Классификация упражнений социально-психологического тренинга
В арсенале психологов, занимающихся проведением тренингов, имеется богатый выбор различных упражнений, и сориентироваться в их многообразии бывает довольно сложно. Кроме того, многие психологи, имеющие большой опыт работы в соответствующей области, разрабатывают и авторские техники. Однако для того, чтобы эффективно вести тренинг, из этой массы различных техник нужно выбрать для каждого занятия лишь несколько наиболее подходящих, т.е. позволяющих наиболее эффективно решать задачи, стоящие перед конкретной группой в конкретных условиях работы.
Классификация упражнений может помочь ведущему обоснованно совершить такой выбор. Однако общепризнанного подхода к такой классификации не выработано. В разных учебных и методических пособиях упражнения классифицированы по сильно различающимся схемам, а иногда вообще предлагаются «россыпью».
Наиболее полную подборку классификаций предлагает Грецов А.Г. Рассмотрим наиболее важные основания, по которым можно классифицировать упражнения.
По количеству участниковупражнения можно разделить на:
1. Выполняемые каждым участником индивидуально. Такая работа может быть организована фронтально (упражнения выполняются всеми участниками одновременно), а может быть собственно индивидуальной – выполняет упражнение один человек, остальные участники в это время образуют «группу поддержки», выступают в роли наблюдателей, дают обратную связь и т.п.
2. Выполняемые в парах. Как и в предыдущем случае, возможен вариант с параллельной работой нескольких пар, или единовременно работает лишь одна пара. При переходе к следующим упражнениям состав пар рекомендуется менять, чтобы участники получили разнообразный социальный опыт.
3. Выполняемые в микрогруппах. Могут работать несколько подгрупп одновременно. Если же одна микрогруппа сидит в кругу и ведет работу, а остальные участники находятся за пределами круга в роли наблюдателей, то мы получаем форму организации работы «аквариум».
4. Выполняемые в общей группе.
Впрочем, многие упражнения могут выполняться как в нескольких подгруппах, так и в общей группе. Целесообразность этого часто определяется не сущностью упражнения, а количеством участников и формой организации их работы.
Следует отметить, что упражнения, относящиеся к любой из перечисленных групп, могут налагать, а могут и не налагать ограничения на максимальное количество участников. Зависит это не столько от того, выполняется ли упражнение индивидуально, в парах или в более крупных группах, сколько от содержания упражнения. Это необходимо учитывать при проведении тренинга в многочисленных группах. Некоторые упражнения накладывают ограничения и на минимальное количество участников. Если в группе занимается менее 5-6 человек, набор техник, имеющихся в распоряжении ведущего, существенно сокращается.
Как правило, после упражнений, выполняемых индивидуально или в парах, все равно следует их коллективное обсуждение в общем кругу. Если упражнения выполняются в микрогруппах, обсуждение может происходить также в микрогруппах (что целесообразно при большом количестве участников), а может выноситься в общий круг.
По характеру деятельности участников.
Как правило, в каждом упражнении можно выделить какую-то преобладающую разновидность деятельности участников. В частности, они могут преимущественно:
1. Разговаривать. Это групповые дискуссии, большая часть ролевых игр, многие упражнения, направленные на развитие коммуникативных навыков и т.д.
2. Вести невербальное общение. Это преимущественно упражнения, направленные на развитие соответствующих коммуникативных навыков, а также на повышение сплоченности группы. Сюда же входят многие телесно-ориентированные упражнения.
3. Проявлять физическую активность. Данная группа упражнений иногда называется «психогимнастика»[4]. Понятно, что какую-либо форму физической активности подразумевает подавляющее большинство упражнений, однако ведущей она является далеко не во всех из них.
4. Рисовать. Это арт-терапевтические упражнения, а также некоторые упражнения, направленные на повышение компетентности в общении (например, «разговор в рисунках»).
5. Писать. В тренинге письменная работа чаще всего используется на стадии получения обратной связи. Но существует и целый ряд техник, в основе которых лежит идея написания письма («Письмо самому себе», «Прощальное письмо» и т.д.), однако они более характерны для групп с психотерапевтической направленностью.
6. Возможны и другие виды активности (например, манипуляции с определенными предметами). Наконец, некоторые упражнения вообще не требуют проявлять внешнюю активность, работа происходит во внутреннем плане (например, техники визуализации).
По возрасту, на который рассчитано упражнение.
Ограничения, связанные с возрастом, объясняются тем, что
многие упражнения требуют для своего проведения определенного уровня развития познавательных процессов, произвольной регуляции поведения или социального опыта. При работе с подростками возрастные ограничения незначительны (например, они касаются некоторых наиболее «откровенных» телесно-ориентированных техник).
Следует отметить, что упражнения чаще всего имеют «нижнюю», но не имеют четкой «верхней» границы возрастной пригодности. Все определяется контекстом тренинговой ситуации и решаемыми задачами.
По стадиям тренинга, на которых уместно применять упражнения.
