Теоретические основы психокоррекционной работы по преодолению нарушений личностного развития у детей с тяжелыми нарушениями речи
Психокоррекционная работа, направленная на развитие и совершенствование личностной сферы дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (И.Ю. Левченко, И.И. Мамайчук, У.В. Ульенкова), строится с учетом следующих методологических принципов.
Принцип единства коррекции и развития,который означает, что целенаправленная коррекционная работа осуществляется только на основе клинико-психолого-педагогического анализа внутренних и внешних условий развития ребенка, с учетом возрастных закономерностей развития и характера нарушений.
Принцип единства диагностики и коррекции развития.Цели и содержание коррекционной работы могут быть определены только на основе комплексного, системного, целостного, динамического изучения ребенка, его дифференциально-диагностического обследования. Осуществляя коррекционную работу, необходимо фиксировать происходящие изменения в состоянии ребенка, при этом сам процесс коррекции дает материал для более полной диагностики.
Принцип взаимосвязи коррекции и компенсации.Вся система коррекционной работы призвана компенсировать нарушения в развитии и направлена на реабилитацию и социальную адаптацию ребенка с проблемами. Коррекция и компенсация - это не рядоположенные понятия, а тесно увязанные процессы, которые обусловливают друг друга и не могут рассматриваться один без другого. Цель коррекционной работы непосредственно связана с результатом - компенсацией нарушения.
Принцип учета возрастных психологических и индивидуальных особенностей развития определяет индивидуальный подход к ребенку и построение коррекционной работы на базе основных закономерностей психического развития с учетом сензитивных периодов, понимания значения последовательных возрастных стадий для формирования личности ребенка.
Принцип комплексности методов психолого-педагогического воздействия позволяет оказать помощь ребенку и его родителям. Выбор комплекса из нескольких методов определяется в зависимости от целей, задач программы оказания ребенку помощи, возрастных и индивидуальных особенностей и организации условий их реализации.
Принцип личностно-ориентированного и деятельностного подхода в осуществлении коррекционной работы. Этот принцип основан на признании развития личности в деятельности, а также того, что активная деятельность самого ребенка в рамках ведущей для возраста деятельности является движущей силой его развития (П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, В. Н. Мясищев и др.).
Принцип оптимистического подхода в коррекционной работе с ребенком предполагает организацию «атмосферы успеха» для ребенка, веру в ее положительный результат, утверждение этого чувства в ребенке, поощрение его малейших достижений.
Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к коррекционной работе с ребенком. Ребенок развивается в целостной системе социальных отношений, субъектом которой он является (Л.С. Выготский, Л.А. Венгер и др.). Развитие ребенка происходит в системе отношений с близкими ему людьми, взрослыми. Особенности межличностных отношений, общения, форм совместной деятельности и способов ее осуществления составляют важнейший компонент развития, определяют его зону ближайшего развития. Успех коррекционной работы с ребенком, наряду с другими составляющими, зависит и от сотрудничества с родителями.
Психокоррекционная работа с ребенком может дать положительную динамику, если она, опираясь на основные принципы, реализуется во взаимосвязи психолога, педагога с ребенком и его родителями, при активной роли самого ребенка.
Основные подходы к организации и содержанию психокоррекционной работыс дошкольниками с ОНР по профилактике и преодолению нарушений личностного развития
Представленные подходы были определены на основании исследования особенностей личностного развития дошкольников с общим недоразвитием речи (И.Ю. Левченко, Г.Х. Юсупова, 2003).
Психологические проблемы ребенка, имеющего нарушения речи, наиболее ярко проявляют себя в процессе общения со сверстниками, поэтому основной формой психокоррекционной работы с такими детьми должны быть групповыеи подгрупповые занятия.
Основными задачамипсихокоррекционных занятий данного направления являются:
► отработка коммуникативных навыков, развитие навыков сотрудничества, взаимной эмпатии;
► снижение психоэмоционального напряжения, тревожности у детей;
► коррекция агрессивных проявлений и негативных черт характера, препятствующих общению;
► организация эмоционального поведения детей, т.е. создание положительного эмоционального настроя в группе;
► обучение способам регуляции эмоциональных состояний;
► обучение анализу внутреннего состояния (своего и других людей);
> работа над пластикой тела, развитие чувственного восприятия.
Независимо от содержания все занятия имеют единую структуру, которая определяет последовательность этапов.
Ориентировочный этап
Задачи:
сплочение группы;
раскрепощение участников;
установление доверительных отношений между детьми и психологом;
снятие негативного настроения.
Коррекционный этап
Задачи:
развитие навыков сотрудничества, взаимной эмпатии;
разрядка агрессивных импульсов;
коррекция страхов и негативных черт характера
(жадности, упрямства и т.д.);
развитие мимики, пантомимики;
развитие эмоциональной произвольности в коммуникативной сфере;
развитие психических процессов.
Релаксационный этап
Задачи:
снятие мышечных зажимов, развитие чувства собственного тела;
снижение психоэмоционального напряжения, тревожности;
развитие воображения, чувственного восприятия.
Заключительный этап
Задачи:
подведение итогов (получение обратной связи);
закрепление полученных навыков. (Примерные конспекты психокоррекционных занятий представлены в Прилож. 2.)
Психокоррекционные занятия проводятся не менее двух раз в неделю, продолжительность каждого занятия 30-35 мин.
Содержание и организационные формы занятий определяются этапом работы, конкретными задачами обучения, а также психологическим настроем группы.
Тематика и планы занятий не являются фиксированными и могут меняться, но при условии соблюдения последовательной взаимосвязи между теорией (содержание тем) и практикой (усвоение навыков). Эффективность усвоения навыков зависит от возможности их переноса в повседневную жизнь. Поэтому психокоррекционная работа по преодолению личностных нарушений должна осуществляться в тесной взаимосвязи психолога с логопедом, воспитателями, родителями детей.
Занятия проводятся в кабинете психолога, в физкультурном зале, в музыкальном зале и в групповой комнате (дети сидят в два ряда или полукругом на стульях). Во всех помещениях для занятий детям необходимо обеспечить свободное размещение и передвижение, и дать каждому ребенку возможность проявить себя, быть открытым, не бояться ошибок.
Основное оснащение занятий:
► иллюстративный материал;
► мягкие игрушки;
► магнитофон, аудиозаписи;
► музыкальные инструменты;
► костюмы, головные уборы для игр;
► тексты рассказов или историй для обсуждения;
► фломастеры, цветные карандаши, акварельные краски, кисточки, бумага и др.
В выборе психокоррекционных техник наиболее оправдан интегративный подход, включающий использование приемов разных направлений.