Стресс как биологическая и психологическая категория

Оглавление



Щербатых Ю. В.

Щ61 Психология стресса и методы коррекции. — СПб.: Питер, 2006. — 256 с.: ил. — (Серия «Учебное пособие»).

ISBN 5-469-01517-3

Данное учебное пособие соответствует основным положениям Госстандарта по психологии. В книге представлен системный подход к понятию стресса, интегрирующий современные знания о природе стресса, полученные психологией, физиологией и меди­циной. В структуру учебника входят теоретические разделы, вопросы для самопроверки и тестовые задания, примерная тематика семинаров и рефератов, упражнения и практические задания, психологические тесты, список рекомендуемой литературы и примерная программа курса.

Для студентов, преподавателей и аспирантов психологических факультетов высших учебных заведений, психологов-практиков, организующих семинары и тренинги по стресс-менеджменту, а также для всех интересующихся психологией.

ББК 88.352 УДК 159.942.5

Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

13ВМ 5-469-01517-3

© ЗАО Издательский дом «Питер», 2006

Введение .................................................................................. 7

Список сокращений.................................................................. 10

ГЛАВА 1. Стресс как биологическая и психологическая категория

1.1. Проблема стресса в биологии и медицине ..................... 12

1.1.1. Классическая концепция стресса.............................. 12

1.1.2. Физиологические проявления стресса..................... 15

1.2. Психологический стресс .................................................. 20

1.2.1. Введение понятия психологического
(эмоционального) стресса......................................... 20

1.2.2. Особенности психологического стресса ............... 24

1.2.3. Дифференцировка стресса и других состояний ..... 28

Вопросы и задания для проверки усвоения знаний .............. 31

Литература ............................................................................. 32

ГЛАВА 2. Формы проявления стресса и критерии его оценки

2.1. Формы проявления стресса ............................................ 35

2.1.1. Изменение поведенческих реакций при стрессе...... 35

2.1.2. Изменение интеллектуальных процессов

при стрессе .............................................................. 39

2.1.3. Изменение физиологических процессов

при стрессе .............................................................. 41

2.1.4. Эмоциональные проявления стресса........................ 43

2.2. Оценка уровня стресса .................................................... 44

2.2.1. Объективные методы оценки уровня стресса.......... 44

2.2.2. Субъективные методы оценки уровня стресса........ 53

2.2.3. Прогноз уровня стресса............................................ 59

Вопросы и задания для проверки усвоения знаний ............... 64

Литература................................................................................ 65

ГЛАВА 3. Динамика стрессовых состояний

3.1. Общие закономерности развития стресса .................... 68

3.1.1. Классическая динамика развития стресса ............ 68

3.1.2. Влияние характеристик стрессора на уровень

стресса ...................................................................... 73

3.1.3. Развитие психологического стресса на примере
развития экзаменационного стресса......................... 76

4 Оглавление

Оглавление 5



3.2. Факторы, влияющие на развитие стресса......................... 78

3.2.1. Врожденные особенности организма и ранний

детский опыт.............................................................. 78

3.2.2. Родительские сценарии............................................. 80

3.2.3. Личностные особенности ....................................... 81

3.2.4. Факторы социальной среды .................................... 86

3.2.5. Когнитивные факторы............................................... 87

3.3. Негативные последствия длительного стресса................. 89

3.3.1. Психосоматические заболевания и стресс.............. 89

3.3.2. Посттравматический синдром ............................... 93

Вопросы и задания для проверки усвоения знаний ............... 96

Литература................................................................................ 98

ГЛАВА 4. Причины возникновения психологического стресса

4.1. Субъективные причины возникновения психологического
стресса.............................................................................. 101

4.1.1. Несоответствие генетических программ современным
условиям................................................................... 101

4.1.2. Стресс от реализации негативных родительских
программ.................................................................. 103

4.1.3. Стресс, вызванный когнитивным диссонансом

и механизмы психологической защиты.................. 103

4.1.4. Стресс, связанный с неадекватными установками

и убеждениями личности ..................................... 105

4.1.5. Невозможность реализации актуальной

потребности .............................. ........................... 109

4.1.6. Стресс, связанный с неправильной

коммуникацией ..................................................... 111

4.1.7. Стресс от неадекватной реализации условных
рефлексов ............................................................... 113

4.1.8. Неумение обращаться со временем

(стресс и время)....................................................... 114

4.2. Объективные причины возникновения психологического
стресса.............................................................................. 117

4.2.1. Условия жизни и работы (постоянные компоненты
существования) ..................................................... 118

