Активные методы обучения сотрудников органов управления
Активные методы обучения сотрудников
Органов управления.
В настоящее время наиболее часто используется традиционный метод обучения. Хотя в нём на первый взгляд есть все атрибуты активной учебно-познавательной деятельности: изучение, наблюдение, анализ, обсуждение и т. д.
Однако слушателям с самого начала уготовлена роль ... слушателей. Они и в самом деле слушали и ничего не открывали, не обнаруживали, не искали. Ни каких проблем и вопросов на занятии перед ними не возникало. Руководитель занятий рассказывал, объяснял, обосновывал, иллюстрировал рассказ примерами из жизни. В тоже время учебный процесс должен, во-первых, быть имитацией той среды, в которой живут и трудятся обучаемые; во-вторых, содержать в себе конкретные цели, задачи и проблемы трудовой деятельности; в-третьих, обеспечивать формирование у обучаемых способность решать практические задачи, изменять и улучшать тот мир, в котором они живут.
В процессе тактической подготовки при использовании не имитационных методов обучения можно сформировать у обучаемых знания, умения, навыки по профессии и по специальности, но чрезвычайно трудно сделать это по должности. Активные методы обучения по сравнению с традиционными обеспечат здесь и приближение процесса обучения к условиям практической деятельности реальных работников, и вынужденную активность, и высокую степень интенсивности учебного процесса и его творческий характер.
Активные методы обучения при умелом их применении позволяют оптимально решать три учебно-организационые задачи:
— подчинить процесс обучения управляющему воздействию руководителя;
— обеспечить включение в активную учёбу как подготовленных слушателей, так и новичков;
— установить непрерывный контроль за процессом усвоения материала всеми слушателями.
Кроме этого активные методы обучения способствуют успешному формированию у слушателей комплекса положительных деловых качеств, таких как:
— способность быстро адаптироваться в группе, занятой решением общей задачи;
— умение устанавливать личные контакты, обмениваться информацией и формировать необходимые точки зрения;
— готовность принять на себя ответственность за деятельность группы;
— способность устанавливать контакты с людьми, правильно распределять и организовывать работу;
— умение преодолевать сопротивление окружения, предупреждать столкновения и разногласия;
— желание быть полезным людям;
— знание уровня своей компетенции, умение анализировать и оценивать свои действия;
— готовность рассматривать проблему с точки зрения своего коллеги, товарища;
— умение находить причины и источники критических ситуаций;
— способность выдвигать и формировать идеи, предложения и проекты;
— готовность идти на рассчитанный риск и принимать нестандартные решения;
— умение избегать повторения ошибок и просчетов;
— способность ясно и убедительно излагать мысли, быть немногословным, но понятным;
— способность предвидеть последствия предпринимаемых шагов, действий;
— умение ценить и продуктивно использовать рабочее время;
— потребности к самообучению и самосовершенствованию.
Активное обучение помогает человеку обрести власть над ситуацией, исключает возникновение одного из самых неуправляемых явлений «Стечение обстоятельств».
В основеактивных методов обучения лежит принцип непосредственного участия, который обязывает руководителя занятий сделать каждого слушателя участником учебно-воспитательного процесса, действующим, ведущим поиск путей и способов решения поставленных задач и проблем в учебном курсе.
Понятие активных методов обучения распространяется на достаточно обширную группу приемов и способов проведения теоретических и практических занятий.
Вот некоторые из них:
— метод конкретных ситуаций (МКС);
— ролевые игры (РИ);
— решение практических задач (РПЗ);
— игровое проектирование (ИП);
— программированный опрос (ПО);
— игровое моделирование боевых действий (ПТЗ, ПТУ);
— деловые игры на местности и в классе (ДИМ, ДИК).
При использовании метода конкретных ситуаций обучаемым предоставляется ситуация, связанная с действиями по тушению пожара. Задачей обучаемых является коллективное принятие решения в указанной ситуации.
Для активизации занятия организуются несколько соревнующихся групп, каждая из которых вырабатывает свой собственный метод решения задачи, и затем обсуждает их.
