КУРСОВАЯ И ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА – КАК ВИД УЧЕБНО – ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»
Институт психологии
Кафедра психологии образования
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
По выполнению курсовых и выпускных квалификационных работ
Екатеринбург 2014
Методические рекомендации по выполнению курсовых и выпускных квалификационных работ / ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет». – Екатеринбург, 2014. – с.
Составители:
Устинова Н.А., к.пс.н., доцент кафедры психологии образования
Лозгачева О.В., к.пс.н., доцент кафедры психологии образования
Методические рекомендации предназначены для студентов, обучающихся по направлению 050400.62 Психолого-педагогическое образование.
Данные рекомендации раскрывают теоретические и методические вопросы по написанию курсовых и выпускных квалификационных работ. Предлагаются требования к оформлению и содержанию основных структурных компонентов курсовых и выпускных квалификационных работ.
В работе даются ответы на вопросы, которые регулярно возникают у студентов в процессе написания курсовых и выпускных работ. Эти вопросы касаются как технического оформления работы, так и требований к языковому выражению излагаемого материала. Рассматривается типовая структура студенческой учебно-исследовательской работы, приводятся правила оформления титульного листа, оглавления, библиографии, отдельных глав и др. Большое внимание уделяется описанию языковых средств научного стиля речи, что позволяет использовать пособие не только как справочное, но и как обучающее.
Пособие может быть полезно студентам, аспирантам, а также преподавателям, руководящим студенческой научной работой.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 5
1. Курсовая и выпускная квалификационная работа как вид учебно – профессиональной деятельности студентов 6
2. Структура и содержание курсовой и выпускной квалификационной
работы 11
3. Оформление курсовой и выпускной квалификационной работы 38
4. Защита курсовой и выпускной квалификационной работы 49
Приложение 1 53
Приложение 2 54
Приложение 3 57
Приложение 4 58
Приложение 5 62
Приложение 6 66
Приложение 7 67
Приложение 8 69
Приложение 9 75
Приложение 10 77
ВВЕДЕНИЕ
Важнейшим видом учебных занятий студентов в вузе является их участие в учебно-исследовательской и научно-исследовательской работе, которая предполагает выполнения курсовых и выпускных работ.
Курсовые работы выполняются на 2-м, 3-м курсах, что обеспечивает преемственное формирование научно-исследовательских умений, а также умений в области практической психологии при решении конкретной психологической проблемы. Цель курсовой работы - углубление теоретических знаний студентов, развитие начальных навыков исследовательской работы студентов и привитие интереса к ней. Курсовая работа может быть направлена на поиск общих психологических закономерностей, на решение какой-либо прикладной задачи или же быть практически ориентированной.
Выпускная квалификационная работа является более содержательной формой исследовательской деятельности студентов. Цели ее выполнения – приобретение студентами современных знаний о методах исследования в психологии, о формулировании и структурировании проблемы. При выполнении ВКР необходимо проявить умение квалифицированно ориентироваться в теоретических и прикладных аспектах психологических дисциплин, способность активно использовать полученные теоретические знания, умение работать с различной литературой, прогнозировать последствия принятых решений. Выпускная квалификационная работа является формой итоговой аттестации студентов за весь период обучения и выполняет как обучающую, так и оценочную функцию. При работе над ней студент должен проявить умения, уже освоенные им при выполнении курсовых работ.
КУРСОВАЯ И ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА – КАК ВИД УЧЕБНО – ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
Курсовая работа - индивидуальная рукописная работа творческого характера, самостоятельно выполненная студентом в процессе обучения в вузе, позволяющая оценить уровень подготовленности выпускника к профессиональной деятельности, указанных в соответствующих квалификационных характеристиках ФГОС ВПО.
Тема курсовой работы должна отражать актуальные вопросы, решение которых будет способствовать повышению эффективности профессиональной деятельности будущего специалиста в соответствии с его профессиональными компетенциями.
Содержание работы должно быть посвящено решению задач теоретического, методического, научно-методического, проектировочного или опытно- экспериментального характера.
Курсовая работа выполняется студентами на 2 и 3 курсах. На втором курсе работа предполагает теоретический анализ отечественных и зарубежных подходов к исследуемой проблеме.
Курсовая работа, выполняемая на третьем курсе, помимо теоретического анализа, должна включать эмпирическое исследование, и отражать полученные студентом в ходе ее выполнения теоретические и практические результаты.
Курсовая работа выполняется студентом самостоятельно под руководством высококвалифицированных специалистов из числа преподавателей университета кафедры психологии образования.
