Слухи как массовидное явление психики

Слухипредставляют собой форму самовыражения масс лю­дей, их отношения, настроения, мнения или оценки того, что происходит с ними и вокруг них в обществе. Они оказывают влияние на формирование общественного мнения, в них отра­жается психологическое состояние масс людей на данный мо­мент времени.

Даже если в их основе лежит какой-либо достоверный факт или ин­формация, первично полученная из достоверного источника, слухи

всегда представляют ее в искаженном виде, поскольку эта информа­ция, содержащаяся и циркулирующая в слухах, проходя через сознание масс людей, многократно передаваясь от человека к человеку, вольно или невольно искажается на своем пути.

Слухи могут быть разных видов, среди которых выделяют следую­щие: слух-желание, слух-пугало, слух с агрессивным содержанием (аг­рессивный слух).

Слух-желаниепредставляет собой такой слух, в котором содержит­ся нечто приятное или желательное для людей, способное удовлетво­рить их актуальные интересы и потребности. В результате распро­странения таких слухов в обществе постепенно нарастает напряжение, поскольку время идет, а желания, порожденные слухами, не сбывают­ся, и это может привести к стихийным проявлениям социального не­довольства, к массовым нарушениям порядка и даже к преступлени­ям, совершаемым массами людей. Анализ преступных действий масс и толп людей показывает, что почти всегда им предшествовали актив­но распространяемые в обществе слухи, среди которых преобладали слухи-желания.

Слух-пугалосодержит в себе информацию, которая, напротив, не успокаивает, а пугает население, вызывая у людей состояние страха и тревоги. Подобного рода слухи возникают обычно тогда, когда су­щественно ухудшаются условия жизни масс людей, и у них нет надеж­ды на то, что в ближайшей перспективе ситуация улучшится. Скорее, наоборот, слух-пугало содержит в себе явные признаки того, что в ско­ром времени может произойти дальнейшее ухудшение условий жизни людей.

Агрессивные слухизаключают в себе такую информацию, кото­рая должна вызвать агрессивные действия у людей. Подобные слу­хи являются естественным продолжением слухов-пугал, но своим содержанием они не просто запугивают население, а призывают их к определенным действиям в отношении кого-либо или чего-либо. При этом в содержании слуха людям намекают на то, что, совершив агрессивные действия в отношении данного лица или объекта, они останутся безнаказанными и якобы смогут устранить угрозу, кото­рая исходит от этого лица или объекта. Основной социально-психо­логической функцией подобного рода слухов является провоциро­вание направленных по определенному адресу агрессивных действий масс населения.

В социально-психологических исследованиях слухов интерес для уче­ных представляет изучение их источников и условий возникновения.

Слухи обычно случайно не появляются, и их возникновению пред­шествуют следующие события:

• появление у масс людей острой потребности в информации, связанной с их жизненно важными интересами и потребностями;

• невозможность получения такой информации из достоверных источников: те хранят молчание или люди им не доверяют;

• длительное сохранение ситуации, когда люди не могут получить интересующую их информацию, что сопровождается ростом беспокойства масс людей;

• наличие неофициального источника информации, который инициирует начало распространения слуха;

• открытый доступ данного источника информации к массам людей;

• наличие среди людей множества тех, кто готов участвовать в передаче и распространении соответствующего слуха.

Все эти условия должны возникнуть не по отдельности, а вместе, причем чем большее количество тех условий, что перечислены выше, реально присутствует в данной ситуации, тем вероятнее возникнове­ние и начало распространения в ней слуха. Из приведенного выше спис­ка событий первые два являются главными. Если они не соблюдают­ся, то слух, как правило, не возникает и не распространяется.

Однажды возникнув, слух распространяется в течение определенно­го времени, и по мере своего распространения он претерпевает законо­мерные изменения. Основными трансформациями, происходящими со слухами, являются следующие: сглаживание, заострение и адаптация.