4.2.2. Взаимодействие с другими людьми....................... 119

4.2.3. Политические и экономические факторы............... 120

4.2.4. Чрезвычайные обстоятельства .............................. 121

4.3. Каузальная классификация стрессоров........................... 122

4.3.1. Степень подконтрольности стрессора ................... 122

4.3.2. Локализация стрессора ........................................... 124

4.3.3. Пути преодоления стрессоров различного типа.... 126

Вопросы и задания для проверки усвоения знаний ............ 128

Литература.............................................................................. 130

ГЛАВА 5. Особенность профессиональных стрессов

5.1. Общие закономерности профессиональных стрессов... 132

5.1.1. Профессиональный стресс ................................... 132

5.1.2. Феномен профессионального выгорания ............ 138

5.2. Примеры профессиональных стрессов ......................... 139

5.2.1. Учебный стресс....................................................... 139

5.2.2. Спортивный стресс ............................................... 143

5.2.3. Стресс медицинских работников............................ 146

5.2.4. Стресс руководителя............................................... 147

Вопросы и задания для проверки усвоения знаний.............. 149

Литература.............................................................................. 151

ГААВА 6. Методы оптимизации уровня стрессов

6.1. Общие подходы к нейтрализации стресса ................... 154

6.2. Способы саморегуляции психологического состояния

во время стресса.............................................................. 161

6.2.1. Аутогенная тренировка ......................................... 161

6.2.2. Метод биологической обратной связи ................ 167

6.2.3. Дыхательные техники ............................................ 170

6.2.4. Мышечная релаксация .......................................... 171

6.2.5. Рациональная психотерапия.................................... 174

6.2.6. Диссоциирование от стресса................................... 176

6.2.7. Использование позитивных образов
(визуализация)......................................................... 177

6.2.8. Нейролингвистическое программирование........... 178

6.2.9. Физические упражнения.......................................... 182

6.2.10. Религия как способ борьбы со стрессами ........... 183

6.2.11. Медитация ........................................................... 185

6.3. Тактика борьбы со стрессом в зависимости от времени

его наступления............................................................... 186

6.4. Устранение причин стресса путем совершенствования
поведенческих навыков.................................................... 188

6.4.1. Коммуникативные навыки ..................................... 188

6.4.2. Уверенное поведение.............................................. 189

6 Оглавление

6.4.3. Эффективное целеполагание как метод

профилактики стрессов.............................................. 193

Вопросы и задания для проверки усвоения знаний .................. 195

Литература................................................................................ 196

Заключение ............................................................................. 199

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. Тесты .............................................................. 200

Приложение 2. Ответы к тестовым заданиям ........................... 231

Приложение 3. Тематические планы, программа, вопросы

к экзамену......................................................... 232

Приложение 4. Программа семинарских занятий и темы рефератов по темам курса «Психология

стресса и методы его коррекции»....................... 240

Приложение 5. Упражнения и практические занятия

по курсу «Психология стресса и методы

его коррекции».................................................. 244

Предметный указатель............................................................... 254

Введение

Феномен стресса, открытый Гансом Селье, относится к числу фунда­ментальных проявлений жизни, так как позволяет организмам при­спосабливаться к различным факторам среды за счет универсального комплекса нейрогуморальных реакций. Этот термин стал одним из символов медицины XX века, а затем вышел за пределы этой науки в смежные области биологии, психологии, социологии, да и просто обыденного сознания, став модным, расхожим и многозначным. Этому способствовали реальное увеличение количества стрессов у людей, обусловленное урбанизацией, увеличением темпа жизни, возрастани­ем числа межличностных взаимодействий (в том числе конфликт­ных), а также все более явным несоответствием между биологической природой человека и условиями его социального существования.

Если сам основатель учения о стрессе первоначально рассматри­вал его гормональные и биохимические аспекты, то впоследствии все большее число исследователей стали обращать внимание на психоло­гическую составляющую стресса. Выяснилось, что чрезвычайно слож­ная и чувствительная психика человека способна серьезно модифи­цировать характер «классического» стресса, описанного в работах Г. Селье. Стало понятно, что без понимания нейрофизиологических особенностей функционирования человеческого мозга, а также эмо­циональных и когнитивных процессов, нравственных установок и ценностей личности невозможно прогнозировать и управлять стрес­совыми реакциями человека. Таким образом, становится очевидным все большая роль теоретической и практической психологии в деле создания единой междисциплинарной концепции стресса.

Как пишет российский психофизиолог Ю. И. Александров, «стресс стал одним из самых модных медико-психологических диагнозов. Этот диаг­ноз ставится человеку, когда у него в личной жизни, в быту или на произ­водстве возникают какие-либо проблемы, которые приводят к ухудшению его психического и физического здоровья»1.

