Конфликт как феномен взаимодействия

В самом общем значении понятие «взаимодействие» представляет собой универсальную, общую форму движения, влияние объектов друг на друга. Для человека это характерно в стремлении к взаимодействию с различными объектами окружающего мира.

Взаимодействие - одна из психологических категорий, отражающая процессы воздействия различных объектов друг на друга, их взаимную обусловленность и изменение состояния или взаимопереход, а также порождение одним объектом другого. Взаимодействие представляет собой вид непосредственного или опосредованного, внешнего или внутреннего отношения. Взаимодействие – согласованная деятельность по достижению совместных целей и результатов, по решению участниками значимой для них проблемы или задачи. Один из психологических законов, подчеркивающий связь развития личности и деятельности.Эта связь лежит в основе понимания психологической значимости взаимодействия, в котором и через которое раскрывается вся сложная система способностей. Взаимодействие является одним из основных способов активизации саморазвития и самоактуализации человека. Его дополнительный эффект - межиндивидуальное влияние, базирующееся на взаимопонимании и самооценке.

Взаимодействие человека с другими людьми есть особый тип связи, отношения, который предполагает взаимные воздействия сторон, взаимные влияния и изменения. Среди этих взаимодействий особое место принадлежит общению(специфическая форма субъект-субъектного взаимодействия) и совместной деятельности (специфическая форма субъект-объектного субъектного взаимодействия). Между ними существуют определенные связи: общение является и атрибутом совместной деятельности и самостоятельной ценностью.

Субъект-субъектное взаимодействие (общение в широком смысле) включает в себя коммуникацию как обмен информацией (общению в узком смысле), взаимодействие как обмен действиями и восприятие на основе его людьми друг друга. Коммуникация на основе некоторой совместной деятельности неизбежно предполагает, что достигнутое взаимопонимание реализуется в новых совместных усилиях. Спецификой взаимодействия является то, что каждый его участник сохраняет свою автономность и может обеспечивать саморегуляцию своих коммуникативных действий.

Итак, процесс взаимодействия рассматривают как целенаправленный взаимообмен и взаимообогащение смыслом деятельности, опытом, эмоциями, установками, различными позициями.

В рамках проблемы взаимодействия остро встаёт вопрос о том, чему принадлежит ведущая роль во взаимодействии: внешним стимулам или внутренним условиям. В социальной психологии имеют место три различные позиции по этому вопросу:

- первая позиция, когда во взаимодействии отводят ведущую роль внешним воздействиям,

- вторая - когда подчеркивается и уравновешивается значение как внешних, так и внутренних условий,

-третья - когда утверждается во взаимодействии активность развивающейся личности.

Существует несколько теорий, объясняющих межличностное взаимодействие. К ним относятся: теория обмена, символический интеракционизм, теория управления впечатлениями, психоаналитическая теория.

Согласно теории обмена (Дж.Хоманс), каждый из нас стремится уравновесить вознаграждение и затраты, чтобы сделать наше взаимодействие устойчивым и приятным, при этом в основе лежит субъективный личностный опыт. В основе теории обмена лежат четыре принципа:

1. чем больше вознаграждается определенный тип поведения, тем чаще он будет повторяться;

2. если вознаграждение за определенный тип поведения зависит от условий, то человек будет стремиться их воссоздать;

3. если вознаграждение велико, то человек готов затратить больше усилий для его получения;

4. когда потребности человека близки к насыщению, он в меньшей мере готов прилагать усилия для их удовлетворения.

С помощью данной теории могут быть описаны сложные виды взаимодействий: отношения власти, переговорный процесс. Эта теория рассматривает социальное взаимодействие как сложную систему обменов, обусловленных способами уравновешивания вознаграждений и затрат.

Символический интеракционизм (Дж. Мид и Г.Блумер). Согласно этой теории поведение людей по отношению друг к другу и к предметам окружающего мира определяется значениями, которые они им придают. Дж. Мид выделил два типа действий: незначимый жест (автоматический рефлекс типа моргания); значимый жест (связан с осмыслением поступков и намерений другого человека). Когда мы приписываем значение чему-то, оно становится символом, т.е. понятием, действием или предметом, выражающим смысл другого понятия, действия или предмета. Интерпретация символа является основой для ответной реакции. Благодаря этому люди учатся одинаково интерпретировать значение определенных символов. Центральной идеей данной концепции является то, что личность формируется во взаимодействии с другими личностями. К недостаткам данной теории можно отнести придание слишком большого значения символическим аспектам взаимодействий.

Управление впечатлениями(Э.Гофман). Согласно этой теории социальные ситуации взаимодействия подобны драматическим спектаклям, в которых актеры стремятся создавать и поддерживать благоприятные впечатления. Люди ведут себя подобно актерам на сцене, используя «декорации» и «окружающую обстановку» для создания определенного впечатления о себе и других.

