Психология расследования преступлений

Несовершеннолетних.

Использование в процессе расследования преступлений психологических, педагогических и других познаний, позволяет правоохранительным органам успешно вести борьбу с преступностью несовершеннолетних.

Психология расследования преступлений связана с выполнением познавательной, организаторской, конструктивной, коммуникативной и воспитательной видов деятельности.

Расследование преступлений несовершеннолетних регламентируется как общими правилами уголовно-процессуального законодательства, так и особыми положениями закона. Это обусловлено особенностями личности несовершеннолетних (возраста, психологии, уровнем развития и др.).

Все усилия правоохранительных органов при расследовании уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних направлены на максимальное соблюдение прав и интересов несовершеннолетнего.

Организаторская деятельность при расследовании преступлений, совершенных несовершеннолетними, связана с процессуальными особенностями возбуждения уголовного дела, важнейшими обстоятельствами, подлежащими доказыванию, организацией расследования преступления в целом.

Возбуждения уголовного дела против несовершеннолетнего осуществляется следователем. При наличии достаточных оснований уголовное дело возбуждается незамедлительно. Проверка оснований для возбуждения должна установить наличие признаков преступления, получить данные о возрасте несовершеннолетнего, подозреваемого в совершении преступления, и собрать основные сведения о подростке и его родителях. Важно установить факт малозначительности или общественной опасности действий несовершеннолетнего. Особое внимание уделяется вопросу задержания или ареста несовершеннолетнего. О применении к несовершеннолетнему данных мер сообщается родителям или другим законным представителям, с разъяснением всех прав и обязанностей.

С целью обеспечения объективности расследования преступления, обеспечивается приглашение защитника с момента предъявления несовершеннолетнему обвинения. Выяснить у несовершеннолетнего или его законного представителя мнение о приглашении конкретного защитника. В случаях, когда необходим вызов несовершеннолетнего, он осуществляется через родителей или законных представителей. Кроме того, следователь решает вопрос о вызове педагога для допроса несовершеннолетнего, а также проверяет его личность (стаж работы, возраст, специальность, пол, отношения с обвиняемым и др.).

Познавательная деятельность при расследовании преступлений несовершеннолетних определяется обязательным установлением важнейших обстоятельств, подлежащих доказыванию. В связи с особенностью несовершеннолетнего выясняются его склонности к фантазии, самооговору и др. важно сопоставить сведения о месте, времени совершения преступления с показаниями несовершеннолетнего. Точное установление этих обстоятельств помогает определить участие подростка в преступлении и насколько внимательный был контроль со стороны взрослых.

Устанавливая обстоятельства, характеризующие события преступления, необходимо выяснить развитие события в динамике, собрать все сведения, относящиеся к преступлению. Важнейшими являются: подготовка к совершению преступления; совершение противоправного действия; сокрытие преступления; использование результатов преступления.

Особое внимание уделяется личности подростка: возраст, физическое и умственное развитие, род занятий, условия жизни и воспитания, поведение до и после преступления, круг его интересов, взглядов, психические особенности (темперамент, характер и др.), склонности и увлечения, развитие, навыки, умения и др.

При решении вопроса о виновности несовершеннолетнего необходимо выяснить, понимал ли подросток совершаемые им действия и их последствия, что бы выяснить наличие умысла. Важно выяснить причины и условия совершения преступления.

Конструктивная деятельность направлена на планирование расследования преступления, составление плана. Психологические особенности личности несовершеннолетнего и особая процессуальная регламентация расследования преступлений несовершеннолетних предполагают специфику в конструктивной деятельности следователя.

Специфика планирования преступлений несовершеннолетних связана с анализом следственных ситуаций. Поэтому следователю необходимо планировать расследование с учетом сложившихся следственных ситуаций (тактических операций, криминалистических комплексов, комбинаций и др.). При планировании выдвигаются версии по проверке связей подростка, его интересов, знакомств, увлечений, время провождение, мотивов совершения преступления и др.

В плане предусматривается необходимость проведения версий защитника, свидетелей, потерпевших и др. В плане необходимо определить время ареста или задержания несовершеннолетнего, а также немедленный допрос с участием адвоката. При планировании расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними важно установить последовательность намечаемых следственных действий и мероприятий. При этом учитываются следующие обстоятельства:

а) является ли несовершеннолетний действительно тем лицом, которое совершило преступление;

б) участвовал ли несовершеннолетний вместе с другими лицами в противоправном действии;

в) имеются ли данные, подтверждающие версию о причастности несовершеннолетнего к преступлению.