При этом врачи, физиологи, психологи и социальные работники за­частую вкладывают в понятие стресса совершенно различное содер­жание, из-за чего у людей может складываться неправильное, иска­женное представление об этом явлении. Для практического психолога

1 Психофизиология: Учебник для вузов / Под ред. Ю. И. Александрова. СПб., 2006, с. 326.

8 Введение

Введение 9



желательно уметь выявлять не только психологические, но и физио­логические, поведенческие и другие признаки стресса, для того чтобы правильно оценивать тяжесть ситуации и помогать людям справлять­ся с их проблемами. Поэтому данное учебное пособие построено на междисциплинарной основе, позволяющей дать студентам-психоло­гам целостный взгляд на столь сложное явление, как стресс. В этом вопросе очень важно соблюдать оптимальный баланс между узкой специализацией и широким взглядом на проблему. С одной сторо­ны, практический психолог должен сосредоточиваться на своем пред­мете исследования и в первую очередь выявлять психологические причины стрессов и изменения, происходящие в психике человека, а в случае выхода ситуации за сферу своей компетенции передать своего клиента другому специалисту (психиатру или врачу общего профиля). С другой стороны, психолог сам должен обладать тем ми­нимумом знаний по физиологии, медицине и биохимии стресса, ко­торый позволит ему определять критерии выхода за область своих профессиональных возможностей. Для этого в данном учебном посо­бии большое внимание уделено физиологическим и медицинским ас­пектам стресса, что представляется вполне оправданным, ибо к чет­вертому курсу студенты-психологи уже завершают изучение таких предметов как «Анатомия ЦНС», «Физиология ЦНС», «Физиология ВНД и сенсорных систем» и «Психофизиология». Автор пособия учитывал тот факт, что понятие «стресс» кратко разбирается в других учебных курсах, входящих в Госстандарт, — в «Общей психологии», в «Психологии труда», в «Психологии здоровья» и т. д. Поэтому зада­чей данного специального предмета является соединение воедино по­лученных студентами за три года знаний о стрессе в рамках единой концепции на основе принципа нервизма, традиционного для русской научной школы.

В процессе изучения такого курса, как «Психология стресса», сту­денты усваивают основные понятия, на которых основана наука о стрессе, изучают разнообразные формы проявления стресса, узнают о современных методах оценки уровня стресса и приобретают умения адекватно оценивать его тяжесть.

По мере изучения курса студенты также устанавливают основные причины возникновения стрессов (в первую очередь — психологиче­ские) и факторы, влияющие на динамику развития стрессорных про­цессов. Для своей будущей работы психологи должны знать не только общие закономерности профессиональных стрессов, но и их основ­ные разновидности. Интегрируя сведения, полученные из данного

курса, с другими своими знаниями и навыками, студенты овладева­ют наиболее эффективными методами оптимизации уровня стресса: различными способами саморегуляции и техниками, применяемыми в психотерапии.

В структуру учебника входят теоретические разделы, вопросы и за­дания для проверки усвоения знаний, цитируемая и рекомендуемая литература по каждому разделу. Примерная тематика семинаров и рефератов, упражнения и практические задания, соответствующие психологические тесты и ответы на тестовые задания вынесены в приложения. Там же дается методический материал для преподавате­лей: примерные тематические планы по курсу, программа и вопросы к экзамену.

Список сокращений

АД - артериальное давление.

АДС - артериальное давление систолическое.

АДД - артериальное давление диастолическое.

АКТГ - адренокортикотропный гормон гипофиза.

АТ - аутогенная тренировка.

ВИК - вегетативный индекс Кердо.

ВНД - высшая нервная деятельность.

ВНС - вегетативная нервная система.

ВСР - вариабельность сердечного ритма.

ИН - индекс напряжения регуляторных систем.

И ПС - интегральный показатель страхов.

НЛП - нейролингвистическое программирование.

НС - нервная система.

ПТСР — посттравматическое стрессовое расстройство.

СМР - сенсомоторная реакция.

ЧСС - частота сердечных сокращений.

ЦНС - центральная нервная система.

Глава 1

СТРЕСС КАК БИОЛОГИЧЕСКАЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ

1.1. Проблема стресса в биологии и медииине

1.1.1. Классическая концепция стресса

1.1.2. Физиологические проявления стресса

1.2. Психологический стресс

1.2.1. Введение понятия психологического
(эмоционального) стресса

1.2.2. Особенности психологического стресса

1.2.3. Дифферениировка стресса и других состояний

1 2 Глава 1. Стресс как биологическая и психологическая категория

1.1. Проблема стресса в биологии и медииине 1 3


Наши рекомендации