Чтобы учесть содержательный момент взаимодействия, рассмотрим его как организацию совместной деятельности. Л.И.Уманский выделил три возможные формы организации совместной деятельности:

1. каждый участник делает свою часть общей работы независимо от другого;

2. общая задача выполняется последовательно каждым участником;

3. одновременное взаимодействие каждого участника со всеми остальными .

Здесь прослеживается связь взаимоотношений участников взаимодействия. Это тип взаимодействия (сотрудничество или соперничество) и степень выраженности взаимодействия (успешное или менее успешное сотрудничество). Рассматриваемое в единстве трех сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной, общение выступает как способ организации совместной деятельности и взаимоотношений включенных в нее людей. Деятельность - часть, сторона общения, а ощущение - часть, сторона деятельности, но вместе они образуют неразрывное единство.

Итак, осмыслив взаимодействие с позиции содержательного момента, можно предложить такую схему

Индивидуализм

Конфликт как феномен взаимодействия - student2.ru Конфликт как феномен взаимодействия - student2.ru Конфликт как феномен взаимодействия - student2.ru Коллективизм

Взаимодействие с позиции содержательного момента

Передача любой информации или коммуникативная сторона общения, возможна лишь посредством знаков, точнее - знаковых систем. Обычно различают вербальную и невербальную коммуникацию, но последнюю делят на несколько форм: кинестетика, паралингвистика, проксемика, визуальное общение. Каждая из них образует свою собственную знаковую систему.

Интерактивная сторона общения – это условный термин, обозначающий характеристику компонентов общения, связанных с взаимодействием людей, непосредственной организацией их совместной деятельности. Цели общения отражают потребности совместной деятельности людей. Общение всегда должно предполагать некоторый результат - изменение поведения и деятельности других людей. Здесь общение и выступает как межличностное взаимодействие, т.е. совокупность связей и взаимовлияний людей, складывающихся в их совместной деятельности.

Обратимся к влиянию или перцепции в условиях межличностного взаимодействия. Взаимодействие невозможно без взаимопонимания. Перцепция – процесс восприятия, способствующий взаимопониманию участников общения. Человек осознает себя через другого человека посредством определенных механизмов межличностной перцепции. К ним относятся: познание и понимание людьми друг друга (идентификация, эмпатия, аттракция); познание самого себя в процессе общения (рефлексия); прогнозирование поведения партнера по общению (каузальная атрибуция).

Под идентификацией понимается способ познания другого человека, при котором предположение о его внутреннем состоянии строится на основе попыток поставить себя на место партнера по общению.

Эмпатия– эмоциональное сопереживание другому. С позиции многоплановости общение невозможно рассматривать вне культурной традиции. Ведь обращение к больному «голубчик» свести только к эмпатии было бы непростительным легкомыслием. Эмпатия является предпосылкой мобильности, так как только тому, кому удается представить свое поведение в новых ролях и обстоятельствах, отличных от собственных и постоянных на основе самостоятельных усилий удается приблизиться к идеальному положению, тем самым, способствуя прогрессированию группы и общества в целом. Это многофакторное понятие, при этом акцент делается на поиске потребности и успеха в достижении эмпатии (Лернер).

Аттракция(привлечение) - форма познания другого человека, основанная на формировании устойчивого позитивного чувства к нему.

Рефлексия – механизм самопознания в процессе общения, в основе которого лежит способность человека представлять, как он воспринимается партнером по общению.

Каузальная атрибуция – механизм интерпретации поступков и чувств другого человека (выяснение причин поведения объекта). При изучении процесса каузальной атрибуции выявлены различные закономерности. Например, причину успеха люди приписывают себе, а неудачи - обстоятельствам. Общая закономерность состоит в том, что по мере роста значимости люди склонны искать причину случившегося в осознанных действиях личности.

Перцептивная функция общения в совместной деятельности направлена на решение следующих задач:

- формирования содержания межличностного восприятия;

- содействия установлению взаимопонимания;

- обеспечения влияния участников совместной деятельности друг на друга.

Важным аспектом перцептивной функции является обеспечение влияния людей друг на друга, в результате чего меняются поведение, установки, намерения и оценки. Влияние бывает направленным (с помощью механизмов внушения и убеждения) и ненаправленным (механизмы заражения и подражания), существуют также прямое (требования предъявляются открыто) и косвенное (направленное на окружающую среду, а не на объект) влияния. Так влияние может переходить в психологическое воздействие.

