Определение темы и цели выступления

Тему выступления следует тщательно выбирать. Если есть возможность, то нужно остановиться на том, что хорошо знакомо и интересно лично выступающему. Тогда это, возможно, будет интересно и значимо для других. Затем, нужно попробовать сузить темы выступления, чтобы она представляла наибольший интерес. Необходимо решить: описывать ли предмет, разъяснять что-либо о предмете, оспаривать ли некую точку зрения или излагать новую версию. Не надо пытаться «втиснуть» слишком много материала в ограниченное время. Еще Шекспир сказал: «Где мало слов, там вес они имеют».

Если есть возможность, то необходимо подумать над будущей речью несколько дней. За это время появится множество новых идей.

Стержневая идея – это основной тезис, который необходимо ясно сформулировать с самого начала. Знание цели усиливает внимание. В речи может быть несколько стержневых идей, но не более трех.

Стержневая идея дает возможность задать определенную тональность выступлению. Например, доклады на научно-технические темы могут произноситься с сердитой, упрекающей интонацией, смысл которой состоим в не произносимых, но подразумеваемых выражениях типа «Если вы не сделаете этого, то пожалеете», или «Не могу понять, почему вы не делаете то-то и то-то». Подобный слегка раздраженный тон позволяет докладчику эффективнее донести свою идею до слушателей.

Возможные интонационные окраски выступлений следующие:

1. мажорная;

2. беспечная или юмористическая;

3. шутливая;

4. сердитая или упрекающая;

5. мрачная;

6. торжественная;

7. предостерегающая;

8. просительная.

Сформулировать основной тезис означает ответить на вопрос, зачем говорить (цель) и о чем говорить (средства достижения цели).

Требованияк основному тезису выступления:

1. фраза должна утверждать главную мысль и соответствовать цели выступления;

2. суждение должно быть кратким, ясным, легко удерживаться в кратковременной памяти;

3. мысль должна пониматься однозначно, не заключать в себе противоречия.

После подготовки плана выступления полезно проконтролировать себя вопросами:

· Вызывает ли мое выступление интерес?

· Достаточно ли я знаю по данному вопросу и имеется ли у меня достаточно данных?

· Смогу ли я закончить выступление в отведенное время?

· Соответствует ли мое выступление уровню моих знаний и опыту?

Оценка аудитории и обстановки

Спросите себя: «Кто мои слушатели?». Если ответ затруднителен, то лучше представить себе группу из двух-трех человек, к которым обращено выступление и готовить речь для них. Обязательно нужно принять во внимание следующие характеристики аудитории:

1. возраст;

2. уровень образования;

3. профессия;

4. цель прихода людей на выступление;

5. уровень заинтересованности в теме;

6. уровень осведомленности в данном вопросе;

Желательно заранее поговорить с некоторыми людьми из предполагаемой публики, чтобы лучше узнать аудиторию.

Место выступления – очень важный фактор успешного выступления. Для того, чтобы чуствовать себя уверенно, нужно заранее придти в зал и освоиться. Если предполагается использование микрофона, то его необходимо отрегулировать.

Кодирование

Оценка темы, цели и аудитории является основой и фоном следующего этапа докоммуникативной фазы – «кодирования», т.е. создания сообщения на данную тему, с заданной целью, для данной аудитории и в соответствии с конкретной обстановкой. Этот этап включает:

1. подбор материалов;

2. композиционно-логическое оформление речи;

3. использование фактологического материала;

4. работу над языком и стилем выступления.

Фактологический материал

Цифровые данные, для облегчения восприятия лучше демонстрировать посредством таблиц и графиков, а не злоупотреблять их зачитыванием.

Лучше всего, когда в устном выступлении количество цифрового материала ограничено, на него лучше ссылаться, а не приводить полностью, так как цифры скорее утомляют слушателей, нежели вызывают интерес.

Докоммуникативная фаза обязательно должна завершаться репетицией выступления. Потренироваться можно перед близкими или друзьями, можно использовать средства аудиозаписи и видеозаписи, чтобы проконтролировать хронометраж, качество выступления – одним словом, посмотреть на себя со стороны.