В процессе расследования преступления и выяснения обстоятельств происшествия необходимо изучить личности подростка, его связи с взрослыми подстрекателями и несовершеннолетними преступниками, установить мотивы преступного поведения и др.

Важнейшими версиями, выдвигаемые и проверяемые по делам о преступлениях несовершеннолетних являются:

- специфика сведений, подтверждающих, что неизвестный преступник молод (несовершеннолетний);

- наличие информации, указывающей на существование взрослых организаторов, подстрекателей или соучастников преступления;

- совершение подозреваемым аналогичных преступлений и правонарушений ранее;

- имеются ли данные о самооговоре подростка, когда явно просматриваются признаки у несовершеннолетнего повышенной внушаемости, склонности к фантазии, страхи, боязни расправы над ним соучастников и др.;

- предположение о мотивах совершения преступления (характер совершаемых действий, последствия преступлений и др.).

При проверке версий необходимо тщательно изучить показания несовершеннолетнего, осмыслить линию поведения адвоката и его подзащитного.

При планировании дел рассматриваемой категории важно установить последовательность намечаемых следственных действий и мероприятий. Особое внимание уделяется производству следственных действий с целью: выяснения состава и взаимоотношений в группе; исключить или свести к минимуму влияние на подростка других участников преступления, заинтересованных лиц (родителей, друзей и т.д.); принять меры к недопущению утечки информации, касающейся расследования преступления; своевременное установление наиболее активных и опасных участников преступления.

Планирование должно быть подвижным, постоянно меняющимся, с учетом новых сведений и обстоятельств. Данные, полученные при проверке версий, сведения, характеризующие психологические особенности личности несовершеннолетнего, помогают следователю правильно разработать тактику допроса и других процессуальных действий с участием несовершеннолетнего.

Преступления, совершаемые несовершеннолетними, различны по видам преступлений, но имеют и некоторые общие черты. Это прежде всего, совершение преступлений группой, особенности мотиваций, специфика в выборе предмета посягательства, совершение действий, явно выходящих за рамки смысла, логики, своеобразие в использовании преступного результата.

При производстве следственных действий с участием несовершеннолетних необходимо учитывать психологические закономерности, связанные с возрастными и другими особенностями их личности.

Психологически особенности допроса несовершеннолетних заключаются в том, что на первоначальном этапе расследования следователь должен правильно диагностировать личность допрашиваемого, установить с допрашиваемым психологический контакт. Главная цель допроса - получить от несовершеннолетнего правдивую информацию, без элементов повышенного воображения или внушаемости. С помощью показаний подростка устранить противоречия, неточности, неясности в расследуемом деле.

Большое значение при допросе несовершеннолетнего играет информация, полученная в результате изучения личности. Необходимо установить положительные качества подростка, время, когда его поведение стало меняться в хорошую сторону, выяснить причины изменения поведения (неурядицы в семье, влияние взрослых, болезнь, смерть одного из родителей и др.). Это необходимо для получения объективных показаний и надлежащего воздействия на несовершеннолетнего. Наибольшую общественную опасность по делам несовершеннолетних представляет организатор. При допросе несовершеннолетнего необходимо получить сведения о лидере преступной группы. Важно убедить несовершеннолетнего дать правдивые показания, которые изобличают организатора в совершении преступления и показывают его истинное лицо. В процессе общения с несовершеннолетними необходимо показать, что он попал в серьезную жизненную ситуацию и что от правдивости его показаний зависит дальнейшее развитие событий.

Допрос несовершеннолетнего необходимо вести тактично, чтобы допрашиваемый почувствовал особое внимание к себе, своей дальнейшей судьбе, родителям, учителям в школе и т.д. Нарушение этого требования может привести к потере психологического контакта, к затруднениям при допросе. На заключительном этапе допроса особое значение придается удостоверительной деятельности следователя. На этой стадии допроса важно сохранить лексические особенности речи подростка. Следователь должен активно использовать помощь педагога (или психолога), приглашенного для участия в допросе несовершеннолетнего.

При осмотре места происшествия следователь реализует такие свои качества, как наблюдательность, высокий уровень ориентации и большой объем внимания, умение выделить информацию, свидетельствующую об участии в преступлении несовершеннолетнего.