Для любого общества, и особенно для тех людей, кто им руководит, слухи, безусловно, являются нежелательным явлением. Они свиде­тельствуют о том, что люди не доверяют властям как источнику ин­формации, не уважают их и готовы им не подчиняться, оказывать со­противление. Соответственно, власть имущие, утратив доверие масс населения, стремятся его восстановить, чтобы предупредить возник­новение или прекратить распространение слухов.

Меры, предпринимаемые против распространения слухов, могут быть профилактическими, а также активными контрмерами.

Мода как массовидное психическое явление

Факт долговременного существования моды и ее распространения практически во всех странах мира свидетельствует о том, что она как

массовидное явление психики выполняла и продолжает выполнять важные социальные функции:

• выражение культуры, вкусов населения, их индивидуальных особенностей;

• дифференциация и объединение людей в социальные группы по их психологическим особенностям;

• облегчение поиска себе подобных среди масс людей;

• привлечение к себе внимания со стороны окружающих людей;

• повышение уровня самосознания и удовлетворенности собой;

• обновление и развитие культуры1.

Всякая мода — это всегда новое и, как правило, более совершен­ное, чем старое. Соответственно, переход от одной моды к другой может означать психологическое обновление и совершенствование. Появление новой моды в обществе —■ это, соответственно, признак его развития.

Мода, как и слухи, непостоянна, имеет циклический характер. Здесь можно отметить моменты ее возникновения, признания массами, рас­пространения и заката. На каждом из этих этапов проявляются опре­деленные закономерности, и в движении моды по указанным этапам ее цикла могут принимать участие различные люди с закрепленными за ними специфическими функциями.

Важный вопрос — влияние моды на психологию масс. Прежде всего отметим, что в большинстве случаев это влияние является положи­тельным. Конкретно влияние моды на психологию масс людей может проявляться в следующем:

• улучшение массового настроения;

• повышение удовлетворенности масс людей;

• возникновение в сознании масс людей представления о том, что они развиваются;

• облегчение общения людей;

• предупреждение и устранение возможных межличностных конфликтов.

1 Мода как массовидное явление психики обсуждается не только в психологии масс, но и в социологии. Там выделяются несколько иные ее функции, чем в психологии. Они в основном касаются роли моды в устройстве и развитии общества или ее со­циальных функций. Психологов, естественно, интересуют только психологические функции моды, которые проявляются в ее участии в формировании и развитии личности и межличностных отношений.

Паника как массовидное явление психики

Паника— это, прежде всего, особое психическое состояние че­ловека, которое охватывает многих людей и поэтому рассматри­вается как массовидное явление психики.

Панике предшествует и ее сопровождает состояние страха, связанно­го с осознанием серьезной угрозы для жизни и благополучия людей. У такого состояния могут быть внешние и внутренние причины.

В качестве внешних причин панического состояния могут выступить различные угрозы для человека или близких к нему людей, поступающие из окружающей среды. ,

Внутренней, психологической причиной паники или панического состояния могут стать процессы, происходящие в самом человеке, а также процессы, происходящие вне него, в непосредственном соци­альном окружении, в обществе в целом или в природе, — те, которые человек неправильно воспринимает и интерпретирует.

Состояния паники разнообразны, и если они охватывают массы лю­дей, то их можно классифицировать по ряду признаков:

• по существенности влияния на психологию и поведение масс людей (по глубине паники);

• по масштабам (количеству людей, охваченных паникой);

• по длительности;

• по последствиям.

По существенности влияния паники на психологию и поведение масс людей можно различать слабые, средние и сильные состояния паники.

Ученые, изучавшие состояние паники, интересовались условиями ее возникновения, а также способами предупреждения и устранения. В качестве основных условий возникновения паникиназываются сле­дующие:

• неожиданное изменение привычной ситуации или условий жизни таким образом, что появляется угроза для благополучия людей;

• неспособность людей понять причины происходящего с ними и вокруг них;

• невозможность найти удовлетворительный и разумный выход из сложившейся ситуации;

• неблагоприятное внутреннее состояние людей, например их усталость, повышенная тревожность, плохое самочувствие;

• отсутствие достоверной информации из официальных источников о происходящем;

• паническое поведение окружающих людей, которое через механизм заражения влияет на остальных.