1. Упражнения для начала тренинга. Это техники знакомства, введения правил, несложные упражнения, направленные на демонстрацию содержания тренинговой работы, формирование интереса к занятиям и сплочение группы.
2. Упражнения, проводимые преимущественно ближе к началу тренинга. Как правило, они относительно несложные, способствуют сплочению группы и возникновению у участников чувства «Мы», формирования взаимного доверия, выработку навыков совместных действий. В некоторых типах тренингов используются техники, вызывающие отрицательные эмоции и провоцирующие агрессию в отношении ведущего – потом эти эмоции станут материалом для группового анализа и дальнейшей проработки проявившихся в них проблем.
3. Упражнения, проводимые преимущественно в середине тренинга или ближе к его завершению. Часто это упражнения, требующие высокого уровня групповой сплоченности, взаимного доверия, связанные со стрессогенными ситуациями или требующие какой-либо специальной подготовки.
4. Завершающие упражнения. Они ориентированы главным образом на подведение итогов работы, получение обратной связи.
По стадиям отдельного тренингового занятия, на которых уместно применять упражнение.
1. Упражнения – «разминки». Как правило, эти упражнения короткие, несложные, создающие положительный эмоциональный фон и позволяющие задействовать всех участников.
2. Упражнения, применяемые на основной части занятия. Они направлены собственно на решение тренинговых задач.
3. Завершающие упражнения. Как правило, они включают в себя элементы получения обратной связи по прошедшему занятию.
По психологическому или психотерапевтическому направлению, в рамках которого разработаны упражнения.
В рамках тренинга нередко используются упражнения, характерные для гештальт-подхода, арт-терапии, игровой психотерапии, психодрамы, телесно-ориентированной психотерапии и других психологических школ. Многие тренинговые технологии разработаны в рамках поведенческой психотерапии, основанной на положениях бихевиоризма. Довольно часто социально-психологические тренинги сочетают в себе элементы разных подходов, для них характерны элементы эклектичности.
В то же время, значительное число тренинговых упражнений невозможно отнести к какому-либо конкретному направлению психологии. Кроме того, в основу некоторых из них положены незначительно видоизмененные игры, взятые из подростковой субкультуры, техники из системы подготовки актеров, или даже прикладные гимнастические упражнения.
Для описания упражнений с точки зрения преимущественных задач, решаемым с их помощью, нам представляется наиболее удачной классификация Лидерса А.Г., предлагаемая с некоторыми нашими модификациями. Например, это могут быть такие задачи, как:
1. Взаимное представление участников, упражнения на знакомство: по типу интервью, самопрезентации и т.д.
2. Повышение уровня активности участников, их эмоциональное вовлечение в процесс («разминка»).
3. Сплочение тренинговой группы: вся группа выполняет общее дело либо установление индивидуального (эмоционального) контакта каждого участника с каждым, телесные упражнения и т.д.
4. Упражнения–разминки: цель – подготовка группы к основным действиям:
· разминки на активизацию,
· разминки на внимание,
· на сонастройку участников группы.
5. Развитие навыков вербального и невербального общения.
6. Повышение чувствительности, получение нового сенсорного опыта.
7. Развитие умений конструктивно выражать чувства и эмоции, повышение уровня осознанности эмоций.
8. Упражнения–преодоления – упражнения, в которых участники преодолевают собственные страхи и ограничения.
9. Проективные упражнения или упражнения на осознание, целью которых является осознание участниками своих стратегий поведения и т.д.
10. Упражнения, направленные на эмоциональную разгрузку (крик, активное действие)
11. Упражнения на доверие.
12. Обучение стратегиям поведения в конфликтных ситуациях.
13. Получение обратной связи для участников и (или) для тренера.
14. Развитие навыков коллективной деятельности, упражнения на взаимодействие (проявляются стратегии партнерского взаимодействия, формируются новые, более эффективные стратегии).
15. Упражнения на интеграцию полученного опыта.
16. Упражнения для релаксации (медитативные техники).
17. Упражнения–ритуалы (для начала занятия и для завершения занятия).
18. Упражнения на завершение дня или тренинга в целом.
Эта классификация весьма условна. Большинство упражнений в той или иной степени позволяют решать несколько из этих задач параллельно. То, на решении какой именно задачи будет сделан акцент, иногда зависит от небольших нюансов в проведении упражнения или обсуждении результатов. Однако эта классификация наиболее практически-ориентирована и позволяет легко подбирать упражнения, исходя из стоящих перед тренером задач.
Учитывая такое разнообразие оснований, вряд ли возможно построить какую-либо универсальную, единственно правильную классификацию упражнений. Наиболее подходящие основания для ее построения зависят от того, для чего планируется применять классификацию.
По нашему мнению, при решении задач, связанных с подготовкой психологов-тренеров, целесообразно ставить акценты не на классификации упражнений как таковые, а возможные основания для них. Это даст возможность впоследствии, при знакомстве с конкретными техниками, определять место каждой из них по различным основаниям, что обеспечит базу для системного и всестороннего понимания и усвоения материала.