Место арт-терапии в системе образования

Московский городской психолого-педагогический университет

Факультет повышения квалификации

ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

«АРТ-ТЕРАПИЯ И ИНТЕРМОДАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ ИСКУССТВАМИ

(для психологов и специалистов помогающих профессий)»

Итоговая работа на тему:

«Применение арт-терапевтических методов и техник на коррекционно-развивающих занятиях с детьми старшего дошкольного возраста в условиях детского дошкольного учреждения (ДОУ)»

Специальность 020400-Психология

Специализация 020414- Психологическое консультирование

Выполнила:

Подъяпольская О.Ю..

Преподаватель:

к.псих.н., доцент Сидорова В.В.

Москва, 2013 г.

Содержание

1. Арт-терапия как инновационная деятельность в ДОУ…………. 3 стр

2.Место арт-терапии в системе образования……………………..4-5 стр

3.Основной принцип и ресурсы арт-терапии…………………….6-8 стр

4. Циклы, этапы и структура занятий…………………………..9-15 стр

5. Ожидаемые результаты…………………………………………17стр

6. Практикум. Цикл занятий……………………………………18-25стр

7. Выводы………………………………………………………….26стр

8. Список используемой литературы…………………………..27-28 стр

9. Приложения…………………………………………………….29 стр

Приложение№1

Приложение№2

Арт-терапия как инновационная деятельность в ДОУ

Сегодня в сфере образования выделяется большое число инноваций различного характера, направленности и значимости, проводятся большие или малые государственные реформы, внедряются новшества в организацию и содержание, методику и технологию преподавания.

Теоретическая проработка проблемы инноваций служит основой обновления образования, его осмысления и обновления с целью преодолеть стихийность этого процесса, эффективно управлять им.

Кризисное время рождает в нашей педагогической системе не только ожидание «перемен сверху», но и ощущение необходимости собственных изменений.

В целом есть основания утверждать, что развитие инновационной деятельности – одно из стратегических направлений в дошкольном образовании.

В настоящее время можно выделить ряд общественных тенденций, способных привести к рождению инноваций:

· Требования гуманизации образовательного процесса.

· Ориентация на культурно-нравственные ценности.

· Активное реагирование на многообразие интересов и потребностей детей и их родителей.

· Большие потенциальные возможности, выражающиеся в инновационной образовательной инициативе педагогов.

Инновационное развитие в настоящее время встречает ряд трудностей. Сюда можно отнести увеличение сложности труда, расширение круга должностных обязанностей, недостаточное ресурсное обеспечение для внедрения инноваций, слабые материальное и моральное стимулирование, для детей – учебная перегрузка. Но наряду с трудностями выделяются и позитивные факторы. Для педагога – рост профессионального мастерства, формирование способности к профессиональной рефлексии, умение осуществлять исследовательскую деятельность, для детей – повышение качества обученности.

Таким образом, включение в цикл коррекционно-развивающих занятий дополнительно арт-терапевтических технологий и методов, позволит ДОУ удовлетворить запросы родителей и администрации учреждения. Позволит применять новшества в коррекционно-развивающей работе, просветительской и профилактической как с воспитанниками ДОУ и их родителями, так и со всем педагогическим коллективом, решая многие психологические задачи.

Место арт-терапии в системе образования

Имеются значительные возможности для внедрения арт-терапии не только в массовых и специализированных школах, но и в до­школьных образовательных учреждениях, учреждениях дополни­тельного образования, а также в высшей школе, в том числе в качест­ве одного из методов психологического сопровождения студентов.

Арт-терапия сама по себе не призвана решать воспитательно-образовательные задачи, но может содействовать их решению путем устранения либо смягчения психологических личностных откло­нений у учащихся и членов педагогического коллектива, а также нейтрализации и коррекции некоторых патогенных внутрисемей­ных влияний на личность учащихся.

Выдвижение вышеперечисленных задач в качестве приоритет­ных отличает арт-терапию как систему лечебно-коррекционных и профилактических воздействий от художественной педагогики, с одной стороны, и различных инновационных образовательных технологий, использующих творческое самовыражение учащихся в качестве средства повышения эффективности образовательно­го и воспитательного процесса, с другой стороны.

Несмотря на то, что форма и даже содержание творческой деятельности во время арт-терапевтических занятий и в процессе обучения нередко характеризуются значительным сходством, условия и направленность арт-терапевтического и образовательного процессов все же различ­ны.

Они по-разному влияют на психологические структуры учащих­ся и обусловливают разную психическую динамику.

