Психолого-педагогический эксперимент. Схема его организации и проведения

Особая роль в педагогической психологии отводится эксперименту, по­скольку в нем проверяются гипотезы научного характера, Позволяющие получать достоверные психолого-педагогические знания, а также отрабатываются приемы и методы, с помощью которых на ребенка оказываются различные психолого-педагогические воздействия. От правильной организации и проведения психолого-педагогического эксперимента зависят судьба и эффективность тех рекомендаций, которые кладутся в основу системы обучения и воспитания детей. Для того чтобы психолого-педагогический эксперимент давал достоверные знания, необходимо, чтобы он отвечал ряду требований. Во-первых, должна быть заранее продумана логика организации эксперимента, рассчитанная на то, чтобы не совершить ошиб­ки в выводах. Рассмотрим в этой связи некоторые типичные схем организации и проведения психолого-педагогических эксперимента.

Схема 1: с двумя исследуемыми группами испытуемых, экспериментальной и контрольной. Экспериментальной в этом случае называют группу испытуемых, детей или взрослых, над которым осуществляется психолого-педагогический экс­перимент и к которой непосредственно применяются те воздействия, эффектив­ность которых проверяется в данном эксперименте. Если, например, в исследова­нии изучается какая-либо новая учебная программа, новые методы или средства обучения и воспитания, то та группа детей, которая выступает в качестве участни­ков экспериментального обучения и воспитания, будет называться эксперимен­тальной группой. Контрольной же группой будет называться та, к участникам ко-

тором данная программа, методы или средства непосредственно не применяются, но результаты развития которой сопоставляются с данным в выбранной экспери­ментальной группы и используются как сравнительные для оценки эффекта от применения новых программ, методов и средств обучения. В этом случае до нача­ла психолого-педагогического эксперимента и после его завершения производится параллельная оценка — тестирование как экспериментальной, так и контрольной группы по одним и тем же показателям, с помощью одинаковых методов оценива­ния. Затем с помощью соответствующих математико-статических методов между собой сравниваются те изменения, которые за время проведения эксперимента произошли с экспериментальной и контрольной группах, и если они окажутся ста­тистически достоверными, то делается вывод о том, что экспериментальное обуче­ние (или воспитание) прошло успешно.

При практической организации и проведении эксперимента описанной схеме важно добиться того, чтобы экспериментальная и контрольная группы были с са­мого начала примерно одинакова по составу, уровню развития и ряду других имеющих отношение к делу признаков, от которых могут зависеть результаты проводимого эксперимента. Кроме того, во время проведения эксперимента обе участвующие в нем группы — экспериментальная и контрольная — должны нахо­диться в примерно одинаковых условиях. Желательно также по возможности ис­ключить действие на экспериментальную и контрольную группы во время прове­дения эксперимента каких-либо важных для его результата неконтролируемых факторов, способных существенно повлиять на его итоги. Если, к примеру, в про­водимом психолого-педагогическом эксперименте изучается эффективность при­менения каких-либо методов обучения, то время исследования в контрольной и экспериментальной группах должны применяться другие, конкурирующие методы обучения, тем более — различные, поскольку конечный учебный результат может зависеть от совокупности и сочетания всех используемых методов обучения, а не только сугубо экспериментальных, проверяемых в данном случае.

Схема 2: с одной группой испытуемых, которая одновременно выступает как экспериментальная, так и контрольная. Эта схема на практике обычно приме­няется тогда, когда для каждой экспериментальной группы (в одном исследовании их может быть несколько) невозможно подобрать полностью равноценную ей кон­трольную группу, т.е. тогда, когда у исследователя нет достаточной уверенности в том, что экспериментальная и контрольная группы были одинаковыми и во время проведения исследования находились в одних и тех же условиях. К этому же спо­собу организации и проведения эксперимента обычно обращаются тогда, когда практически невозможно учесть и принять во внимание все без исключения суще­ственные факторы, от которых может зависеть результат исследования, получен­ный в экспериментальной и контрольной группах.

Построение психолого-педагогического эксперимента в соответствии с дан­ной схемой предполагает предварительное выявление и оценку тех факторов, ко­торые в группе испытуемых могут измениться во время проведения эксперимента и повлиять на его результат. Обязательными требованиями, предъявляемыми к эксперименту, организуемому и проводимому по данной схеме, являются следую­щие: тщательный контроль, предварительный теоретический анализ изучаемого явления с выявлением его причин; контроль в ходе эксперимента всех факторов, способных повлиять на его результаты и исказить их; валидность и достаточная надежность применяемых психодиагностических методов. При несоблюдении по­следнего из перечисленных условий проведенный психолого-педагогический экс­перимент может не дать нужных результатов не потому, что он неэффективен, а по причине использования в нем плохих диагностических методов.

Наши рекомендации