История происхождения этикета
Этикет(от фр. — ярлык, этикетка)— совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обхождения и приветствия, поведение в общественных местах, манеры и одежда). Термин «этикет» в современном понимании этого слова впервые был использован при дворе короля-«солнце» Людовика XIV. При подготовке к приему послов придворным и приглашенным (в том числе и иностранцам) были преподнесены карточки (этикетки) с перечнем правил поведения во время приема. Это было сделано для того, чтобы не шокировать варварскими формами поведения собравшихся, в первую очередь членов королевской фамилии и самого короля, который являл собой образец светской утонченности и учтивости. С того времени термин «этикет» постепенно вошел в лексикон и стал широко использоваться для обозначения системы регуляции поведения человека в быту, в обществе, на работе, на различных официальных мероприятиях и т.п.
Сами этикетные системы регуляции поведения человека начали складываться существенно раньше, чем появился и утвердился термин, их обозначающий. Если учесть, что соблюдение правил этикета может обеспечить поведение человека, принятое в данном обществе или сообществе, и способствовать созданию благоприятного впечатления о человеке, их соблюдающем, то резонно предположить, что корни этикета уходят в первобытную ритуальность, а возможно, и глубже, являясь своеобразным «наследством», полученным человеком от доразумных предков.
И слова, и выражение лица, и жесты, и позы имели для наших предков значение не меньшее, а может быть и большее, чем для современных людей. Несомненно, что у предков современного человека тоже была потребность скрывать свои негативные качества, чувства или замыслы. Это можно было сделать, используя своеобразную «маску», состоящую из общепринятых слов, жестов, поз, выражающих честность, доброжелательность, покорность и т.п. Видимо, была также потребность выразить свое положительное отношение к другому, продемонстрировать свои позитивные качества и намерения, что можно было сделать без слов, при помощи жестов и поз.
Не менее важным было соблюдение правил, демонстрирующих положение человека в структуре сообщества. «Высшие» и «низшие» в структуре человеческого сообщества выявились уже на ранних стадиях социогенеза, поэтому логично предположить, что отношение «низших» к «высшим» демонстрировалось не только посредством выполнения их воли, но и с помощью «языка телодвижений». Широко известны из истории такие формы подчеркивания своего «низшего» положения, как сгорбливание, втягивание головы в плечи, разного рода поклоны, коленопреклонение, простирание перед «высшим» и т.п. Все эти жесты и позы делают «низшего» зрительно ниже, меньше, подчеркивая его невысокое, незначительное положение. Вполне вероятно, что позы, демонстрирующие подчиненное положение (сгорбливание, втягивание головы в плечи и др.), принимались неосознанно и унаследованы человеком из животного мира. Напротив, для «высших» характерны позы и жесты, подчеркивающие их высокое положение и зрительно делающие их выше, больше. Даже место своего временного нахождения «высший» выбирал наиболее высокое из возможных не только для того, чтобы увеличить обзор, но и для того, чтобы подчеркнуть свое высокое положение.
Сознательное культивирование правил, определяющих внешние формы поведения, некоторые исследователи относят к периоду Античности, поскольку именно в это время уже наблюдаются попытки обучения людей красивому поведению. В этот период правила повседневного поведения в целом, а также поведения в конкретных ситуациях ориентировали человека на проявление его лучших качеств, давали общие направления его деятельности, оставляя при этом свободу выбора. Для античных греков в правилах поведения главным было соблюдать во всем меру, «золотую середину», жить разумно (Платон, Аристотель и др.). Эстетическая привлекательность поведения в их понимании была неразрывно связана с умеренностью. Пропагандируя умеренность и эстетическую привлекательность поведения, Цицерон писал: «...мы же следуем природе и избегаем всего того, что оскорбляет наш взор и слух; осанка, походка, способ сидеть, способ возлежать за столом, выражение лица, глаз, движения рук — все это должно оставаться подобающим. При этом надо избегать особенно тщательно двух вещей: как расслабленности и изнеженности, так и грубости и неотесанности»'. При этом считалось, что наиболее важным является научить человека самостоятельно правильно мыслить, что является основой правильного, а значит, и привлекательного поведения. Таким образом, этикет в Античную эпоху был ориентирован на практичность и целесообразность поведения, поскольку форма поведения вторична относительно его содержания и тем более смысла.