При обсуждении возможно и предварительное рецензирование и публикация, защита решений и другие способы создания и поддержания эмоционального напряжения обучаемых. Подведение итогов и оценка результатов проводится преподавателем, ведущим занятие. Приведем несколько таких ситуаций:
Пример 1. При тушении пожара в резервуарном парке нефтеперерабатывающего завода был допущен ряд ошибок, которые повлияли на исход тушения пожара. Необходимо выявить допущенные ошибки и принять правильное решение.
Пример 2. Ночью во время пожара в 26-этажном административном здании горение распространилось с 1 этажа на 24, минуя промежуточные этажи. Первый РТП подал стволы на тушение 24 этажа, а после этого принял решение тушить пожар на первом этаже. Необходимо оценить действия первого РТП и принять решение.
Рассмотрим особенности указанных конкретных ситуаций и метода в целом. В этих двух ситуациях обучаемые выступают в качестве экспертов и решают задачи экспертного оценивания. Большая альтернативность здесь обусловлена различием личных приоритетов обучаемых (экспертов). Комплексное мнение экспертов формируется в виде решения со ссылкой на нормативные документы (БУПО, указания и рекомендации по тушению пожаров на конкретных объектах), а также на полученные данные с помощью расчета.
Характерными признаками метода анализа конкретных ситуаций являются следующие: наличие модели социально-экономической системы; большой альтернативности решений; коллективная выработка решений; единая цель при выработке решений; наличие системы оценивания дёятельности обучаемых; наличие управляемого напряжения обучаемых.
Перечисленные признаки метода МКС определяют область его эффективного применения. Очевидно, этот метод наиболее целесообразен в тех случаях, когда рассматривается относительно сложная задача. Однозначное, единственно правильное решение, заранее известное преподавателю может отсутствовать. В этом случае преподаватель при оценке вариантов формирует свое мнение с учетом материалов, предложенных участниками занятий.
Использование метода ролевых игр в учебном процессе позволяет формировать у обучаемых умения и навыка решения профессиональных задач. Однако давно замечено, что эффективность труда руководителя даже в большей степени зависит от умения руководить людьми, чем решать профессиональные задачи. Соотношение между двумя этими сторонами деятельности составляет 2:1. Для формирования управленческих качеств необходимо моделировать управляющие системы, соответственно возникает потребность в методах обучения. Таким методом являются ролевые игры. Остановимся на двух примерах.
Пример 1. Во время тушения пожара начальник караула ПЧ-1 отказался выполнять приказания начальника оперативного штаба, сославшись на то, что уже выполняет указание начальника отдела службы и подготовки. Однако начальник штаба настаивал на своем. Начальник караула написал жалобу на начальника оперативного штаба, а начальник оперативного штаба рапорт на начальника караула заместителю начальника службы.
В этой игре среди обучаемых распределяются роли начальника караула, начальника оперативного штаба, начальника отдела службы и подготовки, а также экспертов.
Руководитель игры снабжает участников, исполняющих те или иные роли, соответствующими описаниями ролей и приоритетами.
При разрешении данного конфликта и набора стратегии поведения игра заканчивается разработкой мер. Перед обучаемыми ставится задача: используя ролевые общения, разрешить возникшую конфликтную ситуацию. В качестве другого примера можно привести описание пожара и рассмотреть действия всех должностных лиц (РТП, НШ, НТ, НБУ и др.) как реально действующих, так и вновь сформированных.
Решение практических задач представляет собойактивный метод обучения, с помощью которого формируется у слушателя навыки решения задач по тушению пожаров, организации службы и подготовки. Упражняясь, слушатель усваивает принципы, закономерности, правила, процедуру, средства и способы решения проблем.
Практические задачи могут охватывать широкий круг вопросов: рассчитать силы и средства для тушения пожара при недостаточном водоснабжении; рассчитать эффективность применения рукавов различного диаметра в оптимальных схемах подачи огнетушащих средств; рассчитать эффективность применения различной пены при тушении пожаров; рассчитать эффективность применения различных огнетушащих веществ; разработать предложения по улучшению психологической подготовки; разработать предложения по укомплектованию и закреплению кадров на службе.
