Проблема страха , в современной психолого-педагогической литературе

Введение

Изучение психологических особенностей страха в младшем школьном возрасте и его специфических проявлений, причин и факторов его обусловливающих, приобретает все большее значение в современном мире. Для благоприятного психического развития уже в раннем возрасте формируется базовое доверия к миру: ребенок чувствует, что ему ни что не угрожает, что он является значимым и ценным для окружающих людей. База доверия формируется уже во внутриутробном возрасте, при этом очень важно, чтобы ребенок был желанным не зависимо от времени его появления («Запланированный - незапланированный»), независимо от пола. Полное принятие ребенка является важным условием для становления у него положительной самооценки и ровных, уверенных, доброжелательных отношений с окружающими. К сожалению, эти принципы не всегда выполняются. В дальнейшем такой ребенок с большим трудом адаптируется в группе сверстников и часто занимает положение изгоя. В настоящее время изучению проблемы тревожности посвящено большое количество работ отечественных и зарубежных психологов (Астапов В.М., Габдреева Г.Ш., Лазарус Р., Мартенс Р., Прихожан А.М., Спилдбергер Ч.Д., Ханин Ю.Л., Фрейд 3., и др.). Моя тема актуальна, потому что в данное время все больше детей младшего школьного возраста, испытывают страх из-за неблагополучия вокруг их. Поэтому не удивительно, что этой проблеме посвящено очень большое количество исследований, причем не только в психологии и психиатрии, но и биохимии, физиологии, философии, социологии. По некоторым источникам, количество публикаций по данной проблеме с каждым годом становится всё больше.

Глава 1

Проблема страха , в современной психолого-педагогической литературе.

В XX веке многие учёные обратили внимание на такую особенность ,что с развитием цивилизации ,в большом потоке информации ,упавшая лавина на человека , повысился рост страхов у людей. В современной психологии рассматривают страх ,как социальное явление. [1]

Российский психолог А. И. Захаров считает, что страх -- это одна из фундаментальных эмоций человека, возникающая в ответ на действие угрожающего стимула.[2]

По мнению Захарова А.И. страх может возникнуть на каждом этапе развития человека . Российский психолог Захаров отмечает , что страх развивается уже с самого рождения : от 1 до 3 лет проявления таких страхов как ночные страхи , В 3-5 лет для детей характерно страх одиночества , темноты и замкнутого пространства. От 5-7 лет ведущим становится страх смерти . дети больше всего боятся «быть не тем, о ком хорошо говорят, кого уважают, ценят и понимают» Каждому ребенку присущи определенные страхи. Однако, если их очень много, то можно говорить о проявлениях тревожности в характере ребенка. Объективный подход к рассмотрению эмоции страха требует указать на то, что, несмотря на свою отрицательную окраску, страх выполняет разнообразные функции в жизни человека. На всем протяжении человеческой истории страх сопровождал людей, выражаясь в боязни темноты, огня, природных явлений. Страх мобилизовал научный и творческий потенциал людей на борьбу со стихией. Страх играл и играет защитную роль, позволяя избежать встречи с опасностью. Страх также выступает своеобразным средством познания реалий окружающего мира, приводя к более критическому и избирательному отношению к явлениям жизни. Поэтому, по мнению А.И. Захарова, страх можно рассматривать как естественное сопровождение человеческого развития.

В самом общем виде страх условно классифици-руют на ситуационный (возникающий в необычных ситуациях) и личностно обусловленный (предопределяемый характером человека тревожной мнительностью). Страх бывает реальный и воображаемый, острый и хронический. Принято выделять также возрастные страхи, появление которых чаще всего совпадает с опреде-ленными изменениями в жизни ребенка, другими словами, возрастные страхи являются отражением личностного развития ребенка. Страхи условно можно разделить на ситуационные и личностно обусловленные. Ситуационный страх возникает в необычной, крайне опасной или шо-кирующей ребенка обстановке. Личностно обусловленный страх предо-пределен характером человека, например его склонностью к переживанию тревоги, и может появляться в новой обстановке или при контактах с незнакомыми людьми. И в страхе, и в тревоге есть общий эмоциональный компонент в виде чувства волнения и беспокойства, т. е. в них отражается восприятие угрозы или отсутствие чувства безопасности. Возрастную периодизацию формирования чувств и появления страхов у детей описывает Т.А. Данилиной [18 ].

