Основные теории игровой деятельности. Игра как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте

Существуют разные взгляды на игру. Теории в начале 19в.:

Карл Гросс: в основе игры лежит биологические механизмы. Игра – бессознательная подготовка к жизни.

Спенсер: игра как трата избытка сил.

Бюллер: в игре ребенок получает упражнение функций и удовольствий.

З.Фрейд: игра – способ выражения общественных запретов. В игре – подсознательное влечение.

Игра как отдых.

Не все признавали ведущую роль игры. Монтессори говорила о бессмысленности игры.

Отечественные психологи игру рассматривали как человеческую деятельность. Игра есть средство признания ребенком действительности (К.Д. Ушинский, Эльконин, Усова).

Эльконин подчеркивал социальную природу ролевой игры. Единица игры – роль и связь с ней действия. Содержание общественной функции игры является не предмет и его употребление, а отношения между людьми, которые осуществляются через действия с предметами.

Игра в дошкольном возрасте оказывает значительное влияние на развитие ребенка:

- дети учатся полноценному общению друг с другом.

- способствует произвольному поведению.

- формируются творческое воображение и умственная деятельность ребенка.

- стимулирует развитие речи

- развивает чувства ребенка.

Развитие игры. Игровая деятельность в исследованиях Д.Б Эльконина.

Игра вырастает из предметной деятельности. Для появления сюжетно-ролевой игры необходимо:

- определенный уровень развития предметных действий

- качественные изменения отношений ребенка со взрослым

- частое, полноценное общение

- игрушки и неоформленные предметы, которые можно использовать в качестве их заместителей.

Игра с сюжетом впервые возникает на границе раннего и дошкольного детства. В ней предметы наделяются игровым смыслом. Здесь важно наличие замещающих действий. Игры эпизодичны, однообразны по действию. Позже появляется образно-ролевая игра. Ребенок воображает себя кем угодно и чем угодно. Здесь обязательно наличие яркого переживания.

К середине дошкольного возраста появляется развитая форма сюжетно-ролевой игры. В ней отражается отношение между людьми. Они переносятся на куклу или другого человека. Позже появляется игра с правилами.

Эльконин подчеркивает социальную природу ролевой игры. Единица игры – роль и взаимосвязанные с ней действия. Содержание формы ролевой игры является не предмет и его употребление, а отношение между людьми, которые осуществляются через действия с предметами.

Психические новообразования и развитие познавательных процессов ребенка-дошкольника.

Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте характеризуется:

- интенсивным развитием общения со сверстниками. Формируется детское общество.

- у ребенка появляются определенные элементарные обязанности.

- совместная деятельность со взрослым сменяется самостоятельным выполнением указаний взрослого.

В целом социальная ситуация заключается в познании мира человеческих отношений и их имитаций. Ребенок испытывает сильное желание включиться во взрослую жизнь, стремиться к самостоятельности. Получается противоречие из которого рождается ролевая игра.

Особенности восприятия в дошкольном возрасте. Процессы восприятия начинают формироваться как относительно самостоятельные произвольные действия. Восприятие утрачивает свой первоначальный аффективный характер, становится осмысленным, целенаправленным и анализирующим. В нем выделяются произвольные действия. Развивается апперцепция (внимательное, осмысленное, осознанное, вдумчивое восприятие). Ведущим в данном возрасте является зрительное восприятие. Ребенок осваивает сенсорные эталоны. Большое влияние на развитие восприятия оказывает речь.

Внимание в дошкольном возрасте. В дошкольном возрасте расширяется объем внимания. Старший дошкольник может последовательно рассмотреть и воспринять 3 объекта. Растет устойчивость внимания. Появляются начальные формы произвольного внимания. В этом возрасте внимание ребенка тесно связано с интересом.

Память в дошкольном возрасте. Основное содержание памяти дошкольника – представления. Развита моторная и дообразная память. Словесно-логическая память слаборазвита. Характер памяти преимущественно непроизвольный. Память является ведущим психическим процессом в этом возрасте. 3-4 год жизни – время первых детских воспоминаний.

Мышление и речь в дошкольном возрасте. Происходит переход от наглядно-действенного к наглядно-образному, а в конце периода словесному мышлению. Возникают попытки объяснить явления и процессы Появляется элементарно-логическое мышление, но до 10-12 лет в полной мере не проявляется. Ребенок устанавливает функциональные взаимосвязи (назначение использования предмета) Дошкольнику уже доступно понимание причинности.

В дошкольном возрасте появляются новые формы речи – сообщение в виде монолога, рассказ о чем-либо. Появляется эгоцентрическая речь. Она имеет социальную природу и направленность на другого человека. Это своеобразный речевой эквивалент реального сотрудничества в деятельности. В старшем дошкольном возрасте эгоцентрическая речь интериоризируется во внутреннюю речь.

Наши рекомендации