Главным фактором, способствующим возникновению паники, яв­ляется неожиданность или внезапность появления угрозы. Если до этого люди уже находились в состоянии тревоги, ожидали наступле­ния худшего, но точно не знали, когда и где это может произойти, то такое психологическое состояние людей при наступлении реальной угрозы или сигналов о ней почти неизбежно порождает панику. В свою очередь, усиливать состояние паники, если оно уже возникло, могут следующие факторы:

• продолжающаяся неопределенность в понимании того, что на самом деле происходит (отсутствие достоверной информации о случившемся или происходящем);

• распространяющиеся слухи, особенно те, которые пугают людей;

• сигналы, свидетельствующие о приближении угрозы, например вид огня при пожаре или высокой волны при цунами, ощущение толчков со стороны земли при землетрясении и т. п.;

• отсутствие действий, направленных на оказание помощи людям, со стороны властей или других органов, которые отвечают за благополучие людей.

Соответственно выбираются и меры ее предупреждения.

Возникшим паническим состоянием, если оно приобрело крайние формы, управлять довольно трудно: человек, охваченный паникой, яв­ляется невменяемым и ведет себя неразумно, мало или почти не реагиру­ет на разъяснения, уговоры и действует импульсивно. В этих условиях самое главное заключается в том, чтобы создать обстановку, в которой люди, находящиеся в состоянии паники, не нанесли бы себе вред и не причинили его окружающим. Вместе с тем, из непосредственного окру­жения находящихся в состоянии паники людей необходимо постарать­ся устранить все, что может усилить их паническое состояние.

Социально-психологические аспекты рекламы

Рекламойназывают действия, направленные на популяризацию среди масс людей кого-либо или чего-либо.

Основная задача так называемой рекламы состоит в том, чтобы при­влечь внимание людей к соответствующему объекту или событию, озна­комить людей с ним, раскрыть его положительные стороны, добиться благоприятного отношения к нему, побудить людей к действиям, на-

правленным на предпочтительный выбор именно этого объекта или события.

Главной причиной появления и развития рекламной деятельности является конкурентная борьба или между производителями тех или иных товаров, или с иными поступающими людям предложениями. Поэтому рекламная деятельность в истории жизни людей появилась и стала развиваться в то время, когда возникла конкуренция на рынке сбыта товаров (коммерческая реклама), когда появилась демократия, а вместе с ней — конкуренция между людьми на политической арене (политическая реклама).

Существуют, соответственно, две основные разновидности рекламы — коммерческая и политическая. Первая направлена на повышение спро­са на те или иные товары или услуги, предлагаемые коммерческими организациями. Политическая же реклама связана с популяризацией среди населения тех или иных идей, людей или политических организа­ций. С современной политической рекламой связывают так называе­мое PR-движение.

Поскольку реклама как социально-психологическое явление суще­ствует давно, в ней сложились свои традиции, которые оформились в соответствующие теоретические модели рекламы. Основные их них следующие.

1. Модель AIDA (соответствующая аббревиатура происходит от начальных букв английских слов, означающих «внимание», «интерес», «желание» и «действие»). В соответствии с этой моделью, рекламное воздействие начинается с привлечения внимания людей к рекламируемому товару. Затем решается вопрос о вызове интереса к данному товару, возбуждении желания его прибрести и побуждении реальных действий, направленных на его приобретение.

2. Модель АССА (это сокращенное название происходит от английских слов, переводимых на русский язык терминами «интерес», «понимание», «убеждение» и «действие»). Данная модель предполагает следующую последовательность актов воздействия рекламы на потребителя: привлечение внимания; обеспечение наилучшего восприятия и понимания аргументов в пользу соответствующего товара; убеждение потребителя в необходимости приобрести данный товар; побуждение к соответствующим практическим действиям.