Наряду с общими психологическими закономерностями при проведении обыска и связи с преступлением несовершеннолетнего, следует учитывать, что подростки нередко прячут вещи и оружие, добытое преступным путем, в местах, где привыкли уединяться или собираться группами: на чердаках, в сараях, шалашах, подвалах, пустующих помещениях, аварийных зданиях, колодцах теплоцентрали и т.д.

Успех обыска зависит, в первую очередь, от внезапности. Поэтому обыск необходимо провести сразу, как только установили несовершеннолетнего преступника. Обыск проводится с участием работников дознания, знающих контингент лиц, которые могут оказаться по месту обыска. Нужно постоянно наблюдать за поведением несовершеннолетнего при обыске. Подростки менее сдержаннее взрослых преступников и более эмоционально реагируют на приближение следователя к месту, где спрятаны предметы.

Наблюдение за обыскиваемым несовершеннолетним, его родителями, близкими, необходимо, чтобы пресечь попытку уничтожить или скрыть важные для следователя обстоятельства: предметы, записи и другие доказательства.

Такие качества несовершеннолетнего, как склонность к фантазии, лживость, невнимательность, чувство гнева, страха, стыда и другие существенно влияют на восприятие. Поэтому необходимо это учитывать при проведении следственного действия - предъявления для опознания.[207]

При проведении и проведении опознания с участием несовершеннолетнего опознающего, необходимо учитывать, что подростки, хорошо восприняв событие, не всегда могут воспроизвести при предъявлении для опознания. Необходимо внимательно готовить несовершеннолетнего к предстоящему следственному действию (во всех деталях допросить подростка, предложить нарисовать некоторые особенности личности и т.д.). Важно исключить неблагоприятное воздействие на несовершеннолетнего со стороны заинтересованных лиц (уговоры, угрозы, шантаж и др.).

Опознающий несовершеннолетний должен действовать самостоятельно, ориентируясь на свои познания, возможности и объективность.

Предвидя возможность возникновения конфликта, необходимо пригласить в качестве понятых известных подростку лиц (преподавателей школы, колледжа, где учится несовершеннолетний, или сотрудников предприятия, на котором он работает), а также работников оперативной службы для предотвращения нарушения процедуры опознания.

В связи с большой сложностью исследования личности несовершеннолетнего, назначается судебно-психологическая или психолого-психиатрическая экспертиза.

Особое внимание уделяется умственному развитию подростка, степени развития интеллекта, осознавал ли он значение своих действий. Это важно для правильного решения вопроса об уголовной ответственности несовершеннолетнего или о возможности применения к нему мер воспитательного воздействия.

Психологическая экспертиза раскрывает закономерности формирования показаний несовершеннолетнего, особенности органов чувств и личности подростка. К компетенции эксперта-психолога относится установление аффективного состояния несовершеннолетнего. Судебно-психологическая экспертиза может установить и другие состояния подростка, которые повлияли на его поведение в конкретной ситуации (переутомление, страх, горе, депрессии и др.).

Комплексные экспертизы (психолого-психиатрическая, медико-психологическая и др.) исследуют личность несовершеннолетнего, который:

а) психически не здоровый или в прошлом перенесший психические заболевания;

б) совершил свои действия в состоянии опьянения (алкогольного или наркотического);

в) страдает умственной отсталостью, но она не связана с душевным заболеванием.

Большое внимание уделяется воспитательному воздействию следователя на несовершеннолетнего правонарушителя. Сущность его состоит в том, чтобы разрушить сложившиеся у него антиобщественные взгляды и привычки, искоренить отрицательные черты и в тоже время, укрепить его социально-позитивные свойства, приучить к поведению, соответствующему члену общества.[208]

С педагогической точки зрения, подросток, совершивший правонарушение, нуждается в устранении всех просчетов. Допущенных в процессе его воспитания в семье и школе. Конечно, за короткое время предварительного расследования следователь не сможет в полном объеме выполнить эту работу. Однако, следователь обязан настроить свою деятельность так, чтобы устранить антиобщественные взгляды и дефекты правосознания правонарушителя. Эта работа требует от следователя отказаться от изложения прописных истин, а перейти к глубокому, содержательному разговору, психологическому изучению личности подростка. Представляется, что следователь обязан постоянно обращаться за помощью к специалистам - психиатрам, психоневрологам, психологам, которые могут рекомендовать наиболее приемлемые методы и формы воспитательного воздействия на правонарушителя.

В процессе воспитательного воздействия на подростка, допустившего правонарушение, учитываются объективные и субъективные факторы. К объективным относятся - социальная среда и микросреда, условия жизни, существующие правовые и нравственные нормы воздействия. К субъективным - целенаправленное воздействие на мировоззрение подростка, его психологию. Следователь должен помнить, что воспитательное воздействие на мировоззрение подростка, его психологию, осуществляется с учетом возраста правонарушителя. При этом особое значение имеет специализация следователя, его личные качества и профессиональные черты, которые позволяют оказать воспитательное воздействие на подростка. Следователь должен вникать во внутренний мир правонарушителя, использовать педагогические знания.

Эффективное воспитательное воздействие на подростка правонарушителя оказывает постоянство в следователях, занимающихся уголовным делом, законность и обоснованность всех совершаемых следователем действия и принимаемых им решений.

Воспитательное воздействие на подростка оказывают лишь справедливые действия следователя, т.е. принимаемые с учетом личности несовершеннолетнего. Воспитательное воздействие следователя должно заключаться в положительном влиянии на психику, взгляды, привычки правонарушителя.

Чтобы успешно проводить воспитательное воздействие на подростка, необходимо четко определить, почему несовершеннолетний встал на путь правонарушения. Определить реальные мотивы преступного поведения несовершеннолетнего довольно сложно. Важно выяснить, явилось ли правонарушение случайным или стало результатом отрицательных установок личности подростка. Необходимо помнить, что совершение преступления предшествует антисоциальное, отклоняющееся поведение подростка.

Важно в процессе воспитательного воздействия следователя на подростка учитывать тип несовершеннолетнего правонарушителя.

А.И. Долгова выделяет и характеризует три типа: последовательно-криминогенный, ситуативно-криминогенный и ситуативный.[209]

Первый тип подростка отличается систематическими нарушениями норм поведения и морали. Второй тип характеризуется нарушением моральных норм и совершением правонарушений непреступного характера. Третий тип несовершеннолетнего отличается безнравственными элементами сознания и поведения личности выраженными незначительно.

Следователь использует методы воспитательного воздействия на несовершеннолетнего, которые разработаны педагогами и психологами. Основными методами являются: убеждение, принуждение, поощрение, пример и др. Например, сущность метода «пример» заключается в том, что следователь своим личным примером и систематически воздействует на правонарушителя. Деятельность следователя представлена как образец для подражания. «В воспитании, - писал К.Д. Ушинский, - все должно основываться на личности воспитателя... Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер.»[210]

Несовершеннолетний длительное время общается со следователем, поэтому он внимательно изучает его поступки, действия, авторитет, политическую зрелость, моральный облик и профессиональную подготовку, педагогическое мастерство и другие личные качества. Личный пример, личные положительные качества следователя являются теми необходимыми условиями, которые дают ему моральное право воспитывать других.

Следователь должен использовать положительные примеры поведения и поступков других лиц, особенно таких же, как несовершеннолетний преступник (например, письма бывших преступников-подростков, убедительные примеры из книг, кинофильмов и др.).

Непосредственное влияние на формирование личности несовершеннолетнего правонарушителя оказывают трудовые, педагогические, ученические коллективы, семья, неформальные группы или объединения.

Следователь должен использовать особенности микросреды в процессе воспитательного воздействия на несовершеннолетнего правонарушителя исходить из реальных возможностей трудового, ученического, педагогического и др. коллектива, а также обстоятельств уголовного дела.

Особое внимание уделяется роли семьи в воспитании несовершеннолетнего правонарушителя. Причем семья может влиять на подростка либо положительно, либо отрицательно. Поэтому следователь должен внимательно изучить обстановку в семье, поскольку под внешними проявлениями может скрываться иная сущность.

На формирование личности несовершеннолетнего значительное влияние оказывают неформальные группы, членом которых он является. Следователь изучает неформальные группы, выясняет роль несовершеннолетнего преступника в ней, определяет основные направления использования данных о неформальной группе с целью воздействия на подростка. Формы привлечения сверстников к перевоспитанию правонарушителя различны и зависят от особенностей всех материалов уголовного дела.

В заключение необходимо подчеркнуть, что в воспитательных целях следователь может использовать отдельные институты предварительного расследования. Наиболее действенное воспитательное влияние на несовершеннолетнего следователь может оказать при привлечении его в качестве обвиняемого, при установлении причин и условий, способствовавших совершению преступления, а так же на заключительном этапе предварительного следствия.

Наши рекомендации