Акмеологические методы

Прежде всего хотелось бы обратиться к методам, применяемым в акмеологии, и, конечно же, к собственно акмеологическим методам, потому что от них зависит результативность акмеологических исследований и эффективность решения практических задач. На ранних этапах становления акмеологии и по настоящее время акмеологов интересовали вопросы правомочности применения общенаучных методов и методов некоторых наук, прежде всего психологии. Проведенные исследования доказали такую правомочность. В акмеологических кругах сложилось устойчивое мнение, что, вообще говоря, акмеоло-гическими можно считать любые научные методы, помогающие эффективно решать акмеологические задачи и проблемы. При этом, правда, делалась принципиальная оговорка, что точнее было бы налывать такие методы – методами акмеологических исследований, но при этом отмечалось, что в акмеологии уже созданы собственные оригинальные акмеологичсские методы и этот процесс продолжается.

Как нами неоднократно подчеркивалось, методы акмеологических исследований отличаются значительным разнообразием. Составление классификаций методов акмеологических исследований является сложной теоретической проблемой. В настоящее время ее разработка осуществляется в теоретической акмеологии. Можно утверждать, что уже получены перспективные результаты. Считается, что все научные методы, применяемые в акмеологии, можно классифицировать по двум основаниям, соответственно выделив теоретические и инструментально-практические. В свою очередь, данные два класса методов содержат несколько подгрупп. В своем единстве они образуют следующую систему.

В этой системе в класс теоретических методов акмеологических исследований входят:

а) логические: анализ, синтез, индукция, дедукция, мысленный эксперимент;

б) математические методы анализа: корреляционный, факторный, дисперсионный, дискриминатный, кластерный и др.;

в) междисциплинарные методы-подходы: комплексный, системный, функциональный, генетический, лонгитюдный, модельный, биографический, ситуативный и др.

В класс инструментально-практических методов исследования входят:

а) общенаучные: наблюдение, эксперимент, экспертные оценки;

б) методы частых наук:

♦ психологические (тестирование, наблюдение, беседа, самонаблюдение, самоотчет, психосемантические);

♦ социологические (перепись, опрос, интервьюирование, анкетирование);

♦ психофизиологические;

в) акмеологические.

Данная классификация общенаучных и частных методов акмеологических исследований может быть принята как базисная, хотя, очевидно, возможно ее дополнение и коррекция. В то же время важной перспективной задачей является ее наполнение акмеологическим содержанием, то есть непосредственная демонстрация возможностей перечисленных методов, описание процедур их применения при решении конкретных акмеологических проблем.

Отдавая должное многим из отмеченных методов, подчеркнем, что все же ведущую роль в акмеологических исследованиях и акмеологи-ческой практике играют психологические методы. Пожалуй, нет такой акмеологической задачи или проблемы, в решении которой в той или иной мере они не использовались. В то же время в их применении существует один важный момент: анализ полученных данных, их осмысление и интерпретация в значительной степени осуществляются с акмеологических, а не только исключительно психологических позиций. В результате сугубо психологические методы как бы приобретают новое качество, акмеологическую специфику.

Для пояснения данной мысли проведем аспектный сравнительный анализ между подходами, принятыми в акмеологии и профессиональной психологии и психологии труда, направленными на изучение и развитие профессионального мастерства и профессионализма. В настоящее время при решении актуальных практических задач, связанных с подбором кадров, их расстановкой, аттестацией, определением путей их профессионального развития и роста, часто применяется профессиологический, или профессиографический, подход. В рамках данного подхода осуществляется разработка профессиограмм, психограмм, проводятся профессиографические описания, определяется профессиональная пригодность субъекта труда к конкретному виду профессиональной деятельности, выявляются психологические и иные противопоказания. Профессиограммы позволяют не только дать качественное описание профессиональной деятельности, но и сформулировать нормативные требования к специалистам, а психограммы -к их психическим процессам, функциям и психологическим качествам, которые влияют на эффективность профессиональной деятельности. Но с акмеологической точки зрения важным является то общее, что их объединяет, – они нацелены, как подчеркивается в таких работах, на достижение определенного уровня профессиональных знаний, умений и навыков, которые бы обеспечили субъекту общественно-приемлемое качество труда.