3. Модель DIBABA. Эта аббревиатура составлена из начальных букв немецких слов, означающих, соответственно, выявление потребностей и интересов людей; отождествление нужд потребителя с тем, что предлагается в рекламе; «подталкивание» потребителя к выводу о необходимости совершить соответствующую покупку; учет предполагаемой реакции потребителя на рекламу; обеспечение

благоприятных условий (ситуации) для совершения покупки рек­ламируемого товара.

4. Модель DAGMAR. Название данной модели образовано из началь­ных букв слов, содержащихся в следующем английском предло­жении: «Defining advertising goals — measuring advertising results». В соответствии со значениями этих слов рекламирование товара по данной модели проходит через четыре этапа:

1) узнавание потребителем марки рекламируемого товара;

2) информирование о качестве данного товара;

3) убеждение в необходимости приобрести товар;

4) побуждение и обеспечение благоприятных условий для совершения действий, направленных на приобретение рекламируемого товара.

Люди, участвующие в рекламной деятельности, могут быть специа­листами в разных областях: производителями соответствующих това­ров, социологами, политиками, художниками, актерами, журналиста­ми, психологами. •

Еще один существенный психологический момент, связанный с рек­ламой, — это мотивы обращения людей к рекламе. Они могут быть двух типов: потребительские и психологические.

Потребительские мотивы связаны с потребностями людей, с их нуж­дами, касающимися тех или иных товаров.

Психологические же мотивы связаны с личностными особенностя­ми потребителей, с их стремлением удовлетворить мотивы престижа или так называемого личностного роста. В их число входят следующие:

• повышение своего статуса в глазах окружающих людей за счет приобретения соответствующего товара;

• повышение самооценки, связанное с тем, что человек ощущает себя обладателем соответствующей ценности — товара.

Одна из основных задач психологии в связи с изучением и научным обеспечением рекламной деятельности заключается в том, чтобы иссле­довать психологические механизмы воздействия рекламы на людей.

Религия как массовидное психическое явление

Религияв данном контексте рассматривается как массовидное явление психики по той причине, что она также формирует пси­хологию масс людей и определяет их социальное поведение.

Единого определения религии нет, а ее психологическое понимание многозначно. У данного массовидного явления есть социальные

и психологические корни. Социальные корни религии связаны с воз­никновением и развитием человеческого общества. Психологические корни религии находятся в самой психологии людей. Они представ­ляют собой следующее.

1. Потребность людей в познании себя и окружающего мира, в формировании мировоззрения или определенного взгляда на происхождение и устройство мира (в религиозных писаниях представлена сравнительно простая и доступная всем людям картина мира).

2. Стремление людей к единству, к установлению друг с другом нормальных взаимоотношений (эти отношения прописаны во многих религиозных учениях).

3. Желание людей вместе бороться против угрожающих им опасностей (в религиозных учениях предусмотрены для этого соответствующие культы и обряды, с помощью которых люди якобы в состоянии уберечь себя от опасностей).

4. Избавление людей от переживаний и тревог (совместные молитвы, исповеди, проповеди, обещания загробной жизни, как правило, успокаивают верующих).

5. Стремление навести порядок в обществе (в религиозных учениях содержатся четкие предписания относительно того, как следует организовать общественную жизнь).

Исследователи религии с социально-психологической точки зрения обычно обсуждают ее функции и мотивы обращения людей к религии. В качестве основных социально-психологических функций религии называются следующие.

• сплочение людей, при этом религия выполняет социально-образующую, или интегрирующую, функцию;

• облегчение страдания людей;

• удовлетворение потребности людей в общении, особенно одиноких;

• способствование нравственному самосовершенствованию человека (верующие люди ведут себя, как правило, более нравственно, чем неверующие);

• обеспечение значительной части людей, прежде всего тех, кому по разным причинам недоступна научная картина мира, простым и понятным взглядом на мир;

• содействие установлению социального равенства людей (во всех религиозных учениях утверждается, что перед Богом все равны).

