Особенности взаимодействия с детьми «группы риска» (гиперактивными, агрессивными, тревожными)
Особенности взаимодействия с детьми
Дошкольного возраста
Методические рекомендации для педагогов ДОУ
Тюмень 2009
Рекомендовано к изданию МОУ ГИМЦ
Отдел социальной и воспитательной работы
Методические рекомендации по организации взаимодействия с детьми дошкольного возраста. В рекомендациях раскрыты особенности возрастной группы с 2 до 6 лет, особенности взаимодействия с детьми «группы риска» (гиперактивными, агрессивными, тревожными). Представлены памятки для педагогов и родителей. Методические рекомендации предназначены для педагогов - психологов, воспитателей ДОУ.
Составитель: педагог-психолог МАДОУ детского сада № 65 Татунец М.О.
Рецензент: Харитонова Н.М., педагог-психолог МОУ ГИМЦ
Содержание
1. | Психологические особенности детей дошкольного возраста: | |
- 2-3 года | ||
- кризис трехлетнего возраста | ||
- 3-4 года | ||
- 4-5 лет | ||
- 5-6 лет | ||
- 6-7 лет | ||
2. | Развитие ребенка в игровой деятельности. Искусство играть | |
3. | Особенности взаимодействия с детьми «группы риска» (гиперактивными, агрессивными, тревожными). | |
3.1. | Взаимодействие с гиперактивным ребенком | |
3.2. | Взаимодействие с агрессивным ребенком | |
3.3. | Взаимодействие с тревожным ребенком |
.
1.Психологические особенности детей 2-3 лет
· Важнейшими психическими новообразованиями раннего возраста являются возникновение речи и наглядно-действенного мышления.
· Новое отношения к предмету, который начинает восприниматься как вещь, имеющая определенное назначение и способ употребления.
· Успешное овладение предметной деятельностью является основой для развития игровой и продуктивной (рисование, лепка, конструирование) деятельностью.
· В этот период жизни у ребенка происходит интенсивное формирование активной речи, которое идет в процессе совместной деятельности со взрослым. Другой стороной является понимание речи взрослого.
· С развитием слушания и понимания сообщений, выходящих за пределы непосредственной ситуации, происходит использование речи как средства познания действительности, как способа регуляции его поведения и деятельности со стороны взрослого.
· Характерной особенностью речи ребенка двух-трех лет является постоянное проговаривание, сопровождение речью всех действий, игровых ситуаций.
· Восприятие ребенка этого возраста носит непроизвольный характер, он может выделить в предмете лишь его ярко выраженные признаки, часто являющиеся второстепенными.
· Малыш в возрасте 2—3 лет способен различать:
— 5 форм (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал);
— 8 цветов (красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный, фиолетовый, оранжевый).
· Основной способ познания ребенком окружающего мира — метод проб и ошибок, поэтому дети очень любят разбирать игрушки.
· Важнейшей способностью, формирующейся к 3-м годам, становится способность к постановке какой-либо цели в играх и поведении.
· Основным развивающим видом деятельности является игра.
· К концу третьего года жизни любимыми играми становятся ролевые игры. Ребенок принимает на себя деленную роль, изображая из себя маму, папу, и в точности повторяет позу, жесты, мимику, речь.
· В связи с тем, что внимание, восприятие и память ребенка непроизвольны, он не может сразу прекратить что-то делать или выполнить сразу несколько действий.
· Узнать и запомнить он может только то, что ему понравилось или запомнилось «само по себе».
· В этом возрасте дети очень восприимчивы к эмоциональному состоянию окружающих.
· Одно из условий уверенности и спокойствия ребенка — это систематичность, ритмичность и повторяемость его жизни, т. е. четкое соблюдение режима.
· Основными чертами ребенка 2-3 лет являются открытость, честность и искренность. Он просто не умеет скрывать свои симпатии или антипатии к кому или чему бы то ни было. Чувства ребенка неустойчивы и противоречивы, а настроение подвержено частой смене.
Кризис трехлетнего возраста
В течение первых 3-х лет жизни ребенок меняется так сильно, как ни на одном из последующих этапов. К 3-м годам у него в большей или меньшей степени формируется характер, свое индивидуальное отношение к миру, он научается действовать человеческими способами, у него складывается определенное отношение к себе. Трехлетний возраст характеризуют как «трудный». Его «трудность» состоит в том, что, начиная отделять себя от близких взрослых, ребенок проявляет все возрастающую строптивость. А взрослые, настаивая на своем, проявляют не меньшее упрямство.
