Стратегии изучения организации личности по А.Асмолову

Структура личности и индивидуальные свойства личности.

Различные подходы к изучению структуры личности в отечественной психологии.

Понятие структуры личности является одной из сложных методологических задач психологии личности. В словарях русского языка слово «структура» обозначено как строение. Разработка понятия структуры личности и системных способов познания в середине 20 века стало общим явлением в психологии. Однако, единства применения этого понятия в применении его к личности в настоящее время нет.

Структура личности имеет своим генетическим источником длительные и разнообразные метаморфозы психических феноменов, особенно их интеграцию. В этом смысле структура личности – продукт индивидуально-психического развития, которая выступает в трех планах: 1) онтогенетической эволюции психофизиологических функций; 2) становления деятельности; 3) истории развития человека как субъекта труда, познания и общения.

Учение о структуре личности в отечественной психологии берет своё начало в теоретических разработках Сергея Леонидовича Рубинштейна (1889-1960). Он отмечал, что в психическом облике личности выделяются различные сферы, характеризующие различные его стороны, но при всем своем многообразии, различии и противоречивости основные свойства личности, взаимодействуют друг с другом в конкретной деятельности человека и взаимопроникают друг в друга, и смыкаются в реальном единстве личности. Поэтому неправильна как та точка зрения, для которой единство личности выражается в аморфной целостности (гештальтпсихология), так и другая, которая видит в личности лишь отдельные черты и утрачивает внутренне единство психического образа личности.

В отечественной психологии первым стал рассматривать структуру личности В.Н.Мясищев. Он рассматривал структуру личности как одну из её сторон и выделял три аспекта в личности:

1. направленность;

2. уровень развития и динамика;

3. структурный аспект личности.

Структурная характеристика – по Мясищеву – освещает человека со стороны его целостности или расщепленности, последовательности или противоречивости, устойчивости или изменчивости, глубины или поверхности, преобладание или относительной недостаточности тех или иных функций. Нужно отметить, что в структуру Мясищева включается только характеристика функционального развития человека.

Далее А.Г.Ковалев работал над проблемой структуры личности и указывал, что в процессе деятельности свойства личности определенным образом складываются друг с другом и образуют сложные структуры:

1. темперамент (система природных свойств),

2. направленность (система потребностей, идеалов, интересов),

3. способности (совокупность интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств);

4. характер (система отношений и способов поведения).

Б.Г. Ананьев наиболее удачное понимание структуры видел в «переходе от психических процессов (1) к психическим состояниям (2) и от них к психическим свойствам (3)». Это понимание структуры он дополнял еще психическими функциями (4) (сенсорные, мнимические и др.) и общей элементарной мотивацией поведения (4) (потребности и установки). Он представлял это структурный ряд в виде пяти иерархично связанных подструктур.

Рис. Схема структуры личности Б.Г.Ананьева

Общая элементарная мотивация

Психические функции

Психические свойства

Психические состояния

Психические процессы

В.С.Мерлин попытался уточнить понимание структуры личности. Он исходил из двух подструктур или «групп индивидуальных особенностей».

1 подструктура - свойства индивида – это:

1 – темперамент;

2 – индивидуальные качественные особенности психических процессов.

2 подструктура – свойства индивидуальности:

1 – мотивы и отношения

2 – характер

3 – способности.

С точки зрения В.Мерлин связь этих подструктур и определяет как социально-типическое, так и индивидуально-личностное.

К.Платонов выдвигает концепцию динамической функциональной структуры личности.Она рассматривает личность как динамическую систему, развивающуюся во времени, изменяющую состав входящих в неё компонентов и связей между ними при сохранении функции.

В концепции динамической структуры личности выделяется 4 подструктуры личности:

1 подструктура – содержательные черты личности – направленность и отношения личности, проявляющиеся как её моральные качества. Элементы личности, входящие в эту подструктуру входят элементы (черты) личности, не имеющие врожденных задатков, а отражают индивидуально преломленное групповое общественное сознание. Она формируется путем воспитания. Это социально обусловленная подструктура, которая может быть названа направленностью личности, которая включает в себя такие формы, как влечения, желания интересы, склонности, идеалы, мировоззрения, убеждения. В этих формах направленности проявляют и отношения, и моральные качества личности, и различные формы потребностей. Пример свойств этой подструктуры – убежденность и заинтересованность.

