Тема 2. Психология личности в правоохранительной деятельности
Тема 1. Предмет юридической психологии
Юридическая психология – научно-практическая дисциплина, которая изучает психологические закономерности системы «человек-право», разрабатывает рекомендации, направленные на повышение эффективности этой системы.
Если право в первую очередь выделяет в человеке правонарушителя, то юридическая психология исследует человека в правонарушителе, в свидетеле, потерпевшем и т.д. (здесь мы условно уравниваем понятия личность и человек).
Существует несколько определений предмета юридической психологии.
Так, А.Р.Ратинов (видный отечественный ученый в области юридической психологии и правоведения) в качестве предмета юридической психологии определяет психические явления, механизмы, закономерности, связанные с возникновением, изменением, исполнением, нарушением и применением права.
В.Л. Васильев предметом юридической психологии называет психологические основы личности и деятельности в условиях правового регулирования, систему «человек-право». Главным звеном в этой системе является человек или личность как субъект деятельности.
Наконец, Ю.В. Чуфаровский предметом юридической психологии считает не сумму предметов психологии и юриспруденции, то есть не психические явления, процессы, состояния плюс государственно-правовые явления, не отдельные фрагменты действительности в психологической окраске, а психологию государственно-правовых явлений как целостность, в которой нельзя механически отделить психологическое от юридического, а возможно лишь выделение психологической и юридической подсистем, находящихся в движении, развитии, непрерывной связи.
Юридическая психология не изучает какие-то особые, уникальные психологические явления, поскольку все психические состояния протекают не иначе как подчиняясь общепсихологическим и психофизиологическим законам. Специфика предмета юридической психологии заключается в своеобразии видения этих состояний, оценивания с позиции права.
Из предмета юридической психологии проистекают ее задачи:
-обеспечение юридических работников необходимыми научно-психологическими знаниями и навыками;
-изучение психологических механизмов формирования отношения личности к нормам права (формирование правосознания личности), разработка рекомендаций по повышению эффективности мероприятий по правовому воспитанию;
-изучение психологических аспектов причин правонарушений и преступности, конкретных механизмов преступного поведения;
-исследование психологических аспектов судопроизводства, то есть проявления психологических явлений и закономерностей у участников судебного процесса (психология обвиняемого, психология потерпевшего, свидетелей, психология судебного процесса);
-разработка психологических основ перевоспитания осужденных;
-проведение судебно-психологической экспертизы, психологические консультации;
-наконец, задачи из области психологии юридического труда (профотбор, профессиограммы, подбор кадров, разработка практических рекомендаций по организации труда и т.д.), которую В.Л. Васильев предлагает выделить в отдельную (от юридической психологии) научную дисциплину.
Таким образом, синтез психологии и юриспруденции в научных дисциплинах – юридическая психология и психология юридического труда – должен привести к взаимному обогащению этих наук, разрешению одной из наиболее актуальных проблем в этой стыковой области – повышению эффективности правоохранительной деятельности.
Что касается структуры. Психологические закономерности в области правоприменительной деятельности делятся на две большие категории: деятельность правопослушную и деятельность, связанную с теми или иными нарушениями. В связи с этим структуру юридической психологии можно обозначить следующим образом.
Междисциплинарные связи. Поскольку юридическая психология является дисциплиной общепсихологической науки, постольку основные ее междисциплинарные связи – это связи с другими психологическими дисциплинами. А именно:
а) с социальной психологией. Правовые нормы связаны с межличностными отношениями, отношениями личности и общества. Изучение психологических механизмов формирования отношения личности к праву невозможно без учета социально-психологических факторов;
б) с медицинской психологией, которая изучает закономерности, свойственные болезненно измененной психике. А мы знаем, что большую часть преступлений против личности совершают лица с психопатией и др. отклонениями;
в) с возрастной и педагогической психологией;
г) дифференциальной психологией;
д) с психологией личности;
е) криминологией.
Методы
В связи с тем, что юридическая психология, хоть и направлена на исследование правозначимых явлений, является наукой психологической, она использует общепсихологическую методологию. К методам юридической психологии можно отнести:
· Метод структурного анализа
Позволяет выявить структурно-функциональные зависимости в исследуемом явлении
· Метод структурно-генетического анализа
Позволяет исследовать возникновение и развитие изучаемого явления, направлен на выявление зависимости его функционирования от особенностей развития
· Методы качественного (также его называют факторным) и количественного (статистический) анализа
Позволяет выявить систему причин и условий функционирования исследуемого явления
· Метод естественного эксперимента, лабораторного эксперимента
Лица, подвергающиеся эксперименту, воспринимают обстановку как подлинное явление (естественный эксперимент)
· Метод беседы
Доверительное общение с исследуемым лицом, при этом исключается возможность применения наводящих вопросов. Беседа ведётся посредством косвенных вопросов.