«Кризис 3-х лет» — определение условное, так как временные рамки кризиса гораздо шире. У одних детей он может начаться в 2 года 10 месяцев, а у других — в 3.5-года.
Первым свидетельством начала кризиса может служить появление негативизма, т. е. когда ребенок перестает беспрекословно выполнять просьбы взрослых. С одной стороны, попытки отделить свое «Я» и формирование своих собственных желаний — тенденция прогрессивная. Но с другой, при объективном отсутствии умения высказать свое мнение, малыш выбирает наиболее доступный способ: противопоставление себя взрослым. Единственная цель ребенка — дать понять окружающим, что у него есть своя точка зрения и все должны с ней считаться.
Далее к самостоятельности и негативизму прибавляются другие кризисные симптомы. Для ребенка становится важна его успешность или неуспешность в делах и играх, он начинает остро и бурно реагировать на оценки, учится самостоятельно оценивать результаты своей деятельности. Он становится злопамятным и обидчивым. Ребенок начинает претендовать на равноправие со взрослым. Огромное желание получить положительную оценку со стороны взрослых, желание опередить сверстника часто толкают детей на то, что они сильно преувеличивают свои успехи.
Это следствие ошибок взрослых. Во-первых, если малыш начал откровенно фантазировать, значит, родители или педагоги не замечают его реальных успехов. Во-вторых, не следует «раскручивать» маленького фантазера, стараться уличить во лжи во что бы то ни стало.
Посткризисное развитие ребенка непосредственно зависит от того, как он взаимодействовал со взрослым. Возможны два варианта:
а) если взрослый в целом позитивно оценивал личность ребенка, тактично и аргументированно указывал: на недостатки и промахи, умел поддержать и похвалит» за старание и инициативность, то ребенок научится гордиться собой и своими успехами;
б) если взрослый стремился добиться подчинения любой ценой, наказывал за своеволие, стремился подловит» на обмане, то, скорее всего, у ребенка разовьется желание противостояния взрослому, победить его и ответа: добиться своего.
Во втором случае гневливость, раздражительность и упрямство укореняются, становятся чертами характера.
Психологические особенности детей 3—4 лет
· Развитие самосознания и выделение образа «Я» стимулируют развитие личности и индивидуальности. Малыш начинает четко осознавать, кто он и какой он.
· По отношению к окружающим у ребенка формируется собственная внутренняя позиция, которая характеризуется осознанием своего поведения и интересом к миру взрослых.
· Агрессивность и неутомимость малышей в этом возрасте проявляется в постоянной готовности к деятельности. Ребенок уже умеет гордиться успехами своих действий, умеет критически оценить результаты своего труда.
· В этом возрасте ребенок может воспринимать предмет без попытки его обследования. Его восприятие приобретает способность более полно отражать окружающую действительность.
· На основе наглядно-действенного к 4-м годам начинает формироваться наглядно-образное мышление.
· Как и в раннем возрасте, в 3-4 года преобладает воссоздающее воображение, т. е. ребенок способен лишь воссоздать образы, почерпнутые из сказок и рассказов взрослого.
· Память дошкольника 3—4-х лет непроизвольная, характеризуется образностью. Преобладает узнавание, а не запоминание. Хорошо запоминается только то, что было непосредственно связано с его деятельностью, было интересно и эмоционально окрашено. Тем не менее, то, что запомнилось, сохраняется надолго.
· Ребенок не способен длительное время удерживать свое внимание на каком-то одном предмете, он быстро переключается с одной деятельности на другую.
· Среди мыслительных операций ребенка трех лет важнейшими являются:
- знание и умение назвать цвет, величину, форму, расположение предмета в пространстве (близко, далеко);
- умение группировать предметы одного цвета, формы, размера;
- умение сравнивать по цвету, форме, размеру, весу; по времени (сегодня, завтра, вчера, поздно, потом, сейчас);
- умение выделять основные свойства предметов (величина, цвет);
- умение координировать движения рук и зрения;
- оперировать числовыми представлениями (один, два, много, мало, меньше, больше).
· В эмоциональном плане сохраняются те же тенденции, что и на предыдущем этапе. Характерны резкие перепады настроения. На настроение начинают влиять взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
· В 3-4 года дети начинают усваивать правила взаимоотношений в группе сверстников, а затем косвенно контролироваться взрослыми.