Практические задачи могут быть с оптимальным решением и не имеющие готового решения. Перечислим последние из них:
— задача с неопределенностью исходных данных;
— задача с неопределенностью в постановке вопроса;
— задача с избыточными или ненужными для решения исходными данными;
— задача с противоречивыми (частично неверными) сведениями в условии;
— задача, допускающая лишь вероятностные решения, основанные на предвидении дальнейшего развития события;
— задача с ограниченным временем решения;
— задача, требующая решения в использовании работника в несвойственной ему должности или области деятельности;
— задача на обнаружение ошибки в решении;
— задача, помогающая готовиться к какой-либо деятельности;
— задача на повторение пройденного материала;
— задача на выполнение действий по имеющемуся образцу;
— задача, в результате которой появляется нечто новое;
— задача, способы решения которой слушателям известны по прошлому опыту;
— проблемная задача.
“Мозговая атака” (“мозговой штурм”) предложена американским психологом А. Осборном как способ коллективного продуцирования новых идей. Она формирует умение сосредоточиваться на какой-либо узкой цели. Для “мозговой атаки” характерны не только простота процедуры и высокая эффективность, но и универсальность. Оказалось, что она может успешно применяться во многих сферах деятельности общества, в том числе при ПТП начсостава. “Мозговую атаку” могут использовать, осуществляя поиск выхода из всех типов ситуаций—стандартных (повторяющихся, типичных), критических (нетипичных для обучаемых) и экстремальных (уникальных, не имеющих аналогов), побуждающих к радикальным мерам, а также поиск вариантов управленческого решения. В ходе “мозговой атаки” ее участники работают активно и напряженно потому, что они не обременены необходимостью обосновывать свои предложения и ограждены от критики. Последняя, будучи мощным средством вскрытия недостатков, иногда выполняет отрицательные функции—тормозит свободное высказывание своих мыслей. В ходе “мозговой атаки” выдвигается проблема, в решении которой принимают участие все без исключения обучаемые. Для этой цели группу обучаемых делят на подгруппы из нескольких человек. В каждой из них назначают эксперта, который обязан фиксировать все выдвигаемые идеи. Для этой цели могут использовать магнитофон.
Процесс проведения “мозговой атаки” делится на следующие этапы:
1. Постановку цели, формулировку проблемы, доведение задачи рабочим подгруппам.
2. “Штурм” — выдвижение идей в каждой рабочей подгруппе, фиксацию идей экспертом письменно или с помощью магнитофона.
3. Оценку идей и отбор наилучших из них в каждой подгруппе, обобщение идей, сведение всего их многообразия к небольшому числу.
4. Сообщение о результатах “мозговой атаки”. При организации и проведении “мозговой атаки” руководители занятий должны соблюдать и обеспечивать следующие правила и условия:
- при ее осуществлении нет начальников и нет подчиненных, все равны;
- каждый участник лично стремится к решению выдвинутой проблемы;
- пытаются достичь полного раскрепощения мысли и свободы воображения обучаемых;
- любую идею и вообще выступление любого обучаемого встречают с одобрением;
- запрещаются критические замечания по любой высказанной идее, а также промежуточная ее оценка;
- стремятся отбросить шаблонное мышление, стереотипы, традиционные решения;
- вопросы, относящиеся к решаемой проблеме, задают обучаемым в такой форме, чтобы можно было давать краткие (без особого обоснования) ответы;
- поощряются комбинации и новые применения уже сделанных предложений по данной проблеме;
- все без исключения высказывания по проблеме фиксируются;
- все высказанные идеи по проблеме объективизируются, т.е. лишаются персональной принадлежности.
Целесообразно, чтобы критика, оценка и отбор предложений обучаемых осуществлялись в отдельно отведенное время специально подобранными лицами, склонными к критической работе.
Опыт показывает, что “мозговая атака” как метод обучения в процессе решения проблемы психологически раскрепощает обучаемых, позволяет им свободно мыслить, не подвергаясь критике и оценке со стороны обучающих, и обеспечивает высокую эффективность развития их мышления.