Современные теории личности
Всю совокупность современных теорий личности можно классифицировать по основаниям, представленным
|
| |||||||||
|
|
| |||||||
|
| |||||||||||
|
| |||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
В этой схеме представлены пять параметров, по которым можно классифицировать теорию: 1) способ объяснения поведения, 2) способ получения данных о личности, 3) угол зрения на личность, 4) возрастной диапазон, 5) понятия, в которых описывается личность.
Символическое представление типов теорий по К. Левину:
В = F( Р,Е),
Где: В – поведение;
F – знак функциональной зависимости;
Р – внутреннее субъективно – психологическое свойство личности;
Е – социальное окружение.
1 тип. Психодинамические теории описывают личность и объясняют её поведение, исходя из её психологических или внутренних, субъективных характеристик.
Следовательно, психодинамические теории удут выглядеть так: В = F(Р). Поведение выводится из внутренних психологических свойств.
2 тип. Социодинамические теории - главная роль отводится внешней ситуации: В = F(E).
3 тип. Интеракционистские теории - принцип взаимодействия внутренних и внешних факторов: В = F(P,E).
Экспериментальными называются теории личности, построенные на анализе и обобщении собранных опытным путём фактов.
Неэкспериментальные теории опираются на жизненные впечатления, наблюдения и опыт, и делают теоретические обобщения, не обращаясь к эксперименту.
К структурным относятся теории, которые главным образом выясняют структуру личности и систему понятий, с помощью которых она должна описываться.
Динамические теории в своей основе содержат изучение преобразований и изменений в развитии личности.
Признаком деления теорий является и то, на что в первую очередь они ориентированны: внутренние свойства, черты и качества личности или её внешнее проявление, например, поведение и поступки.
Еще одним основанием для классификации теорий личности является возрастной диапазон. Так теории, возникшие в рамках возрастной и педагогической психологии, ориентированы на рассмотрение ограниченного возрастного периода в развитии личности, от рождения до окончания средней школы. Но есть теории, авторы которых ставят задачу рассмотрения развития личности в течение всей жизни.
Психоаналитическая теория (по Фрейду).Её можно отнести к типу психодинамических, неэксперементальных, структурно – динамических, охватывающих всю жизнь человека и использующих для его описания внутренние психологические свойства индивида (в первую очередь, его потребности и мотивы).
Суть теории в том, что основная движущая сила поведения человека, его инстинкты: а) либидо – сексуальные влечение (созидательная сила); б) тонатос - разрушительная сила. Социальная среда накладывает ограничения и запреты на действие инстинктов, поэтому они вытесняются из сознания в область бессознательного, где продолжают существовать в форме напряженности и пытаются обходным путем найти свое разрешение (принцип сублимации), вылиться в социально приемлимые и одобряемые действия.
Самосознание Фрейд сравнивал с вершиной айсберга. Только незначительную часть своих поступков человек может правильно понять и объяснить. Основная часть его опыта и личности находится вне сферы сознания, но специфические процедуры психоанализа позволяют туда проникнуть.
Структура личности имеет три составляющие:
«Оно», «Я», «Сверх - Я» (Ид, Эго, Супер – Эго).
«Оно» – собственно бессознательное, включающее глубинные влечения, мотивы, потребности, это врождённые инстинктивные влечения, прежде всего агрессивного и сексуального влечения. «Оно» – подчиняется принципу удовольствия. Удовольствие – первый принцип поведения человека.
Второй принцип поведения – гомеостаз, сохранение внутреннего равновесия. Его реализует «Я» – сознание человека. «Я» действует в соответствии с принципом реальности. «Я» находится в конфликте с «Оно», т. к. подавляет инстинктивные влечения, которые считаются неприемлемыми в данном обществе и опасными для «Я».
«Сверх-Я» – носитель моральных стандартов, совесть личности. Это итог воздействия общества на человека, принятие им норм и правил поведения; это родители, воспитатели, культура и прочее.
«Оно» и «Сверх-Я» в постоянном противоречии. И «Я» постоянно пытается примирить их. Если «Я» совершает действия в угоду «Оно», но в противовес «Сверх-Я», то испытывает наказание в виде чувства вины, стыда, угрызений совести.