Подготовка по существу вопросов:

1. анализ проблемы, ситуации

2. формирование целей, задач, общего подхода к выступлению и собственной позиции

3. подготовка речи и аргументации выводов

4. подбор необходимых документов и материалов

5. Учитывать возрастной и половой факторы.

Коммуникативная фаза

Сила слова беспредельна. Удачного слова часто достаточно

было, чтобы остановить обратившееся в бегство

войско, превратить поражение в победу и спасти срану.

Жирарден

Коммуникативная фаза – это произнесение речи, ответы на вопросы слушателей, ведение дискуссии и т.д.

Оратору, стремящемуся к достижению успеха, конструктивного результата, необходимо тщательно подготовить выступление. Такую подготовку можно представить в виде следующих составных частей: подготовка, манеры поведения, учитывать сложившиеся ритуалы и субординацию

В любом выступлении, как правило, выделяют 3 основные части:

1. Вводная часть

2. Основная часть выступления

3. Заключительная часть.

Рассмотрим структуру выступления поподробнее.

* * *

Структура выступления

Слушатель не сосуд,

который нужно наполнить,

а факел, который нужно зажечь.

И. Гёте

Один государственный деятель на вопрос о том, сколько времени ему потребуется на подготовку к очередному выступлению по телевидению, ответил: « Если я должен говорить всего 10 минут, то на подготовку мне потребуется неделя. Если в моем распоряжении будет один час, то мне нужно два дня. Если же время моего выступления не ограничено, тогда я могу начать хоть сейчас».

Все дело в том, что чем короче выступление, тем более внимательно нас будут слушать. Как уже говорилось, наше внимание «работает» активно не постоянно, а лишь в определенные фазы, либо когда нам особенно интересно. Поэтому чем лучше мы начнем свое выступление, тем больше вознаграждены мы будем вниманием слушателей в течение всего времени.

Вводная часть.

Тот, кто хорошо начал, может считать свое

дело выполненным наполовину.

Гораций

Самое трудное в лекции – это начало. Первые слова, обращённые к слушателям, должны привлекать внимание, создать определённый настрой. Успех нашего публичного выступления во многом зависит от того, как мы выходим к аудитории. Хорошо известно, что первое впечатление формируется в течение тридцати секунд. Изменить его позже – много сложнее, чем сразу произвести благоприятное впечатление.

Не стоит начинать говорить сразу же после того, как нас представили аудитории. Сделайте паузу, посмотрите три-четыре секунды на тех людей, которые пришли вас послушать, чтобы установить с ними первичный зрительный контакт.

Можно начинать выступление с «риторического вопроса» или с незаконченной фразы, заставляющей задуматься. Важно заинтересовать публику с самого начала.

Существуют определенные приемы, способствующие удержанию внимания слушателей. Приведенные ниже примеры можно использовать как в вводной части выступления, так и в процессе чтения, особенно, если мы имеем дело с лекцией, длящейся не один час. Их можно разделить на 3 группы:

- исследовательские (верность фактам)

- мифологические (пробуждение эмоций)

- эмпатические (чувствование аудитории – бурная реакция аудитории)

Риторический вопрос. Такой вопрос не требует ответа вслух, а подразумевает мысленный ответ. Пример: «Чтобы вы сделали с этой тысячей рублей, если бы я вам ее сейчас отдала?»...

«Драматизация». Сознательно драматизируя, мы наглядно и увлекательно, зачастую незаметно для слушателей, вводим их в тему нашего выступления. Для этого подойдут вырезки из газет о современном состоянии ... в нашей стране.

Сопоставление всех «за» и «против». Этот прием наиболее целесообразно использовать, когда предстоит выступление по довольно сложной теме, которая еще не достатоно разработана и предствляет собой нкую проблему. Пример: Как вы думаете, те кто начинают курить, знают, что это вредно? Ответ очевиден. При этом, процент курящей молодежи постоянно возрастает. Тема нашей беседы: « Причины курения современных подростков».