· Метод исследования гражданских и уголовных дел, следственных и судебных ошибок
· Биографический метод
Состоит в выявлении и обобщении биографических данных
· Метод обобщения независимых характеристик
Получение характеристик исследуемого лица из нескольких источников
· Судебно-психологическая экспертиза
Позволяет выявить различного рода психические аномалии исследуемого лица
· Анкетный метод, метод углублённого интервью, метод балльных оценок и ранжирования
Применяются при массовых обследованиях
· Метод изучения отдельного случая (также он называется монографическим методом)
Исследование социально-психологического явления на одном объекте, обладающим совокупностью представительных для этого явления признаками
К числу специальных методов:
1) метод составления психологического портрета преступника;
2) метод психологического анализа уголовного дела и составления рекомендаций следственно-оперативным работникам;
3) метод судебно-психологической экспертизы;
4) "следственный" или "розыскной" гипноз;
5) метод выявления скрываемых обстоятельств, лжесвидетельства и др.
По целям исследования методы юридической психологии делятся на три группы:
1. Методы научного исследования. С помощью них изучаются психические закономерности человеческих отношений, регулируемых нормами права, а также разрабатываются научно обоснованные рекомендации для практических работников, занимающихся работой по борьбе или предупреждению преступности.
2. Методы психологического воздействия на личность. Они осуществляются должностными лицами, ведущими борьбу с преступностью. Эти методы преследуют цели предупреждения преступной деятельности, раскрытия преступления и выявления его причин, перевоспитания преступников, приспособления их к условиям нормального существования в нормальной социальной среде. Данные методы, помимо их уголовно-процессуальной регламентации, основаны на научных методах психологии и тесно связаны с криминологией, криминалистикой, исправительно-трудовой педагогикой и т. д.
3. Методы судебно-психологической экспертизы. Целью этих методов является наиболее полное и объективное исследование, проводимое экспертом-психологом по постановлению следственных или судебных органов. Диапазон применяемых в этом исследовании методов ограничен требованиями законодательства, регламентирующего производство экспертизы.
К своеобразным методам юридической психологии относится психологический анализ уголовного дела. Актуальным является и метод психоанализа, который способствует более глубокому и всестороннему исследованию личности, в особенности сферы подсознания.
Применительно к способам исследования судебная психология располагает следующими методами:
Метод наблюдения.Ценность его заключается в том, что в процессе исследования не нарушается обычный ход деятельности человека. Для получения объективных результатов необходимо соблюдать ряд условий: 1) определить заранее, какие закономерности наблюдения нас интересуют; 2) составить программу наблюдения; 3) правильно фиксировать результаты исследования; 4) определить место самого наблюдающего и его роль в среде изучаемых лиц. Для регистрации результатов наблюдения могут быть использованы технические средства, в первую очередь записи речи наблюдаемого на магнитофонную пленку. В отдельных случаях полезно применять фотосъемку и киносъемку. В условиях предварительного следствия технические средства могут быть применимы только в рамках процессуального закона. Наблюдение может проводиться не только исследователем-психологом, но любым должностным лицом, которому необходимо получить соответствующую информацию для использования данных ее анализа в борьбе с преступностью. Большее значение для получения информации о возможной причастности допрашиваемого к событию преступления может иметь наблюдение за мимикой и жестами этого лица. А чтобы избежать предвзятой субъективной оценки результатов такого наблюдения, оно должно вестись строго объективно, с регистрацией всех фактов, полученных при наблюдении и при достаточной научной интерпретации результатов наблюдения.
Анкетный метод. Этот метод характеризуется однородностью вопросов, которые задаются относительно большой группе лиц для получения количественного материала об интересующих исследователя фактах. Этот материал подвергается статистической обработке и анализу, В области юридической психологии анкетный метод получил распространение при исследовании механизма образования преступного умысла. В настоящее время анкетный метод начал применяться практическими работниками для исследования некоторых аспектов причин преступности. Параллельно с анкетированием применяется «автомат общественного мнения». Главное достоинство этого метода – его полная анонимность. Благодаря этому на целый ряд «критических» вопросов испытуемые дают автомату иные ответы, нежели в анкетах.
