Методы исследования психологии профессионального образования
Задача исследования | Группа методов исследования | Конкретные методы исследования |
Описание особенностей профессионального образования и профессионального развития личности | Неэкспериментальные методы | Лонгитюдный метод, наблюдение, психобиографический метод, опросные методы, изучение продуктов деятельности и др. |
Измерение психологически значимых признаков учебно-профессиональной деятельности обучаемых | Психометрические методы | Тесты специальных способностей, тесты достижений, опросники интересов, диагностика обучаемости и др. |
Объяснение психологических особенностей, закономерностей и механизмов профессионального образования | Экспериментальные методы | Естественный, лабораторный, моделирующий эксперименты |
Формирование и отслеживание развития личности обучаемых | Генетические методы | Формирующий эксперимент, мониторинговые исследования |
Обработка методов исследования | Методы математической обработки | Дисперсионный, кор-эеляционный, фак-горный анализ |
Полученные в процессе лонгитюда результаты зависят от возраста, стажа работы, профессиональной принадлежности испытуемого и социально-экономических условий, в которых проводилось исследование. Наличие стольких факторов усложняет получение достоверных результатов. И, тем не менее, считается, что лонгитюдные исследования обеспечивают высокую предсказательную валидность, надежность результатов, основанную на однородности изучаемой выборки.
Сложность использования лонгитюдного метода обусловлена отбором испытуемых. Здесь возникает проблема обеспечения репрезентативности выборки. Трудности связаны также с определением размера выборки. В известных зарубежных лонгитюдах выборка распределялась в интервале 200—2000 испытуемых.
Следующая проблема — определение оптимальных интервалов между измерениями. Как правило, обследования проводятся через год, хотя возможны и более длительные периоды. При исследовании профессионального становления личности в качестве интервала обследования можно было бы избрать стадии и фазы профессионального развития.
Одной из проблем лонгитюдного исследования является выбор его длительности. Лонгитюд может длиться от пяти до пятидесяти лет. Классическим считается Калифорнийский лонгитюд, проводимый с 1928 г. по сей день.
Недостатки лонгитюдного метода связаны именно со значительной длительностью исследованиям Личностные и профессиональные изменения могут стать следствием случайных или драматических событии. С годами сокращается число испытуемых, меняется состав исследователей, расширяется спектр исследуемых параметров, да и сами методики претер-н певают изменения. Одним из факторов, ограничивающих применение лонгитюда, является его высокая стоимость.
Преодоление недостатков лонгитюдного метода возможно за счет применения других методов, в частности психобиографии.
Психобиография — метод психологического изучения жизненного пути конкретных лиц. Первоначально психобиография использовалась для анализа карьеры политических деятелей, в дальнейшем она стала применяться для изучения становления деятелей науки и культуры, а также для исследования индивидуальных профессиональных биографий людей. Использование психобиографии в психологии профессионального образования позволяет получить ценную информацию о зарождении профессиональных намерений, факторах выбора профессии, трудностях профессионального образования, траектории карьеры, кризисах профессионального становления личности и др.
Наблюдение — метод сбора информации путем прямой и непосредственной регистрации психических явлений на основе их преднамеренного и систематического восприятия. Наблюдение проводится, как правило, по жесткой программе (формализованное наблюдение), в отдельных случаях по плану (свободное наблюдение).
Свободное наблюдение применяют на начальных этапах исследования. Оно позволяет скорректировать постановку вопросов, глубже вникнуть в суть изучаемой проблемы.
Формализованное наблюдение ведется по стандартизированной программе; наблюдаемые события разбиты на отдельные элементы, которые фиксируются в протоколе. Отмечается частота их проявления, психическая напряженность, поведенческие реакции людей и т. д.
Особенностью наблюдения как метода исследования является то, что сбор информации осуществляется при помощи разных органов чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания.
В зависимости от степени участия исследователя в наблюдаемом процессе различают включенное наблюдение, когда исследователь входит в состав группы и выполняет все виды деятельности этой группы, и стороннее наблюдение, когда исследователь рассматривает ситуацию непосредственно или находится за пределами наблюдаемого действия, когда анализируются психические явления, снятые кино- или видеокамерой.
Наблюдение как метод психологии профессионального образования применяется при оценке организации учебного места и учебно-производственной ситуации в целом, при анализе коммуникации обучаемого, его поведения, профессиональной обучаемости и роста квалификации. Наблюдение целесообразно использовать при разработке психограмм профессий, исследовании особенностей профессионального обучения на рабочем месте.
Негативные моменты наблюдения заключаются в недостаточной репрезентативности полученных данных из-за большого количества сопутствующих явлений и высокой вероятности субъективной интерпретации наблюдаемых событий. При наблюдении приходится информировать обучаемых о задачах исследования, что вносит изменения в их учебно-профессиональное поведение и деятельность.
Анализ продуктов деятельности заключается в психологическом изучении результатов учебно-профессионального труда обучаемых: графических документов (чертежей, схем, проектов), различных поделок, технических устройств, производственных изделий и т. п. По качеству продуктов деятельности можно сделать заключение об уровне профессиональной обученности, развития профессионально важных качеств обучаемого: аккуратности, ответственности, точности и др. Анализ количества и качества изделий, изготовленных в течение определенного учебного времени, позволяет определить уровень сенсо-моторной обучаемости, время наступления утомления и сделать выводы о наилучшем режиме учебного труда.