2 – подструктура опыта – объединяет знания, навыки, умения и привычки, приобретенные в личном опыте путем обучения, но уже с заметным влиянием биологических, и даже генетически обусловленных свойств личности. Пример: начитанность и умелость. Нужно отметить, что элементы, входящие в эту подструктуру можно отнести сами по себе к свойствам личности. Так, например, только начинающий формироваться навык, как и всякое однократное действие – это ещё не свойство личности, а только кратковременный психический акт. Но их типичные для данного индивида проявления, также как и закрепленные знания, навык (не только умственный или волевой, но и моторный и сенсорный) и тем более умение и привычка – уже бесспорно свойство личности. Здесь заключается диалектика перехода количества в качество: кратковременный процесс – состояние – свойства. Формируется это подструктура посредством обучения.

3 – индивидуальные особенности отдельных психических процессов психических процессов – памяти, ощущения, восприятия, мышления, воли. Пример: решительность, сообразительность. Формируется эта подструктура посредством упражнения.

4 – биопсихическая подструктура – объединяет свойства темперамента или по Б.М.Теплову – типологические свойства личности. Пример: истощаемость и возбудимость. Свойства личности, входящие в эту подструктуру, больше зависят от физиологических особенностей мозга, а социальные влияния их только субординируют и компенсируют. Корректируются черты, входящие в эту подструктуру путем тренировки, если эта корректировка вообще возможна.

Часть свойств личности относится только к одной подструктуре, другие и их больше, находятся на пересечении подструктур и являются результатом их взаимосвязей. Музыкальность – взаимосвязь 2,3,4 подструктур, морально-воспитанная воля – 1 и 3.

Рассматривая концепции и подходы различных авторов к проблеме структуры личности, Ананьев выделяет 4 основные стороны личности, которые в той или иной форме представлены в различных классификациях:

1. биологически обусловленные особенности;

2. особенности отдельных психических процессов;

3. уровень подготовленности или опыт личности;

4. социально-обусловленные качества личности.

Ананьев указывает, что структура личности строится на двух принципах:

1) субординационному или иерархическом - суть которого заключается в том, что более сложные и более общие социальные свойства личности подчиняют себе более элементарные и частные социальные и психофизиологические свойства;

2) координационному, который заключается в том, что взаимодействие осуществляется на паритетных началах, допускающих относительную автономию каждого из них.

Итак, начиная с Рубинштейна психологи различных школ пытаются своё понимание структуры и личности и единого однозначного представления в настоящее время в психологии не существует. Но вместе с тем, понятие структуры в психологии личности происходит из объективно существующего взаимодействия реально существующего психического феномена, взятого за целое (в частности, личности), а также реально существующих его подструктур, элементов и их всесторонних связей.

Существуют 2 методологические предпосылки, затрудняющие эвристическую постановку проблемы личности в современной психологии.

Первая предпосылка заключается в отождествлении структуры личности со структурой того или иного физического объекта, например с анатомической структурой организма. Это ведет на путь атомарного анализа психики, в ходе которого предмет изучения разлагается на элементы, утрачивающие свойства, присущие этому предмету как целому. Яркими примерами этому являются концепции, в которых структура механически собирается из набора различных факторов (черт личности) или блоков темперамента, мотивации, прошлого опыта, характера.

Вторая предпосылка заключается в убеждении, что в каком, что в каком-либо одном динамическом образовании личности, будь то влечение, установка, отношение, потребность, мотив, сконцентрированы все свойства личности. Тем самым неявно признается, что, характеризуя эти образования, дают характеристику личности.

Стратегии изучения организации личности по А.Асмолову.

Кроме существования различных концепций структуры личности, представленных выше, можно выделить различные стратегии изучения организации личности (Асмолов).

1. Конституционально-антропометрическая стратегия изучения строения личности.