Психологические особенности детей 4-5 лет
· Более широкое использование речи как средства общения стимулирует расширение кругозора ребенка, открытию им новых граней окружающего мира. Теперь ребенка начинает интересовать не просто какое-либо явление само по себе, а причины и следствия его возникновения. Поэтому главным вопросом для ребенка 4-х лет становится вопрос «почему?».
· Ребенок развивается, становится более вынослив физически. Это стимулирует развитие выносливости психологической. Снижается утомляемость, фон настроения выравнивается, становится более стабильным, менее подверженным перепадам.
· В этом возрасте сверстник становится более значим и интересен. Ребенок стремится к партнерству в играх, ему уже неинтересно играть «рядом». Начинают складываться предпочтения по половому признаку. Игровые объединения становятся более или менее устойчивыми.
· Активно развивающаяся потребность в новых знаниях, впечатлениях и ощущениях, проявляющаяся в любознательности и любопытстве ребенка, позволяет ему выходить за пределы непосредственно ощущаемого.
· Большим шагом вперед является развитие способности выстраивать умозаключения, что является свидетельством отрыва мышления от непосредственной ситуации.
· Зависимость внимания от эмоциональной насыщенности и интереса к ним сохраняется. Но развивается устойчивость и возможность произвольного переключения.
· Уменьшается чувствительность к физическому дискомфорту.
· Продолжает активно развиваться фантазирование, в процессе которых ребенок включает себя и своих близких в цепь самых невероятных событий.
· В возрасте 4— 5-ти лет недостатки воспитания ребенка начинают постепенно укореняться и переходить в устойчивые негативные черты характера.
Психологические особенности детей 5-6 лет
· Все больший интерес ребенка 5-ти лет направляется на сферу взаимоотношений между людьми. Оценки взрослого подвергаются критическому анализу и сравнению со своими собственными.
· К этому периоду жизни у ребенка накапливается достаточно большой багаж знаний, который продолжает интенсивно пополняться. Ребенок стремится поделиться своими знаниями и впечатлениями со сверстниками, что способствует появлению познавательной мотивации в общении.
· Происходит дальнейшее развитие познавательной сферы личности ребенка-дошкольника.
· Развитие произвольности и волевых качеств позволяют ребенку целенаправленно преодолевать определенные трудности, специфичные для дошкольника.
· Появляется интерес к арифметике и чтению. Основываясь на умении представлять что-либо, ребенок может решать простые геометрические задачи.
· Ребенок уже может запомнить что-либо целенаправленно.
· Кроме коммуникативной развивается планирующая функция речи, т. е. ребенок учится последовательно и логически выстраивать свои действия, рассказывать об этом. Развивается самоинструктирование, которое помогает ребенку заранее организовать свое внимание на предстоящей деятельности.
· Старший дошкольник способен различать весь спектр человеческих эмоций, у него появляются устойчивые чувства и отношения. Формируются «высшие чувства»: интеллектуальные, моральные, эстетические.
К интеллектуальным чувствам можно отнести:
— любопытство;
— любознательность;
— чувство юмора;
— удивление.
К эстетическим чувствам можно отнести:
— чувство прекрасного;
— чувство героического.
К моральным чувствам можно отнести:
— чувство гордости;
— чувство стыда;
— чувство дружбы.
· На фоне эмоциональной зависимости от оценок взрослого у ребенка развивается притязание на признание, выраженное в стремлении получить одобрение и похвалу, подтвердить свою значимость.
· Нравственное развитие старшего дошкольника во многом зависит от степени участия в нем взрослого, так как именно в общении со взрослым ребенок узнает, осмысливает и интерпретирует нравственные нормы и правила. У ребенка необходимо формировать привычку нравственного поведения.
Психологические особенности детей 6-7 лет
· У детей старшего дошкольного возраста уже сформирована достаточно высокая компетентность в различных видах деятельности и в сфере отношений. Эта компетентность появляется прежде всего в способности принимать собственные решения на основе имеющихся знаний, умений и навыков.
· У ребенка развито устойчивое положительное отношение к себе, уверенность в своих силах. Он в состоянии проявить эмоциональность и самостоятельность в решении социальных и бытовых задач.
· При организации совместных игр использует договор, умеет учитывать интересы других, в некоторой степени сдерживать свои эмоциональные порывы.
· Развитие произвольности и волевого начала проявляется в умении следовать инструкции взрослого, придерживаться игровых правил. Ребенок стремится качественно выполнить какое-либо задание, сравнить с образцом и переделать, если что-то не получилось.
