Интерактивное обучение как современное

СОВРЕМЕННЫЕ СПОСОБЫ АКТИВИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ

Рекомендовано

Учебно-методическим объединением по специальностям

педагогического образования в качестве учебного пособия

для студентов высших педагогических учебных заведений,

обучающихся по специальности 033400 «Педагогика»

{ДПП.Ф.ОЗ — Педагогические технологии)


 

,0

интерактивное обучение как современное - student2.ru

интерактивное обучение как современное - student2.ru НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА

КУБАНСКОГО 1ОСУНИЗЁРСИТЕТА

интерактивное обучение как современное - student2.ru Москва

ACADEM'A

интерактивное обучение как современное - student2.ru УДК 37.01(075.8) ББК 7400я73 П162

ВВЕДЕНИЕ



Рецензенты:

доктор педагогических наук, профессор И. А. Колесникова; докторпедагогических наук, заслуженный работник культуры РФ, ректор Кемеровской ГАКиИ, профессор Е.Л.Кудрина; доктор педагогических наук, профессор Б.П.Невзоров

Панина Т.С.

Ш62Современные способы активизации обучения: Учеб. по­собие для студ. высш. учеб. заведений / Т. С. Панина, Л. Н. Ва­вилова; Под ред. Т.С.Паниной. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 176 с.

ISBN 5-7695-2255-0

В учебном пособии охарактеризованы современные методы активиза­ции обучения взрослых, даны рекомендации по их использованию в си­стеме дополнительного профессионального образования педагогов. Авто­ры акцентируют внимание на интерактивных методах обучения (работа в малых группах, модерация, дискуссии, «мозговой штурм» и др.), кото­рые могут успешно использоваться при проведении методических семи­наров, совещаний, педсоветов, для разработки планов и решения труд­ных проблем. В адаптированном варианте многие из предложенных мето­дов и приемов могут применяться в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования.

Для студентов высших педагогических учебных заведений. Пособие будет интересно преподавателям системы повышения квалификации, методи­стам образовательных учреждений, руководителям методических объеди­нений, творческих групп, преподавателям вузов, техникумов, коллед­жей, профессиональных училищ.

УДК 37.01(075.8) ББК 7400я73

Оригинал-макет данного издания является собственностью Издательского центра «Академия», и его воспроизведение любым способом без согласия правообладателя запрещается

© Панина Т.С, Вавилова Л.Н., 2006

© Образовательно-издательский центр «Академия», 2006

ISBN 5-7695-2255-0

© Оформление. Издательский центр «Академия», 2006

Современная дидактика интенсивно развивается, пополняясь новыми концепциями, подходами, технологиями обучения, от­ражающими запросы меняющегося общества и практические на­работки в образовании.

Проблема активизации познавательной деятельности учащих­ся всегда была одной из наиболее актуальных в теории и практике обучения. В поисках путей ее решения педагоги осваивали иссле­довательские и поисковые методы, нестандартные формы прове­дения занятий, дидактические игры и т. п.

В последнее время интерес педагогов направлен на освоение активных и интерактивных форм и методов обучения, основан­ных на деятельностных и диалоговых (внутри- и межгрупповых) формах познания. Сейчас уже для теоретиков и практиков образо­вания очевидно, что главными факторами развития личности яв­ляются предметно-практическая деятельность и взаимодействие между людьми. Действительно, как показывает многолетний опыт работы в системе профессионального образования, обучение бы­вает эффективным и достигает хороших результатов, если:

- учащиеся открыты для обучения и активно включаются во
взаимоотношения и сотрудничество с другими участниками об­
разовательного процесса;

- получают возможность для анализа своей деятельности и ре­
ализации собственного потенциала;

- могут практически подготовиться к тому, с чем им предсто­
ит столкнуться в ближайшее время в жизни и профессиональной
деятельности;

- могут быть самими собой, не боятся выражать себя, допус­
кать ошибки, при условии, что они не подвергаются за это осуж­
дению и не получают негативной оценки.

Практически все эти требования соблюдаются, если использу­ется интерактивный режим обучения, основанный на диалоге, кооперации и сотрудничестве всех субъектов обучения. Поэтому из всего многообразия подходов и методов активизации обучения мы остановились на интерактивных формах и методах обучения.

Данное пособие является попыткой обобщения и описания накопленного опыта по использованию наиболее часто применя­емых в образовательной практике интерактивных форм и методов обучения. Оно носит информационно-методический характер и содержит практические рекомендации прежде всего для препода­вателей системы дополнительного профессионального образова-

интерактивное обучение как современное - student2.ru ния, хотя многие методы и приемы активизации обучения могут успешно применяться на всех ступенях подготовки специалистов.

Особое внимание уделено тому, какие условия должны соблю­даться при использовании интерактивных форм и методов в обу­чении взрослых, поскольку эти методы основаны на личной заин­тересованности обучающихся и направлены на приобретение ими знаний и навыков, максимально приближенных к различным по­требностям их профессиональной практической деятельности.

При написании данного пособия авторы опирались на опыт использования интерактивных методик в России и за рубежом, представленный в литературе; свой опыт участия в семинарах, организованных в г. Кемерово мультипликатором Центра активных методик Сибирской ассоциации образования взрослых В. Н. Шуры-гиной, сотрудниками Северо-Западного агентства международных программ; а также на собственный опыт использования методов и приемов активизации обучения, основанных на интеракции.

Кроме технологического описания различных форм, методов, приемов и техник интерактивного обучения, авторы попытались раскрыть само понятие «интерактивное обучение», выяснить его образовательные и развивающие возможности в образовании взрос­лых, но, разумеется, эта проблема требует более глубокого иссле­дования. К сожалению, некоторые педагоги останавливаются толь­ко на внешних проявлениях интерактивного обучения (раскован­ное общение с обучающимися, свободный обмен мнениями, ак­цент на игровом действии и т.д.). Это иногда искажает суть интерак­тивного обучения, превращая его в вариант облегченной педагогики и провоцируя несерьезное отношение к нему взрослых обучающихся. Нам бы хотелось подчеркнуть значимость обучения, подкреплен­ного общением: помимо чисто учебных целей в процессе группо­вого взаимодействия осознается ценность других людей и форми­руется потребность в общении с ними, в их поддержке.

Авторы благодарят всех коллег, помогавших в подготовке дан­ного пособия. Особую признательность выражаем Л. И. Евлановой за предоставленные материалы по техникам обратной связи в ауди­тории и В. А. Гулевой за материалы к главе «Тренинги как формы комплексного использования интерактивных методов и приемов обучения».

Глава 1

ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СОВРЕМЕННОЕ

Наши рекомендации