Темы курсовых работ определяются профессорско-преподавательским составом кафедры в строгом соответствии с видами профессиональной деятельности выпускника, указанными в ФГОС ВПО направления.
Ознакомление с темами курсовых работ осуществляется на кафедре. Важнейшими критериями выбора темы для курсовой работы являются: ее актуальность, теоретическая и практическая значимость, недостаточная разработанность проблемы.
В обязанности научного руководителя курсовой работы входит:
• оказание помощи студенту в разработке календарного графика выполнения работы;
• консультирование студентов по организации опытно-экспериментальной работы, обсуждение полученных результатов;
• проверка качества работы и рекомендации для прохождения защиты курсовой работы на кафедре;
В работе необходимо освещение имеющихся в литературе точек зрения по теме курсовой работы их анализ и изложение своего отношения к решению проблемных вопросов. Курсовая работа должна отражать знание студентом научной и методической литературы по теме работы и умение критически оценивать концепции различных авторов. Важным требованием к курсовой работе является обоснованность изложенных в ней выводов и предложений, которые должны отвечать на поставленные в работе задачи, решаемые студентом в ходе творческой самостоятельной деятельности. Работа выполняется в единой стилевой манере, строго научным языком, в ней не должны допускаться грамматические, пунктуационные, стилистические ошибки и опечатки.
Сроки представления курсовой работы устанавливаются кафедрой.
Текст курсовой работы сдается в печатном и электронном вариантах. Печатный вариант брошюруется в папке-скоросшивателе формата А4 установленного цвета (2 курс дневного отделения – красная папка, 3 курс дневного отделения – синяя папка; 2 курс заочного отделения – желтая папка, 3 курс заочного отделения – зеленая папка) и представляется научному руководителю за неделю до предполагаемой даты защиты. Электронный вариант работы, презентация и тезисы, отражающие основное содержание проведенного исследовании (1–2стр.) сдается на диске (образец оформления диска представлен в Приложении 2, тезисов в Приложении 8).
Публичная защита курсовых работ студентов очной формы обучения осуществляется в конце марта на ежегодной студенческой конференции «Весенняя психологическая сессия».
Критерии оценки курсовых работ для каждого курса представлены в Приложении 9.
Выпускная квалификационная работа – является заключительным этапом профессиональной подготовки студентов обучения в вузе, позволяющая оценить уровень подготовленности выпускника к профессиональной деятельности, указанных в соответствующих компетенциях ФГОС ВПО.
Тема квалификационной работы должна отражать актуальные вопросы, решение которых будет способствовать повышению эффективности профессиональной деятельности будущего специалиста в соответствии с его профессиональными компетенциями. При формулировке темы необходимо учитывать исследовательский характер ВКР.
Содержание работы должно быть посвящено решению задач теоретического, методического, научно-методического, проектировочного или опытно-экспериментального характера. Основным требованием к результатам, полученным в ходе выполнения выпускной квалификационной работы, является их практическая значимость для выпускника по соответствующему направлению.
Выпускная квалификационная работа выполняется студентом самостоятельно под руководством преподавателей кафедры (график работы над ВКР представлен в Приложении 1).
Тематика выпускных квалификационных работ утверждается на заседании кафедры в за год до окончания срока обучения в вузе.
Кафедра осуществляют руководство организацией и выполнением ВКР по следующим направлениям:
• разработка тематики ВКР;
• организация (совместно с заведующей кафедрой) выбора студентами тем работ;
• назначение научных руководителей ВКР;
• оперативное руководство, контроль и организационная помощь студентам в процессе подготовки ВКР;
• контроль качества работы.
В обязанности научного руководителя ВКР входит:
• оказание помощи студенту в разработке календарного графика выполнения работы;
• консультирование студентов по организации опытно-экспериментальной работы, обсуждение и анализ полученных результатов;
· проверка качества работы и рекомендации для прохождения предзащиты на заседании кафедры;
· консультирование студентов при подготовке к защите;
· подготовка отзыва о работе выпускника (см. Приложение 6).
По завершении работы, не позднее, чем за месяц до итоговой государственной аттестации, на кафедре проводится предварительная защита ВКР с целью проверки степени ее готовности и принятия решения о допуске к защите.
Дата и время предварительной защиты определяются руководителем ВКР. Текст выпускной квалификационной работы сдается в печатном и электронном вариантах. Печатный вариант брошюруется и представляется на кафедру за неделю до предполагаемой даты защиты. Так же прилагаются внешняя и внутренняя рецензии и отзыв руководителя (не брошюруются). Электронный вариант работы, презентация и статья по теме ВКР (5-7стр.) сдается на диске (образец оформления презентации представлен в Приложении 10, а статьи в Приложении 8). Титульный лист для диска и образец оформления статьи представлен в Приложении 2.
