Сущность, функции и структура общения

Этика и психология делового общения

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ТЕМА 1. Общение как нравственно-психологическая проблема

Сущность, функции и структура общения

Виды и формы делового общения

Коммуникативная сторона общения

Интерактивная сторона общения

Перцептивная сторона общения

Стили делового общения

ТЕМА 2. НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ

Кинесические особенности общения

Проксемические особенности общения

Особенности визуального контакта

Паралингвистические особенности общения

ТЕМА 3. КУЛЬТУРА РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ

Культура речи делового человека

Публичные выступления

Нравственно-психологические особенности спора

Психологические механизмы влияния на партнера

Культура слушания партнера

Барьеры в общении и их преодоление

ТЕМА 4. ТЕХНОЛОГИЯ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

Деловой протокол: сущность, характеристика, значение

Деловые беседы

Деловые переговоры

Культура деловых совещаний

Особенности общения с иностранными партнерами

ТЕМА 5. НРАВСТВЕННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОТНОШЕНИЙ В КОЛЛЕКТИВЕ

Роль этики в деловом общении

Деловое общение и психология коллектива

Особенности общения в коллективе «по горизонтали»

Особенности общения «по вертикали»

ТЕМА 6. КОНФЛИКТЫ В ДЕЛОВОЙ СФЕРЕ

Природа и причины конфликтов

Типология конфликтов

Разрешение конфликтов

ТЕМА 7. СЛУЖЕБНЫЙ ЭТИКЕТ

Деловая этика и этикет

Приветствия, представления, знакомства

Этикет телефонных разговоров

Культура деловой переписки

Подарки и сувениры

Официальные приемы

ТЕМА 8. ИСКУССТВО САМОПРЕЗЕНТАЦИИ

Имидж делового человека

Внешний вид делового человека

Телесный имидж

Модели поведения

ТЕМА 9. Стресс-менеджмент в деловом общении

Эмоции в жизни делового человека

Стрессы и стрессовые состояния

Профессиональное выгорание и его профилактика

Способы и приемы эмоциональной саморегуляции

ЛиТЕРАТУРА

ВВЕДЕНИЕ

Искусство общения, знание психологических особенностей и применение психологических методов крайне необходимо специалистам, работа которых предполагает постоянные контакты типа «человек - человек» — политикам, бизнесменам, менеджерам и мн. др. Таким образом, умение строить отношения с людьми, находить подход к ним, расположить их к себе - нужно каждому. Необаятельный, угрюмый человек будет испытывать затруднения в общении с коллегами, ему сложно будет устанавливать контакты с деловыми партнерами, добиваться успехов на переговорах. Залог успеха любых начинаний делового человека, какую бы задачу он ни решал, - создание климата делового сотрудничества, доверия и уважения.

Общение с людьми - это наука и искусство. Здесь важны и природные способности, и образование. Именно поэтому тот, кто хочет достичь успеха во взаимодействии с другими людьми, должен учиться этому. В зарубежных учебных заведениях проблеме общения уделяется огромное внимание. В обучающие программы обязательно включаются этика и психология делового общения, большим успехом пользуются социально - психологические тренинги по общению, издаются многочисленные пособия, способствующие освоению и применению психологических приемов делового общения.

Важно не только получить определенный объем знаний, но и реализовать эти знания в процессе общения и взаимодействия с другими людьми. Восточная мудрость гласит: «Знать, чтобы уметь». Прагматичный Дж. Рокфеллер, хорошо понимая значение общения для деловой деятельности, говорил: «Умение общаться с людьми – такой же покупаемый за деньги товар, как сахар или кофе. И я готов платить за это умение больше, чем за какой-либо другой товар в этом мире».

Но что означает уметь общаться? Это и значит уметь разбираться в людях и на этой основе строить свои взаимоотношения с ними, что предполагает знание этики и психологии общения.

ТЕМА 1. Общение как нравственно-психологическая проблема

Проблема общения многогранна. За последние годы она стала предметом изучения многих наук. Но каждая наука вкладывает свое содержание в определении понятия «общение».

