Психологическая служба таможенных органов

В системе таможенных органов психологическая служба была создана в 1995 г. Правовую основу деятельности психологической службы таможенных органов составляют: Конституция РФ, Кодекс Таможенного Союза, а также ряд федеральных законов: от 27 июля 2004 г. N 79 "О государственной гражданской службе РФ", от 21 июля 1997 г. N 114 "О службе в таможенных органах Российской Федерации" и др. В настоящее время вопросы организации и обеспечения деятельности психологов в таможенных органах решаются в соответствии с нормативными актами ФТС России (ГТК РФ), например Приказом ГТК России от 14 декабря 2000 г. N 1164 "Об утверждении нормативных документов психологической службы таможенных органов РФ", Приказом ГТК России от 14 декабря 2000 г. N 1166 "Об утверждении Положения о психологической информации", Приказом ФТС России от 18 января 2008 г. N 27 "Об утверждении Положения о консультативно-методическом совете по вопросам психологической работы и совершенствования деятельности психологической службы таможенных органов Российской Федерации" и др.

Вопросам организации деятельности практического психолога в таможенных органах посвящены различные методические рекомендации и указания, например Методические рекомендации от 26 декабря 2005 г. N 10-92/46088 по проведению профессионально-психологического отбора, Методические рекомендации ФТС России от 12 ноября 2008 г. N 10-113/47233 "Определение факторов "группы риска" при проведении профессионально-психологического отбора кандидатов, поступающих на службу в таможенные органы", Методические указания от 1 августа 2005 г. N 1092/26065 "Психологическое обследование руководителей и кандидатов на руководящие должности в таможенных органах" и др.

Психологическая служба таможенных органов предназначена для повышения эффективности деятельности таможенных органов на основе современных представлений психологической науки о закономерностях функционирования психики человека и социально-психологических процессов в коллективах.

Перед психологической службой в таможенных органах стоят следующие задачи: психологическое обеспечение кадровой политики и работы в таможенных органах; психологическое сопровождение профессиональной деятельности, психологическая подготовка, оказание психологической помощи должностных лиц и работников таможенных органов; психологическая работа по оптимизации социально-психологических процессов в коллективах.

В соответствии с этими задачами психологическая служба осуществляет два направления деятельности, психологическое обеспечение работы с должностными лицами и работниками таможенных органов, кандидатами на службу и психологическое обеспечение служебных задач.[5]

Закон г. Москвы "О психологической помощи населению в городе Москве"

Субъекты Российской Федерации вправе принимать в соответствии со своим ведением, закрепленным в Конституции РФ собственные законы не противоречащие Федеральному законодательству. Так, в г. Москве был принят Закон "О психологической помощи населению в городе Москве", который регулирует отношения в сфере оказания психологической помощи населению в городе Москве. Целью настоящего Закона является обеспечение доступности и качества психологической помощи населению в городе Москве. Данный закон направлен на решение следующих задач:

· последовательное повышение уровня психологического благополучия и здоровья населения, качества жизни в городе Москве;

· формирование многоуровневой системы оказания психологической помощи населению в городе Москве;

· обеспечение взаимодействия органов государственной власти города Москвы и лиц, оказывающих психологическую помощь, для решения психологических проблем получателей психологической помощи;

· организация и осуществление контроля за соблюдением стандарта оказания психологической помощи населению в городе Москве.

Так же данный закон закрепляет виды психологической помощи, оказываемой в г. Москве, формы оказания психологической помощи населению , права получателя психологической помощи, оказание экстренной психологической помощи при чрезвычайных ситуациях, стандарт оказания психологической помощи населению, реестр лиц, оказывающих психологическую помощь населению в городе Москве требования к лицам, оказывающим психологическую помощь, включенным в Реестр, поддержку деятельности лиц, оказывающих психологическую помощь, включенных в Реестр социальные гарантии специалистам-психологам государственных учреждений финансовое обеспечение деятельности по оказанию психологической помощи.

[1] Ст.1 Федерального закона от 04.06.2011 N 126-ФЗ "О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан" "Российская газета", N 120, 06.06.2011,

[2] Смушкин А.Б. "Комментарий к Федеральному закону от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации. КонсультантПлюс, 2011.

[3] Рождествина А.А Комментарий к Закону РФ от 2 июля 1992 г. N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" КонсультантПлюс, 2006

[4] Дашко М.Н., Арчибасова Л.А., Зубцова Е.Н., Бережкова Н.Ф. Статья: Административно-правовое регулирование оказания психологической помощи гражданам "Административное право и процесс", 2011, N 8

[5] Савосина Н.Г. Организационно-правовые основы работы психолога в таможенных органах // Таможенное дело. 2010. N 2. С. 13 - 16

Наши рекомендации