Данное качество – это принципиальный момент – по сути дела является средним, не наивысшим для данных условий осуществления деятельности. Оно обеспечивает стабильное функционирование социально-экономической системы, когда не ставятся задачи высоких профессиональных достижений и когда сама система не является прогрессивно развивающейся. Данный уровень, по существу, является базисным и выполняет важные общественные функции. Это уровень, если использовать математические образы, необходимого, но не достаточного. Проблема достаточного уровня возникает тогда, когда ставятся задачи крупных количественных изменений, сопровождающихся качественными скачками. Следовательно, для масштабных достижений высоких и наивысших показателей в труде необходимо ведение кадровой работы с опорой на качественно иные методы, ориентирующие на наивысшие показатели. В психологии эта проблема, естественно, хорошо осознавалась. Так, неоднократно отмечалось, что «...психограмма, составленная в целях профотбора, должна включать двоякого рода требования: во-первых, те, которые определяют необходимые и некомпенсируемые свойства и должны предъявляться к любому среднему работнику, во-вторых, только желательные, определяющие возможность достижения высокого уровня профессионального мастерства» .

Но проблема-то состоит в том, что пути выполнения второго требования, строго говоря, определены не были. Для того чтобы сформулировать эти «желаемые требования», необходимо отчетливо представлять, чем же в психологическом плане профессиональное мастерство отличается от общественно-приемлемой квалификации, каковы психологические отличия профессионала своего дела от среднего специалиста.

На эти и другие сходные вопросы как раз и призвана отвечать акмео-логия, потому что профессиональная психология и психология труда к этому оказались недостаточно готовыми в силу специфики своего предмета и научной ориентации. В то же время было бы несправедливым утверждать, что эта проблема не разрабатывалась в психологии вообще. Широко известны труды Е. А. Климова, К. К. Платонова, Г. Г. Го-лубева, А. К. Марковой и др. о психологической сущности мастерства. Определенным шагом в разработке проблем профессионализма явилась концепция В. Д. Шадрикова о психологических профессионально важных качествах (ПВК), согласно которой ПВК – это качества субъекта, включенные в процесс деятельности и влияющие на ее эффективность по основным показателям (таковыми могут являться общесоматические или нейродинамические свойства, индивидуальные особенности психических процессов и функций, характеристики направленности личности и пр.). Однако подобные работы не решали в полной мере проблему формирования и развития профессионализма. Только со становлением акмеологии проблемы профессионализма стали объектами углубленных и систематизированных научных исследований.

Применение психологических методов в акмеологических исследованиях и при решении различных задач в основном базируется на описании характеристик состояний субъекта на разных стадиях развития – начальной («стартовый» период), промежуточных и завершающих. Описание этих характеристик осуществляется с помощью методов психологической диагностики. Психологическая диагностика (психодиагностика) – область психологической науки, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности.

В самом общем виде психодиагностика рассматривается как наука и практика постановки психологического диагноза.

В отличие от медицины и психиатрии термин «диагноз» трактуется не как характеристика отклонения от «нормы» (т. е. нормального функционирования или развития), а как характеристика состояния конкретного объекта, в психологических задачах – это главным образом личность. Для психодиагноста-практика объектом являются «индивидуальные отличия и эмпирическая целостность личности», он всегда ориентирован на поиск известных психологических закономерностей у практически неизвестного обследуемого. В психологической диагностике при решении акмеологических задач широко используются традиционные психологические методы – тестирование, выполнение заданий, наблюдение, моделирование реальных ситуаций, шкалирование и пр.

Следует подчеркнуть, что психологическая диагностика в ее традиционном виде применяется лишь на начальных этапах изучения развития личности. На всех остальных, особенно на завершающих речь идет уже об акмеологической диагностике. Акмеологическая диагностика – особый вид комплексного, междисциплинарного, интегратив-ного познания, находящегося между подлинным знанием о сущности особенностей процесса личностно-профессионального развития человека и распознанием единичных явлений и проблемных ситуаций в этом процессе.

