Нади нет дома... В ожидании их возвращения Гриша, Аня, Алеша, Соня и кухаркин сын Андрей сидят в столовой за обеденным сто­лом и играют в лото... Играют дети на деньги. Ставка - ко­пейка... Играют с азартом. Самый большой азарт написан на лице у Гриши... Играет он исключительно из-за денег. Не будь копеек на блюдечке, он бы давно бы уже спал... Страх, что он может не выиграть, зависть и финансовые сообра­жения наполняют его стриженую голову, не дают ему си­деть спокойно, сосредоточиться... Сестра его Аня, девочка лет восьми тоже боится, чтобы кто-нибудь не выиграл... Копейки ее не интересуют. Счастье в игре для нее вопрос самолюбия. Другая сестра - Соня... играет в лото ради про­цесса игры... Кто бы ни выиграл, она одинаково хохочет и хлопает в ладоши. Алеша... у него ни корысти, ни самолю­бия. Не гонят из-за стола, не укладывают спать - и на том спасибо. Сел он не столько для лото, сколько ради недора­зумений, которые неизбежны при игре. Ужасно ему прият­но, если кто ударит или обругает кого... Пятый партнер Андрей... к выигрышу и к чужим успехам относится безуча­стно, потому что весь погружен в арифметику игры, в ее несложную философию: сколько на этом свете разных цифр, и как это они не перепутываются!..»

Движение и действие

Любой вид деятельности связан с движениями. Это и мускульно-мышечные движения руки при письме, а также при выполнении любой трудовой операции, и движения речевого аппарата при произнесении слов.

Движение- это моторная функция живого организма, самая простая составная часть деятельности; оно свойственно человеку уже в самой ранней стадии развития - зародыше­вой.Различают движения непроизвольные и произвольные, врожденные и приобретенные. Непроизвольные движе­ния - моргание, сосание, крик - врожденные. Большин­ство движений являются приобретенными, они приоб­ретаются человеком в жизненном опыте.

Действия- более сложная часть деятельности.

Действия представляют собой совокупность движений, которые имеют цель и направлены на определенный объект (предмет). Действия всегда социальны. Любые действия че­ловека состоят из движений и выполняются, как правило, сознательно, осознанно. Например, учение как деятельность состоит из многих действий: слушания преподавателя, мыс­ленного поиска ответа на поставленный вопрос, решения задачи, конспектирования, записывания лекции, выпол­нения упражнений, устного ответа по подготовленному материалу и т.д. Таким образом, в учении широко пред­ставлены не только предметные действия, но и сложные интеллектуальные: восприятие, запоминание, мышление, речь. Выделяют действия предметные (едим ложкой, пи­шем ручкой или карандашом, гвоздь забиваем молотком), умственные, волевые; действия, направленные на других людей, - поступок (или проступок).

Отдельные движения и даже действия еще не составля­ют целостной деятельности.

Деятельность - это совокупность действий, объединен­ных единой целью. Сущность деятельности как раз и со­стоит в тех целях и задачах, которые реализуются в ней, а также в тех мотивах, во имя которых она совершается. На­пример, студент читает книгу. Если книга представляет для него личный интерес, мы можем говорить, что в данном случае его деятельность - чтение. Если студент читает кни­гу, потому что это необходимо для сдачи экзамена, то деятельностью его является не чтение, а подготовка к эк­замену, а чтение в этом случае - действие, которое вклю­чено в деятельность.

Следует отметить, что цели бывают близкие и дальние. Для становления личности большое значение имеют даль­ние цели, которые дают определенное направление дея­тельности, показывают перспективу ее развития.

Наши рекомендации