Защитные механизмы (по Фрейду)

Защитное поведение позволяет человеку защититься от тех проблем, которые он пока не может решить, позволяет снять тревогу от угрожающих событий (потеря близкого человека, любимой игрушки, потеря любви со стороны других людей, потеря любви к себе и т. п.), позволяет «уйти от угрожающей реальности», иногда преобразовать эту угрозу. На какое-то время защитный механизм необходим, поскольку человек в дан­ный момент не может решить проблему, но если время идет, a человек проблему не решает, то потом этот защитный механизм может являться препятствием личностного роста, пoвeдение человека становится мало предсказуемым, он может вредить сам себе, он уходит от реальности и от тех проблем, которые ему надо решить, т. е. сами защитные механизмы часто порождают все новые и новые проблемы, причем настоящую! свою проблему человек прячет, подменяя ее новыми «псевдо­проблемами». Знаменитый психолог Фрейд выделял 7 защит­ных механизмов: I) подавление желаний — удаление желаний из сознания, т. к. его «нельзя» удовлетворить; подавление не бывает окончательным, оно часто является источником телесных заболеваний психогенной природы (головные боли, артриты, язва, астма, сердечные болезни, гипертония и т. h.).vj Психическая энергия подавленных желаний присутствует в теле человека, независимо от его сознания, находит свое болезнен­ное телесное выражение. Результатом подавления является демонстративное безразличие к данной сфере, реальности; 2) отрицание — уход в фантазию, отрицание какого-либо события как «неправды». «Этого не может быть» — человек проявляет яркое безразличие к логике, не замечает противоречий в своих! суждениях; 3) рационализация — построение приемлемых! моральных, логичных обоснований, аргументов для объяснения и оправдания неприемлемых форм поведения, мысле поступков, желаний; 4) инверсия — подмена действия, мысли, чувств, отвечающих подлинному желанию, на диаметральной противоположные поведение, мысли, чувства (например, ребенок первоначально хочет получить любовь к себе матери, но, не получая этой любви, начинает испытывать прямо противо­положное желание досадить, разозлить мать, вызвать ссору и ненависть матери к себе); 5) проекция — приписывание друго­му человеку своих собственных качеств, мыслей, чувств — т, е. «отдаление угрозы от себя». Когда что-то осуждается в других, именно это не принимает человек в себе, но не может признать это, не хочет понять, что эти же качества присущи и ему. На­пример, человек утверждает, что «некоторые евреи — обман­щики», хотя фактически это может значить: «Я порой обманы­ваю»; 6) изоляция — отделение угрожающей части ситуации от остальной психической сферы, что может приводить к разделенности, раздвоенности личности, к неполному «Я»; 7) рег­рессия — возвращение на более ранний, примитивный способ реагирования, устойчивые регрессии проявляются в том, что человек оправдывает свои поступки с позиции мышления ре­бенка, не признает логику, отстаивает свою точку зрения, не­смотря на правоту аргументов собеседника, человек не разви­вается психически и порой возвращаются детские привычки (грызть ногти и т. п.).

По мнению 3. Фрейда, почти все нормальные элементы детской жизни, например такие как жадность, ревность, ко­рысть, — толкают ребенка в направлении асоциальиости. И с помощью защитных механизмов психики некоторые инстик-тивные желания ребенка, не одобряемые в обществе, вытесня­ются из сознания, другие переходят в свою противоположность (реакционные образования), направляются на другие цели (суб­лимация), сдвигаются с себя на других людей (проекция) — так сложно и болезненно происходит социализация ребенка, вклю­чение его « жизнь общества. Организация защитного процес­са — это важная и необходимая составная часть развития «Я».

Все люди в какой-то степени используют защитные меха­низмы, и это становится нежелательным в том случае, если люди чрезмерно на них полагаются, когда они искажают кар­тину потребностей, страхов, стремлений человека. Все защит­ите механизмы обладают общими свойствами:

• они действуют на неосознанном уровне и поэтому явля­ются средствами самообмана;

• они искажают, отрицают или фальсифицируют восприя­тие реальности, чтобы сделать тревогу менее угрожаю­щей для человека.

Тревога или чувство надвигающейся опасности может быть следующих типов: .