Внутренняя рецензия должна быть подготовлена специалистом соответствующей квалификации и специальности кафедры психологии образования УрГПУ (образец оформления рецензии представлен в Приложении 6).
К внешнему рецензированию привлекаются специалисты соответствующей квалификации - представители работодателя, которые принимали участие в проведении профессиональной практики выпускника, преподаватели кафедр других высших учебных заведений, школьные психологи. Внешний рецензент выбирается студентом самостоятельно.
Итоговая оценка выполненной выпускником квалификационной работы осуществляется с учетом оценок, указанных в отзыве руководителя, внешней и внутренней рецензии и результатами публичной защиты.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ КУРСОВОЙ И ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ
Содержание и структура курсовой и выпускнойквалификационной работы определяется ее целями и задачами.
Структура курсовой/ВКР включает в себя следующие основные элементы в порядке их расположения:
• титульный лист (Приложение 2);
• содержание (Приложение 3);
• введение;
• главы основной части (с выделением параграфов внутри глав);
• заключение;
• список литературы (использованных информационных источников);
• приложения.
Рассмотрим каждый из указанных структурных компонентов работы подробнее.
Титульный лист является первой страницей курсовой/ВКР работы и оформляется по строго определенным правилам (Приложение 2).
В верхней части листа указывается название министерства, учебного заведения, факультета, кафедры.
В центре титульного листа размещается название работы. Ниже названия, в правой части листа, помещаются сведения об авторе (Фамилия И.О.), научном руководителе (ученая степень: доктор наук, кандидат наук; ученое звание: профессор, доцент; Фамилия И.О.).
В левой части листа размещается указание о допуске работы к защите (для ВКР).
В нижней части листа размещаются выходные данные работы: город, год.
Правила оформления титульного листа:
• текст титульного листа должен быть без рамки;
• при указании года работы слово «год» не используется;
• название работы дается в среднем поле, без слова «тема», без точки на конце и в кавычки не заключается, стиль «Заголовок» (14 пунктов).
Правила оформления оглавления (содержания):
• оглавление помещается на второй странице работы, которая не нумеруется;
• оглавление отражает структуру и содержание работы, в нем последовательно перечисляются названия всех структурных разделов работы, начиная с введения;
• названия разделов должны точно повторять названия в тексте;
• названию каждого раздела работы справа, у границы правого поля, соответствует номер страницы, с которой он начинается в тексте;
• рекомендуется для использования цифровая система нумерации, которая не требует употребления слов «часть», «раздел», «глава», «параграф»;
• для нумерации используются арабские цифры;
• номера самых крупных разделов состоят из одной цифры, номера более мелких разделов состоят из 2-х цифр и т.д. (более мелкие разделы содержат номер того раздела, которому они подчинены и свой собственный номер);
• не нумеруются следующие разделы: выводы, приложение;
• у приложения своя собственная нумерация: каждому Приложению присваивается номер в виде арабской цифры (Приложение 1, Приложение 2);
• все заголовки начинают с одного абзацного отступа, с прописной буквы, точка на конце не ставится;
• заголовки одной степени рубрикации располагают друг под другом, заголовки каждой последующей степени рубрикации смещают вправо:
1.
1.1.
1.2.
2.
2.1.
2.2.
Слова в заголовках нельзя подчеркивать и переносить (образец оформления оглавления см. в Приложении 3)
Во введении должны быть сформулированы следующие пункты:
• проблема исследования,
• актуальность темы,
• степень ее разработанности, место и значение в науке и практике.
• объект и предмет исследования;
• цели и задачи исследования,
• гипотезы исследования (за исключением второго курса);
• методология и методики исследования (для курсовых работ с эмпирической частью и ВКР),
• практическая значимость исследования (за исключением второго курса);
• структура ВКР.
Введение ориентирует читателя в том, как будет раскрываться тема, и должно донести основную идею автора, обосновать необходимость проведения исследования. По объему этот раздел должен быть небольшим, в несколько страниц (3 – 4 стр.).
Введение должно включать в себя составляющие части, расположенные в следующей последовательности: характеристика проблемы с указанием ее актуальности; определение объекта и предмета исследования, постановка целей и задач, изложение научной гипотезы (за исключением 2 курса), указание научной и практической значимости работы, перечисление используемых научно-исследовательских методов, теоретико-методологическая основа исследования.
