Методические средства социально-психологического тренинга

СПТ предоставляет возможность использовать разнообразные методические средства, позволяющие формировать среду, в которой происходят психологические изменения участников и проявляются социально-психологические эффекты.

Прежде всего, выделяют техники предоставления информации. К ним относятся мини-лекции и систематизированные информационные обзоры, представляющие собой письменный текст, в котором в компактной форме изложена информация, отвечающая целям и задачам тренинга. Возможно также использование программированных инструкций, которые представляют собой группы заданий, относящихся к апробированию полученных в ходе тренинга представлений, а также позволяют получать обратную связь о правильности и эффективности принятых участниками СПТ решений. К техникам предоставления информации относятся также рисуночные техники. Существуют следующие направления им применения:

- диагностическое – получение информации о представлениях человека о различных аспектах реальности, его индивидуальных особенностей;

- развивающее – превращение вербальных и знаковых описаний различных объектов в образ, а затем осознание полученного образа создает развивающую ситуацию;

- терапевтическое – снятие состояний стрессов, осознание и проработка внутреннего конфликта и т.д.

Анализ ситуации – стимулирует обращение к опыту других, стремление к приобретению теоретических знаний для получения ответов на обсуждаемые вопросы. Используются ситуации двух типов:

- «здесь и теперь» - что и почему произошло в группе или с ее отдельными участниками;

- «там и теперь» - случаи из профессиональной практики или личной жизни, имеющие значимость для участника или группы.

Второй группой техник, используемых в СПТ, являются имитационные техники. Они предназначены для создания значимых для целей тренинга и конкретных ситуаций, в которых участники получают возможность для апробирования новых способов поведения, расширения ролевого репертуара, осознание особенностей принятых ими ролевых идентификаций.

Ролевая игра - метод, суть которого заключается в «разыгрывании ролей». Участники играют роли, позволяющие им полностью выражать свои реальные чувства и мысли. Осознание приводит к действию, а его выполнение приводит к расширению осознания самого себя.

Основные функции ролевой игры:

1. Развитие способности самопонимания, осознание своих психических процессов и чувств, принятии ответственности за них.

2. Реализация чувств «без вреда».

3. Развитие способностей в понимании других людей, сочувствие.

4. Поиск нового поведения и испытание себя в новой роли.

5. Обучение практическому искусству общения.

Психодрама – метод групповой работы, в котором участники исполняют роли, которые моделируют жизненные ситуации, имеющие личностный смысл для участников. Цели психодрамы – устранение неадекватных эмоциональных реакций, отработка умений социальной перцепции, углубленное самопознание.

Психодраматические приемы:

1. Монолог.

2. Исполнение собственной роли.

3. Двойник или второе «Я» пытается стать протагонистом, принимая телесные позы и имитируя привычки. Двойник расширяет представление участников о скрытых, неосознанных мотивах поведения.

4. Обмен ролями.

5. Зеркало.

Проективное рисование – вспомогательный метод групповой работы, дающий основание для диагностики и интерпретации затруднений в общении. Метод позволяет работать с мыслями и чувствами, которые участник не осознает по тем или иным причинам. Также рисование развивает и усиливает внимание к чувствам.

Приемы, используемые в проективном рисовании - свободное рисование; тематическое рисование; дополнительное рисование; совместное рисование; разговорное рисование.

Список тем для рисования: 1. Собственное прошлое или настоящее; 2. Будущее или абстрактные понятия; 3. Отношение в группе.

При обсуждении рисунков не следует искать единственно верной их трактовки. Рисунок – это основа для проявления мыслей и чувств автора и группы, для получения обратной связи.

Психогимнастика – вспомогательный метод работы в группе, при котором участники проявляю себя и общаются без помощи слов. Психогимнастика может обеспечивать следующие цели: диагностическую, коррекционную, социометрическую.

К вспомогательным целям можно отнести: снятие или повышение напряжения в группе, активизацию групповой динамики.

К. Юнова предлагает разделить темы для психогимнастики на 4 сферы:

1. Привычные жизненные ситуации; 2. Группа общечеловеческих конфликтов; 3. Группа специфических проблем отдельных участников; 4. Интерперсональные отношения.

Музыкотерапия – метод работы в группе, благодаря которому между участниками возникает взаимопонимание и доверие, интенсифицируется групповая динамика. Использование музыки в любом виде может снять напряжение и усталость у участников.

Диагностические процедуры – используются в тренинге: - для отбора участников в группу; - как средство самопонимания и самораскрытия; - как средство получения участником такой психологической информации о себе, которой у него раньше не было.

Домашняя работа (ведение дневниковых записей) - метод, благодаря которому опыт, получаемый в группе, анализируется и осмысляется дома. Участникам предлагают воспользоваться дневником для выполнения заданий, выданных на занятии, анализы эффективности опыта, полученного в группе и предложения по собственному улучшению. Дневник позволяет участнику отдавать себе отчет в том, как он развивается, что с ним происходит, каковы особенности его реакции в той или иной ситуации.

Чтение литературы – ведущий может рекомендовать участникам специальную психологическую литературу лишь после того, как у участников возникнет потребность в концептуальном осмыслении своего опыта.

Особую группу методических средств СПТ составляют методы оценки эффективности тренинга. Измерение результатов СПТ необходимо для определения наиболее эффективных и валидных программ, а также их компонентов. Существенным является также обнаружение областей и факторов, влияющих на малую эффективность тренинговых занятий.

Проблема эффективности СПТ тесно связана с проблемой отсроченности проявления изменений. Часто позитивные изменения в поведении наблюдаются у участников спустя некоторое время после окончания работы в тренинговой группе. Д. Киркпатриком было предложено 4 категории, по которым можно определить эффективность проведенного СПТ: Эмоциональные реакции; Величина научения; Поведение; Результативность.

Наши рекомендации