Конфликт — это явление, с которым нужно работать
Практика жизнедеятельности показывает, что конфликты неизбежны, поэтому есть общественная потребность в их познании и способах улаживания. С конфликтами бессмысленно бороться, ими нужно управлять, минимизируя их негативные последствия и усиливая конструктивные возможности.
Конфликт не является угрозой, он сигнализирует о необходимости осуществлять изменения. Ценность конфликтов, по мнению Н.В. Гришиной, в способности предотвращать окостенение системы и открывать дорогу инновациям: они стимулируют изменения, требуют творческой реакции [23, с.40].
Умение работать с конфликтами – важнейшая составляющая коммуникативной компетентности, показатель профессионализма человека. Учитывая увеличение конфликтов, имеющих негативные разрушительные последствия, актуальной становится конфликтологическая компетентность. Она рассматривается как “когнитивно-регуляторная подструктура профессионализма личности и деятельности, позволяющая предвосхищать конфликты, разрешать их на справедливой основе, оказывать психологическое воздействие на конфликтующие стороны с целью снижения негативных последствий конфликтов” [4, с.157]. Являясь одной из важнейших общих характеристик профессионализма человека в гуманитарных областях деятельности, конфликтологическая компетентность включает в себя осведомленность о диапазоне возможных стратегий поведения в конфликте и умения адекватно реализовать эти стратеги в конкретной жизненной ситуации.
При анализе компетентности в разрешении конфликтов встречается использование понятия “конфликтная компетентность” [95, 141]. Б.И. Хасан определяет его как “умение удерживать противоречие в продуктивной конфликтной форме, способствующей его разрешению” [141, с.23].
Рассматривая конфликтную компетентность как составную часть компетентности в общении, Л.А. Петровская в качестве её базовой образующей называет адекватную ориентацию в собственном психологическом потенциале[95]. С точки зрения автора, основной гуманистический критерий конфликтной компетентности – это “такое завершение конфликта, такой выход из него, который сопровождается личностным развитием участников, их самореализацией”[95, с.128]. Важнейшая её характеристика – субъектная позиция участника, определяющаяся рефлексивной культурой человека, предполагающей, что он способен стать своеобразным посредником самому себе в конфликте. Л.А. Петровская считает, что важный показатель конфликтной компетентности – уровень культуры эмоциональной саморегуляции.
Конфликтологическая (конфликтная) компетентность положительно влияет на снижение уровня конфликтности как у взрослых, так и у подростков [148]. Установлено, что изучение основ конфликтологии в школе формирует у учеников направленность на сотрудничество и компромисс, а также гибкую линию поведения в конфликте.
Существует разнообразие классификаций конфликтов в зависимости отоснования – определенного признака, в качестве которого могут выступить: состав участников конфликта, его содержание, его длительность, причины, степень интенсивности, остроты или силы, формы его протекания, способы решения и другое.
По скорости протеканиявыделяют следующие виды конфликтов:
а) быстротечные, остродинамичные – опасные для жизни;
б) динамичные – опасные для здоровья;
в) затяжные, остростатичные – опасные для психического состояния;
г) статичные – снижающие ситуативную активность.
Существует различение конфликтов по составу их участников. По этому основанию дифференцируют нижеприведенные виды конфликтов:
а)Внутриличностный конфликт актуализируется в результате столкновения отдельных составляющих одного и того же человека (его личностных черт, выполняемых социальных ролей, ценностей, принципов, личных норм и т.д.).
б)Межличностный конфликт возникает между двумя (или более) людьми и характеризуется конфронтацией по поводу потребностей, мотивов, целей, ценностей и/ или установок.
в)Личностно- групповой конфликт связан с несоответствием поведения человека групповым нормам и ценностям, а также систем экспектаций (ожиданий).
г)Межгрупповой конфликт определяется столкновением стереотипов поведения, норм, целей и/ или ценностей различных групп.
Если за основание классификации берутся сферы общественной жизни(экономика, политика, сфера быта, духовная жизнь), то можно говорить о политических, экономических, идеологических, социальных, юридических, семейно-бытовых, педагогических, социокультурных и т.д. конфликтах.
