Роль этики в деловом общении
· Характеристика основных подходов к роли этики в общении
· Этические нормы менеджмента
· Роль моральных ценностей
Отношение к этике в деловом общении всегда было неоднозначным. Существует, по крайней мере, несколько точек зрения на этот вопрос, выражающих взгляды делового прагматизма.
Первая точка зрения сводится к тому, что в бизнесе нет места этике: никакой этической роли в обществе бизнес не играет, а в самом бизнесе с этикой считаться невозможно.
Это не означает, что мыслящие, прогрессивные бизнесмены считают себя полностью свободными от этики. Большинство из них с готовностью следует таким этическим нормам, как справедливость и честность, поскольку без них цивилизованный бизнес невозможен. Речь идет о другом. Эти бизнесмены считают, что в своем деле они не имеют каких-то особых этических обязанностей: предотвращать возможный ущерб, заботиться о чьей-то безопасности или реализовывать какую-то продукцию, если это вредит интересам бизнеса. При этом они могут оправдывать свои действия тем, что продукция произведена не в нарушение существующих законов и норм и не угрожает здоровью людей, а вот соблюдение каких-либо этических требований повлекло бы за собой разрушительные экономические последствия; ведь бизнес должен подчиняться только законам бизнеса.
Вторая точка зрения базируется на особом понимании деловыми людьми своих непосредственных морально-социалъных обязанностей: они считают, что имеют моральные обязательства только перед своим шефом (максимизация прибыли) и не должны наносить ущерба основам свободного рынка.
Следовательно, менеджеры, придерживающиеся данной точки зрения, не чувствуют никаких этических обязательств перед "другими", если это выходит за рамки их прямых служебных обязанностей.
Третья точка зрения, отказывающая этике в позитивной роли в бизнесе, ссылается на ее деструктивный характер. Многие менеджеры убеждены, что разговоры о нравственности угрожают организационной гармонии производства, его экономической эффективности и их личной репутации.
Угроза гармонии деловых отношений со стороны этики усматривается в том, что именно нравственная проблематика приводит к конфронтации отношений, взаимным упрекам и обвинениям, а поскольку нет простых способов их устранения, этика только наносит вред бизнесу. Разговоры о нравственности уводят в сторону от решения конкретных проблем, снижают эффективность управленческой гибкости. Наконец, обращение к моральной аргументации расценивается некоторыми менеджерами как признак бессилия, неспособности решить проблему эффективными средствами.
Четвертая точка зрения, на первый взгляд, существенно отличается от предыдущих; она признает роль корпоративной этики как инструмента повышения эффективности развития конкретной отрасли. Многие управляющие считают, что нравственная культура, проникающая в отрасль, поддерживает рентабельность компаний, по их мнению, не существует никакого противоречия между соблюдением этических норм и получением прибыли. Более того, с их точки зрения, корпоративная этика есть ключ к стратегии выживания и прибыльности в эпоху яростной конкуренции в экономике.
С этой точки зрения этика рассматривается как инструмент, способный позитивно влиять на прибыль и конкурентоспособность выпускаемой продукции. Этичное поведение выступает не как цель, а как средство в достижении успеха в бизнесе. Таким образом, и эта точка зрения ничем не отличается от предыдущих. При этом, по законам делового прагматизма, этика должна, как и любое другое средство бизнеса, "пройти тест" на успех: она должна вести к успеху и обеспечивать его. Если же она не выдержит этой проверки, от нее необходимо отказаться; ведь этика не обладает никаким особым статусом перед лицом корпорации. Как и любое другое прагматическое средство, она будет использоваться до тех пор, пока остается полезной для успешного развития бизнеса.
Таким образом, все рассмотренные варианты точек зрения делового прагматизма определяют роль этики в бизнесе как необязательную. Деловой прагматизм как бы узаконивает неопределенность в этом вопросе; от этики в бизнесе либо отказываются, либо терпят ее до той поры, пока она оказывается полезной или не вредит успеху дела.
Подлинная же этическая позиция в деловых отношениях состоит в том, чтобы считаться не только с собственными интересами, но и с интересами других людей; стремление к прибыли не должно быть приоритетным, а рассматривать его следует в одном ряду с другими интересами и потребностями.
Современная этическая концепция, расширяя рамки делового прагматизма, усматривает роль этики в бизнесе и управленческой деятельности не только в том, что она может быть средством максимализации и оптимизации производства и предпринимательства, но и в том, что она регламентирует эту деятельность, направляя, стимулируя или ограничивая ее с учетом не только собственных интересов, но и интересов других людей.
Эта регулятивная функция этики проявляется в самых разных типах деловых отношений и выступает в форме моральной ответственности, содержание которой определяется видом и спецификой той или иной профессиональной деятельности, в рамках которой ведутся деловые отношения. Следовательно, моральную ответственность как основу деловой этики целесообразно рассматривать в контексте конкретной профессиональной этики.
С кем вынужден «строить отношения» бизнесмен, начав свое дело? С кем он сталкивается, «утрясая» юридические, финансовые, деловые и другие проблемы по ходу становления и развития бизнеса? Кто те люди, организации, структуры, которые «проверяют» его личные и деловые качества на психологическую прочность и «культуру»?