Так, например, воспитанный человек, умеющий себя вести, «...щедр и широк по натуре... Сам он оказывает благодеяния, но принимать их стыдится. За благодеяние он воздает еще большим благодеянием... Он не выказывает свою силу на немощных, это — черта плебейская. Он не возносится над теми, кто стоит ниже него, зато держится величественно с людьми высокопоставленными»2. Видно, что этикетные правила в Древней Греции того периода основывались на гуманистических и демократических идеях.
Правила поведения касались и культуры речи — этикет предписывал воспитанному человеку избегать в разговоре резких движений и говорить спокойно, не повышая тона. Выражения и слова, используемые в разговоре, также должны быть тщательно подобраны. Эстетической привлекательностью должно было обладать и общение человека с другими людьми. Уважение к человеку, основанное на гуманистических идеях, требовало сохранять ровный тон, поскольку, как предполагалось, повышенный тон, крик может позволить себе без негативных последствий только человек, занимающий более высокое положение, имеющий возможность в силу этого обозначить свои статусные отличия. Но человек воспитанный своим статусом никогда кичиться не будет; напротив, он сделает (по крайней мере, внешне) все возможное, чтобы установить отношения равенства.
Этикетная форма регуляции поведения развивалась, видимо, в определенной взаимосвязи с этической. В определенном смысле эти две формы регуляции поведения человека дополняют друг друга. Однако этика предполагает более глубокое воздействие на человека посредством формирования его личности таким образом, что внешние проявления личности (поведение, общение, одежда, внешний вид в целом) должны иметь социально позитивное значение, демонстрируя социальную позитивность внутреннего мира личности, и, следовательно, сделают их носителя приемлемым и приятным в обществе. Этичное поведение, таким образом, предполагает гармонию внешнего и внутреннего в человеке. Этикет воздействует на поведение, отношения человека иным образом: он требует внешнего соответствия существующим требованиям, даже если качества личности, ее устремления, установки и т. п. не совпадают с социально одобряемыми. В этом смысле соблюдение правил этикета может компенсировать издержки этического воспитания. В целом этическая регуляция в гораздо большей степени, чем этикетная, предполагает включение сознания личности в процесс выбора поступков, поскольку основные из правил этикета можно просто запомнить и воспроизводить по мере необходимости.
Первоначально этикет был призван скрыть негативное в человеке. Он служил своего рода косвенным свидетельством дисгармонии внешнего и внутреннего в человеке, внешне представляя видимость гармонии. В то же время соблюдение этикета становилось значительным фактором формирования личности: привычка всегда и везде следовать правилам этикета становилась со временем настолько устойчивой, что отчасти восполняла недостатки морального сознания личности.
Правила поведения, предписываемые различным слоям населения, менялись с изменениями условий жизни и усложнением общественной структуры. Этикет помимо функции приведения поведения личности к некой приемлемой норме все в большей степени выполнял функцию сохранения и обозначения групповой (сословной, кастовой, профессиональной, региональной и т.п.) принадлежности. Знаки сословной принадлежности отражались в поведении, общении, одежде и закреплялись в правилах этикета.
В Средние века, например, этикет предписывал представителям высших слоев общества (рыцарям, дворянам) соблюдение различных требований «кодекса чести» — документа, в котором требования этики и этикета сливались воедино. В зависимости от знатности рода рыцаря и наличия у него состояния предписывалось соблюдение различных правил и требований, которые усваивались чаще всего в процессе домашнего обучения. Знание этикета стояло в ряду таких важных требований, как воинские навыки, соблюдение верности сюзерену и т.п. Ряд требований этикета не соответствовал требованиям господствовавшей тогда христианской морали. Например, гордость, любовь к прекрасной даме, нетерпимость к оскорблениям, обязательность совершения ратных подвигов были обязательными для рыцаря и становились основой его славы, в то время как христианская мораль требовала смирения, всепрощения, отказа от гордыни и плотских удовольствий.