В качестве основных мотивов обращения людей к религии чаще все­го называют:

• желание получить простое и непротиворечивое представление о мире, его происхождении и устройстве;

• ожидание счастливой загробной жизни (многие современные религии обещают это тем, кто ведет праведный образ жизни);

• интерес к религиозному культу, к участию в религиозных обрядах (они многим людям доставляют эстетическое наслаждение и душевное облегчение);

• убежденность в том, что вера (религия) укрепляет нравственность (стремление к нравственному самосовершенствованию);

• веру по традиции или на всякий случай (многие люди обращаются к религии потому, что так поступают значимые для них люди; сами они особенно не верят в Бога, но и не убеждены в том, что его нет);

• меркантильные мотивы или мотивы личной выгоды. Они характерны для людей, которые на самом деле в Бога не верят, но стремятся извлечь какие-либо выгоды для себя из публичной демонстрации якобы существующей у них веры. Среди таких людей немало политиков, представителей культуры, коммерсантов, других известных публике личностей, которые представляют себя верующими сознательно, в целях саморекламы.

Контрольные вопросы

1. Какие социальные группы называют большими и чем они отличаются от других разновидностей?

2. Что понимается под массовидными явлениями психики?

3. Как определяются массовое сознание, массовое настроение и общественное мнение?

4. Что представляют собой массовые психические состояния?

5. Что называют массовыми коммуникациями и массовыми социальными установками?

6. Что такое мода как массовидное явление психики?

7. Что представляют собой слухи как массовидное психическое явление?

8. Каковы социально-психологические особенности коммерческой и политической рекламы?

9. Какими социально-психологическими особенностями обладают слухи?

10. При каких условиях слух возникает и начинает распространяться?

11. В чем проявляется отрицательная социально-психологическая роль слухов?

12. Какие меры обычно предпринимаются для предупреждения возникновения и распространения слухов?

13. Каковы основные социально-психологические функции современной моды?

14. Что такое паника, что обычно предшествует ее возникновению?

15. Какими могут быть основные причины паники?

16. Что представляют собой внешние и внутренние предпосылки паники?

17. По каким основаниям состояния паники делят на виды и в чем их отличия?

18. Каковы условия возникновения и усиления паники?

19. Что представляет собой реклама как массовидное явление психики?

20. Каковы основные разновидности рекламы?

21. В чем заключается специфика моделей рекламы?

22. По каким мотивам люди обращаются к рекламе?

23. Каковы социально-психологические механизмы воздействия рекламы на людей?

24. Какова роль религии в современном обществе?

25. Что представляют собой мотивы обращения людей к религии?

26. Почему веру или религию также рассматривают как массовидное явление психики?

Литература

1. Андреева Г. М. Социальная психология. — М., 2006. — С. 144- 180.

2. Лронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Социальная психология. — СПб., 2004. - С. 433-475.

3. Бехтерев В. М. Коллективная рефлексология // В. М. Бехтерев. Избранные работы по социальной психологии. — М., 1994. — С. 18-191.

4. ВойтасикЛ. Психология политической пропаганды. — М, 1981.

5. Вундт В. Проблемы психологии народов // Преступная толпа — М., 1998.-С. 197-308.

6. Гарифуллин Р. Р. Иллюзионизм личности как новая философско- психологическая концепция: психология обмана, манипуляций, кодирования. — Казань, 1997. — С. 279-311.

7. ГлейтманГ., Фридлунд А., Райсберг Д. Основы психологии. — СПб., 2001. - С. 590-596.

8. Трушин Б. А. Массовое сознание: Опыт определения и проблемы исследования. — М., 1987.

9. Лебедев-Любимов А. Н. Психология рекламы. Второе издание. — М.-СП6., 2007. - С. 158-328.

10. Ляпина Т. В. Политическая реклама. — Киев, 2000.

11. МайерсД. Социальная психология. — СПб., 1997. — С. 310-354.

12. Московичи С. Век толп. - М.,'1998. - С. 23-267.

