Обработка и интерпретация результатов. При подсчете тестовых баллов в соответствии с ключом по всем шкалам учитывается ответ
При подсчете тестовых баллов в соответствии с ключом по всем шкалам учитывается ответ «верно».
Ключ к опроснику
1. Принятие-отвержение:номера утверждений — 3,4, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 24, 26, 27, 29, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 52, 53, 55, 56, 60.
2. Кооперация:номера утверждений — 6, 9, 21, 25, 31, 34, 35, 36.
3. Симбиоз:номера утверждений — 1, 5, 7, 28, 32, 41, 58.
4. Авторитарнаягиперсоциализация: номера утверждений — 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59.
5. «Маленький неудачник»:номера утверждений — 9, 11, 13, 17, 22, 28, 54, 61.
Высокий тестовый балл по соответствующим шкалам интерпретируется как:
1. Отвержение.
2. Социальная желательность.
3. Симбиоз.
4. Гиперсоциализация.
5. Инфантилизация (инвалидизация).
Тестовые нормы приводятся в виде таблиц процентильных рангов тестовых баллов по соответствующим шкалам (см. табл. 20.1-20.5).
Таблица 20.1
Шкала 1: «Принятие-отвержение»
«Сырой балл» | |||||||||
Процентильный ранг | 0,63 | 3,79 | 12,02 | ||||||
«Сырой балл» | |||||||||
Процентильный ранг | 53,79 | 68,35 | 77,21 | 84,17 | 88,60 | 90,50 | 92,40 | 93,67 | |
«Сырой балл» | |||||||||
Процентильный ранг | 94,3 | 95,5 | 97,46 | 98,1 | 98,73 | 98,73 | 99,36 | ||
«Сырой балл» | |||||||||
Процентильный ранг |
Таблица 20.2
Шкала 2:« | Кооперация) | |||||||||
«Сырой балл» | ||||||||||
Процентильный ранг | 1,57 | 3,46 | 5,67 | 7,88 | 9,77 | 12,29 | 19,22 | 31,19 | 48,82 | 80,93 |
Таблица 20.3
Шкала 3: «Симбиоз»
«Сырой балл» | ||||||||
Процентильный ранг | 4,72 | 19,53 | 39,06 | 57,96 | 74.97 | 86,63 | 92,93 | 96,65 |
Таблица 20.4 Шкала 4: «Авторитарная гиперсоциализация»
«Сырой балл» | ||||||||||||
Процентильный ранг | 4.41 | 13,86 | 32,13 | 53,87 | 69,30 | 83,79 | 95,76 | |||||
Таблица 20.5 Шкала 5: «Маленький неудачник» | ||||||||||||
«Сырой балл» | ||||||||||||
Процентильный ранг | 14,55 | 45,57 | 70,25 | 84,19 | 3,04 | 96,83 | 99,37 | |||||
Тест «Диагностика
Эмоциональных отношений в семье»
Авторы методики — Е. Бене и Д. Антони (Бене Е., 1999).
Методика предназначена для изучения эмоциональных отношений ребенка с семьей, и в первую очередь для определения позиции ребенка в семье. Тест позволяет качественно и количественно оценить чувства, которые ребенок испытывает к членам своей семьи, и то, как он воспринимает их отношение к себе. Выявляются также типы психологических защит, используемые ребенком.
Описание методики
Методика имеет две формы:
1. Для детей 4-6 (8) лет.
2. Для детей 6 (8)—10 лет и подростков.
Вариант для маленьких детей содержит следующие отношения:
□ положительные чувства, которые исходят от ребенка и переживаются ребенком как исходящие от других;
□ отрицательные чувства, которые исходят от ребенка и переживаются им как исходящие от других;
□ зависимость от других.
Вариант для старших детей направлен на исследование следующих отношений:
□ двух видов положительного отношения: слабого и сильного; слабые чувства связаны с дружеским одобрением и принятием, сильные — с «сек-суализированными» переживаниями, относящимися к интимному психическому контакту и манипуляции;
□ двух видов отрицательного отношения: слабого и сильного; слабые связаны с недружественностью и неодобрением, сильные выражают ненависть и враждебность;
□ родительского потакания, выражающегося высказываниями типа: «Этого члена семьи мама слишком балует»;
□ родительской сверхопеки, представленной в высказываниях типа: «Мама беспокоится, что этот человек может простудиться».
Все эти пункты, кроме пунктов, касающихся сверхопеки и потакания, отражают два направления в переживании чувств: исходят ли чувства от ребенка и направляются другим людям или ребенок ощущает себя объектом чувств других. Примером первой категории будет «Я люблю прижиматься к этому члену семьи», а примером второй — «Этот человек любит крепко обнимать меня».
Процедура тестирования не вызывает у ребенка затруднений и занимает не более 25 минут. Методика проста в обработке.
Тестовый материал методики призван дать конкретное представление осемье ребенка. Он состоит из 20 фигур,изображающих людей различных возрастов, форм и размеров, достаточно стереотипных, чтобы воссоздать различных членов семьи ребенка, и вместе с тем достаточно двусмысленных, чтобы представить специфическую семью. Присутствуют фигуры от дедушек и бабушек до новорожденных детей, что дает ребенку возможность создать из них свой семейный круг. Кроме представителей семьи, в тест включены другие важные фигуры. Для тех вопросов, которые не соответствуют ни одному члену семьи, предназначена фигура господина «Никто». Каждая фигура снабжена коробочкой наподобие почтового ящичка с щелью.
Каждый вопрос теста написан на отдельной маленькой карточке. Ребенку говорится, что карточки содержат послания и его задача — положить карточку в ящичек той фигуры, которой она соответствует больше всего. Тестовая ситуация становится, таким образом, игровой ситуацией, в которой задача тестового материала — подготовить субъекта к предстоящему эмоциональному реагированию.
Ребенок сидит в удобной позе недалеко от фигур, представляющих его семью. Он выбрал их из всего набора. Он и экспериментатор видят в них семью ребенка. К ним обращаются как к членам семьи, и эта иллюзия сохраняется в течение всей тестовой ситуации. Задача ребенка — подчиняться маневрам теста. Его не просят проанализировать сложный комплекс чувств, испытываемых им к семье. Многие дети оказались бы не способными сделать это. От ребенка ожидается, что он выразит себя в выборе эмоциональной позиции, которая будет собрана из различных источников, достаточных для того, чтобы понять основу отношений ребенка. Вопрос, таким образом, фиксирован. Но его место жестко не определено: позволяется отдать вопрос господину «Никто». Более того, чувства, «брошенные» в фигуру, немедленно исчезают из поля зрения, не оставляя обвиняющего следа. Таким образом, у ребенка отсутствует зримое напоминание распределения его любви или ненависти и, следовательно, чувство вины не мешает свободе самовыражения.
Вопросы теста Форма для маленьких детей
(... — место для имени ребенка)