Правосознание и правомерное поведение личности

При реализации своих прав субъект совершает определенные действия, характеризуемые как поведение. Не все выполняемые им действия имеют правовое значение. Для того чтобы их можно было отнести к правовому поведению, они должны обладать следующими признаками:

1) иметь социальную, общественную значимость;

2) регулироваться сознанием человека, их совершающего;

3) попадать по своим характеристикам в сферу регулирования правом;

4) иметь правовые последствия.

Действия людей, содержащие указанные признаки, являются правовыми. Действия людей подразделяются на правомерные и противоправные.

Правомерное поведение субъекта, которое соответствует требованиям правовых норм, а именно:

1) совпадает с требованиями норм права;

2) не противоречит им;

3) соответствует правовым предписаниям.

Если исходить из требований, предъявляемых к поведению субъекта в целом, для того чтобы его поведение было правовым, то признаками правомерного поведения становится следующее:

1) не только социальная значимость, но и общественная полезность поведения;

2) добровольность его совершения со стороны субъекта;

3) массовость соблюдения правовых норм в обществе.

Правомерное поведение – общественно необходимое или допустимое поведение индивида, которое соответствует предписаниям правовых норм, соответствует требованиям государства и одобряется государством и обществом. То есть, для того чтобы поведение отдельного лица стало правомерным, оно должно быть подчинено требованиям общества.

Социальная основа правомерного поведения -

общность значимых интересов граждан, определяющая установленные законом правила поведения, выраженные в правовых нормах. Классификация правомерного поведения:

1) по степени реализации правовых норм: а активное;

б пассивное;

2) по отраслям права:

а) конституционно-правомерное;

б) уголовно-правомерное;

в) финансово-правомерное;

г) административно-правомерное и т. д.;

3) исходя из мотивов правомерного поведения выделяют:

а) социально активное правомерное поведение – основанное на убеждении, зрелост и личности, высоком уровне правосознания и высокой степени активности;

б) привычное правомерное поведение – основано на жизненном опыте, без излишней правовой активности;

в) конформистское правомерное поведение – подчинение правовым предписаниям без осознания значимости правомерного поведения, в основе лежит приспособление к убеждениям социальной среды;

г) маргинальное правомерное поведение – характерно для лиц, которые соблюдают нормы права по причине страха перед наказанием, из-за личной выгоды и т. д.

Результат правомерного поведения – соблюдение законности и правопорядка в обществе.

Противоправное поведение субъекта – направлено на нарушение закона, причинение вреда обществу, личности, государству. Противоправное поведение влечет за собой юридическую ответственность, которая носит процессуальный характер.

Всякое противоправное поведение, как правило, является и противонравственным.

Психологические процессы и их роль в проф. деят. Юриста

Психологические состояния и их характеристики

Свойства личности

Личность — человек со своими взглядами и убеждениями, проявляющий свою уникальную целостность, индивидуальность, единство социально-психологических качеств, проявляющихся в межличностных, общественных отношениях, сознательно участвующий в той или иной деятельности, понимающий свои действия и способный руководить ими.

Подходы к изучению личности:

биологический — личность изучается с точки зрения генетических предпосылок ее формирования и эволюционного развития, их явления на поведенческие и социальные аспекты развития индивида, благодаря чему отдельные свойства личности передаются по наследству;

экспериментальный — изучение личности идет от исследования перцептивных процессов, высшей нервной деятельности человека, их роли в его поведении;

социальный — изучается социальная среда, социальные роли, общественно-исторические, культурные условия, воздействующие на формирование личности человека, который рассматривается как часть общества;

гуманистический — в основе изучения — ведение в каждом человеке личности — ее духовное начало, исследуется ведущие признаки, отражающие ее основные свойства, внутреннюю структуру, которые сопоставляются с поведенческими, социальными характеристиками индивида.

Формирование личности по мнению ряда ученых, происходит уже к 4-му месяцу жизни ребенка, когда появляются качественно новые формы реагирования на приходящие к нему сигналы в виде положительных (улыбка) или отрицательных (выражение тревожности) реакции при восприятии им окружающих людей.

Но активное формирование у ребенка своего "Я" происходит приблизительно

с трех лет.

Кроме того, выделяются наиболее заметные периода в жизни человека, оставляющие свой отпечаток на формирование его личности:

ранний детский возраст;

детство;

отрочество;

юность;

зрелость;

старость

Критерии оценки личности:

оценка личности окружающими его людьми;

социальный статус;

уровень притязаний личности;

самоуважение личности.

Психологи выделяют различные типы личности, в зависимости от их ведущих, наиболее устойчивых свойств. Одни из них имеют в своей основе свойства темперамента, другие — те или иные поведенческие характеристики человека.

Так, К.Юнг предложил следующую типологию личности:

интроверты — личность ориентируется на субъективные факторы, собственные переживания, свой внутренний мир;

экстраверты — личность ориентируется на внешние обстоятельства, окружающие объекты.

Наши рекомендации