Этикет для дворянского сословия имел силу закона, и за нарушение его требований человека ждало наказание, вплоть до исключения из членов данного сообщества (удаление от королевского двора, ссылка и т.п.). Нарушение этикета при королевских дворах стало поводом для многочисленных дуэлей. Строгость этикета той эпохи объясняется во многом тем, он служил своеобразным способом самосохранения определенного сообщества — родового или профессионального — и выступал в качестве знаковой системы, позволяющей отличать людей «своего круга» от чужаков по происхождению и по духу. Жесты, форма приветствия и даже одежда определялись этикетом. Этикет предписывал длину шпаги мужчины и размеры турнюра или кринолина и длину шлейфа платья дамы, определял формы их общения друг с другом.
Включая в себя много странностей (с современной точки зрения), средневековый этикет все же закреплял и рациональное в поведении и взаимоотношениях людей. Он требовал от мужчины выполнения мелких услуг даме, которые она могла оказать себе сама. Однако это не всегда так. Например, французский придворный этикет требовал, чтобы платок, уроненный дамой, поднял мужчина. Казалось бы, поднять платок несложно для самой дамы. Однако придворная дама была, как правило, одета в тяжелое платье (в отдельные периоды весом около 40 — 50 кг), на корсете и специальном каркасе из металла или китового уса, поддерживающем форму юбки. Можно представить, что в таком наряде нагнуться и поднять оброненное было весьма затруднительно. Испанский этикет требовал, чтобы дама имела при себе веер, причем веер придворной дамы был солидных размеров, богато украшен и немало весил. Тем не менее веер был необходим не только потому, что в отсутствие вентиляции мог обеспечить приток свежего воздуха, но и потому, что в условиях католической Испании, где непосредственное общение мужчин и женщин было ограничено строгостью католической морали, веер приобрел значение необходимого инструмента для дополнительной знаковой системы. С его помощью можно было выказать расположение к поклоннику, назначить свидание или отказать во встрече, не произнеся при этом ни слова и, значит, соблюдая требования официальной морали.
Модели поведения, закрепленные рыцарским кодексом, постепенно проникали в другие слои общества, способствуя формированию нового типа общественных отношений, который до некоторой степени сохранен и до настоящего времени. Среднее сословие — буржуа — также выработало свои кодексы поведения, которые частично повторяли кодексы поведения знати, но отражали особенности жизнедеятельности представителей этого сословия. В частности, этикет ограничивал возможности проявления богатства буржуа. Даже если отдельные буржуазные семьи могли себе позволить с финансовой точки зрения одеваться и жить богаче многих знатных дворян и самого короля, этикет этого не допускал. Выглядеть богаче короля — значит оскорбить и унизить короля, а это небезопасно. Таким образом, этикет выполнял и еще одну свою функцию — защитную.
Постепенно правила этикета становились все многочисленнее и сложнее, а значит, труднее для запоминания и усвоения. Сложность правил этикета требовала его записи в виде пособий, руководств, а также специального обучения этикету. Первый дошедший до нашего времени трактат о поведении был написан испанским священником Педро Альфонсо и назывался «Воспитание духовенства». В этой книге излагались правила поведения за столом, порядок приема гостей, ведения беседы и т.п. Позднее на основе этой книги стали выходить пособия по правилам хорошего тона (этикету) для светских лиц, представителей различных сословий, однако основные правила этикета были обращены к придворным, членам высшего света. Для них этикет становился непреложными правилами игры, основной смысл которой состоял в том, чтобы уметь под маской светской учтивости и добродетельности тщательно скрывать свое подлинное «я», т.е. прятать содержание под формой, производя при этом на окружающих благоприятное впечатление, будучи предсказуемым и не нарушая привычного спокойного течения жизни.
В Новое время этикет меняет свою смысловую нагрузку. Он уже рассматривается как своего рода инструментарий, с помощью которого происходит сдерживание чрезмерного проявления эмоций, подавление аффектов, что делает человека еще более приятным и предсказуемым в обществе. Идеал поведения в этот период — невозмутимость, бесстрастность, умение держать себя в руках, владеть своими чувствами, словами и жестами. Базовым в этикете становится чувство собственного достоинства, самоценности личности. Внешне же этикет принимает более естественные и непринужденные формы поведения, уже различаются собственно манеры (фр. татеге — способ держать себя, внешняя форма поведения и обращения с другими людьми) и манерность (утрирован-ность, неестественность, видимая притворность и искусственность поведения, речи, жестов).
