YI.2.4. Развитие эмоционально-волевой сферы личности
На уроках физической культуры очень важно учитывать особенности эмоциональных состояний младших школьников. От этих психических функций во многом зависит успех в. усвоении двигательных навыков, предусмотренных программой по-физическому воспитанию для начальных классов. Учащиеся начальной школы, как правило, положительно относятся к урокам физической культуры, так как они удовлетворяют достаточно ярко-выраженные в этом возрасте потребности в движении и в игровой*: деятельности. Младшие школьники с готовностью и интересом выполняют все задания учителя, бывают обычно внимательны,., исполнительны, дисциплинированны. Однако они характеризуются; повышенной эмоциональностью, которая объясняется преобладанием возбуждения над торможением.
Иногда излишняя, интенсивная двигательная деятельность на-. уроке физической культуры приводит к перевозбуждению детей„. что отрицательно влияет на дисциплину. Весьма важно создавать-общий положительный эмоциональный фон на уроке. Он должен быть тщательно продуман и организован так, чтобы приносить ребятам радость, не перевозбуждать их, но и не быть слишком спокойным. Для устранения излишней эмоциональной возбудимости большое значение имеет поведение самого учителя: ровный, негромкий голос, спокойное, без тени раздражения обращение-к ученикам.
из
Младшие школьники иногда бывают очень обидчивы, вспыльчивы. Поэтому следует избегать слишком резких отрицательных! оценок, обидных сравнений при неудачном выполнении упражне-] ния, особенно на занятиях с 6-летними детьми, так как они еще! не понимают критериев оценок и воспринимают их как оценку| личности. Отрицательные оценки вызывают у них состояние тре-г вожности, неуверенности, что еще больше затрудняет усвоение
упражнений.
В младшем школьном возрасте у детей происходит дальней-' шее развитие волевых процессов и в о л ев ых кач еств,; Учеба в школе способствует развитию настойчивости, дисциплинированности, выдержки, решительности и т. д. Однако нередко большая подвижность и эмоциональность детей отрицательно влияют на воспитание волевых качеств. Плохо воспитанная воля проявляется по-разному. Некоторые ребята не могут преодолеть различных соблазнов, они стараются подольше задержать мяч iL поиграть им вместо того, чтобы передать другому; без очереди] прыгнуть или пройти по бревну и т. д. У других быстро меняется] отношение к уроку под влиянием эмоций. Например, ученик хо-1 рошо выполнил упражнение, рад похвале учителя, с удовольстви- ] ■ем подчиняется всем правилам, весел, покладист; но вот во время] построения поспорил с соседом из-за места, получил от учителя I строгое замечание за нарушение дисциплины и отношение к уро-1 ку тут же меняется: возникает недовольство, стремление что-то ■сделать вопреки требованиям. Недостатки воли могут проявляться в слабо развитой настойчивости. Обычно такие дети на уроках ' -физической культуры с готовностью начинают выполнять то илот иное упражнение, но, встретив трудность, сразу прекращают его! аде доведя до конца. К недостаткам воли относится также большая внушаемость и слепое подражание примеру. Иногда младший школьник может нарушать дисциплину, подражая своему не (в меру активному товарищу. Дети этого возраста в условиях по-1 вышенной двигательной активности часто не умеют вовремя отнести к себе замечание, обращенное ко всему классу. Они слышат ■его, но не подчиняются, пока не услышат обращение к себе лично.
В I—IV классах вопросам волевого воспитания с помощью физических упражнений следует придавать особенно серьезное значение, так как дети 6—10 лет восприимчивы к педагогическим воздействиям, стимулирующим преодоление трудностей. Для воспитания воли необходимо, чтобы на каждом уроке учащиеся получали упражнения достаточно трудные, требующие применения сознательных волевых усилий, но вместе с тем доступные. Систематическое увеличение трудностей приучает к волевым напряжениям, вырабатывает настойчивость, выдержку, самообладание. Требование выполнить непосильные упражнения, наоборот, отрицательно влияет на развитие волевых качеств, может способствовать развитию неуверенности, нерешительности, трусости.
Учащиеся начальных классов характеризуются возрастающей потребностью в познании самих себя, потребностью иметь более достоверное представление о самих себе, которое тесно связано
с отношением к себе, т. е. с самооценкой. У младших школьников она находится в стадии формирования. Поэтому среди них можно встретить детей и с адекватной устойчивой самоооценкой (их меньшинство), и с завышенной устойчивой (часто наблюдается у 6-летних детей), и с неустойчивой в сторону неадекватного завышения или занижения (таких большинство) самооценкой. Систематическое преодоление трудностей в процессе занятий физической культурой должно быть направлено не только на воспитание воли, но и на познание детьми своих возможностей, своих положительных и отрицательных качеств, на формирование устойчивой адекватной самооценки.