Показатели развитости общения

Понятие формы общения открывает возможности для раскрытия качественных сдвигов, происходящих в развитии общения детей со сверстниками в рамках дошкольного детства. Оно позволяет проследить развитие содержания контактов, т. е. взаимосвязи с общей жизнедеятельностью ребенка, с типом ведущей деятельности и ее особенностями. Именно через формы общения мы можем понять их последовательную смену в онтогенезе как частный случай диалектического взаимодействия форм и содержания» (М. И. Лисина, 1978, 1985). Но при рассмотрении смены форм общения специально не выделяются и не прослеживаются функционально-динамические аспекты самого общения. Форма общения не позволяет выявить степень овладения ребенком этой деятельностью, а также меру его направленности на партнера по общению. Это побудило нас разрабо­тать понятие уровня развитости общения, охватывающего ряд важ­ных для его характеристики параметров комплексного выражения развитости самого общения.

Для характеристики формы общения в качестве основных мы использовали 4 его параметра: дату появления, содержание потреб­ности, ведущие мотивы и средства; остальные (из перечисленных в начале главы) выступали как сопутствующие. Для характеристики уровня развитости общения ведущими становятся ситуативность, выделенность общения и др., а также несколько дополнительных, отражающих меру развитости самого общения, взятого как бы (ус­ловно) в изоляции от других сторон жизнедеятельности ребенка.

Изучение возрастной динамики параметров уровня развитости общения у детей со взрослым и со сверстником выявило ее различия в двух сферах контактов (Л. Б. Митева, 1984). Во всех возрастных группах внеситуативных и внедеятельностных контактов намного больше у детей в общении со взрослым, чем со сверстником. Особен­но значительны эти различия у младших дошкольников (3—4 лет), когда практически все высказывания детей, адресованные сверстни­ку, включены в их игровую деятельность. В то же время, общаясь со взрослым, дети обсуждают темы, не связанные с конкретной ситуа­цией и с деятельностью. В старшем дошкольном возрасте показатели выделенности в двух сферах общения сближаются за счет резкого возрастания внеситуативных и внедеятельностных высказываний, адресованных сверстнику (см. табл. 24).

В сфере общения со сверстником преобладают деловые контакты. Хотя с возрастом число личностных контактов увеличивается, доми­нирующими остаются деловые. В первой сфере общения, начиная с 5-летнего возраста, превалируют личностные и познавательные контакты. Таким образом, уже по своему содержанию общение со взрослым более разнообразно и развито.

При анализе контактов детей с точки: зрения их функции наблю­далась противоположная картина. Преобладающая функция контак- 164

тов с взрослым информативная: дети либо сообщали что-то о себе, либо задавали вопросы. В сфере общения со сверстником эти функ­ции разнообразнее: встречаются и побуждения к деятельности, и контроль сверстника, и оценка себя и партнера, и информативные сообщения.

Анализ значимости общения со взрослым и со сверстником показал, что младшие дошкольники отдают предпочтение взрослому. Од­нако, начиная с 4 лет, все бурные проявления радости и других по­ложительных эмоций направлены уже на сверстника. В среднем до­школьном возрасте дети начинают предпочитать ровесника в качестве партнера по общению и получать большее удовлетворение от кон­тактов с ним.

По параметру гибкости отношения к партнеру на протяжении до­школьного детства происходят существенные сдвиги в сфере общения со сверстником. Если у младших дошкольников преобладают не­гативные контакты (возражения, конфликты, упрямство), то у стар­ших существенно возрастает число конструктивных предложений, согласий, помощи и т. п. В сфере общения со взрослым гибкость остается практически неизменной на протяжении всего дошкольного возраста: негативные контакты со взрослым практически отсутст­вуют.

* * *

Итак, возникнув в конце 2-го — начале-3-го года жизни, комму­никативная деятельность ребенка в дальнейшем претерпевает ряд изменений. В рамках дошкольного детства последовательно сме­няются три качественные ступени в общении детей с ровесниками, названные нами формами общения,— эмоционально-практическая, ситуативно-деловая и внеситуативно-деловая. Форма общения ха­рактеризует изменения содержательной стороны коммуникативной деятельности дошкольников, обусловленные развитием жизнедея­тельности ребенка.

На протяжении пяти лет (от 2 до 7) изменяется и мера развито­сти собственно коммуникативной деятельности ребенка. Возрастает отделенность общения от других типов взаимодействия дошколь­ника с детьми, направленность его активности только на сверстника как субъекта, внеситуативность общения, чувствительность к воздей­ствиям ровесника, гибкость в контактах с ним и значимость общения с равным партнером среди других видов взаимодействия с ним.

Часть третья

УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ОБЩЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ.

ВЛИЯНИЕ ОБЩЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

ДОШКОЛЬНИКА

Глава восьмая

Развитие образа себя, образа сверстника

и взаимоотношений детей в процессе общения

Наши рекомендации