Значительно большее значение, чем ранее, приобретает соответствие формы содержанию, т.е. не только сдержанность в жестах, например, но и сдержанность в чувствах, не только невозмутимый вид, но и невозмутимость, не только вежливость с людьми, но и уважение их достоинства как основа вежливости. Таким образом, в этот период предполагается, что поведение и внешний облик человека отражают, а не скрывают, как это было ранее, его духовный мир.
В этот период большое значение в этикете приобретают уважение к людям и на его основе вежливость с представителями всех сословий. Дж. Локк в своих размышлениях о воспитании («Письма о терпимости») пишет, что способ внушать и поддерживать в молодежи чувства гуманности заключается в том, чтобы приучать ее к вежливости в разговоре и обращении с низшими и простонародьем, особенно с прислугой. Нельзя допускать, чтобы дети утрачивали уважение к человеку из-за случайностей внешнего положения. Нужно внушить им, что чем больше им дано, тем они должны быть добрее, сострадательнее и мягче к своим собратьям, стоящим ниже их и получившим более скудную долю в жизни. В дурно воспитанном человеке смелость принимает вид грубости, ученость становится в нем педантизмом, остроумие — шутовством, простота — неотесанностью, простодушие — льстивостью. Видно, что правила этикета в трактовке Дж.Локка в большей степени отражают принципы гуманизма, чем ранее. Принцип равенства постепенно становится одной из основ этикета.
На Руси правила хорошего тона, или этикет, не разрабатывались и не существовали в отрыве от норм нравственности сами по себе. Так, например, Владимир Мономах в своем «Поучении» не только оставляет потомкам завет заботиться о бедных, быть справедливыми и добрыми к людям, но и учит их этикету. Он поучает вести себя сдержанно, достойно держать себя за столом во время еды, приветствовать каждого встречного, быть скромным в присутствии старших, учтивым и кротким1. Видно, что в российском национальном менталитете нормы этики и правила этикета дополняют друг друга, вместе образуя довольно устойчивую и действенную форму регуляции поведения, отношений и действий человека в различных социальных, семейных и профессиональных ситуациях.
С середины XVI в. в России руководством по правилам хорошего тона был «Домострой», авторство которого приписывается монаху Сильвестру. Однако «Домострой» лишь условно можно назвать руководством по правилам этикета — воспитание на Руси издревле было направлено прежде всего на совершенствование качеств личности; правила поведения, т.е. этикет, являлись отражением содержания личности, ее духовности. «Домострой», являясь в первую очередь этическим кодексом и затем уже кодексом поведения (этикетным), представляющим собой «обрядник всего, что делать и как жить», устанавливает правила взаимоотношений людей и требует точного и строгого соблюдения порядка жизни, отдельных ее циклов и элементов. В этом отношении можно заключить, что российский этикет был не менее категоричной системой регуляции человеческого поведения, чем западноевропейская.
«Домострой» охватывает практически все стороны жизни личности и семьи и содержит правила воспитания детей, приема гостей или поведения во время пребывания в гостях, правила проведения различных церемоний: свадеб, похорон и т.д. Касается он и форм профессионального поведения в определенных ситуациях, например поведения слуг, торговцев и т.п. Особое внимание в «Домострое» уделяется аккуратности, опрятности одежды, чистоте и уюту помещения, т.е. соблюдению правил гигиены. Но эти же правила имеют эстетический характер и отражают уважительное отношение человека к окружающим. Как свод правил поведения «Домострой» предписывает вежливость, кротость, послушание, уважение к старшим по возрасту и чину, умеренность во всем. Он содержит и предписания по отношению к деятельности: всякое дело надо делать «...с молитвою и с доброй беседою или с молчанием...», а не «...со смехом, скверными и блудными речами...». Видно, что оценивается не только деятельность, но и намерения, мотивы, цели, а также эмоциональное состояние человека. Таким образом, с древнейших времен в России развитие этикета шло в неразрывной связи с нравственностью по принципу «разумно — нравственно — красиво» и было относительно гармоничным.