Если «Сверх-Я» не пускает инстинкты в «Я», тогда сумма инстинктов сублимируется, трансформируется и проявляется в виде искусства и творчества, в виде снов, оговорок или забывания.
Состояние неудовлетворённости собой, тревожности, беспокойства возникает из – за неразрешимых противоречий и борьбы «Оно» со «Сверх-Я». Стремясь избавиться от этих неприятных эмоциональных состояний, человек с помощью «Я» вырабатывает защитные механизмы.
Защитные механизмы – это система регуляторных механизмов, служащих устранению или сведению до минимума негативных, травмирующих личность переживаний, сопряженных с внутренними или внешними конфликтами, состояниями тревоги и дискомфорта.
Защитные механизмы:
1. Отрицание: реальная действительность неприятна, следовательно, человек отрицает её существование или старается снизить серьёзность возникшей для его «Сверх- Я» угрозы. Например, отрицание критики в свой адрес, отрицание существующей проблемы.
2. Подавление - неприятные признания самому себе вытесняются из сферы сознания, не влияют на реальное поведение. Если отрицание в большей степени относится к информации извне, то подавление относится к блокированию со стороны «Я» внутренних импульсов и угроз, идущих от «сверх- Я». Чаще всего вытесняются те мысли и желания, которые противоречат принятым самим человеком моральным ценностям и нормам.
Например, необъяснимое забывание, не сопровождающееся психическим расстройством.
3. Рационализация – способ разумного оправдания любых поступков и действий, противоречащих нормам и вызывающих беспокойство. Оправдание своей неспособности что – либо сделать, нежеланием этого делать; оправдание «нежелательного действия» объективными обстоятельствами. Оправдание поступку находится после того, как он совершен.
4. Формирование реакции – скрытие мотивов собственного поведения через его подавление и сознательного поддержания мотива противоположного типа.
Например, бессознательная неприязнь к ребёнку может выражаться в нарочитом внимании к нему (не могу плохо, нельзя – буду заботливой).
5. Проекция – собственные отрицательные качества человек бессознательно приписывает другому лицу, причём, как правило, в преувеличенном виде. Проецируются те черты, которые мы не признаём в себе – «в своём глазу бревно, в чужом соринка».
6. Интеллектуализация – уход из эмоционально угрожающей ситуации путём её, как бы, отстраненного обсуждения в абстрактных, интеллектуалезированных терминах.
7. Замещение – косвенное удовлетворение неприемлемого мотива каким–либо нравственно доступным способом (сублимация), как компромисс.
8. Вытеснение – непреднамеренное забывание фактов, лиц, имен, событий и пр., того, что связано с травмирующим опытом.
9. Регрессия – это переход к менее сложным способам реагирования, которые были характерны в детстве. Например, курить, грызть ногти и пр. Некоторые из форм регрессии могут приниматься за признаки зрелости, например, капризно прихорашиваться у зеркала, восстание против авторитетов, дерзкое вождение автомобиля.
10. Фиксация – прочная бессознательная связь с определенными лицами и образами.
11. Отреагирование – бессознательная эмоциональная разрядка и освобождение от аффекта, связанного с воспоминанием травмирующего события.
К защитным механизмам также можно отнести юмор, алкоголизм, фантазии и пр.
Заслуга Фрейда – введение понятия бессознательного, изучение защитных механизмов.
Недостатки:
1.преувеличение роли сексуальной сферы;
2. понимание человека, как биологического существа, тревожного и невротичного;
3. заключения Фрейда были основаны на клинических наблюдениях;
4. умозрительность, не научность теории.
Теория Э. Эриксона. Э. Эриксон представитель неопсихоанализа. Он разрабатывал не столько идеи классического психоанализа, сколько идеи Эго – психологии, в которой главной в структуре личности, является не Ид, а Эго. Не менее важно и то, что Э. Эриксон связал несколько тенденций в развитии психологии личности, соединив психоаналитический подход с важными идеями гуманистической психологии, главным образом с мыслью о неоднозначной роли адаптации, которая приостанавливает саморазвитие личности, и важности сохранения собственной идентичности и цельнлсти.