• реалистическая тревога — эмоциональный ответ на угро­зу реальных опасностей внешнего мира, помогает обес­печить самосохранение;

• невротическая тревога — эмоциональный ответ на опас­ность того, что неприемлемые импульсы со стороны «ОНО» станут осознанными, это боязнь, что ЭГО ока­жется неспособным контролировать сексуальные или аг­рессивные желания, и ты сделаешь что-то ужасное, что повлечет за собой тяжелые отрицательные последствия;

• моральная тревога — когда Эго испытывает угрозу нака­зания со стороны СВЕРХ-Я, когда «ОНО» стремится к активному выражению безнравственных мыслей или дей­ствий и СВЕРХ-Я отвечает на это чувством вины, стыда и самообвинения.

Социальная тревога возникает в связи с угрозой исключе­ния из группы сверстников из-за неприемлемых действий. Позднее Фрейд показал, что тревога, берущая свое начало из I СВЕРХ-Я, в конечном счете вырастает в страх смерти и ожида­ние возмездия за прошлые или настоящие грехи в загробной жизни.

Неврозы развиваются у человека, по мнению Фрейда, вследствие частичного отказа системы защиты. Более тяжелое рас­стройство механизмов защиты приводит к психиатрическим : заболеваниям (например, шизофрения), для которых свойственна значительная деформация Эго и восприятия реальности.

ВОПРОС 103

Бихевиоризм

Бихевиоризм определил облик американской психологии XX в. Его основатель, Джон Уотсон (1878—1958), сформули­ровал кредо бихевиоризма: «Предметом психологии является поведение». Отсюда и название — от английского behavior — поведение (бихевиоризм можно перевести как поведенческая психология). Анализ поведения должен носить строго объек­тивный характер и ограничиваться внешне наблюдаемыми ре­акциями (все, что не поддается объективной регистрации, — не подлежит изучению, т. е. мысли, сознание человека не под­лежат изучению, их нельзя измерить, регистрировать). Все, что происходит внутри человека, изучить невозможно, т. е. че­ловек выступает как «черный ящик». Объективно изучать, ре­гистрировать можно только реакции, внешние действия чело­века и те стимулы, ситуации, которые эти реакции обусловли­вают. И задача психологии заключается в том, чтобы по реак­ции определять вероятный стимул, а по стимулу предсказы­вать определенную реакцию.

И личность человека, с точки зрения бихевиоризма, не что иное, как совокупность поведенческих реакций, присущих дан­ному человеку. Та или иная поведенческая реакция возникает на определенный стимул, ситуацию. Формула «стимул — ре­акция» S — R являлась ведущей в бихевиоризме. Закон эффек­та Торндайка уточняет: связь между S и R усиливается, если есть подкрепление. Подкрепление может быть положительным (похвала, получение желаемого результата, материальное воз­награждение и т. п.) либо отрицательным (боль, наказание, неудача, критическое замечание и т. п.). Поведение человека вытекает чаще всего из ожидания положительного подкрепле­ния, но иногда преобладает желание прежде всего избежать отрицательного подкрепления, т. е. наказания, боли и пр.

Таким образом, с позиции бихевиоризма, личность — все чем обладает индивид, и его возможности в отношении реакции (навыки, сознательно регулируемые инстинкты, социализованные эмоции + способность пластичности, чтобы образовывать новые навыки + способность удержания, сохранения навыков) для приспособления к среде, т. е. личность — организованная и относительно устойчивая система навыков. Навыки составляют основу относительно устойчивого поведе­ния, навыки приспособлены к жизненным ситуациям, измене­ние ситуации ведет к формированию новых навыков.

Человек в концепции бихевиоризма понимается прежде всего как реагирующее, действующее, обучающееся существо, запрограммированное на те или иные реакции, действия, пове­дение. Изменяя стимулы и подкрепления, можно программи­ровать человека на требуемое поведение.

В недрах самого бихевиоризма психолог Толмен (1948) под­верг сомнению схему S — R как слишком упрощенную и ввел между этими членами важную переменную — психические процессы данного индивида, зависящие от его наследственно­сти, физиологического состояния, прошлого опыта и природы стимула S-I-R. В 70-е тт. бихевиоризм представил свои концеп­ции в новом освещении — в теории социального научения. По мнению Бандуры (1965), одна из главных причин, сделавших нас такими, какие мы есть, связана с нашей склонностью под­ражать поведению других людей с учетом того, насколько бла­гоприятны могут быть результаты такого подражания для нас. Таким образом, на человека влияют не только внешние усло­вия; он также постоянно должен предвидеть последствия свое­го поведения путем самостоятельной оценки.

ВОПРОС 104

Наши рекомендации