Сенсорные и перцептивные свойства. В трудовой деятельности могут найти применение практи­чески все виды

В трудовой деятельности могут найти применение практи­чески все виды чувствительности - от зрительной и слуховой до вкусовой и обонятельной. Но было бы неверно подходить к ин­дивиду как к случайному набору различных видов чувствитель­ности, игнорируя структурный характер его сенсорной органи­зации.

Б.Г. Ананьев предлагает рассматривать в качестве ос­новной характеристики сенсорики человека общий для данного индивида способ чувствительности, являющийся свойством сен­сорной организации человека в целом. Это общее свойство, называемое в психологии сенситивностью, входит в структуру темперамента. Несмотря на большое разнообразие видов и уровней чувствительности у одного и того же человека, сенситивность является общей, относительно устойчивой особен­ностью личности, которая проявляется в разных условиях, при действии самых разных по своей природе внешних раздражи­телей.

Тип нервной системы конкретного человека влияет на об­щий характер чувствительности всех его анализаторов. Ско­рость ощущения и различения зависит от подвижности нервных процессов и их равновесия (у подвижных скорость ощущения больше, у тормозимого типа дифференцировка более точная и т. д.). Устойчивость уровня чувствительности зависит от того, каковы сила нервных процессов, их подвижность и равновесие (более неустойчивая у возбудимого типа, инертная у тормоз­ного). Эмоциональная реактивность при воздействии раздражителей на рецепторы особенно зависит от силы нервных процес­сов - большая у подвижного типа, наименьшая - у инертного.

Вследствие стабильности рассмотренной характеристики для профессий, предъявляющих повышенные требования к та­ким свойствам, как скорость различения, устойчивость уровня чувствительности и т. п., реальным средством повышения эф­фективности деятельности специалистов является профессио­нальный отбор.

Вторая характеристика сенсорных процессов, имеющая большое значение для успешности во многих видах профессиональной деятельности,- уровень чувствительности анализато­ров. Для развития разных видов чувствительности в общей сен­сорной организации человека характерна неравномерность: у одного и того же человека может быть повышенная чувстви­тельность в области пространственного различия или речевого слуха и одновременно пониженная чувствительность цветового зрения или музыкального слуха. Эти особенности могут быть связаны с природным преобладанием одного из анализаторов или с его ведущей ролью, сформированной в результате дли­тельного профессионального опыта. Они определяют не только индивидуальные особенности приема информации, но и преобла­дание того или иного вида представлений в воображении, памя­ти, образном мышлении.

Насколько стабильна эта характеристика? Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что эффективность реше­ния сенсорных и перцептивных задач значительно повышается под влиянием профессионального опыта или специальной трени­ровки.

Л.И. Селецкая исследовала зрительные дифференциаль­ные пороги рабочих-шлифовальщиков. Различительная чувстви­тельность опытных шлифовальщиков оказалась в 20 раз выше обычного уровня. В.И. Кауфман обнаружил высокую слуховую чувствительность у врачей-терапевтов, постоянно пользующихся для диагноза болезни выслушиванием больных, оценкой тонов и шумов сердца и легких, у авто- и авиамехаников, определяю­щих на слух состояние двигателя. Н.К. Гусев отмечал повы­шение абсолютной и разностной чувствительности вкусового анализатора у специалистов-дегустаторов.

Аналогичные результаты многочисленных исследований в об­ласти других анализаторов приводит в своей монографии Б.Г. Ананьев. Однако вывод об изменении порогов чувстви­тельности, который делается в таких исследованиях, в большинстве случаев не имеет строгих доказательств. В одних случаях основанием для вывода об изменении порогов служит сравне­ние новичков и профессионалов; при этом не учитывается, что более высокий уровень чувствительности у работников с боль­шим стажем может быть следствием стихийного отсева работ­ников с более низкой чувствительностью анализаторов и соот­ветственно меньшей профессиональной успешностью. В дру­гих случаях повышение эффективности решения сенсорных задач достигалось в процессе специальной тренировки, заме­ры чувствительности до и после тренировки не производи­лись, поэтому нельзя делать вывод об изменении порогов толь­ко на основании улучшения результатов, что может быть след­ствием овладения сенсорными навыками.