При проведении арт-терапевтических занятий обязательными обычно являются такие условия, как:

• психологическая безопасность участников процесса;

• отказ от оценивания процесса и результатов творческой дея­тельности с точки зрения художественно-эстетической и даже морально-нравственной;

• приватность и конфиденциальность;

• партнерство в отношениях клиента и специалиста;

• неограниченная свобода выбора клиентом изобразительных материалов и способов работы с ними, тем и сюжетов для твор­чества, а также допустимость нарушения традиционных изоб­разительных форм;

• делегирование клиенту ответственности за процесс и результа­ты деятельности, связанное с использованием так называемого недирективного подхода.

Различия в условиях и направленности арт-терапии и образова­тельного процесса могут в некоторых случаях создавать трудности в понимании членами педагогического коллектива арт-терапевтической работы и даже вызывать ее восприятие как «угрозы» тради­ционной системе институциональных педагогических отношений.

Можно также рассматривать арт-терапию в качестве средст­ва, способствующего смягчению влияния на организм и психику учащихся и педагогов определенных факторов, связанных с систе­мой образования и характерными для нее психологическими на­грузками и институциональными отношениями.

Организационными формами арт-терапии в системе образова­ния могут выступать: индивидуальное арт-терапевтическое консультирование, групповая арт-терапия, семейная арт-терапия.

Применение методов детско-подростковой арт-терапии в обра­зовательных и медицинских учреждениях в России и за рубе­жом пока не носит массового характера. Несмотря на ее значи­тельные возможности и отмечаемые положительные эффекты ее применения с детьми и подростками, широкому внедрению методов арт-терапии в образовательных и медицинских учреж­дениях препятствует ряд факторов: относительная новизна дан­ных методов, недостаточная разработанность теоретико-мето­дологических, технологических и организационных аспектов, ограниченный объем научных доказательств ее коррекционных и развивающих эффектов.

Развитие системы арт-терапевтических услуг в образователь­ных и медицинских учреждениях в нашей стране и за рубежом требует более разработанной методологической базы и расши­рения объема исследований, направленных на доказательство ее эффектов. В целях оптимизации работы специалистов, ис­пользующих методы арт-терапии для детей и подростков, тре­буется дальнейшее уточнение основного содержания и границ арт-терапевтической деятельности, а также ее отличий от дея­тельности педагогов, в том числе специалистов в области ху­дожественного образования, арт-педагогики, коррекционного обучения. Это не исключает использования педагогами инновационных технологий, связанных с творческим самовыражением учащихся. Однако, во избежание смешивания терапевтических и образовательных компонентов в работе педагогов, вместо слов «арт-терапия» и «арт-терапевтический» (метод, прием, подход) при характеристике таких технологий им следует использовать понятия «арт-методы», «методы творческого самовыражения» и иные близкие им по содержанию определения, избегать ис­пользования таких терминов, в состав которых входит слово «те­рапия». Это связано с тем, что применение методов арт-терапии имеет прежде всего, лечебно-коррекционную направленность и требует достаточных знаний не только в области общей, воз­растной психологии и психологии развития, но и клинической психологии, владения приемами психологического консульти­рования и иных специальных знаний и навыков.

3. Основные принципы и ресурсы арт-терапии— одобрение творче­ской деятельности ребенка и взрослого.

Обычная для взрослой арт-терапевтической группы структура деления занятия на две половины, когда часть времени проводится за обсуждением и обменом впечатлениями, не подходит для многих детских групп; дети часто не хотят ничего обсуждать так же, Как не хотят наводить порядок в конце занятия. Важно помнить, что атмосфера вседозволенности может в одну секунду превратиться в разрушительную, когда чувства детей выходят наружу в виде физичес­кого насилия, а взрослые не находят правильного объяснения таким поступкам или не могут своевременно вмешаться.

Для арт-терапевта, работающего с детьми, крайне важно уметь быстро ориентироваться и принимать решения, так как в моменты повышенной тревоги и бес­покойства на размышления не остается времени.

Основные принципы и ресурсы арт-терапии— одобрение творче­ской деятельности ребенка и взрослого.

Именно без­оценочное отношение, безусловное принятие создают атмосферу доверия и понимания, необходимую для успешного проведения арт-терапии. Занятия по арт-те­рапии отличаются от занятий рисованием, лепкой, тан­цами, музыкой и др. Главное отличие — арт-терапия не учит, как правильно рисовать, лепить, танцевать и играть на музыкальных инструментах. Терапия искусством соз­дает пространство для самовыражения, для раскрытия творческого потенциала, создания своего неповторимо­го мира, для развития познавательной активности, для самопознания.