Метод интервью (беседы). Как вспомогательный метод активно используется в самом начале исследования с целью общей ориентировки и создания рабочей гипотезы. Его применение характерно при исследовании личности на предварительном следствии. Свободная, непринужденная беседа, в ходе которой следователь изучает основные особенности личности собеседника, вырабатывает индивидуальный подход и вступает в контакт с допрашиваемым; такая беседа часто предшествует основной части допроса и достижению его главной цели – получению объективной и полной информации о событии преступления. При подготовке к беседе следует большое внимание уделять формулировке вопросов, которые должны быть краткими, конкретными и понятными.
Метод эксперимента. При использовании этого метода экспериментатор изучает зависимость особенностей психических процессов от особенностей действующих на испытуемого внешних стимулов. Эксперимент строится таким образом, чтобы внешняя стимуляция изменялась по строго определенной программе. Отличие эксперимента от наблюдения заключается в том, что при наблюдении исследователь должен ожидать наступления того или иного психического явления, а при эксперименте он может с помощью изменения внешний ситуации преднамеренно вызвать нужный психический процесс. В практике судебно-психологических исследований получили распространение лабораторный и естественный эксперименты. Лабораторный эксперимент в основном распространен в научных исследованиях, а также при проведении судебно-психологической экспертизы. К недостатком лабораторного эксперимента следует отнести трудность использовании техники в условиях практической деятельности правоохранительных органов, а также отличие протекания психических процессов в лабораторных условиях от их протекания в обычных условиях. Эти недостатки и преодолеваются при использовании метода естественного эксперимента. В целом системный подход в сочетании с различными методами психологии и юриспруденции позволяет достаточно глубоко проанализировать взаимодействие и выявить основные психологические закономерности процесса деятельности, структуры личности и системы правовых норм, дать точное описание этого взаимодействия с учетом всех участвующих элементов.
К методам юр психологии относятся следующие методы ее исследования:
метод структурного анализа — направлен на выявление структурно-функциональных зависимостей в явлении, которое надлежит исследовать. При помощи этого метода изучается личность преступника.
метод структурно-генетического анализа — направлен на исследование возникновения и развития изучаемого объекта; метод естественного эксперимента — направлен на изучение испытуемым лицом обстановки эксперимента, который воспринимается им как подлинное событие; метод беседы, т.е, доверительного общения с исследуемым лицом при помощи косвенных вопросов;
метод изучения гражданских и уголовных дел, а также следственных и судебных ошибок с целью полного исследования личности различных субъектов правоотношений; биографический метод — с его помощью из биографии исследуемого лица и ему принадлежащих документов исследуется личность;
метод обобщения независимых характеристик позволяет прийти к обоснованным выводам в результате исследования служебных и других характеристик личности; метод изучения отдельного случая — состоит в углубленном исследовании социально-психологического является на одном конкретном объекте.
Тема 2. Психология личности в правоохранительной деятельности
Личностьвыступает объектом целого ряда наук и, являясь сложным, многогранным социальным явлением, требует к себе комплексного междисциплинарного подхода (философско-социологического, социально-
психологического и т.п.). Психология изучает человека с точки зрения его психической, духовной жизнедеятельности.
Человек– с одной стороны существо биологическое, животное, наделенное сознанием, обладающее речью, способностью трудиться; с другой стороны человек – существо общественное, ему необходимо общаться и взаимодействовать с другими людьми. Личность – это тот же человек, но рассматриваемый только как общественное существо. Говоря о личности, мы отвлекаемся от биологической природной его стороны. Не
всякий человек является личностью.
Индивидуальность– это личность конкретного человека как неповторимое сочетание своеобразных психических особенностей. Индивид – человек как единица общества.
Одни ученые считают, что психика человека биологически обусловлена, что все стороны личности являются врожденными. Например, характер, способности наследуются как цвет глаз, волос.
Другие ученые уверены, что каждый человек всегда находится в определенных отношениях с другими людьми. Эти общественные отношения и формируют человеческую личность, т.е. человек усваивает принятые в данном обществе правила поведения, обычаи, нравственные нормы.
Очевидно природные биологические особенности необходимы для психического развития человека: человеческий мозг и нервная система – основа формирования психических особенностей человека. Развиваясь же вне человеческого общества, существо, обладающее человеческим мозгом, никогда не станет даже подобием личности.
Большинство психологов полагает, что человек личностью не рождается, а становится. Однако в современной психологии нет единой теории формирования и развития личности. Рассмотрим кратко некоторые из них, например:
- биогенетический подход – (С. Холл, 3. Фрейд и др.) сторонники этой теории считают основой развития личности биологические процессы созревания организма;
- социогенетический подход – (Э. Торндайк, Б. Скиннер и др.) последователи теории основу развития личности видят в структуре общества, способах социализации, взаимоотношениях с окружающими и т.д.