С началом правления Петра I реформы затронули все стороны жизни русского общества, в том числе и правила поведения. Правила этикета вводились указами Петра I и имели силу закона. Правила касались одежды, которая должна была соответствовать установленным образцам, поведения в общественных местах и в быту, общения. В книге «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению. Собранное от разных авторов» приведены правила, которых должны придерживаться молодые люди в общении со старшими, друг с другом, в обществе. Вновь, как и в более ранних источниках, повторяется требование уважения к старшим, предписывается достойное поведение в быту и обществе. Однако в этом документе в большей степени подчеркивается социальная сторона жизнедеятельности личности. Это не удивительно, поскольку в эпоху Петра I традиционно закрытый быт населения России становится более открытым, по крайней мере, для высшего сословия и единомышленников царя, которые обязаны были участвовать в светской жизни.
Этикет в России в эту эпоху формируется по образцу французского и голландского, приобретая открытый, светский характер, причем для представителей различных сословий устанавливались свои правила. Потребность в этикете в этот период была довольно высокой. Это обусловлено тем, что в период петровских реформ на государственную службу привлекались выходцы из разных сословий не только и не столько по признаку своего происхождения, сколько по признаку пригодности к масштабной деятельности в рамках осуществляемых реформ. Для того чтобы выходец из низшего сословия был принят обществом, человек должен был обучиться правилам этикета и неукоснительно соблюдать их. Однако и сами правила этикета в этот период стали более демократичными.
Дальнейшие изменения в правилах этикета как в нашей стране, так и за рубежом происходили в направлении их демократизации. На сегодняшний день этикет не базируется на сословных различиях и не подчеркивает их. Он един для представителей самых разных слоев и групп населения. Однако и в настоящее время существуют различные области жизнедеятельности человека, где правила поведения могут различаться. В первую очередь это касается обыденной и профессиональной сфер жизнедеятельности человека, где к поведению и отношениям человека, его одежде и внешнему виду предъявляются разные требования. Различные условия жизни слоев и групп населения, отдельных категорий граждан сказываются на возможностях реализации социально приемлемого поведения и формируют устойчивые поведенческие привычки, которые подменяют собой этикет. Например, во время еды этикет требует пользоваться столовыми приборами и салфетками. Большинство граждан ими привычно пользуются, но никто не ожидает, что бомж, расположившийся пообедать на газоне, достанет из своей торбы полный столовый прибор и белоснежную салфетку.
Издание впервые увидело свет в 1717 г. в Санкт-Петербурге и впоследствии неоднократно переиздавалось.
Этикет является феноменом, культурно и исторически обусловленным, изменчивым. Вместе с изменением сущности общественных отношений меняется и их форма, отраженная в этикете. Этикет сегодняшнего дня существенно отличается от правил поведения эпохи Петра I, и, несмотря на сближение культур и процессы глобализации, этикет, принятый в России, отличается от такового на Западе. Этикет меняется даже под влиянием моды в одежде. Например, в правилах европейского этикета для мужчины предусмотрено приподнимание шляпы в знак приветствия при встрече со знакомыми — но сейчас шляпы почти не носят, и это правило этикета остается невостребованным. Кроме того, приподнимание не шляпы, а, например, ушанки или спортивной шапочки, может произвести далеко не самое благоприятное впечатление. Не всегда приподнимание или снимание головного убора целесообразно, особенно в условиях российской зимы, если встреча происходит на улице. Это, однако, не снимает с человека обязанности вежливо поприветствовать на улице знакомого.
В целом же можно отметить, что современный этикет стал более простым, практичным, демократичным и универсальным. Как выразился академик Д.С.Лихачев, в основе всех хороших манер лежит одна забота — забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали себя хорошо. Видимо, к этому можно добавить, что правила поведения не должны усложнять и без того сложную жизнь человека; соблюдая этикет, человек не должен мешать жить и самому себе.
Современный человек, как правило, живет сложной и насыщенной событиями и ситуациями жизнью, вследствие чего невозможно предусмотреть конкретные правила поведения на все возможные случаи. Это делает необходимым изучение не столько буквы, сколько духа этикета, чтобы иметь возможность ориентироваться в ситуации и всегда действовать в соответствии с правилами поведения. В современных руководствах по правилам этикета чаще всего представлены обобщенные ситуации, объединенные по различным признакам (например, поведение на работе, прием гостей, поведение в общественном месте и т.п.). Отдельные, более подробные тексты дают рекомендации по сервировке стола, организации домашних и корпоративных вечеринок и т. п.
