Iii. 2. потребности, установки, мотивы
Категории «потребности», «установки» и «мотивы» являются ключевыми при изучении человека как индивида и личности. Важность этих категорий связана с их значением для объяснения движущих сил человеческого поведения. «Люди привыкли объяснять свои действия из своего мышления, вместо того чтобы объяснять их из своих потребностей (которые при этом, конечно, отражаются в голове, осознаются)»*,— писал Ф. Энгельс. Отмеченную Ф. Энгельсом связь между потребностью и поведением схематически можно изобразить так: потребность->-мысль->действие.
Человек, как правило, плохо осознает последовательный переход по цепочке от потребности к действию. До конца осознается постановка цели, отчего в дальнейшем представляется, что именно цель является стимулом к деятельности. Между тем истоки поступков человека лежат в его потребностях, а не в мышлении. Мышление лишь промежуточный этап между желанием и действием. Поэтому для понимания поведения человека следует обратиться прежде всего к анализу потребностей, установок и мотивов.
Категория потребности
Для того чтобы жить и развиваться, человек должен находиться в благоприятных условиях. Поэтому термином «благо» обозначаются предметы и явления, которые способствуют развитию субъекта. Отсутствие какого-либо блага порождает потребность в нем, т. е. потребность — это всегда лишение, нехватка, конкретного блага и одновременно требование его восстановления, воспол-
*Рубинщтейн С. Л. Основы общей психологии. — М., 1946, с. 620.
♦Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 20, с. 493.
нения. Таким образом, потребность в конкретном благе — это состояние лишения данного блага. Отсутствие потребности в нем может быть в двух случаях: при наличии блага или когда индивид не нуждается в этом благе для поддержания существования или развития. Другими словами, наличие блага уменьшает или полностью снимает потребность, а появление потребности определяет отсутствие блага. Благо и потребность объединяются в понятии «ценность». Благо является позитивной ценностью, а потребность— негативной, и наоборот, позитивная ценность (т. е. нечто полезное) —это всегда некоторое благо, а негативная ценность (т. е. нечто вредное) — всегда какая-либо потребность.
Ценности (благо и потребности) различаются по уровню. Ценностью первого порядка является благо, которое необходимо для поддержания существования индивида, ценностью второго порядка — благо, необходимое для удовлетворения потребностей первого порядка. Аналогично определяются ценности более высоких порядков. Например, хлеб является благом первого порядка, потому что он необходим для удовлетворения потребности в пище, мука — благо второго порядка, потому что служит удовлетворению потребности в хлебе, зерно — благом третьего порядка и т. д. Связь между ценностями разных порядков наглядно изображена в стихотворении С. Я. Маршака «Гвоздь и подкова».
Конница разбита — Армия Бежит. Враг вступает в город, Пленных не щадя, Оттого, что в кузнице Не было гвоздя. |
Не было гвоздя —
Подкова
Пропала.
Не было подковы —
Лошадь
Захромала.
Лошадь захромала —
Командир
Убит.
На практике, конечно, невозможно определить порядок благ и потребностей. Поэтому принято просто говорить о ценностях низкого порядка и ценностях высокого порядка. Порядок благ и потребностей отражает причинно-следственные отношения между ними. Блага и потребности высших порядков являются причинами, а низших — следствиями. Поэтому благо высшего порядка называется также ресурсом для производства благ и удовлетворения потребностей низших порядков, или иначе благо более низкого уровня уступает в качестве цели, результата, а благо более высокого уровня — в качестве средства, инструмента удовлетворения потребности более низкого порядка. Определить, являются ли блага и потребности низшими или высшими, целевыми или инструментальными,— задача весьма актуальная для решения практических проблем. Когда психолог предполагает, что некоторая ценность (например, занятия спортом) служит для индивида инструментом удовлетворения какой-либо другой потребности, он должен восстановить цепочку и выяснить финальную целевую потребность низшего порядка. Без такого анализа невозможно правильно предсказать поведение человека. Сложность здесь за-
ключается еще и в том, что большинство ценностей высшего порядка поливалентны: например, одежда служит для согревания и для украшения и даже для хранения и переноса мелких предметов. Многие явления сочетают целевую и инструментальную полезность: например, здоровье является благом само по себе и как средство для многих видов деятельности *.
Поливалентность ценностей обычно выступает в двух формах: в форме множественной полезности и в форме множественной вредности. Но может проявляться в амбивалентной форме, т. е. в форме сочетания в одном предмете полезных и вредных свойств. Например, интенсивная спортивная тренировка порождает вначале отрицательные ценности (усталость, отказ от удовольствий и т. п.) и лишь затем — положительные (рост спортивного мастерства).
Разные ценности одного и того же предмета или явления неодинаковы и с точки зрения их порядка. Во многих предметах можно одновременно обнаружить ценности высших и низших
порядков.