13. Назаретян А. П. Агрессивная толпа, массовая паника, слухи. — М.-СПб., 2004.

14. Ольшанский Д. В. Психология масс. — СПб., 2001. — С. 51-89,237- 329.

15. ПочебутЛ. Г. Социальная психология толпы. — СПб., 2004.

16. Сигеле С. Преступная толпа // Преступная толпа. — М., 1998. — С. 13-119.

17. Состояние паники // Психология состояний. Хрестоматия. / Под ред. А. О. Прохорова - М.-СПб., 2004. - С. 439-449.

18. Чалдини Р., КенрикД., Иейберг С. Агрессия. — СПб., 2002. — С. 96- 140.

Часть IV

Личностьвгруппе

Глава 11

Социальная психология личности

Социально-психологические аспекты личности

Проблема личности представлена и рассматривается во многих на­уках, в том числе и в социальной психологии. Здесь личность рассмат­ривается иначе, чем в общей психологии и социологии. Собственно социально-психологический аспект изучения личности заключается в том, чтобы, представляя личность как некоторого рода индивидуаль­ность, вместе с тем подчеркнуть в ней и социальное начало.Соответ­ственно, в социальной психологии относительно личности ставятся и решаются следующие вопросы.

• Каковы стороны личности, в которых выражается ее отношение к обществу и окружающим людям?

• Какое влияние на личность оказывает ее непосредственное социальное окружение, в частности — малые группы, в жизни и деятельности которых она принимает участие?

• Каким образом взаимодействуют между собой личность и малая группа?

• Что представляет собой социальное поведение человека как личности?

• Какова мотивация социального поведения личности?

По мнению Г. М. Андреевой, социальная психология опирается на то определение личности, которое имеется в общей психологии, но выясняет, каким образом личность формируется и развивается в раз­личных социальных группах, каким образом реализуется (организу­ется) ее деятельность в разнообразных социальных группах.

Таким образом, основное внимание социальных психологов в изу­чении личности направлено на выяснение закономерностей, которым подчиняются психика и деятельность человека в социальных группах.

Если рассматривать этот вопрос в контексте проблемы структуры лич­ности, то важно отметить, что в социальной психологии представлены и изучаются те стороны личности, которые характеризуют социаль-

ные связи и отношения человека. Это, прежде всего, Я-концепция, со­циальные установки, ценности, нормы, формы социального поведения, I его мотивы и мотивация и ряд других специальных явлений, характе­ризующих личность со стороны ее взаимоотношений и взаимодействий с обществом и другими людьми. Для социального психолога предме­том изучения и профессионального внимания являются также само­эффективность, локус контроля, самопрезентация, самоуничижение, самовосхваление и др.

Рассмотрим некоторые из них.

1. Понятие самоэффективность — один из терминов,-используемых в современной социальной психологии личности и характеризующих так называемую Я-концепцию человека. Оно понимается как уверенность человека в том, что он компетентен, способен достичь высоких результатов в том или ином виде социальной деятельности. Данное качество отличается от чувства собственного достоинства или самоуважения, которые также входят в структуру Я-концепции личности.

Чувство собственного достоинства — это чувство удовлетворен­ности собой, гордости за себя.

Самоуважение — это положительное отношение человека к себе, принятие себя таким, какой есть, включая не только собственные достоинства, но и недостатки. Человек может низко оценивать свою самоэффективность, но, тем не менее, быть вполне доволь­ным собой, иметь чувство собственного достоинства и с уваже­нием относиться к себе.

2. Локус контроля рассматривается как устойчивая личностная особенность человека, проявляющаяся в том, где он ищет и находит объяснение поведению людей: в них самих или вне их, в окружающей обстановке. По характеру локуса контроля людей как личностей делят на два типа: интерналов и экстерналов. Интерналами называют людей, у которых преобладает внутренний локус контроля, а экстерналами — тех, у кого доминирует внешний локус контроля.