Изучение сенсорных навыков показало, что они складываются из запаса сенсорных эталонов (представлений) и овладения способами оперирования образами, в частности сопоставления воспринимаемого сигнала с эталонным. Интере­сен факт, подмеченный Я.К. Пономарем: если опытный специа­лист должен обнаружить неисправность в незнакомой аппара­туре, он обращается к такому же, но заведомо исправному при­бору, сравнивая их характеристики (зрительные, слуховые, кинестетические сигналы) на уровне первичных образов.

Таким образом, вопрос о сравнительной значимости изме­нения уровня чувствительности и сенсорных навыков для успеш­ности решения сенсорных задач остается открытым. По-види­мому, низкие пороги чувствительности служат предпосылкой для формирования соответствующих навыков, а процесс фор­мирования навыка, вербализация сигналов, интеллектуализа­ция процесса восприятия приводят к повышению чувствитель­ности.

Компенсирующая роль сенсорных и перцептивных навыков по отношению к соответствующим профессионально значимым свойствам несомненна. Сформированные сенсорные и перцеп­тивные навыки, абсолютная и различительная чувствительность разных анализаторов выступают в конкретной трудовой дея­тельности как «слаженный, сонастроенный ансамбль, работа которого подчинена определенным целям, распределена по функциям, совершается в определенной последовательности». В структуре этой, сенсорной основы деятельности (СОД) выделяются ведущий или ведущие и вспомогательные анализаторы. Через ведущий анализатор поступает основная информация о ходе трудового процесса. Ведущее положение сохраняется анализатором или постоянно, или на отдельных этапах, операциях. Состав сенсорной основы трудовой деятель­ности может быть неизменным на протяжении всего трудового процесса, но может иметь место включение или выключение того или иного анализатора при переходе от операции к опе­рации.

Одним из важнейших факторов, определяющих структуру и функции СОД, А.В. Филиппов считает конкретную матери­альную среду, с преобразованием которой связана профессио­нальная деятельность.

Исследования А.В. Филиппова, Ю.А. Каликинского, Л.К. Пономаря и других убедительно показывают, что по мере усложнения техники в ходе автоматизации требования к сен­сорным и перцептивным свойствам специалиста не только не снижаются, но перерастают в требование высокой сенсорной культуры. Одним из важнейших компонентов сенсорной куль­туры является культура наблюдения - полианализаторной, целенаправленной деятельности восприятия, опосредованного знаниями и мышлением. Профессиональное умение вести на­блюдение тесно связано с наблюдательностью как свойством личности: оно опирается на это свойство и в то же время раз­вивает его.

Аттенционные свойства

Профессионально значимые свойства внимания - интенсив­ность его концентрации, устойчивость, быстрота переключения, широта распределения - по-разному выступают в различных видах деятельности.

Например, для профессии водителя на первый план выдвигаются характеристики распределения и переключения, для других профессий, главной целью которых являются наблю­дение и контроль (корректор, брокер, оператор радиолокатора), наибольшее значение приобретает устойчивость внимания.

Все характеристики внимания в той или иной мере опреде­ляются типологическими особенностями нервной системы и по­тому мало изменяются. Скорость переключения внимания зави­сит от подвижности нервных процессов. Как известно, с воз­растом подвижность их несколько снижается и можно ожидать уменьшения скорости переключения внимания, но лишь там, где она не поддерживается профессиональным опытом.