Эрик Эриксон в своих взглядах на развитие придерживается эпигенетического принципа. Согласно этому принципу утверждается наличие генетически предопределённых стадий, которые обязательно в своём личностном развитии проходит человек.
Становление личности – это смена этапов, на каждом из которых происходит качественное преобразование внутреннего мира, отношения и поведения человека, в результате он приобретает нечто новое, характерное для данного этапа развития. Эриксон выделил восемь психологических кризисов, которые неизбежно проходит каждый человек. Например, 1. Кризис доверия – недоверия (в течение первого года жизни), 2. Автономия в противовес сомнению и стыду (в возрасте двух-трех лет) и т. д.
На каждом этапе развития личности идет процесс формирования идентичности - усвоение опыта себя, отношений других к себе, форм и образов поведения.
Эриксон пришел к выводу, что структура идентичности включает в себя три части: 1) соматическую идентичность; 2) личностную идентичность; 3)социальную идентичность.
Бихевиоризм.Бихевиоризм можно отнести к социодинамическим, экспериментальным, структурно-динамическим теориям.
Трактовка внутреннего мира человека такова: все, что происходит внутри человека, познать не возможно. Это черный ящик. Но можно изучать внешние реакции. То есть, личность – это совокупность поведенческих реакций, свойственных данному человеку. По большому счету, личности как таковой в бихевиоризме места нет. Человек – реагирующее, действующее, обучаемое существо, запрограммированное на те или иные действия. Меняя стимул, можно программировать человека на требуемое поведение.
Позднее Торндайк уточняет, что между стимулом и реакцией должно быть подкрепление – положительное или отрицательное, так как поведение человека чаще вытекает из ожидания положительного подкрепления, но иногда преобладает желание избежать отрицательное подкрепление.
Скиннер, развивая концепцию бихевиоризма, сформулировал принцип «оперативного обусловливания» (любое поведение обусловливается своими последствиями).
Гуманистическая психология.Теорию личности, разработанную в русле гуманистических традиций можно отнести к разряду психодинамических и интеракционистических, неэкспериментальных, структурно – динамических, охватывающих весь период жизни и описывающих её то в терминах внутренних свойств, то в поведенческих терминах.
Сторонники гуманистических теорий описывают феноменологию личности (а не объясняют её) – как человек воспринимает, понимает мир, поэтому эти теории ещё называют феноменологическими.
Описание событий жизни личности сосредоточено на настоящем моменте, а не на прошлом и будущем. При этом используются термины «смысл жизни», «ценности», «жизненные цели».
Гуманистическая психология основана на вере в возможность расцвета каждого человека, если предоставить ему возможность самому выбирать свою судьбу. Стержень гуманистической идеи – оптимистический взгляд на природу человека.
Теория «Я – концепция» личности К. Роджерса.
Карл Роджерс (1902 – 1987) считал, что в каждом человеке от рождения заложено стремление реализовать себя, и у него есть силы для развития всех своих возможностей (т.е. имеет способность к личностному самосовершенствованию). Однако воспитание и нормы принуждают его забыть о собственных чувствах и потребностях, принять навязанные ценности.
Центральное понятие в теории – «Я» (Самость). Оно включает представления, идеи, цели, ценности, через которые человек характеризует себя и отмечает перспективы своего развития («Кто я есть?», «Что я могу?», «Что я хочу?»).
«Я – концепция» составляется из восприятия свойств «Я» и восприятия взаимоотношений с другими людьми, а так же ценностей, связанных с этим восприятием.
«Я – концепция» может быть положительной, амбивалентной и отрицательной. Следовательно, человек с положительной «Я- концепцией» видит мир иначе, чем с отрицательной.
«Я - концепция» отражает характеристики, которые человек воспринимает, как часть себя (Я – реальное) и которыми хотел бы обладать (Я - идеальное). Степень удовлетворения человека жизнью и мера счастья зависит от согласования реального и идеального представления о себе. Поэтому «Я реальное» стремится к «Я идеальному».