Проще говоря, это диагностика всего психологического «того», что способствует прогрессивному личностно-профессиональному развитию на уровне общего, особенного и единичного. Акмеологическая диагностика должна прослеживать процесс позитивных изменений до желаемого результата. Объектами акмеологической диагностики являются значимые характеристики личностно-профессионального развития, предметом - механизмы и факторы, обусловливающие процессы изменений при развитии. Таким образом, акмеологическая диагностика отличается от психологической прежде всею своей направленностью на определенные характеристики изучаемого объекта.

Другая группа психологических методов, называемых психологическими технологиями, применяется в акмеологии при решении задач развития личности. Более подробно они будут рассмотрены позже.

Подводя итоги обсуждению применения психологических методов в акмеологических исследованиях и акмеологической практике, хотелось бы отметить, что в этом случае психологические методы не только обретают акмеологическое содержание, но и еще свойство комплементарности, то есть взаимодополнимости. В этом случае метод, применяемый, к примеру, для осуществления психодиагностики, может одновременно служить и средством развития. Это было показано в задачах развития мышления, расширения сознания, улучшения самооценки личности. Комплементарные методы, задавая личности смысловое, координатное пространство, в котором она должна «разместить» себя, одновременно показывают и направление актуализации и развития. В этом их акмеологическое содержание.

Важнейшим общенаучным методом, постоянно применяемым в акмеологических исследованиях и при решении практических акмеологических задач, является метод сравнения (сравнительный анализ). Собственно говоря, формирование методической системы акмеологии началось именно с него. На первых этапах становления акмеологии как науки этот метод применялся преимущественно в виде сравнительного анализа высокопродуктивной и малопродуктивной деятельности по основным ее структурным характеристикам: общей продуктивности, эффективности действий и операций, алгоритмам решения задач, разнообразию навыков и умений, их гибкости, временным, креативным и иным характеристикам и пр.

В дальнейшем такой сравнительный анализ с гал осуществляться не только по данным характеристикам, но и на уровне общей психологической структуры деятельности и ее базисных компонентов (психологических составляющих) характеристикам «образа-цели», антиципации, планирования, алгоритмической основы, принятия решений, эталонам качества деятельности.

Иными словами, сравнение уже осуществлялось по базисным характеристикам системы профессионализма деятельности. Сравнительный анализ может осуществляться и по другой, в какой-то мере произвольной, но отражающей основные характеристики качества выполнения деятельности, системе показателей или параметров, которые образуют некое структурированное множество, называемое «эталонным пространством профессионального мастерства», что было показано на примерах освоения летного мастерства, «движения к профессионализму асов».

Однако и в данном случае – это сравнение характеристик высоко-и малопродуктивной деятельности.

Практика акмеологических исследований показала, что этот метод дает надежные результаты, он и по настоящее время широко применяется в акмеологии. В то же время в соответствии с методологическим принципом единства личности и деятельности необходимо осуществлять сравнение также и личностных характеристик, обеспечивающих успешность деятельности. В частности, помимо деятельностных показателей следует сравнивать личностные характеристики и свойства профессионалов высокого класса, осуществляющих свою деятельность с высокой продуктивностью, и «середнячков», у которых деятельность средне- или малопродуктивная. В результате этого даются ответы на вопросы – за счет чего, каких свойств pi качеств личности, какого уровня их развития достигается высокая продуктивность деятельности. Или же – каких свойств и качеств, а также уровня их развития не хватает для существенного повышения эффективности и надежности деятельности. Формирование групп профессионалов и «середнячков» для такого сравнения осуществляется в основном с помощью экспертной оценки. Определение характеристик и показателей производится с опорой на традиционные для психологии методы – психодиагностики, наблюдения и интервью, но, как отмечалось, в акмеологическом ракурсе. Исходя из определения профессионализма личности и профессионала, такому сравнению подлежат следующие характеристики:

♦ психологические профессионально важные качества, определяемые в ходе профессиографического анализа деятельности, а также степень их выраженности;

♦ мотивы профессиональной деятельности и достижений;

♦ личностно-профессиональные стандарты и эталоны;

♦ общие и специальные акмеологические инварианты профессионализма.