Объектом в этом подходе выступают различные предрасположенности к реагированию, чаще всего отождествляемые с темпераментом. Проводят исследование темперамента с помощью опросников и пытаются выявить наиболее типичные способы реагирования человека в разных ситуациях. Другой ряд переменных получают с помощью антропометрических измерений телосложения организма или других объективных проявлений организма (например, нейродинамических особенностей протекания нервных процессов). Затем пытаются провести корреляция и выявить зависимость между объективными и субъективными факторами, например об обусловленности характера личности строением тела человека. Конституционная стратегия в исследованиях Э.Кремера, У.Шелдона, К.Конрада.

2. Факторная стратегия изучения черт личности.

Объектом анализа являются черты личности, зафиксированные в языке, по выбору которых судят о структуре личности. Диагностирую структуру личности с помощью процедур, предлагаемых в этих концепциях, исследователь получает представление о так называемых модальных формах личности, т.е. о «созвездии черт», характерном для той или иной популяции в определенной культуре. Представители факторной стратегии чаще пытаются выявить доминирующие параметры, тенденции организации личности, типичные склонности к определенным поступкам.

Например, Айзенк полагает, что личность развивается за счет взаимодействия четырех сфер: познавательной (умственные способности), волевой (характер), эмоциональной (темперамент), соматической (конституция).

3. «Блочная» стратегия изучения структуры личности (К.Платонов).

Блочная стратегия располагает разные блоки по вертикали «биологическое – социальное», т.е. берет меру выраженности биологического и социального в качестве критерия выделения подструктур личности.

На нижнем этаже – темперамент, половозрастные особенности организма – определяются биологическими факторами, социального практически нет.

Далее надстраивается блок – психические процессы (индивидуальные особенности восприятия, мышления) – здесь больше социального.

Ещё выше – блок прошлого опыта, включающий память, навыки, знания, приобретенные в ходе обучений – здесь ещё больше социального, чем в ниже расположенных структурах.

Самый верхний этаж – блок направленности личности – это отношение личности к миру, её моральные черты, сформированные в процессе воспитания.

Критика А.Петровского этой стратегии состоит в том, что она рассматривают личность как вместилище черт.

4. Мотивационно-динамическая стратегия изучения структуры личности.

Под мотивацией понимают побуждения, вызывающие активность организма и определяющие его направленность. По своим проявлениям и функциям мотивирующие факторы могут быть разделены на три класса.

А - для анализа того, почему организм приходит в состояние активности, исследуются проявления потребностей, влечений, инстинктов.

В – для анализа того, на что направлена активность организма, исследуются проявления мотивов как причин, определяющих выбор направленности поведения.

С – при анализе регуляции динамики поведения, исследуются проявления эмоций, субъективных переживаний (стремлений, желаний) и установок в поведении личности.

Данная стратегия в любых проявлениях личности видит иерархически организованные уровни потребностей или мотивов. Индивидные свойства (имеющие преимущественно наследственную природу) в иерархии уровней организации личности занимают положение нижнего базового уровня, на котором надстраиваются потребности, имеющие социальное происхождение.

Для мотивационно-динамической стратегии характерна такая методологическая предпосылка – в каком-либо одном динамическом образовании личности, будь то влечение, установка, отношение, потребность сконцентрированы свойства личности как целого. Через характеристику этих образований дается характеристика самой личности. Преимущества данного подхода состоит в том, что он рассматривает и учитывает такую характеристику структуры личности как её динамичность, что дает рассматривать её как динамически развивающуюся систему. На настоящее время данная стратегия исследования особенностей организации личности является одной из ведущих.

5. Поведенческо-интеракционистская стратегия изучения личности.

В качестве элементов организации личности рассматриваются те или иные компоненты взаимодействия между организмом и средой, личностью и обществом. Так в бихевиоризме в качестве основных характеристик организации личности предлагаются реакции и навыки; в интеракционистских подходах – роли, социальные установки, поступки. Проблеме индивидных свойств человека в этой стратегии практически не уделяется внимание.

Теперь остановимся на характеристике тех составляющих структуры личности, которые представлены в различных трактовках её структуры и потому могут быть рассмотрены в качестве основных элементов структуры личности.

Темперамент.

Наши рекомендации