Для теоретического анализа проблемы необходимо уточнить исходное понятие психологического воздействия. Иногда феномен психологического воздействия смешивается с феноменом действия. Между тем эти феномены различны. Действие субъекта, направленное на физический объект, выглядит как оперирование этим объектом. В то же время психологическое воздействие выступает как субъект-субъектное отношение.

Психологическое воздействие – это структурная единица, компонент общения, по своей сущности представляющее проникновение одной личности (или группы лиц) в психику другой личности (или группы лиц). Целью или результатами этого проникновения является изменение, перестройка индивидуальных или групповых психических явлений (взглядов, мотивов, установок, состояний и т.п.).

Перестройка психики личности или групповых психических явлений под влиянием психологического воздействия может быть различной как по широте охвата психических явлений, так и по стойкости их изменений. Так, силой воздействий медицинский работник может перестроить отношение больного к своему состоянию и болезни, что непременно улучшит его самочувствие.

О более широких изменениях психики можно говорить тогда, когда перестраивается целая группа психических явлений, например эмоциональная сфера личности. Изменения личности под влиянием других людей могут быть временными, преходящими, устойчивыми.

Наблюдения показывают, что многие и даже большинство взрослых людей сознательно перенимают друг у друга взгляды, оценочные суждения и побуждения, которые сохраняются на протяжении многих лет, выдерживая многочисленные испытания и превратности судьбы. В любой форме психологическое воздействие всегда основывается на определенных мотивах и преследует конкретные цели.

Однако, как отдельная личность, так и группа избирательно относятся к психологическим воздействиям. Связано это с тем, что на пути этих воздействий стоит психологическая защита - своеобразный фильтр, отделяющий желательные воздействия от нежелательных, полезные от вредных, соответствующие потребностям, убеждениям и ценностным ориентациям личности или группы и требованиям их социального окружения - от противоречащих им. Таким образом, психологическое воздействие отнюдь не всемогуще, хотя при определенных условиях можно вызвать известные изменения в психике людей, а через нее - в их деятельности и поведении. Этот механизм успешно применяется и в практике медицинских работников.

Нельзя представлять себе общение всегда и при всех обстоятельствах гладко протекающим и лишенным внутренних противоречий. В некоторых ситуациях обнаруживается антагонизм позиций, отражающий наличие взаимоисключающих ценностей, задач и целей, что иногда оборачивается взаимной враждебностью - возникает межличностный конфликт. Социальная значимость конфликта различна и зависит от ценностей, лежащих в основе межличностных отношений. В совместной деятельности причинами конфликтов могут выступать два рода детерминант:

- предметно-деловые разногласия;

- расхождение личностно-прагматических интересов.

Причем конфликты второго рода характеризуются нагнетанием высокой эмоциональной напряженности. Причиной возникновения конфликтов являются также неопределенные смысловые барьеры в общении, препятствующие налаживанию взаимодействия общающихся. Смысловой барьер в общении - это несовпадение смыслов высказанного требования, просьбы, приказа для партнеров в общении, создающее препятствие для их взаимопонимания и взаимодействия.

Важное значение для понимания механизма взаимодействия имеет понятие личностного смысла, глубоко проанализированного в работах А. Н. Леонтьева. Помимо общепринятой системы значений, слова, как и другие факты сознания человека, имеют некоторый личностный смысл, некоторую особую значимость, индивидуальную для каждого. Личностный смысл, т.е. особую значимость, для человека приобретает то, что связывает цели деятельности с мотивами ее осуществления, то, в чем сказываются запечатленными его потребности. Одно и то же слово, действие, обстоятельство могут иметь различный смысл для разных людей. Поэтому в общении важную роль играет умение поставить себя на место того, с кем общаешься. В любой ситуации общения требуется «одинаковое понимание ситуации», т.е. понимание стратегии и тактики поведения партнера по ситуации. Стратегия и тактика взаимодействия только и могут быть разработаны на основе взаимопонимания, причем

- стратегия взаимодействия определена выполняемой социальной деятельностью,

- тактика взаимодействия определяется непосредственным представлением о партнере. В единстве этих двух моментов и создается реальная ситуация взаимодействия .

Для понимания механизма взаимодействия можно обратиться к концепции конфликтного общения, разработанной американским психотерапевтом Э. Берном. Его точка зрения, что в каждом человеке существует три «Я»: Дитя (зависимое, подчиняемое и безответственное существо); Родитель (напротив, независимый, неподчиняемый и берущий ответственность на себя) и Взрослый (умеющий считаться с ситуацией, понимать интересы других и распределять ответственность между собой и ими). У человека возникает и разрабатывается в детстве «я» - дитя. В том же возрасте за счет подражания старшим и желания быть на их месте формируется родительское «я». Относительно «я» в форме взрослого, то оно, складывается долго, порой десятилетиями, за счет жизненного опыта субъекта и накопления того, что называют житейской мудростью.