Сегодня культура поведения человека вне зависимости от его происхождения и места в обществе в силу ее нравственной основы выступает как социально необходимое и ценное качество. В широком смысле слова это понятие включает в себя совокупность выработанных и проверенных опытом способов организации повседневной жизни и общения людей и является составной частью общечеловеческой культуры. Поэтому знание и соблюдение этикета становится одним из признаков культурного человека.
Культура поведения педагога несет в себе двойную нагрузку. Во-первых, она характеризует педагога как личность, соответствующую общественному развитию, во-вторых, она является профессиональным качеством, оказывающим воспитывающее воздействие: только обладая культурой поведения, педагог может качественно формировать ее у тех, кто находится в зоне его педагогической деятельности.
Сегодня в российском обществе – обществе XXI века остро стоит вопрос о «правильном» этичном поведении, о том, как педагогу строить свои взаимоотношения со своими воспитанниками, их родителями и коллегами по работе, другими субъектами образовательного процесса, как вести себя в непростых условиях рыночной экономики.
Как известно, одной из основ профессиональной культуры учителя, преподавателя является педагогическая этика. Этика выражает ценностное отношение человека к окружающей действительности.
Если вспомнить свои школьные годы, и чуть ли не каждый из нас может констатировать тот факт, что тот или иной учебный предмет в нашем сознании прочно ассоциируется с конкретным учителем. Нередко наша любовь или, наоборот, неприязнь к предмету объяснялась соответствующим отношением к учителю. Некоторых учителей мы боялись настолько, что с трудом сосредоточивались на объяснении, других любили безоглядно и считали все сказанное ими истиной.
Это очевидно – ребенок воспринимает любой урок как нечто целое, состоящее из неразрывно связанных частей, и поэтому отношение к предметным знаниям опосредуется отношением к учителю.
Человек, вставший за учительский стол, ответственен за все, все знает и умеет. Именно ответственностью за судьбу каждого ученика, подрастающего поколения, общества и государства характеризуется учительская должность. Какими будут результаты труда педагогов на сегодня – таким будет наше общество завтра. Трудно представить себе другую деятельность, от которого так много зависит в судьбе каждого человека и всего народа.
Именно поэтому мы и говорим о личности учителя, так как понимаем, что он учит не только химии или физике, но и тому, следует ли держать слово, можно ли обидеть другого и имеет ли человек, пусть маленький, право на собственное мнение. Он учит этому по ходу дела, демонстрируя детям образцы того или иного поведения. Поэтому проблема этичного поведения учителя, сегодня особенно актуальна.
Педагогический этикет включает в себя совокупность правил поведения, регулирующих внешнее проявление взаимоотношений, возникающих между педагогом и воспитанником, педагогом и родителем воспитанника, педагогом и педагогом, характеризуемых уважением к воспитаннику, его родителю, коллеге, а также стремлением к установлению доброжелательных, творческих отношений, доставляющих радость общения. Педагогический этикет проявляется в различных сторонах жизни и деятельности преподавателя - в профессиональном имидже, речевой манере, в реальном поведении.
Соблюдение педагогического этикета помогает осуществлению личностно-ориентированного подхода в воспитании, создает условия для педагогического общения учителя и учеников, направленного на создание благоприятного психологического климата в среде учащихся, способствующего установлению правильных взаимоотношений как с классом, так и с отдельным ребенком. Соблюдение этикета помогает укреплению авторитета преподавателя среди учащихся. Например, учитель высказал ученику комплимент, в основе которого лежит реальный позитивный поступок, и это не только порадует ребенка, но и повысит его эмоциональную доверительность к преподавателю. Или, наоборот, правильно сделанное критическое замечание не отвратит ребенка от преподавателя, а внушит ему желание исправить недостаток, а заодно и желание прислушиваться к словам педагога. В то же время, напротив, несоблюдение этикета негативно влияет на педагогическую деятельность.