Наличие потребности или состояние удовлетворения потребности (т. е. наличие блага)- отражается в психике человека в виде переживания чувств неприятного или приятного, удовольствия или неудовольствия, радости или страдания. Эти психические явления называются эмоциональными переживаниями**. Общепризнано, что положительно окрашенные эмоциональные переживания соответствуют благополучию, наличию блага, а отрицательные — отсутствию блага, потребности. Иными словами, эмоциональные переживания выступают в качестве своеобразной оценочной функции, сигнализирующей индивиду о степени удовлетворения его потребностей. Причем выраженность и характер эмоциональных переживаний не зависят от конкретного содержания ценностей и определяются только наличием или отсутствием блага, т. е. эмоциональные переживания только сигнализируют о степени благополучия, но не указывают на его причины.
Связь эмоциональных переживаний с действиями или предметами, которые способны изменять их характер, устанавливается в результате обучения. Например, можно испытывать сильную отрицательную эмоцию из-за недостатка витаминов и не понимать, чем она вызвана. Хорошо известна недифференцированная юношеская влюбленность, когда радость испытывается просто от общения с лицами противоположного пола и т. д. Таким образом, в результате индивидуального обучения происходит ассоциирование эмоциональных переживаний с образами тех событий и явлений, которые способны выступать в качестве блага и удовлетворять потребности. Это ассоциирование формирует в психике человека новые психические образования, получившие название установки.
* См. М а г у н В. С. Потребности и психология социальной деятельности
личности. — Л.: Наука, 1983, с. 46.
** См. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. — М.: МГУ,
1976, с. 47—56.
Категория установки
Установка — это готовность человека действовать в определенном направлении при соответствующих условиях*. Каждая установка может быть с определенной вероятностью соотнесена с какой-то конкретной потребностью и условиями ее удовлетворения. Таким образом, установку можно определить как склонность к определенным действиям в определенной ситуации. Это позволяет раскрыть содержание установки в следующей схеме: «в этих условиях я очень хочу сделать то-то с тем-то». Здесь слова «в этих условиях» указывают на условия лишения' или присутствия какого-либо блага, слова «я очень хочу» опре-1 деляют степень напряженности потребности, или, как принято! говорить, силу влечения, а слова «сделать то-то с тем-то» указывают на предмет, выступающий в качестве частного проявления блага, и предполагаемый характер действий с данным предметом,! который в конечном счете может привести к желаемому удовлетворению потребностей. Психологическое содержание установки складывается из трех основных компонентов: 1) аффективного, или эмоционального («я очень хочу»), 2) когнитивного, или познавательного («в этих условиях») и 3) конативного, или поведенческого («сделать то-то с тем-то»).
Аффективный компонент установки — это эмоциональная оценка предмета установки; когнитивный компонент — это разнообразные знания субъекта о данном предмете и текущей ситуации, а конативный компонент—программа действий, направленных на удовлетворение потребности с помощью данного предмета.
Объединение в установке трех указанных компонентов позволяет рассматривать ее в качестве показателя готовности к действию. Поэтому возник иннтерес к сопоставлению установок с реальным поведением людей. Многочисленные исследования, направленные на анализ этого соотношения, показали, что для прогноза реального действия (или намерения его совершить) следует одновременно учитывать две установки: установку на реальное прогнозируемое действие и установку на выполнение социально-нормативных требований.
Таким образом, реальное поведение человека зависит от двух составляющих: индивидуальных установок и нормативных требований окружения. На обыденном языке они могут быть поняты в терминах «хочу» и «надо». Причем влияние каждой из этих составляющих на реальное поведение закономерно меняется в зависимости от текущей социальной ситуации.
Установки отличаются друг от друга видом потребности и конкретным содержанием деятельности, направленной на удовлетворение потребности. Сложные виды человеческой деятельности, как правило, ассоциированы не с одной, а с несколькими одновременно действующими и взаимодействующими установками. Реализуясь, одна установка подчиняет себе другую, та, в свою
* См. Узнадзе Д. Н, Психологические исследования. М., 1966.
очередь, следующую и т. д. Например, один человек может заняться спортом, чтобы укрепить свое здоровье, другой — чтобы получить разряд, третий — чтобы стать членом сборной команды и т. Д. Причем установки не просто составляют длительные цепи, а образуют узлы и объединения. Установки редко существуют изолированно, независимо друг от друга. Как правило, они взаимосвязаны и поэтому взаимозаменяемы. Например, такие установки, как «Я хочу принимать активное участие в спортивных соревнованиях», «Я люблю различные игры и развлечения», «Я хочу присутствовать на всех играх своей команды», «Я хочу иметь возможность для регулярных тренировок» и др., обычно встречаются одновременно, поэтому индивид, стремящийся регулярно тренироваться, любит спорт и является болельщиком. При невозможности реализовать какую-либо из установок, человек легко переключается на другую.
Иные отношения существуют между установками различных групп. Реализация установок одной группы не избавляет человека от напряженности, возникающей из-за невозможности реализовать установки другой группы. Установки разных групп не являются взаимозаменяемыми. Поэтому классификация установок на однородные группы является важной теоретической и практической задачей психологии личности.