· Попытки самостоятельно придумать объяснения различным явлениям свидетельствует о новом этапе развития познавательных способностей. Ребенок активно интересуется познавательной литературой, символическими изображениями, графическими схемами, делает попытки использовать их самостоятельно.
· Детям старшего дошкольного возраста свойственно преобладание общественно значимых мотивов над личностными. В процессе усвоения нравственных норм и правил формируется активное отношение к собственной жизни, развивается эмпатия, сочувствие.
· Самооценка ребенка старшего дошкольного возраста достаточно адекватна, более характерно ее завышение, чем занижение. Ребенок более объективно оценивает результат деятельности, чем поведение.
· Развивается наглядно-образное мышление с элементами абстрактного.
· Достаточно высоко и речевое развитие — словарный запас дошкольника составляет 3,5-6 тысяч слов. Ребенок этого возраста должен верно произносить все звуки родного языка, уметь согласовывать слова в предложениях и словосочетаниях, легко оперировать речевыми оборотами, производить простейший звуковой анализ слов.
· У старшего дошкольника воображение нуждается в опоре на предмет в меньшей степени, чем на предыдущих этапах развития. Оно переходит во внутреннюю.
· У детей к шести годам двигательная деятельность становится все более разнообразной. Именно в этом возрасте можно начинать регулярные занятия в спортивных секциях. Ребенок уже сознательно относится к требованиям взрослых, у него развивается способность понимать поставленную задачу, стремиться к достижению цели.
· У ребенка 6-7 лет достаточно высок уровень эмоционального развития — он уже обладает способностью чувствовать чужое настроение, проявлять сочувствие по отношению к другим, предлагать свою помощь. Эмоциональный мир ребенка очень богат, но малыш еще не знает, как в нем жить. Его обуревают чувства, причины и названия которых не всегда ему известны, не всегда он умеет с ними справляться.
2. РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
В дошкольном возрасте именно игра способствует разностороннему развитию ребенка. Она расширяет сферу его интересов, что является непременным условием мотивации обучения в школьном возрасте.
Чтобы работа в группах кратковременного пребывания была максимально эффективной, советуем:
1. Продумать место игры в режиме дня воспитанников. Игра сделает жизнь ребенка эмоционально насыщенной, увлекательной, соответствующей его потребностям.
2. Постепенно переключать детей с игровой на другие виды деятельности.
3. Чтобы рационально использовать часы пребывания ребят в группе, проводить занятия с одной подгруппой, а другой предоставить в это время возможность играть самостоятельно.
4. По мере прихода детей в группу стараться организовать игры по интересам, но с учетом предстоящих занятий.
Помните, что младшие любят играть с песком, водой, возить машинки, тележки. Играют в одиночку и рядом с педагогом. Предложите им строительные материалы, при этом поощряйте совместные игры. Малыши обожают кукол. Напоминайте им, что с куклой надо разговаривать спокойно, ласково. Если у вас есть время, поиграйте с ребятишками, взяв на себя ведущую роль и привлекая их к разным игровым действиям. Игры в кукольном уголке требуют от детей проявления заботы о куклах, поддержания порядка в «кукольном доме». Пока старшие занимаются, пусть младшие соберут и расставят игровой материал, чтобы было уютно.
Дети старшего возраста предпочитают играть группами. Позвольте им продолжить начатые игры со строительным материалом или сюжетно-ролевые, не забывая при этом об индивидуально-дифференцированном подходе.
На развитие игровой деятельности малышей, впервые пришедших из дому, значительное влияние оказывает содержание игр более старших детей, их поведение, уровень общения, речь. Поэтому постарайтесь предусмотреть различные формы объединений в играх (фронтальные, подгруппами и индивидуальные), учесть личные привязанности детей, интерес к различным игровым материалам, видам игр, их содержанию. Между занятиями пусть ваши воспитанники больше двигаются. Отдыхом для них будут забавы, развлечения, хороводы, игры с техническими игрушками. Физкультурные пособия, имеющиеся в группе, тоже в немалой степени активизируют двигательную деятельность ребятишек.
Памятка «Искусство играть»
Каждый родитель хочет, чтобы ребенок умел и любил играть. И не просил без конца одно и то же, а играл бы в самые разнообразные игры. А как мы расстраиваемся, когда наш малыш, имея кучу игрушек, не хочет или не умеет играть с ними.
Самый главный принцип в играх с ребенком: играющий с ним должен играть с удовольствием. Когда ребенок видит, что родитель играет с ним неохотно, он понимает, что «игра это не так интересна, раз мама (папа) это не любят» или еще хуже: «наверное, со мной игра неинтересна». Это совсем не то, что нам хотелось бы.