- психогенетический подход – (Ж. Пиаже, Дж. Келли и др.) не отрицая ни биологических, ни социальных факторов, сторонники теории выдвигают на первый план развитие собственно психических явлений.
Отечественная общепсихологическая теория личности развивается под влиянием научных работ К.А Абульхановой-Славской, Б.Г. Ананьева, Л.И. Анциферовой, Л.С. Выготского, А.Г. Ковалева, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, В.С. Мерлина, В.Н. Мясищева, А.В. Петровского, К.К. Платонова, Б.М. Теплова, С.Л. Рубинштейна и др. Эта теория базируется на понимании психологии личности как единства деятельности, сознания личности и детерминирующих ее внешних условий, действующих через внутренние причины.
На земле нет двух одинаковых личностей, каждая личность имеет свою структуру. Однако есть много общего, что позволяет выделить структуру личности вообще, которая состоит из четырех составляющих:
1) блок психических явлений (мотивационный) – направленность (устойчивая система мотивов): влечения желания, стремления, интересы, идеалы, мировоззрение, убеждения, потребности);
2) опыт личности – обретение человеком общественного опыта (социализация). Этот опыт включает необходимые для его жизнедеятельности знания, умения, навыки:
знания – система научных понятий о закономерностях природы, общества, становления и развития человека и его сознания;
умения – способность человека на основе знаний и навыков продуктивно, качественно и своевременно выполнять работу в новых условиях;
навыки — автоматизированные компоненты целенаправленной сознательной деятельности;
3) блок регулирования поведения личности (система самоконтроля) включает формы психических познавательных процессов, в частности: индивидуальные особенности ощущений, восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, воображения, мышления, речи.
4) биологически обусловленные свойства и качества личности:
антропологические признаки – расовые, половые, возрастные и др.;
физические особенности – размеры тела и его структурно-механические свойства;
внешняя анатомия тела;
функционально-анатомические особенности;
биохимические особенности и патологии выделенных элементов;
свойства и типы темперамента.
Производными от этих основных составляющих структуры личности являются:
1) характер –совокупность основных, отличительных свойства человека, проявляющихся в особенностях его поведения и отношения к окружающей действительности; целостное образование личности, определяющее особенности его деятельности и поведения. Характер взаимосвязан с другими сторонами личности, в частности с темпераментом и способностями;
2) темперамент – индивидуальные особенности человека, определяющие динамику протекания его психических процессов и поведения. Под динамикой понимают темп, ритм, продолжительность, интенсивность психических процессов, в частности эмоциональных, а также некоторые внешние особенности поведения человека – подвижность, активность, быстроту или замедленность реакций и т.д. Еще древние философы (Гиппократ, Гален и др.) различали четыре типа темперамента: сангвинический, холерический, флегматический и меланхолический.
Темперамент влияет на форму проявления характера, своеобразно окрашивая те или иные его черты. Так, настойчивость у холерика выражается в кипучей деятельности, у флегматика – в сосредоточенном обдумывании. Холерик трудится энергично, страстно, флегматик – методично, не спеша. С другой стороны, и сам темперамент перестраивается под влиянием характера. Темперамент проявляется в деятельности, поведении и поступках человека и имеет внешнее выражение. По внешним устойчивым признакам можно, до известной степени, судить о некоторых свойствах темперамента;
3) способности – психическое свойство личности, являющееся условием успешного выполнения определенных видов деятельности;
4) активность личности – связь личности с деятельностью. Основной источник активности личности – это потребности. Все стороны личности проявляются в деятельности, и именно потребности заставляют действовать человека;
5) потребность – побуждение к деятельности, которая осознается и переживается человеком как нужда в чем-то или недостаток чего-либо.
Потребности бывают:
- естественные (природные) – обеспечивают существование человека (пища, одежда, отдых, жилище и т.д.). Это биологические потребности, но они отличаются от потребностей животных, Способ их удовлетворения у человека носит общественный характер;
- духовные, или социальные потребности (чисто человеческие). Это потребность в словесном общении с другими людьми, знаниях культуры (чтение книг, посещение театров, музыка и т.д.).
Огромное значение имеет потребность в труде. Уровень развития потребностей влияет на уровень развития личности. Нормальное состояние человека (если только он не спит) – активное, деятельное. Активность бывает внешней (движение, мышечные усилия) и внутренней (психическая активность), которая наблюдается даже у неподвижного человека, когда он размышляет, читает, что-то вспоминает и т.д.