С точки зрения Б.И. Хасана, структурное описание конфликта предполагает “определение индивидуальных или совокупных, внешних или внутренних (мыслимых) действий, образующих конфликт как действительность. В свою очередь, любое действие представляет собой сложный акт, также имеющий свое структурное строение. Для того чтобы преобразующая активность получила свое воплощение во внешнем поведении или в мысли, необходимо потребностно-мотивационное образование. Поэтому в структурном описании конфликта следует рассматривать не только столкнувшиеся и изменяющиеся в столкновении действия, но и лежащие за ними противоречивые основания этих действий” [141, с.65].
Структурные элементы конфликта включают пять составляющих:
· конфликтующие стороны;
· зона разногласий;
· представления о ситуации;
· мотивы;
· действия.
Проанализируем каждую из них.
Конфликтующие стороны
Как минимум, в конфликтах участвуют две стороны – отдельные индивиды или целые группы. Встречаются многосторонние конфликты, в которых задействованы три и более стороны. Стороны конфликта называютконфликтантами.
Понятия участники и стороны конфликта Л.А. Петровская использует как равнозначные [95, с.111].
Хасан считает, что понятия стороны и участники конфликта отличаются. Он пишет: “Понятно, что далеко не все, кто так или иначе вовлечен в конфликт, являются его непосредственными и прямыми участниками. В сложной структуре конфликтного взаимодействия можно выделить его подлинных субъектов — позиционеров в конфликте и их агентов, а также фигуры, так или иначе представляющие собой ресурсы сторон. Прямые участники конфликта — те, чьи интересы и цели оказались недостижимыми в неизменном виде в результате сложившейся конфликтной ситуации, чья позиция прямо определяет динамику и характер конфликтного взаимодействия. Только прямые участники, по сути, являются субъектами, разрешающими конфликт. Все остальные в той или иной мере могут только способствовать или препятствовать разрешению. … Непосредственные участники конфликта — те, кто своими непосредственными действиями вовлечен в конфликтное взаимодействие. Буквально – это исполнители, своеобразные актеры или агенты, действующие по определенному сценарию, зачастую не вполне осознавая свою роль, действительный характер происходящего и последствия. Разумеется “актер” может проявлять некоторую самостоятельность в тактических моментах, но только тогда, когда в одном лице совпадают и прямой и непосредственный участники, мы видим на сцене конфликта подлинное действующее лицо - субъект” [141, с.83 -84].
Учитывая статусы сторон, включенных в конфликт, имеет смысл различать понятия “субъект” и “участник” конфликта. Первое указывает на активность в конфликтной ситуации, второе – на присутствие в ней. Субъект конфликта (конфликтант) способен активно создавать конфликтную ситуацию, влиять на ход конфликта в зависимости от своих целей, интересов и ценностей. Участник конфликта оказывается в ситуации конфликта случайно, иногда помимо своей воли, причем он может не вполне сознавать сознательное включение в конфликт. Выделяют следующих участников конфликта: сочувствующие той или другой стороне; примирители; провокаторы, подстрекатели; консультанты; невинные жертвы (Известно изречение: “Когда паны дерутся, у хлопцев чубы трещат”) [59, с.30].
В ходе развития конфликта статусы участников и субъектов могут меняться местами.
Целесообразно дифференцировать социальные и социально-психологические характеристики конфликтантов (субъектов конфликта). Первые указывают на принадлежность к тому или иному слою общества или общественной группе, профессию, служебное положение, социальную роль, авторитет. Вторые раскрывают свойственные человеку личностные черты, его мотивы, цели, ценности, установки. Именно они во многом определяют и возникновение, и протекание, и результаты конфликта.
Зона разногласий
Возникновение конфликта связано с зоной разногласий– предметом спора, фактом или вопросом (одним или несколькими), вызвавшим разногласия.
Зона разногласий не всегда легко распознаваема.Конфликтанты могут представлять ее не очень четко. Так, начавшийся, по их мнению, спор из-за пустяка может базироваться на более глубинных расхождениях, неосознаваемых ими.
Границы зоны разногласий подвижны: в ходе конфликта они могут сужаться и расширяться. Начав дискутировать по одному вопросу, конфликтанты могут подключить новые очаги спора. Например “перейти на личность”, добавив к спору расхождения по поводу оценки индивидуально- психологических качеств партнера. Если конфликтанты достигают согласия по какому-то пункту, зона разногласий стягивается. При ликвидации всех расхождений она исчезает.