3. Под самопрезентациейпонимают представление человеком себя другим людям или выбор человеком таких форм социального поведения, которые направлены на то, чтобы произвести впечатление на окружающих людей, сформировать у них определенное представление о себе (образ «Я» для других).

4. Самоуничижением (самоунижением) называется такое социальное поведение человека, когда он недооценивает, осуждает, унижает

самого себя, представляя себя в невыгодном свете в глазах окру­жающих людей.

5. Самовосхвалением называется противоположная форма поведе­ния, при которой человек переоценивает себя, представляет себя в глазах окружающих людей лучшим, чем он есть на самом деле.

Еще одно явление, относящееся к социальной психологии личнос­ти, получило название самомониторинга. Под ним понимается созна­тельное, целенаправленное изучение и выбор человеком способов пред­ставления себя как личности другим людям с целью произвести на них желательное впечатление.

Кроме описанных выше аспектов личности, выделяемых и изучае­мых в социальной психологии, здесь сложилась и особая типология, в рамках которой выделяются: авторитарная, базовая, маргинальная, личность типа Л, личность типа Б и некоторые другие.

Понятие авторитарная личность характеризует человека, кото­рый желает и активно стремится к созданию авторитарной социальной системы, а также того, кто требует послушания, строгой субординации во взаимоотношениях людей и призывает к поклонению авторитетам. Данное понятие, однако, не относится к людям, которые уже находят­ся у власти и по своей должности или социальному положению вы­нуждены в какие-то моменты времени вести себя авторитарно.

Понятие базовая личность представляет собой этнопсихологиче­скую характеристику человека, выявляющую основной тип личности, формируемый культурой того или иного народа (этноса). Здесь речь идет о совокупности психологических свойств, которая делает челове­ка максимально восприимчивым к освоению соответствующей культу­ры и порождает у него состояние удовлетворенности порядками, суще­ствующими в рамках данной культуры.

Маргинальной личностью называют человека, который по своей пси­хологии и особенностям поведения находится между несколькими раз­ными, несовместимыми или трудно совместимыми друг с другом куль­турами, но полностью не принадлежит ни к одной из них. В его личности, соответственно, причудливым и противоречивым образом сочетаются свойства и признаки, относящиеся к людям различных культур.

Личностью типа А называют такого человека, чей характер отличает­ся чрезмерной активностью, стремлением к соревнованию, к конкурен­ции с другими людьми, нереальным чувством хода времени, неадекват­ными амбициями, отсутствием склонности к критическому самоанализу, тенденцией ориентироваться на количество, а не на качество выполнен­ной работы и потребностью во внешнем контроле поведения.

Личность типа Б — это человек, чей характер, напротив, отличается легким и поверхностным подходом к жизни. В центре внимания такой личности находится качество, а не количество проделанной работы. У нее отсутствует склонность к конкуренции, к соревнованию с людь­ми, а также тенденция к самоанализу, самоконтролю или рефлексии.

Социальные установки

Одной из основных социально-психологических характеристик личности является ее социальная установка ^social attitude — англ.), которая определяется как устойчивое отношение человека к людям, социальным группам, организациям, процессам и собы­тиям, происходящим в обществе.

Объектами социальной установки могут быть: сам человек, окружаю­щие его люди, группы людей, социальные процессы и события, пред­меты материальной или духовной культуры и т. п. Изучение социаль­ной установки показало, что она представляет собой сложное явление, которое не только можно отнести к разряду психических состояний, но и рассматривать как психологическое свойство личности. Как со­стояние социальная установка выражает собой готовность человека к определенным социальным действиям, а как свойство — внутренне характеризует человека как личность.

В ходе изучения социальных установок были выделены и описаны три основные функции, которые они выполняют в обществе.

1. Познавательная функция проявляется в том, что установки (если они верные) позволяют человеку оперативно получать знания о социальных объектах до того, как эти объекты будут познаны. Эта функция социальной установки реализуется через ее когнитивную составляющую.