6) деятельность – активность человека направленная на удовлетворение его собственных потребностей, а также требований к нему со стороны общества и государства. Без деятельности невозможна человеческая жизнь. В процессе деятельности человек познает мир, создает материальные (жилище, одежда, пища) и духовные (наука, литература, живопись, музыка) продукты. Своей деятельностью человек изменяет окружающий мир. Деятельность человека формирует и изменяет его самого. Для всякой деятельности необходимы психические процессы: внимание, память, мышление, воображение, которые, в свою очередь, формируются и развиваются в деятельности. Такова взаимосвязь психических процессов и деятельности.
Различают три основных вида деятельности: учебную, трудовую, игровую. Они отличаются друг от друга по результатам, мотивам, организациям.
Труд –основной вид деятельности, результатом труда является создание общественно-полезного продукта (заводская и с/х продукция, написанная книга, музыка и т.д.).
Творческая деятельность – ее результатом является создание нового оригинального продукта высокой общественной ценности (техническое изобретение, создание нового музыкального или художественного произведения, выведение новых сортов и т.д.). Она требует наличия способностей, глубоких знаний, большого интереса к делу, но главным образом – напряженного труда, настойчивости и упорства в преодолении препятствий. Ошибочно мнение, что талантливому человеку все достается без труда. Наоборот, многие талантливые люди подчеркивали, что дело не столько в способностях, сколько в труде (Чайковский, Толстой, Репин и др.).
Учение – деятельность, направленная на приобретение знаний, умений, и навыков, необходимых для широкого образования и последующей трудовой деятельности.
С учением тесно связана игра. При обучении профессии учение дает полезный продукт лишь на производственной практике. Игра как деятельность не дает общественно значимого продукта. Различны и мотивы (мотивом труда является осознание общественной необходимости, игра мотивированна интересом) и организация этих видов деятельности. Труд и учение осуществляются в специально организованной форме, т.е. в определенное время и в определенном месте. Игра связана со свободной организацией, ребенок играет в отведенное для этого время как хочет и сколько хочет.
Человеку в любом возрасте свойственны все три вида деятельности, но в разные периоды жизни они имеют разное значение.
С точки зрения структуры различают цели и мотивы деятельности.
Цель – то, ради чего действует человек. Мотив – то, почему он так действует. Составную часть, или отдельный акт деятельности, называют действием.
Они состоят из движений: Деятельность → Действия → Движения.
Например: сшить пальто – деятельность, которая складывается из отдельных действий (снятие мерок, раскрой, сметывание, примерка и т.д.) все эти действия состоят из отдельных движений, которые диктуются сигналами из окружающего мира. Действия бывают вполне осознанными и не вполне осознанными, когда недостаточно осознана цель, последовательность движений и контроль. Такие мало осознанные действия производятся под влиянием сильных чувств и называют импульсивными. Различают практические и умственные действия. Они тесно связаны между собой.
Интерес – избирательное отношение личности к объекту в силу его эмоциональной привлекательности. Бывают разные виды интересов:
- материальный – стремление к жилищным условиям, удобствам, гастрономическим изделиям, одежде и т.д. Эти интересы могут перерастать в уродливые формы стяжательства (накопительства) (типичный, пример – Плюшкин);
- духовный – характеризует высокий уровень развития личности. Это, прежде всего, познавательный интерес;
- непосредственный – интерес к самому процессу деятельности: процессу познавания, труда, творчества;
- опосредованный – интерес к результатам деятельности. Например, к приобретению профессии, служебному и общественному положению или материальным результатам труда;
- пассивный – интерес созерцательный, когда человек ограничивается наблюдением интересующего объекта (футбол, хоккей по TV).
- активный – интерес действенный, когда человек действует, овладевая объектом интереса (играет в футбол, хоккей).
В зависимости от широты и глубины интереса, находится уровень развития личности.
К основным факторам формирования личности относятся:
1) среда – важнейший фактор социализации человека и его становления; окружение, условия, обстоятельства, в которых растет, живет и работает человек. Выделяют:
- микросреду – контактное, т.е. непосредственное окружение человека (родители, воспитатели, родственники, школа, «улица» и т.п.);
- социальную среду – конкретные общественные отношения, традиции, нравственные и правовые устои, при которых рождается и живет человек;
- естественную среду — определенные климатические, географические условия, формирующие этнопсихологические особенности личности;
2) наследственность — генетическая передача определенных качеств и свойств личности от поколения к поколению;
3) обучение, воспитание, образование;
4) степень адекватности включения человека в трудовую деятельность.
Можно, находиться в благоприятной среде, иметь хорошую наследственность, учиться у квалифицированных учителей, но оставаться при этом умной ненужностью. Только в процессе трудовой деятельности происходит становление и развитие личности.