В краткой характеристике современного состояния научной проблемы, которой посвящена работа, необходимо:
• отметить степень изученности темы (не переходя на простое перечисление фамилий и только по избранной узкой теме);
• провести границу между изученным и неизученным: показать недостаточность имеющихся знаний или их противоречивость.
В ходе описания проблемы должна стать очевидной ее актуальность.
При этом не рекомендуется:
• формулировать проблему как вопрос, постановка проблемы предполагает последовательное доказательство того, что имеющиеся знания не позволяют ее разрешить, что означает необходимость получения новых знаний;
• основной упор при формулировке проблемы делать на ее социальную значимость;
• многословие при описании актуальности проблемы.
Примерная схема постановки проблемы:
Под... понимается... В... проблеме... является одной из главных... Вопрос... актуален... Сейчас, когда необходимо... Все более очевидно... Современные исследования... позволяют утверждать... Традиционно... В соответствии со сложившимися... Многочисленные эксперименты... наглядно продемонстрировали... Многие авторы пытались... Различным аспектам посвящено... Согласно теории... Согласно другой теории... В настоящее время ни одно из этих предположений...
Приведенный обзор показывает, что... С одной стороны... С другой стороны... Однако...не проводился .. Следовательно... Искать нужно... Интересным представляется... В отличие от большинства работ... Мы предполагаем... Основная причина... Скорее объясняется не.., а... По-видимому... Это позволит... Именно поэтому мы...
Далее необходимо сформулировать цели исследования. Цель - это тот желаемый конечный результат, который должен быть получен в ходе исследования и отражен в выводах. Формулировка цели может совпадать с названием всей работы.
Принято выделять следующие основные виды целей психологического исследования:
а) определение характеристик явления;
б) выявление взаимосвязи психических явлений;
в) изучение возрастной динамики явления;
г) описание нового феномена, эффекта;
д) открытие новой (другой) природы явления;
е) обобщение;
ж) создание классификации, типологии;
з) создание методики;
и) адаптация психодиагностической методики.
Приведем для примера часто встречающиеся в психологических исследованиях формулировки:
«Психологический анализ и выявление особенностей...»
«Изучение особенностей...»
«Сравнительное изучение особенностей...»
«Анализ особенностей... во взаимосвязи...»
«Выявление круга факторов, обуславливающих...»
«Выявление различий в ...»
«Изучение структуры... »
«Выявление связи между...»
«Исследование соотношения...и... в контексте...»
«Исследование предрасположенности... к... »
«Изучение возможности...»
«Рассмотреть процесс...»
«Применение... подхода к изучению...»
«Изучение механизмов...у... в зависимости от...»
«Изучение нарушений механизмов...»
«Сравнение уровня развития... в группах...»
«Изучение возрастной динамики...»
«Выявление динамики и психологических условий столкновения...»
«Апробация методов... на контингенте... »
Следующим этапом работы является поставка задач, которые позволяют отследить путь, пройденный исследователем, указывают на основные его этапы. В задачах также должно присутствовать указание на средства, которыми автор воспользовался для достижения цели.
Формулировки задач должны соответствовать содержанию глав работы.
Не рекомендуется ставить очевидные или слишком узкие задачи: провести исследование, проанализировать результаты, сделать выводы, создать таблицу, провести статистический анализ.
Если исследование носит теоретико-эмпирический характер, т.е. обладает, кроме эмпирической, такой теоретической частью, которая, помимо обоснования исследования, содержит имеющие научную ценность теоретические построения, то задачи ставятся как для теоретической части, так и для эмпирической.
Приведем часто встречающиеся формулировки задач:
«Анализ основных направлений исследования...»
«Сопоставление закономерностей...»
«Теоретическое обоснование предположения о ...»
«Теоретический анализ проблемы... как... »
«Анализ роли... в...»
«Выделение функций и форм...»
«Разработка общих методических принципов...»
Задачи эмпирической части:
«Описание феномена у... и у ....»
«Описание симптомов у... »
«Используя метод.выявить... особенности... »
«Выявить различные типы...»
«Выделение вариантов...»
«Сравнить свойства...у...»
«Сравнить сходство профилей...»
«Выявление противоречий...»
«Анализ... факторов и условий...»
«Проверка наличия эффекта...»
«Выявление роли фактора...»
«Изучение характера влияния... на... у...»
«Получить... сравнить и выяснить степень различия...»
«В группах...определить...»
«Изучить воздействие. ..на... характеристики...»