Выступая в позиции Дитя, человек выглядит подчиняемым и неуверенным в себе, в позиции Родителя - самоуверенно-агрессивным; в позиции взрослого - корректным и сдержанным. Во взаимодействии людей эти позиции согласованы лишь тогда, когда один из партнеров готов принять позицию, определенную для него другим партнером. Когда ролевые позиции партнеров по общению согласованы, их акт взаимодействия доставляет обоим чувство удовлетворения. С психологической точки зрения содержание контакта может быть очень многообразным по ролевым позициям партнеров, и для всего диалога может иметь решающее значение то, насколько правильно выбрана позиция, насколько она согласована между партнерами по общению. То, какую позицию мы займем в контакте, сразу же определяет и круг психологических ролей, которые нам предстоит исполнить.

Завершая рассмотрение взаимодействия, хотелось бы уточнить, в 90-е годы, когда происходило переосмысление отношения к конфликту, Э.А.Орлова в качестве категории, связывающей ситуации и происходящие в них процессы, предложила «парадигму взаимодействия». Это относится в первую очередь к форме, стратегии и тактике взаимодействия, при этом косвенно мы затрагиваем социокультурные и психологические факторы. Как результирующая ею были названы три общих парадигмы взаимодействия.

- Консенсус, где основная направленность – сохранение системы взаимодействия участников.

- Конфликт, где преобладает приоритет личных интересов без учета интересов других, хотя с учетом особенностей русского характера это может быть преподнесено, как жесткое отстаивание «своей» традиционно принятой линии и манеры поведения при выраженном игнорировании чужого мнения.

- Диалог – решение проблемы или задачи, при лояльном отношении к прочим атрибутам оппонента или другого.

Рассмотрим характерные особенности каждой из парадигм взаимодействия с учетом выраженного уровня напряженности.

Консенсус, ориентированный на полное согласие участников сторон относительно организации взаимодействия, предполагает взаимопонимание, общность позиций, касающихся предмета и нормативных рамок взаимодействия. Этой парадигме свойственно стремление к накоплению согласия, при этом избегания обсуждения вопросов, по которым изначально имеются разногласия. Диалог предъявляет к его участникам определенные требования: партнеры должны постоянно соотносить позиции, контролировать собственные эмоциональные проявления, при этом проявляя терпимость при возникающих разногласиях. Напряжение будет носить конструктивный характер и постепенно способствовать уменьшению неопределенности ситуации за счет нахождения обоюдно приемлемого варианта.

Конфликт - в самом понятии содержится элемент несогласия и стремление обоюдно сторонами достижения собственных целей, при обязательном устранении противоположной стороны. Взаимные ожидания в конфликте определяются признанием несовместимости позиций внутри ситуации. Вступив в конфликтные отношения, стороны обрекают себя на максимальную затрату усилий. Напряженным является процесс обмена информацией, участники взаимодействия постоянно стремятся дезинформировать друг друга, с этой целью максимально контролируют собственное проявление эмоций, причем враждебные чувства, вдобавок сами по себе, требуют дополнительно эмоциональных затрат. Напряженность конфликтной ситуации сопровождается затрудненностью информационного обмена, партнеры убежденностью во взаимной несовместимости позиций благоприятствуют поддержанию у них состояния агрессивности, что в свою очередь снижает адекватность восприятия реальности, не располагает к рациональному поведению.

Конфликтная парадигма взаимодействия очень быстро переходит в перманентное отношение между сторонами: обе стороны стремятся достичь успеха за счет ослабления другой – «противника», и каждый успех одной побуждает другою к еще большему усилению соперничества. В напряженной ситуации конфликтная парадигма не способствует ее решению, нет ощущения у сторон взаимно приемлемых интересов, ведь преследуются только личные.

В современных ситуациях парадигма консенсуса наиболее результативна, когда общение носит ярко выраженный элемент ритуальности, а значит уважение традиционных и культурных ценностей, которые не утрачивают своей функциональной значимости и в меняющихся современных условиях. Парадигма диалога способствует формированию новых образцов действий, взаимодействий, поведения в меняющихся условиях, новых моделей поведения, ориентированных на перспективу «цивилизационных» норм взаимодействия. Использование преимущественно конфликтной парадигмы взаимодействия - есть демонстрация нецелесообразности и бесперспективности удержания в культуре неприемлемых в современных условиях образцов действий и поведения.

Итак, понимание значимости механизма общения и выбора оптимальной формы, предполагает знание конфликта как феномена, что и будет рассмотрено в следующем параграфе.

Наши рекомендации