Занятия арт-терапией рекомендуется начинать с 5—6 лет, верхний возрастной уровень не имеет ограни­чений. В старшем дошкольном возрасте формируется символическая функция мышления, необходимая для восприятия арт-терапии. Основой для развития сим­волической функции является игровая деятельность в частности ролевая игра. Когда ребенок в игре, представляя, что он водитель автобуса, расставляет стулья, как в салоне автобуса, сам садится на «водительское» место, берет в руки пластмассовый обруч, он символически обыгрывает реальную ситуацию. Именно эта способ­ность перенестись из реального мира в мир воображае­мый, самостоятельно создать пространство для своих фантазий, умение найти заместители реальных предме­тов способствует развитию образного мышления ребен­ка, развивает его творческий потенциал. Поэтому дет­ские психологи говорят, что игра — это серьезно, К сожалению, многие родители больше внимания уделяют развитию логического мышления, интеллектуальным занятиям, обучению навыкам, а развитию эмоциональ­ной сферы уделяется гораздо меньше времени. Совме­стные арт-терапевтические упражнения восполняют этот пробел. Известно, что левое полушарие головного мозга отвечает за логику, рациональное мышление, а правое — за интуицию, иррациональное мышление, по­иск нестандартных решений, творчество. Важно, чтобы был баланс между эмоциональным и рациональным, интуицией и логикой.

Существуют две формы арт-терапии: активная и пас­сивная. Активная форма предполагает создание соб­ственных творений: рисунков, рассказов, поделок из пластилина и глины и т.п. Пассивная форма включает в себя восприятие произведений искусства и возможность осознать и выразить свои чувства с помощью этих произведений.

Ресурс арт-терапии заключается именно в том, что дает возможность взрослым, не навязывая и не заставляя, раскрыть способности своего ребенка, помочь ему, опираясь на свои сильные стороны, пре­одолевать трудности. С помощью арт-терапевтических техник мы можем лучше понимать своих детей, видеть, что на самом деле их тревожит. Ведь дети не все могут выразить словами, поэтому арт-терапия — это еще одна возможность общения с ребенком на его языке, на язы­ке образов, символов и метафор. Арт-терапия способ­ствует развитию дара воображения. Способность воображать, представлять, мечтать, фантазировать дана каждому че­ловеку, но почему-то не каждый использует этот дар для обретения внутреннего спокойствия и душевного рав­новесия. Иногда мы интуитивно тянемся к этому внут­реннему ресурсу, когда, например, переносимся в сво­ем представлении туда и в те времена, когда нам было легко, беззаботно, когда мы чувствовали себя защищенными и открытыми миру. Психологи назвали бы такое обращение к детству поиском ресурсного состояния. От родителей во многом зависит, чтобы о детстве у их детей было больше приятных воспоминаний, на которые они смогут опираться в будущем.

Арт-терапия дает возможность для ребенка и родителей:

• выражать свои эмоции, как позитивные, так и не­гативные;

• выйти за привычные рамки стереотипов;

• проявлять спонтанность;

• узнать больше о своих внутренних переживаниях;

• повысить самооценку;

• развивать познавательную активность, символи­ческую функцию мышления и воображение;

• проявить свое творческое начало.

Психологам арт-терапевтические упражнения могут помочь:

• установить доверительные отношения;

• в интерпретации и диагностики актуального со­стояния.

Ситуации, в которых уместна арт-терапия:

• нарушения в эмоционально-волевой сфере (ка­призы, упрямство, повышенная тревожность, не­уверенность, страхи);

• актуальный стресс, психотравмирующая ситуация (развод родителей, новая школа, новые требова­ния);

искаженная самооценка.

В современной психологии есть понятие «эмоциональный интеллект». Мы, как правило, больше внима­ния обращаем на развитие умственных способностей, развиваем логическое мышление, память и внимание. Однако эмоциональный интеллект повышает уровень самоконтроля и формирует коммуникативные навыки. Эмоциональный интеллект способствует творческому отношению к жизни. Можно сказать, что арт-терапия развивает эмоциональный интеллект, помогает челове­ку не подавлять свои эмоции, а управлять ими.

Развитие эмоционально-волевой сферы — один из важнейших компонентов социализации и психологи­ческой адаптации. Поступление в детский сад, школу, новые учителя и воспитатели, переезд в другой город — факторы, влияющие на эмоциональное состояние ре­бенка. Внимание к ребенку, вовлечение его в арт-терапевтиче­ские занятия помогают ему без психологических потерь выбраться из травмирующей, стрессовой ситуации; по­могают ему сохранить самооценку и формируют веру в свои сильные стороны.

Наши рекомендации