Важным компонентом «я – концепции» является самооценка. Самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств, места среди других людей. Она относится к ядру личности, является важным регулятором поведения, влияет на деятельность и связана с уровнем притязаний. Расхождения между притязаниями и реальными возможностями ведут к эмоциональным срывам, напряжению, тревоге.
Самооценка может неверно отражать действительность, а что с нею не согласуется, может быть вытеснено. Нравственной самооценкой человека своих поступков является совесть.
Близким по смыслу к понятию «Я – концепции» является понятие самосознания. Самосознание – это относительно устойчивая осознанная система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит отношения с другими людьми и относится к себе. Компоненты самосознания: 1) когнитивный – образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости; 2) эмоциональный – самоуважение, себялюбие и пр.; 3) оценочно-волевой – стремление повысить самооценку, завоевать уважение и пр.
Теория черт Г. Олпорта. Олпорт один из первых заговорил об уникальности каждого человека. Он утверждал, что каждый человек неповторим и уникален, так как является носителем своеобразного сочетания качеств, потребностей. Эти потребности, или черты личности, он разделял на основные и инструментальные. Основные черты стимулируют поведение и представляют собой врожденные, генотипические, а инструментальные – оформляют поведение и формируются в процессе жизни, т. е. являются фенотипическими. Набор этих черт составляет ядро личности. На развитие личностных черт оказывает влияние общество, которое стимулирует развитие одних черт и тормозит развитие других.
В концепции А. Маслоу есть описание того, какой должна быть самоактуализирующаяся личность. К её психологическим характеристикам относятся:
- активное восприятие действительности и способность хорошо ориентироваться в ней;
- принятие себя и других людей такими, какие они есть;
- непосредственность в поступках, спонтанность в чувствах и мыслях;
- чувство юмора;
- творческие способности;
- способность брать на себя ответственность и прочие.
На вопрос: «Что такое самоактуализирующаяся личность?», Маслоу отвечал: «Самоактуализирующиеся люди все без исключения вовлечены в какое-то дело… Они преданы этому делу, оно является ценным для них – своего рода произведением. Все люди такого типа стремятся к реализации высших ценностей. Эти ценности выступают для этих людей как жизненно важные потребности».Самоактуализация – это опора на собственные силы, это постоянное развитие и реализация своих возможностей. Это отказ от иллюзий и ложных представлений о себе.
То есть, самоактуализация – это раскрытие своего собственного потенциала, всех своих возможностей, становление личности тем, кем она может стать в действительности.
Истинная самоактуализация, согласно Маслоу, наблюдается только после достижения зрелого возраста.
Маслоу считал, что мы не сможем понять психическое заболевание, пока не поймём психическое здоровье. Самосовершенствование является основной темой жизни человека, а изучение самоактуализации здоровых людей позволит создать универсальную психологическую науку.
Идентификация – это усвоенный опыт себя во всём разнообразии отношений различных личностей к себе, к окружающему миру, усвоенный и применяемый образ себя с соответственными формами поведения. Личность формируется не только в идентификации, но и в выборе, с чем она идентифицируется.
Самоидентификация – это идентификация, соответствующая своей собственной природе (самости).
Когнитивная психология. В когнитивной психологии при изучении личности акцент делается на способностях человека понимать и анализировать, так как человек находится в мире информации, которую необходимо понять, оценить, использовать.
Поступок человека включает три момента:
1. само действие,
2. мысли,
3. чувства.
Субъективная интерпретация ситуации более важный фактор для принятия решения, чем объективное значение этих ситуаций.
Создавая удобный канал интерпретации ситуационных явлений, можно добиться изменения поведения. Например, изменение пессимистических мыслей по поводу «плохой» погоды на более оптимистические приведет и к соответственному изменению поведенческой реакции.
Отечественная психология.В отечественной психологии наиболее известные исследования в области личности принадлежат представителям школы Л. С. Выгодского: А. Н. Леонтьеву, Л. И. Божович.