В действительности, можно говорить о типичной для данного человека устойчивости внимания, широте распределения, ско­рости переключения. Однако в зависимости от условий труда эти характеристики у одного и того же человека могут варьиро­вать в широких пределах. Ни одно из профессионально значи­мых свойств не зависит в такой мере от внешних факторов, как свойства внимания. Монотония, например, сказывается на устойчивости внимания резко отрицательно, а содержатель­ность и ответственность задачи повышают его устойчивость. Вместе с тем никакие специальные тренировки в процессе профессионального обучения не могут дать резкого улучшения индивидуальных характеристик внимания, так как лежащие в их основе особенности нервных процессов изменяются чрезвы­чайно медленно.

Большое практическое значение имеет вопрос, на какое количество (и каких) объектов может быть распределено вни­мание в том или ином процессе труда. Прежде всего это зави­сит от того, сколько органов чувств участвует в процессе вос­приятия. Чем больше органов чувств принимает участие в вос­приятии необходимой информации, тем большее количество объектов может находиться в поле внимания. Поэтому при обу­чении важно определить, с помощью каких органов чувств сле­дует контролировать различные объекты, так как один и тот же объект может контролироваться разными способами. Напри­мер, летчик может судить о скорости полета по прибору, по числу оборотов двигателя, по давлению на ручку управления, по шуму и вибрации самолета.

При выполнении действий, требующих распределения внима­ния между многими объектами, степень его концентрации на определенных объектах с течением времени непрерывно меня­ется в зависимости от того, какое значение придается данному объекту в тот или иной отрезок времени. Создание оптималь­ной схемы распределения внимания предполагает учет этого значения и его динамики.

В трудовой практике возникает и вопрос о том, какова наиболее выгодная последовательность переключения внимания с одного объекта на другой и каков оптимальный темп его пере­ключения? При составлении схем переключения внимания важ­но учитывать значимость различных объектов. На более важ­ные объекты внимание должно переключаться большее число раз, чем на менее важные. Необходимо установить и правиль­ный темп переключения внимания. Излишне быстрый темп утомляет работника. При слишком медленном переключении можно упустить важные изменения в обстановке. Поэтому темп переключения внимания зависит от степени вероятности изме­нения обстановки, например от степени вероятности появле­ния препятствий на дороге (за городом эта вероятность одна, в городе другая).

Рассмотрев основные элементы системы организации вни­мания, А.В. Катаев подчеркивает, что воспитание внимания в труде - это не выработка высокого напряжения внимания или развитие абстрактных его качеств. Правильное воспитание внимания в трудовой деятельности состоит в изыскании наиболее рациональной системы его организации в каждом виде тру­да, в каждом действии и операции с учетом задачи и условий труда, особенностей машины (оборудования, технологии.) и в практическом овладении этой системой в процессе обучения. При овладении новым видом деятельности или при выпол­нении той же деятельности в новых условиях всегда происхо­дит перестройка системы организации внимания. С этой точки зрения обучение тому или иному виду труда или переучивание применительно к новой технике заключается в усвоении работ­ником новой для него системы организации внимания. Для это­го человек должен изучить ее, выработать убежденность в ее необходимости, рациональности и эффективности и затем овла­деть ею в процессе практического обучения. В психологии труда есть опыт успешного формирования аттенционных навыков.

А.П. Розова провела эксперимент с ткачихами-многостаноч­ницами, которым разъяснялось значение распределения внима­ния, а затем они овладевали навыком распределения внимания по специальной инструкции. В результате формирующего экс­перимента производительность труда ткачих повысилась. Богатый опыт формирования аттенционных навыков и умений накопила авиационная психология.

Наряду с формированием аттенционных навыков происходят и интеллектуализация внимания, опосредование его актов мыс­лительными и мнемическими свойствами, включение внимания в систему профессионального опыта и отношений личности. Подтверждением этому служат экспериментальные данные Л.Н. Фоменко о значительном возрастании межфункциональных связей внимания с такими психическими функциями, как память и мышление, с вербальным и невербальным интеллек­том в период зрелости (с 18 до 35 лет).

Наши рекомендации