Второй принцип: не надо быть занудой. Если ребенок построит нечто и говорит, что это вертолет, а этот вертолет не очень похож на вертолет в вашем понимании не поправляйте его, не говорите, что он не похож - надо добавить еще какую-то деталь. Просто сами постройте вертолет таким, как вы его себе представляете и восхищенно говорите, что теперь у вас два вертолета. И ребенка не обидите, и дадите ему правильное представление о том, как выглядит вертолет.
Третий принцип: фантазируйте. Если чувствуете, что ребенок теряет к чему-то интерес, лучше попробовать немного этот интерес оживить, а не перескакивать с одной игры на другую.
Четвертый принцип: учите ребенка фантазировать.
Даже из простых кубиков можно сделать теплоход, вообразить, будто это продукты для похода на Северный полюс или дрова для пикника в лесу. И рисование тоже повод научить ребенка фантазировать.
Пятый принцип: хвалите ребенка, когда он этого заслужил. Ребенку очень радостно сознавать, что то, что он делает, нравится маме и папе.
Шестой принцип: нет игр только для девочек или только для мальчиков. Всякие игры должны быть у ребенка вне зависимости от пола: и куклы, и машинки, и конструкторы, и т. д.
Седьмой принцип: дайте ребенку то, что его интересует больше всего.
Восьмой принцип: игрушки надо аккуратно хранить.
Если кубики разбросаны, куклы сломаны, среди игрушек валяются колготки, носки и прочее, то ребенок, заглянув в свой шкаф, точно не захочет играть, а если и вытащит этот хлам — покопается в нем, ничего толкового из не извлечет и снова запихнет обратно. Ребенка надо научить хранить вещи аккуратно, и хорошее отношение к вещам начинается с хорошего отношения к игрушкам. Лучше потратить время и вместе с ребенком в форме игры навести порядок в комнате.
Девятый принцип: почаще проводите «ревизию». Нужно убирать сломанные игрушки и убирать игры, из которых ребенок уже «вырос».
Десятый принцип: разнообразие игр. Конечно, у ребенка должны быть игры, которые развивают его как можно шире: и музыка, и искусство, и математика, и язык… Объясняйте ребенку как можно больше понятий. Сами подумайте, какие способности вы хотели бы у него развить. Однако надо учитывать возрастные особенности ребенка. И не навязывайте то, что ему не нравится, многообразие игр, умение с ними оперировать — это залог успешного и разностороннего развития вашего ребенка.
Особенности взаимодействия с детьми «группы риска» (гиперактивными, агрессивными, тревожными).
3.1 Гиперактивныедети
«Активный» - от латинского - деятельный, действенный. «Гипер» — от греческого - над, сверху — указывает на превышение нормы. «Гиперактивность у детей проявляется несвойственными для нормального, соответствующего возрасту, развития ребенка невнимательностью, отвлекаемостью, импульсивностью и гиперактивностью» (Психологический словарь, 1997, с. 72).
Первые проявления гиперактивности можно наблюдать в возрасте до 7 лет. Пики проявления данного синдрома совпадают с пиками психоречевого развития. В 1—2 года, 3 года и 6—7 лет. В 1—2 года закладываются навыки речи, в 3 года у ребенка увеличивается словарный запас, в 6—7 лет формируются навыки чтения и письма (Заваденко Н. Н., 2000).
Большинство исследователей отмечают три основных блока проявления гиперактивности: дефицит внимания, импульсивность, повышенная двигательная активность (Шевченко Ю. С. 1997; Заваденко Н. Н., 2000 и др.).
К подростковому возрасту повышенная двигательная активность, как правило, исчезает, а импульсивность и дефицит внимания остаются.
Основные причины возникновения гиперактивности у детей – это патология беременности, родов, инфекции и интоксикации первых лет жизни малыша, генетическая обусловленность.
Р. Кэмпбелл считает, что родители гиперактивного ребенка часто допускают три основные ошибки в воспитании:
Западня | Содержание | Пути преодоления |
Недостаток эмоционального внимания. | Больше общаться с ребенком, вникать в его проблемы, играть вместе с ним в его детские игры, беседовать по душам. | |
Недостаток твердости в воспитании и отсутствие надлежащего контроля за поведением ребенка. | Составить список запретов и четко следовать ему. | |
Неумение воспитывать в детях навыки управления гневом. | Работу с гневом родители могут осуществлять используя «лестницу гнева». |