Интерактивное обучение как современное
СОВРЕМЕННЫЕ СПОСОБЫ АКТИВИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ
Рекомендовано
Учебно-методическим объединением по специальностям
педагогического образования в качестве учебного пособия
для студентов высших педагогических учебных заведений,
обучающихся по специальности 033400 «Педагогика»
{ДПП.Ф.ОЗ — Педагогические технологии)
,0
НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА
КУБАНСКОГО 1ОСУНИЗЁРСИТЕТА
Москва
ACADEM'A
УДК 37.01(075.8) ББК 7400я73 П162
ВВЕДЕНИЕ
Рецензенты:
доктор педагогических наук, профессор И. А. Колесникова; докторпедагогических наук, заслуженный работник культуры РФ, ректор Кемеровской ГАКиИ, профессор Е.Л.Кудрина; доктор педагогических наук, профессор Б.П.Невзоров
Панина Т.С.
Ш62Современные способы активизации обучения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т. С. Панина, Л. Н. Вавилова; Под ред. Т.С.Паниной. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 176 с.
ISBN 5-7695-2255-0
В учебном пособии охарактеризованы современные методы активизации обучения взрослых, даны рекомендации по их использованию в системе дополнительного профессионального образования педагогов. Авторы акцентируют внимание на интерактивных методах обучения (работа в малых группах, модерация, дискуссии, «мозговой штурм» и др.), которые могут успешно использоваться при проведении методических семинаров, совещаний, педсоветов, для разработки планов и решения трудных проблем. В адаптированном варианте многие из предложенных методов и приемов могут применяться в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования.
Для студентов высших педагогических учебных заведений. Пособие будет интересно преподавателям системы повышения квалификации, методистам образовательных учреждений, руководителям методических объединений, творческих групп, преподавателям вузов, техникумов, колледжей, профессиональных училищ.
УДК 37.01(075.8) ББК 7400я73
Оригинал-макет данного издания является собственностью Издательского центра «Академия», и его воспроизведение любым способом без согласия правообладателя запрещается
© Панина Т.С, Вавилова Л.Н., 2006
© Образовательно-издательский центр «Академия», 2006
ISBN 5-7695-2255-0 |
© Оформление. Издательский центр «Академия», 2006
Современная дидактика интенсивно развивается, пополняясь новыми концепциями, подходами, технологиями обучения, отражающими запросы меняющегося общества и практические наработки в образовании.
Проблема активизации познавательной деятельности учащихся всегда была одной из наиболее актуальных в теории и практике обучения. В поисках путей ее решения педагоги осваивали исследовательские и поисковые методы, нестандартные формы проведения занятий, дидактические игры и т. п.
В последнее время интерес педагогов направлен на освоение активных и интерактивных форм и методов обучения, основанных на деятельностных и диалоговых (внутри- и межгрупповых) формах познания. Сейчас уже для теоретиков и практиков образования очевидно, что главными факторами развития личности являются предметно-практическая деятельность и взаимодействие между людьми. Действительно, как показывает многолетний опыт работы в системе профессионального образования, обучение бывает эффективным и достигает хороших результатов, если:
- учащиеся открыты для обучения и активно включаются во
взаимоотношения и сотрудничество с другими участниками об
разовательного процесса;
- получают возможность для анализа своей деятельности и ре
ализации собственного потенциала;
- могут практически подготовиться к тому, с чем им предсто
ит столкнуться в ближайшее время в жизни и профессиональной
деятельности;
- могут быть самими собой, не боятся выражать себя, допус
кать ошибки, при условии, что они не подвергаются за это осуж
дению и не получают негативной оценки.
Практически все эти требования соблюдаются, если используется интерактивный режим обучения, основанный на диалоге, кооперации и сотрудничестве всех субъектов обучения. Поэтому из всего многообразия подходов и методов активизации обучения мы остановились на интерактивных формах и методах обучения.
Данное пособие является попыткой обобщения и описания накопленного опыта по использованию наиболее часто применяемых в образовательной практике интерактивных форм и методов обучения. Оно носит информационно-методический характер и содержит практические рекомендации прежде всего для преподавателей системы дополнительного профессионального образова-
ния, хотя многие методы и приемы активизации обучения могут успешно применяться на всех ступенях подготовки специалистов.
Особое внимание уделено тому, какие условия должны соблюдаться при использовании интерактивных форм и методов в обучении взрослых, поскольку эти методы основаны на личной заинтересованности обучающихся и направлены на приобретение ими знаний и навыков, максимально приближенных к различным потребностям их профессиональной практической деятельности.
При написании данного пособия авторы опирались на опыт использования интерактивных методик в России и за рубежом, представленный в литературе; свой опыт участия в семинарах, организованных в г. Кемерово мультипликатором Центра активных методик Сибирской ассоциации образования взрослых В. Н. Шуры-гиной, сотрудниками Северо-Западного агентства международных программ; а также на собственный опыт использования методов и приемов активизации обучения, основанных на интеракции.
Кроме технологического описания различных форм, методов, приемов и техник интерактивного обучения, авторы попытались раскрыть само понятие «интерактивное обучение», выяснить его образовательные и развивающие возможности в образовании взрослых, но, разумеется, эта проблема требует более глубокого исследования. К сожалению, некоторые педагоги останавливаются только на внешних проявлениях интерактивного обучения (раскованное общение с обучающимися, свободный обмен мнениями, акцент на игровом действии и т.д.). Это иногда искажает суть интерактивного обучения, превращая его в вариант облегченной педагогики и провоцируя несерьезное отношение к нему взрослых обучающихся. Нам бы хотелось подчеркнуть значимость обучения, подкрепленного общением: помимо чисто учебных целей в процессе группового взаимодействия осознается ценность других людей и формируется потребность в общении с ними, в их поддержке.
Авторы благодарят всех коллег, помогавших в подготовке данного пособия. Особую признательность выражаем Л. И. Евлановой за предоставленные материалы по техникам обратной связи в аудитории и В. А. Гулевой за материалы к главе «Тренинги как формы комплексного использования интерактивных методов и приемов обучения».
Глава 1
ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СОВРЕМЕННОЕ