Западные специалисты деловой этики считают, что в нормальных рыночных условиях бизнесмен чаще всего встречается в психологическом и «культурном» поединке со следующими структурами, которые так или иначе входят в предпринимательскую среду: потребитель, конкурент, банк, партнеры, официальные структуры, общественное мнение, СМИ и др. Роль и степень значимости каждого из перечисленных факторов меняется в зависимости от конкретной ситуации. Каждый из указанных факторов требует своего особого похода и нуждается в тщательном изучении перед его «освоением».
Мы будем рассматривать, прежде всего, нормы и принципы этики деловых отношений, которые как раз выступают именно средством оптимизации этих отношений и повышения их эффективности. Причем мы не будем делать различий между сферами ее применения в бизнесе, на промышленном предприятии, в посреднической фирме, в сфере услуг, здравоохранения или образования - речь пойдет об этике управления, делового общения и установления служебных отношений в любой из этих сфер.
Любая сфера человеческой деятельности базируется на двух «китах»: профессионализме и отношении к делу, т.е. этическом поведении работника.
Разумеется, в каждой профессии существует своя мера востребованных моральных качеств, действуют свои критерии нравственности.
Что касается предпринимательства, то ведущие фирмы США, Японии, Западной Европы тратят миллионы долларов на обучение хорошим манерам, умению общаться с людьми, понимая, что эти колоссальные суммы в конечном итоге вкладываются в процветание компании, инвестируются в будущее, в успех дела.
Действительно, что же такое «настоящий», «честный» бизнесмен, какими качествами он обладает, что определяет его моральный портрет, на чем зиждется его нравственность и нужна ли ему вообще?
Опыт развитых промышленных стран свидетельствует, что честность, порядочность, уважение к партнеру необходимо предпринимателю так же, как инициатива, изобретательность, трудолюбие. Предпринимательство, лишенное упорного труда, интеллекта, этических принципов превращается в «черный бизнес», становится инструментом лжи, обмана и, в конечном счете, ведет к дестабилизации, разложению не только людей, причастных к этому бизнесу, но и всего общества.
Необходимо подчеркнуть, что именно американские предприниматели раньше других по-настоящему задумались о потенциальном значении нравственного поведения, соблюдения «правил игры» на повышение или понижение эффективности бизнеса.
По мнению многих специалистов по предпринимательству и менеджменту, в основу деятельности предприятий в целом и менеджеров, в частности, должна быть положена особая мораль деловых отношений.
В рамках фирмы она предполагает соблюдение следующих норм:
· внимание к личности сотрудника, его индивидуальным особенностям (чертам характера, точке зрения, потребностям, эмоциям);
· предоставление возможности свободного раскрытия личности;
· защита от необоснованных вмешательств в частную сферу;
· гарантия прав и свобод сотрудников; отсутствие дискриминации по какому бы то ни было признаку;
· справедливая оплата труда (одинаковое вознаграждение за одинаковый труд);
· учет потребностей в специальных гарантиях для сотрудников;
· создание сфер персональной ответственности;
· профессионализм в отношении к работе;
· участие сотрудников в управлении предприятием.
В отношениях между партнерами выделяют следующие этические нормы:
· доверительность в совместной работе;
· честное поведение по отношению к партнеру;
· внимание к интересам потребителей;
· защита окружающей среды.
В 80-е годы во всем мире были весьма популярны этические кодексы, регламентирующие деятельность тех или иных отраслей, фирм или предприятий. В них содержались и этические нормы поведения работников фирм.
Придерживаясь общих нравственных ценностей, различные фирмы стремятся придать своим моральным кодексам некую индивидуальность, связанную со спецификой деятельности. Так, немецкая фирма «Бук» предлагает каждому работающему в фирме придерживаться следующих заповедей[8]:
1. Из ничего ничего не бывает, то есть на все необходимы средства и идеи.
2. Все хорошее бывает недолго. В жизни все время происходят изменения и поэтому необходимо приспосабливаться к ним.
3. На войне побеждает тот, кто имеет резервы. Под этим понимается целесообразность ценить каждую марку. Ни в коем случае нельзя расходовать последнее. Может случиться намного хуже, чем ты предполагаешь.
4. Как не поступать, сам знаю, скажи, как поступать.
5. Все на одном листе бумаги. Когда проект решения подготовлен на 20 страницах, его можно не читать, он еще не готов. Чем лучше решение, тем меньше места занимает его изложение. Зрелые проекты занимают полстраницы.
6. Лучше иметь в труднодоступных горах свое, чем в современном городе, да чужое.
7. Каждый, кто принимает решение о цене, должен знать, что будто он и будет платить. Это относится ко всем, кто принимает любые решения.
8. Где много теней, там ярче свет, а где светло, туда всегда стремятся тени.
9. Мы отвечаем не только за то, что делаем, но и за то, чего не делаем. Кажется, лучше всего не принимать решений, тогда и ошибок не будет. Но лучше принять неправильное решение, чем не принимать никакого. Неправильное можно поправить.
10. Самый плохой путь, какой можно придумать себе, - это не выбирать никакого пути.
Мы не предлагаем собственного варианта морального кодекса делового человека. Однако, не лишним будет напомнить, что еще в прошлом веке российские деловые люди провозгласили принцип: «Принесу богатство Отечеству, себе же – имя» и успешно руководствовались им на практике.