Опираясь на понятия о ведущей деятельности и социальной ситуации развития, введенные Выгодским, Божович показала как, в сложной динамике взаимодействия деятельности и межличностного общения ребенка в разные периоды его жизни формируется определенный взгляд на мир, названный внутренней позицией. Эта позиция -есть одна из главных характеристик личности, предпосылка к ее развитию, которая понимается как совокупность ведущих мотивов деятельности. Это психодинамическая, экспериментальная, структурно-динамическая концепция
В концепции Леонтьева – о структуре и развитии личности, центральное место отведено понятию деятельность. Как и у Божович, основной внутренней характеристикой личности в концепции Леонтьева является мотивационная сфера личности. Другое важное понятие в его теории – личностный смысл. Он выражает отношение цели деятельности человека (на что она направлена) к ее мотивам (к тому, что ее побуждает). Чем шире, разнообразнее виды деятельности, в которые включена личность, тем богаче сама личность. Становление личности – это становление связанной системы личностных смыслов.
Социальная психология. Интеракционизм (взаимодействие) – направление в современной социальной психологии, базируется на концепции американского социолога и психолога Дж. Г. Мида. Под социальным воздействием в психологии понимается непосредственная межличностная коммуникация (обмен коммуникациями), в которой человек способен понимать роль другого, представлять, как его воспринимает партнер по общению или группа и пр. Развитие личности происходит в процессе взаимодействия с другими людьми в обществе, которые трактуются как система непосредственных коммуникаций.
Статус Социальный: 1. объективное место индивида в социальной системе в соответствии с его характеристиками (природными, профессиональными, этическими); 2. положение субъекта в системе его межличностных отношений, определяющее его права, обязанности и привилегии. В первом случае – это статус прирождённый (по полу, национальности) и статус достижений (образование, квалификация). Индивиды, принадлежащие к определенному статусу, имеют сходные черты, обозначаемые как социальный тип личности.
Статус социальный одного индивида в разных группах будет разным.
Реализацией социального статуса служит социальная роль личности, а также социальная позиция, как отношение к собственному социальному статусу и социальной роли
Важнейшими характеристиками социального статуса являются престиж и авторитет, как мера признания окружающими заслуг индивида.
Социальная роль – социальная функции личности, соответствующая нормам, определяющим, как должен вести себя человек в данной социальной позиции. Если этих норм немного (например, у пешехода), мы не расцениваем этот набор как роль.
Для возникновения роли необходима целая система норм. Можно составить длинный перечень норм, определяющих роль студента, преподавателя, дочери, сына, матери. Каждый из нас выполняет множество ролей от той социальной группы, где мы находимся, и от тех отношений, в которые включены наша личность, её интересов и потребностей.
Инверсия ролей - предполагают наличие пары: родитель – ребёнок; муж – жена; преподаватель – студент; начальник – подчинённый. Так как у каждой роли своя точка зрения на общую проблему, то спорные вопросы в таких дуальных парах часто заходят в тупик. Чтобы увидеть точку зрения другого, полезно меняться ролями (хотя бы в психотерапевтической ситуации),.
Гендерные роли – набор ожидаемых образов поведения (норм) для мужчин и женщин. Например, в паре мужчина должен быть выше женщины. Женщина должна сидеть дома и воспитывать детей (Ближний Восток).
Развитие личности
Большинство психологов согласно с точкой зрения, что личностью не рождаются, личностью становятся. Но представители различных направлений в психологии не единодушны в определении законов, по которым личность развивается.
Например, психоаналитическая теория понимает развитие как адаптацию биологической природы человека к жизни в обществе. Теория социального научения представляет процесс развития, как формирование определенных способов межличностного взаимодействия людей. Гуманистическая и другие феноменологические теории трактуют его, как процесс становления «Я».
В отечественной психологии принято считать, что развитие личности происходит в процессе ее социализации и воспитания. Человек с первых дней своего существования окружен себе подобными, включен в разного рода социальные взаимодействия. Первый опыт социального общения человек приобретает в семье. В последующем, являясь частью социума, человек постоянно приобретает определенный субъективный опыт, который становится неотъемлемой частью его личности. Этот процесс, а так же активное воспроизводство индивидом социального опыта называется социализацией. Этот процесс неразрывно связан с общением и совместной деятельностью людей.