Фобия (от греческого страх) -- сильная и не имеющая под собой реальной основы боязнь чего-либо -- открытого пространства (например, страх перед площадями, парками или большими магазинами), тесно замкнутого пространства, высоты, безобидных животных (при зоофобии) или какого-либо объекта (обычно живого), который у других людей чрезмерного страха не вызывает [7].

Фобии возникают вследствие психического заболевания, неврозов, жизненных потрясений, физического или умственного переутомления, после травмирующих стрессовых воздействий. Чаще встречаются у людей со слабой волей, склонных к навязчивым эмоциональным состояниям, мыслям, воспоминаниям. Некоторые фобии встречаются у психически здоровых людей, например страх перед темнотой, боязнь воды, высоты, появления некоторых животных и т. д., хотя они могут не содержать реальной угрозы [7].

Первичное формирование состояний с навязчивым страхом происходит в условиях внезапного переживания человеком отрицательной эмоциональной реакции (испуг, тревога, крайняя озадаченность и т. д.).

Американский психиатр Гарри Стэк Салливан считал, что в психике любого человека можно разобраться, лишь распутав клубок взаимоотношений, в которых он находится с другими людьми и в которых отчетливо проявляется его индивидуальность. Именно такие отношения возникают между матерью и ребенком. Салливан называл их эмпатией. Если ребенок растет боязливым, значит, что-то неладно в его отношениях с матерью. Дело не только в недостатке внимания и любви. Если мать боязлива, ребенок тоже становится пугливым. Это встречается настолько часто, что возникла гипотеза: боязливость передается по наследству. Но все же многие психотерапевты уверены, что это результат воспитания в младенческом и раннем возрасте [26 ].

Отечественные психологи Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец и др. и американские учёные Альфред Адлер, Гарри Стэк Салливан и др. утверждают, что в ранние годы особое значение имеет удовлетворение витальных, т.е. жизненных потребностей, таких как еда, питье, сон, собственная безопасность. Когда эти потребности удовлетворяются в полной мере, возникают социальные потребности: общение с взрослым, его ласка, любовь, привнесение информации об окружающем мире - все то, что способствует развитию человека как личности.

Выдающийся немецкий психиатр барон Виктор Эмиль фон Гебзаттель писал: «Несомненно, стоит стремиться к жизни без страха, но вовсе не очевидно, что стоит стремиться к такой жизни, из которой была бы изгнана тревога... Возбуждение тревоги и связанное с этим развитие способности к сочувствию, взаимопониманию может стать жизненной задачей для человека...» [50].

Иначе обстоит дело у детей с эмоциональным неблагополучием. Их страх, как правило, не связан с какими-то предметами или ситуациями и проявляется в форме тревоги, беспричинного, беспредметного страха. Если пугливый ребенок попадает в трудную ситуацию, он начинает вести себя непредсказуемым " образом. В этом случае самые незначительные предметы и ситуации фиксируются ребенком, и именно их впоследствии он начинает бояться. Чем сильнее эмоциональное неблагополучие ребенка, тем больше возможность возникновения ситуаций, вызывающих трудности взаимодействия ребенка с внешним миром. Ребенок становится малоконтактен, тревожен, испытывает разнообразные стойкие страхи; у него неадекватная самооценка. Другие дети, наоборот, начинают проявлять агрессивное поведение, однако сила и форма их действий могут быть совершенно неадекватной реакцией на ситуацию [53]. Страх -- психическое состояние, возникающее на основе инстинкта самосохранения как реакция на действительную или воображаемую опасность. Страх имеет много причин как субъективного (мотивация, эмоционально-волевая устойчивость и др.), так и объективного порядка (особенности ситуации, сложность задач, помехи и т. д.). С. проявляется как у отдельных лиц, так и у групп, больших масс. Степень, формы его проявления разнообразны, но это -- область прежде всего индивидуальной психологии. Но большинство ученых считает, что в дошкольном и младшем школьном возрасте одна из основных причин детских страхов кроется в нарушении детско-родительских отношений [53].

Наши рекомендации