«Провести сравнительный анализ... и выделить...»
«Сопоставление... в группе... и группе... для выявления..,»
«Сопоставить показатели, …...с показателями...»
«Изучить соотношение... у... » «Определение соотношения между уровнем... и степенью...» «Сравнение выполнения...» «Сопоставление уровня... с уровнем... » «Установить различия по показателям...» «Выявить значимые коррекции между...» «Оценить уровень развития...» «Изучение динамики...» «Анализ специфики становления...» «Проверка предположения о том, что... » «Выявить возможности.., в использовании... » «Создание адекватного инструмента исследования...» «Разработка и апробация... приемов и процедур обработки эмпирических данных... » «Разработка и апробация методики...» «Разработка и апробация программы тренинга...»
Объектисследования – часть объективной реальности, которая подвергается научному изучению. Определяя объектисследования, нужно дать ответ на вопрос: что рассматривается?
Предметомисследования могут быть конкретные разделы, свойства и характеристики выделенной предметной сферы. Предмет обозначает аспект рассмотрения, дает представление о том, как рассматривается объект, какие отношения, свойства, стороны и функции объекта затронуты в работе.
Примеры формулирования объекта и предмета:
1. Тема: Формирование эмоциональной культуры студентов.
Объект – эмоциональная культура студентов. Предмет – психолого-педагогические условия формирования эмоциональная культура студентов.
2. Тема: Особенности эмоционального выгорания педагогов.
Объект – эмоциональное выгорание, а предмет – особенности эмоционального выгорания педагогов.
Гипотеза – это совокупность теоретически обоснованных предположений, истинность которых подлежит проверке в предполагаемом исследовании. Иными словами, это предположение о возможных конечных результатах исследовательской работы. Гипотеза – это логический стержень, вокруг которого концентрируются выявляемые факты. В ходе исследования она может быть подтверждена или опровергнута как не оправдавшая себя. Гипотеза, как правило, находит отражение в названии работы.
В эмпирической части гипотезы подвергаются проверке. Тип гипотезы связан с методом исследования: существуют причинно- следственные гипотезы, проверяемые в эксперименте, и психологические гипотезы, в которых используются другие типы доказательства соответствия эмпирических данных теоретическим предположением.
Основные правила формулирования гипотезы:
· гипотеза непосредственно должна вытекать из поставленной проблемы;
· гипотеза формулируется тогда, когда существует теоретическое обоснование выдвигаемого предположения;
· формулировка гипотезы не должна иметь вид размытого общего предположения, которое автор не может конкретизировать (например: «Детский эмоциональный опыт определяет развитие личности»). Чем конкретнее предположение, тем легче его затем будет подтвердить или опровергнуть.
Приведем примеры типичных формулировок гипотез:
«В качестве ... может выступать...»
«Процесс... определяется...»
«Одной из причин... является...»
«Существует возможность на основе .. выделить .. »
«Предполагается, что ... может оказаться ключевым для ...»
«С возрастом ... переходит от ... к ...»
«... имеют ... динамику ...»
«Наличие ... влияет на особенности ...»
«Имеются отличия ... у ... с ... и с ... »
«... присущ..., характеризующийся ... »
«У ... с ... характеристиками преобладает.., а у ... с ... характеристиками преобладает ...»
«... особенность ... должна отражаться в ...»
«... оказывает влияние на ...»
«... связано с ...»
«... статистически связано с ...»
«... характеризуется большей связью с.., чем с ...»
«При изменении ... изменяется ...»
«Изменяя степень ... предполагается возможным изменить степень ...»
«Значимые различия по показателям ... у ... связано с ...» «... особенности ...не влияют на ... показатели у ...»
Например, гипотеза в работе на тему: «Особенности эмоционального выгорания педагогов» может быть сформулирована следующим образом: эмоциональное выгорание педагогов отличается рядом психологических особенностей: эмоциональной лабильностью, агрессивностью, дидактизмом.
Следующий раздел «аппарата исследования» - это теоретико-методологические основы исследования.Этот раздел может формулироваться в относительно произвольной форме. Здесь имеются ввиду не все те научные публикации, на которые ссылается студент в своей работе. Речь идет об одной, двух, трех, от силы четырех концепциях крупных ученых-психологов (возможно из какой-либо другой области научного знания), которые действительно лежат в основании исследования. Если студент работает под руководством известного ученого по данной проблеме или научной школы, тогда в основании исследования будет его/их научная концепция, теория, но возможно, не только одна.
В качестве примера приведем следующую работу: