Особенности личности умственно отсталых детей
Особенности волевых качеств.Воля - это способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая возможные препятствия. Воспитание воли и у нормальных людей - сложный и длительный процесс. Воспитание воли у умственно отсталых детей представляется делом еще более долгим и трудным, что объясняется особенностями их развития. Выделим основные особенности волевых качеств умственно отсталых детей.
1, Недостаток инициативы, неумение руководить своими действиями, неумение действовать в соответствии с какой-нибудь отдаленной целью.
2. Несамостоятельность, неумение преодолевать малейшие препятствия, противостоять любым искушениям могут сочетаться с прямо противоположными признаками. Слабость воли умственно отсталых детей выступает лишь в тех случаях, когда дети знают, как надо действовать, но при этом не испытывают в этом потребности.
3. Наблюдается контрастность и в отношении к воздействиям со стороны окружающих людей. На первый план выступает внушаемость, некритическое восприятие указаний и советов окружающих людей, отсутствие попытки проверить, сопоставить эти указания и советы с собственными интересами и склонностями. Умственно отсталого ребенка легко подговорить обидеть свою любимую младшую сестренку, испортить, сломать какую-либо нужную вещь в доме и т.д. И наряду с этим те же дети в отношении отдельных указаний могут проявить необычайное упрямство, длительное и бессмысленное сопротивление разумным доводам, непреодолимое стремление сделать наперекор тому, о чем их просят. Все эти мнимые контрасты проявлений воли (безынициативность и безудержность, внушаемость и упрямство и т.п.) есть выражение незрелости личности, следствие недоразвития психики.
Мотивационно-потребностная сфераумственно отсталых детей характеризуется незрелостью, слабой выраженностью и кратковременностью побуждений к деятельности, ограниченностью мотивов, недостаточной сформированностью социальных потребностей. Эти детям свойственна «короткая» мотивация деятельности, а также слабая и элементарная мотивация отношений. Мотивы, побуждающие их к выполнению той или иной деятельности (игровая, учебная, трудовая), зачастую оказываются слабо выраженными, нестойкими и быстро исчерпываются.
Особенности эмоциональной сферы. Незрелость личности умственно отсталого ребенка, проявляется и в ряде особенностей его эмоциональной сферы.
1. Недоразвитие эмоций. У них нет оттенков переживаний, и чем глубже умственная отсталость, тем менее дифференцированы эмоции. Переживания более примитивны (он испытывает или удовольствие, или неудовольствие, а дифференцированных тонких оттенков переживаний почти нет),
2. Чувства умственно отсталых детей часто бывают неадекватны воздействиям внешнего мира по своей динамике. У одних детей можно наблюдать чрезмерную легкость и поверхностность переживаний серьезных жизненных событий, быстрые переходы от одного настроения к другому. У других детей наблюдается чрезмерная сила и инертность переживаний, возникающих по малосущественным поводам (незначительная обида может вызвать очень сильную и длительную эмоциональную реакцию).
3. У умственно отсталых детей наблюдается явление раздражительной слабости. Это состояние утомления или общее ослабление организма, при котором дети на любые мелочи реагируют вспышками гнева.
4. Наряду с общим недоразвитием эмоциональной сферы, у умственно отсталых детей наблюдаются некоторые болезненные проявления чувств. Выделяют следующие виды болезненных проявлений:
дисфория - это эпизодическое расстройство настроения, которое не связано с реальными обстоятельствами и какими-либо неблагоприятными внешними воздействиями (ребенок может быть длительное время спокоен, послушен; вдруг он приходит в класс в угнетенном, мрачном состоянии, со злобой реагирует на замечания учителя, шутки приятелей. Это может длиться t-2дня);
эйфория - ничем не мотивированное повышенное настроение. В отличие от обычной жизнерадостности, которая не мешает чутко реагировать на события окружающей жизни, в состоянии эйфории дети становятся нечувствительными к объективной реальности;
апатия - нарушение эмоционального развития, которое является, как правило, предшественником приближающегося заболевания. Учащиеся вспомогательной школы в состоянии апатии могут высказывать мысли, проявлять, обнаруживать настроения, не свойственные детскому возрасту (безразличие к жизни, к людям, нежелание действовать, двигаться, потеря всяческих интересов и привязанностей). Если это есть, то такая апатия должна рассматриваться как признак болезни и такого ребенка нужно немедленно показать психоневрологу.
Вопросы для самопроверки
1. Дайте определение умственной отсталости.
2. Назовите основные причины возникновения умственной отсталости.
3. Каковы различия в клинической картине между олигофренией и де-менцией?
4. Дайте психолого-педагогическую характеристику детям с дебильно-стью, имбецильностью и идиотией.
5. Охарактеризуйте особенности познавательного развития при умственной отсталости.
6. Опишите основные закономерности эмоционально-волевой сферы умственно отсталых детей и подростков.