Вместе с тем социализация – это не механическое отражение социального опыта. Усвоение опыта субъективно: восприятие одних и тех же ситуаций может быть различным. Разные люди могут выносить из объективно одинаковых ситуаций различный социальный опыт, что является основой другого процесса – индивидуализации.
Регулируемая социализация связана с процессом воспитания, когда родителями и педагогами ставится определенная задача по формированию поведения ребенка, и принимаются определенные шаги для ее выполнения.
Б. Г. Ананьев рассматривает социализацию как двунаправленный процесс, означающий становление человека как личности и как субъекта деятельности. Конечной целью подобной социализации является формирование индивидуальности.
Одновременно с социализацией протекает еще один процесс – инкультурация. Если социализация - это процесс усвоения социального опыта, то инкультурация – это процесс освоение индивидом общечеловеческой культуры и исторически сложившихся способов действий, в которых ассимилированы духовные и материальные продукты деятельности людей в различных эпохах. Социализация и инкультурация не тождественны. Успешное усвоение человеком общечеловеческой культуры не означает наличие у него достаточного социального опыта, и наоборот.
Человек и культура
В отличие социализации, которая включает человека в структуру социума, делая его носителем определённых ролей, культура формирует человеческую индивидуальность, сочетая особенности культуры (темперамент, экспрессия), а с другой стороны, предлагает выбор ценностей (усвоение культуры происходит через общение, язык и опыт).
Маргарет Мид (1901 – 1978) – известный американский этнограф, социолог и этнопсихолог - занималась проблемой социализации детей в разных культурах, доказывала ведущую роль социокультурных факторов в психическом развитии детей на примере различных культур, что сознание, самосознание, самооценка зависят в первую очередь от культурных традиций данного народа, стиля воспитания.
Культура и поведение. Культуры различаются по обычаям (есть палочкой, вилкой, руками), по нормам поведения, регулирующим допустимую степень экспрессивности и размер личностного пространства. Представитель строгой культуры северной Европы будет воспринимать носителя экспрессивной средиземноморской культуры (итальянца), как человека сердечного, не делового, очаровательного. Итальянцу житель севера Европы покажется деловым, холодным и чрезмерно пунктуальным.
Индивидуализм – коллективизм. В каждой культуре своя система ценностей. Один из критериев этой системы ценностей: что ставится на первое место – индивидуализм или коллективизм. Индивидуализм – предпочтение личным целям, а не коллективным, отождествление себя с собой. Коллективизм – цели той или иной группы важнее собственной (Япония, Китай). Но, зависимость от коллектива не обязательно беспомощность.
Ребёнок, входя в ту или иную культуру, обретает свои нравственные представления, взгляды, стереотипы поведения и самовыражения, эстетические вкусы.
Факты нахождения детей, существующих отдельно от человеческой среды, указывают, что такие дети отличны от обычных. Так, например, был описан случай, как в 1799 году в лесах на юге Франции был найден мальчик 12 – 14 лет – Виктор, который не владел речью, вел себя, как дикое существо, ел как животное, передвигался на четвереньках. Привести его в человеческое состояние полностью не удалось.
Понятие культурный шок обозначает, что человек не понимает данную чужую культуру и не успевает адаптироваться к ней. Каждый человек смотрит на других сквозь призму своих представлений, своей культуры.
Уровень развития культуры неверно связывать с генофондом того или иного народа, так как: 1) за 50 тыс. лет развитие культуры человечества шагнуло далеко, а генотип оставался тем же; 2) многие народы ведут полудикий образ жизни, а некоторые их соплеменники заканчивают ведущие вузы мира.
Лекция 22.Психология деятельности– 2 часа
Основные вопросы:
1. Категория деятельности в психологии. Деятельностный подход,
принципы деятельностного подхода.
2. Основные характеристики деятельности: предметность и
субъективность. Отличие деятельности от активности и поведения.
3. Соотношение структурного и мотивационного компонентов деятельности.
4. Структурно функциональная трансформация деятельности. Соотношение внутренней и внешней деятельности.
5. Понятия умения, навыки, привычки.
6. Деятельность и психические процессы.
7. Понятие ведущей деятельности. Общение, игра, учение и труд.