Сущность, функции и структура общения

· Характеристика понятия «общение»

· Структура общения

· Функции общения

Невозможно себе представить развитие человека, его связь с обществом вне общения с другими людьми. Исторический опыт и повседневная практика свидетельствуют о том, что полная изоляция человека от общества, лишение его общения с другими людьми приводит к полной утрате человеческой личности, ее социальных качеств и свойств.

Необходимость общения обуславливается, в конечном счете, необходимостью совместного участия людей в производстве материальных благ. А в сфере духовной жизни центральное место занимает потребность личности в приобретении социального опыта, в приобщении к культурным ценностям, в овладении принципами и нормами поведения в обществе и конкретной социальной среде, а все это невозможно без контактов с другими людьми.

Без развития форм общения практически невозможны такие области человеческой деятельности, как воспитание, образование, здравоохранение, наука, искусство, политика, идеология и др. Общение выдвигается как важнейшая социальная потребность, вне реализации которой замедляется, а иногда и деформируется социальное бытие личности, ее взаимоотношение с обществом.

Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека[1].

На практике часто путают или отождествляют два понятия: общение и отношение. Эти понятия не совпадают. Общение есть процесс реализации тех или иных отношений.

Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, становится осознанным и опосредованным речью. В жизни человека нет даже самого непродолжительного периода, когда бы он находился вне общения. Учитывая сложность понятия «общение», необходимо обозначить его структуру с тем, чтобы затем был возможен анализ каждого элемента. Характеризовать структуру общения мы будем путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон (см. рис.1.1).

Сущность, функции и структура общения - student2.ru Сущность, функции и структура общения - student2.ru

Общение  
Сущность, функции и структура общения - student2.ru

           
    Сущность, функции и структура общения - student2.ru
 
Коммуникативная сторона (обмен информацией)
     
Перцептивная сторона (восприятие и понимание другого человека)
 
 

Рис 1.1. Составные элементы категории общения

Коммуникативная сторона общения представляет собой процесс обмена информацией и проявляется через действия личности, сознательно ориентированные на их смысловое восприятие другими людьми.

Интерактивная сторона общения (от англ. interaction - взаимодействие) представляет собой взаимодействие (и воздействие) людей в процессе межличностных отношений.

Перцептивная сторона общения (от лат. perception - восприятие) проявляется через восприятие, оценку и понимание людьми социальных объектов (других людей, самих себя, групп, других социальных общностей).

Все стороны общения взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Функцииобщения выделяются в соответствии с содержанием общения. Различают четыре основные функции общения.

Инструментальная функция характеризует общение как соци­альный механизм управления и передачи информации, необходимой для исполнения действия.

Интегративнаяфункция раскрывает общение как средство объе­динения людей.

Функция самовыраженияопределяет общение как форму взаи­мопонимания психологического контекста.

Трансляционнаяфункция выступает как функция передачи кон­кретных способов деятельности, оценок и т. д.

Среди других функций об­щения можно назвать: экспрессивную (функция взаимопонимания переживаний и эмоциональных состояний), социального контроля(регламентации поведения и деятельности), социализации(формиро­вания навыков взаимодействия в обществе в соответствии с приня­тыми нормами и правилами) и др.

Различают общение деловое и личностное.

Деловое общение обычно включено в совместную продуктивную деятельность людей и служит средством повышения качества этой деятельности. Его содержани­ем является то, чем заняты люди, а не те проблемы, которые затра­гивают их внутренний мир.

Личностное общение, напротив, сосредоточено в основном вок­руг психологических проблем внутреннего характера: поиск смысла жизни, определение своего отношения к зна­чимому человеку, к тому, что происходит вокруг, разрешение какого-либо внутреннего конфликта.

В жизни человека общение не существует как обособленный процесс или самостоятельная форма активности. Оно включено в индивидуальную или групповую практическую деятельность, кото­рая не может ни возникнуть, ни осуществиться без интенсивного и разностороннего общения.

Нас будет интересовать деловое общение, т.е. общение, имеющее цель вне себя, и служащее способом организации и оптимизации того или иного вида предметной деятельности: производственной, научной, коммерческой и т.д.

Наши рекомендации