2. Выразительная функция проявляется в том, что социальные установки представляют человека как личность в его отношениях к людям и к обществу в целом. Данная функция в основном реализуется через эмоциональный компонент социальной установки.

3. Приспособительная функция состоит в том, что социальные установки, если они соответствуют реальному состоянию общества (социальной группы) и существующим в нем отношениям, позволяют индивиду адаптироваться в соответствующем обществе (в данной социальной группе). Соответствующая функция социальной установки реализуется в основном через ее поведенческий компонент.

Американский ученый К. Ховланд показал, что на социальные уста­новки людей оказывают влияние три группы факторов, связанные, со­ответственно, с источником информации, направленной на изменение социальных установок, содержанием информации и аудиторией, кото­рой эта информация адресована.

Социализация

Социализация в ее широком понимании определяется как процесс и результат усвоения человеком социального опыта.

Это также приобщение людей к достижениям человеческой цивили­зации, усвоение и воспроизводство людьми человеческой культуры.

В более узком, специальном смысле слова под социализацией мо­жет пониматься следующее.

1. Процесс и результат освоения отдельно взятым человеком доступного и необходимого ему социального опыта.

2. В промышленной и организационной психологии социализация — это процесс, посредством которого новый член соответствующей организации адаптируется к нормам и ролям в данной организации.

В социальной психологии социализация— процесс вхождения к/ индивида в социальную среду, его становление как личности че­рез социальные-влияния, а также приобщение индивида к системе социальных связей и отношений, словом — превращение чело­века из биологического существа в полноценного члена обще­ства, в личность, хорошо адаптированную к нему.

Это двухсторонний процесс, включающий в себя усвоение индиви­дом в этих группах социального опыта и, в свою очередь, обогащение этого опыта за счет собственной социальной активности — общения и деятельности в этих группах. Традиционно выделяются три сферы, в которых реализуется процесс социализации:

1) деятельность;

2) общение;

3) самопознание.

Наряду с описанными выше сферами (аспектами или сторонами) социализации, выделяются и обсуждаются ее стадии. Данный вопрос пересекается с периодизацией психического развития человека, пред­ставленной в возрастной психологии. Но в социальной психологии делается акцент на социальных аспектах отношений человека с людь­ми и обществом.

Несомненно, главными периодами жизни, в которых происходит социализация человека, являются детство, отрочество и юность. Здесь периодизация возрастного развития в основном совпадает с периода­ми социализации. Что касается периодов социализации взрослого че­ловека, то в их выделении и понимании среди ученых нет единства.

Один из подходов к решению данного вопроса заключается в выде­лении основных сфер в жизни общества и соответствующих им про­цессов освоения человеком тех видов деятельности, через которые он включается в эти сферы. Например, освоение человеком трудовой де­ятельности включает следующие стадии: дотрудовую, трудовую и по­ел етрудовую.

Среди немногих теорий, представляющих и описывающих в социаль­ной психологии процесс социализации, выделяется социально-когнитив­ная теория Л. Бандуры. Здесь подчеркивается способность человека на­учаться путем наблюдения за поведением других людей и подражания им. При этом обучающийся человек имеет дело с когнитивными про­цессами или способностями, которые, наряду со стимулами (подкреп­лениями), оказывают влияние на процесс его научения.

А. Бандура установил, что большинство людей выбирают в качестве объектов для подражания людей своего пола и примерно такого же возраста, как они сами. Главное, по его мнению, заключается в том, что объектами подражания становятся для многих такие люди, которые успешнее, чем они сами, решают характерные для них проблемы. Кро­ме того, люди чаще подражают тем, кто занимает более высокое поло­жение, и тем, с кем данный человек непосредственно контактирует. Дети, как правило, сначала подражают взрослым, а затем, взрослея, своим сверстникам, чье поведение приводит к достижению желанных целей.

Каузальная атрибуция

Каузальной атрибуциейназывается стремление людей найти объяснение тому, что происходит с ними и вокруг них.

Такие объяснения необходимы людям по разным причинам.

Наши рекомендации