Занимательное приключение из прошлого или настоящего. Для оживления публики хорошо «работает» метод собственной исповеди или происшествия, подходящих к теме выступления. Это позволит преодолеть сдержанность и предвзятость слушателей и изменить их мнение в собственную пользу (чтобы у них не создавалось впечатление о «безнадежном теоретике», «молодом и неопытном», «чистом практике», «чиновнике»).

«Неожиданность». Любое неожиданное действие или фраза заставляет слушателей «включиться» и оказаться в состоянии «здесь и сейчас». Много раз используя этот метод, мы пришли к его действительной полезности, уместности и, что важно, универсальности. Слушатели любого возраста замечательно реагируют на него. Пример: вы включаете телевизор и вдруг видите перед собой дуло пистолета во весь экран, сегодня наша лекция будет посвящена достоинствам и недостаткам современной рекламы.

Истории, вызывающие сочувствие. Особенно данный прием ориентирован на женскую аудиторию, для которой, как известно, эмоциональный фон зачастую важнее рационального.

Исторический эпизод. Данный прием, как правило, является интересным для многих т. к. история относится к тем наукам, которые большинство людей знают и относятся с уважением.

Аппеляция к авторитету. Стоит помнить, что «героя» выбирать необходимо строго в зависимости от особенностей слушателей.

Вместе с тем, стоит помнить, что желательно с самого начала сообщать тему лекции, можно освятить её цель и план.

Темп изложения этой части выступления должен быть выше темпа изложения основного материала, это заставляет слушателей сосредоточиться и психологически собраться.

Эта часть занимает, как правило, 10-15 минут.

Основная часть лекции.

Переход от вводной части к основной должен включать в себя паузу, которая также поможет собраться.

Изложение основной части материала строиться по следующим принципам:

- индуктивный метод – рассуждение от частного к общему, от фактов к выводам

- дедуктивный вывод – рассуждение от общего к частному, выдвижение общих положений и разъяснение их на примерах

- ступенчатый метод – последовательное изложение одного вопроса за другим. Рассмотрев проблему, докладчик больше к ней не возвращается

- исторический метод - рассуждение в хронологической последовательности

- концентрический метод – материал организуется вокруг главной проблемы, единого центра. Выступающий анализирует предмет со всех сторон, при помощи разных определений (примеров, объяснений), переходя от поверхностного уровня рассмотрения к более глубокому.

- метод аналогии – сопоставление сходных явлений, событий, фактов

- метод контраста – сравнений полярных, оттеняющих друг друга предметов, проблем, явлений.

Заключительная часть

Шекспир сказал: «всё хорошо, что хорошо кончается, - и это особенно верно, когда мы говорим о хорошей речи. Высказывание: «Мое время истекло, поэтому я должен закончить» – вызывает у слушателей недоумение и чувство досады. Обязательно должна звучать благодарность и предоставляться возможность задать вопросы. Также еще в процессе чтения лекции нам нужно позаботиться о её завершении. Самое важное – это правильно рассчитать время. Нужно постараться, чтобы оставались минуты для вопросов и неожиданных моментов: общих обсуждений, объяснений, которые предварительно трудно предугадать. Обычно, завершая выступление, мы отвечаем на вопросы, даём методические указания к самостоятельной работе, комментируем предлагаемую литературу. Заканчивать выступление желательно конструктивно по содержанию и положительно по эмоциональному настрою. Самое сильное впечатление оставляет у слушателей заключение, благодаря которому у них возникает эмоциональный отклик. Также заключение может содержать в себе призыв, мотивацию к деятельности, вызывать интерес к дальнейшему сотрудничеству.

Существуют некие приёмы эффективного завершения лекции.

· Заключение в форме собственного или исторического примера.

· Заключение в форме призыва к действию.

· Заключение – эмоциональное воздействие.

Также стоит помнить об эффекте Зейгарник. Всегда, когда остается некоторая незавершенность, выступление не только лучше запоминается, но и заставляет задуматься о рассказанном.

В целом, у заключения 2 главные цели:

1. Закончить речь так, чтобы она напоминала аудитории о том, что мы сказали;

2. Повторить сказанное, чтобы аудитория задумалась над нашим сообщением.

* * *

Наши рекомендации