В качестве иллюстрации к сказанному хотелось бы сослаться на оригинальное исследование, где был наглядно и убедительно реализован данный метод, хотя это исследование не называлось акмеологиче-ским К

Объектами исследований были солисты балета ведущих российских музыкальных театров. Методом экспертной оценки были выделены три группы артистов: звезды, «середнячки» и те, у кого очень высокий, но не реализованный в сценической деятельности творческий потенциал. Сравнивались особенности мотивации творческой деятельности, система отношений, самооценка, уровень и направленность рефлексии, доминирующие эмоциональные состояния и характеристики эмоционального слуха как индикатора креативности. Были получены данные, свидетельствующие о существенных различиях по данным показателям у представителей данных групп. В частности, у «середнячков» отмечена невысокая мотивация достижений, «размытость» или отсутствие эталонов в творчестве. У нереализованных – неадекватно завышенная самооценка, эгоцентричность направленности личности, низкая рефлексия, изначальная конфронтационность во взаимодействиях, недостаток волевых качеств и упорства. Результаты данных исследований послужили основой для составления программ индивидуального развития и психокоррекции.

Теперь обратимся еще к одному очень важному методу акмеологии. Предваряя его описание, хотелось бы напомнить, что методические основы акмеологии формировались из понимания ее сущности как интегративной дисциплины. Поэтому акмеологические исследования направлены на получение двух уровней знаний – теоретического и эмпирического, что позволяет всесторонне изучать объект исследований. Теоретический уровень исследований связан прежде всего с проведением анализа, обобщениями, выявлением тенденций и закономерностей. Эмпирическое исследование всегда базируется на непосредственном взаимодействии исследователя с изучаемым объектом. Оно предполагает проведение экспериментов, наблюдение, общение, получение эмпирических фактов для выявления существующих связей и отношений. Обобщенным предметом любого эмпирического исследования являются изменения состояний объекта, которые прослеживаются в опыте, выявления причин и составляющих таких изменений, то есть проведения анализа. Таким образом, сущностью многих теоретических и эмпирических исследований является собственно анализ, позволяющий определять структуру, состав, механизмы, детерминанты, причинно-следственные, функциональные и иные связи.

Сказанное имеет самое прямое отношение и к акмеологическим исследованиям. В акмеологических исследованиях и акмеологической практике, в этом нетрудно убедиться, центральным звеном является собственно акмеологический анализ. Акмеологический анализ – это метод акмеологического исследования, состоящий в «разложении целого на части», то есть выявлении главных акмеологических детерминант развития.

Акмеологический анализ позволяет выявить определяющие акмео-логические условия и факторы, инварианты профессионализма. С его помощью строятся прогнозы и выбираются пути и способы развития личности и ее профессионализма. Акмеологический анализ должен также включать поиск закономерностей, механизмов, способствующих достижению профессионализма или препятствующих этому. Как и акмеологическая диагностика, акмеологический анализ, к примеру, отличается от анализа психологического прежде всего своей направленностью, методический же инструментарий его проведения может быть практически тем же Возможности акмеологического анализа будут продемонстрированы во втором разделе книги на примерах решения практических задач.

Важным и конструктивным методом решения акмеологических задач является акмеологическая экспертиза. Ее также с полным правом можно отнести к методам акмеологии. Акмеологическая экспертиза – это комплексная оценка субъектов труда, направленная на выявление уровня их профессионализма и резервов его повышения, а также резервов личностного совершенствования1.

Акмеологическая экспертиза тесно связана с акмеологической диагностикой. Часто именно эксперты определяют, какие диагностические методы следует применять при решении акмеологических задач и как интерпретировать их результаты. Кроме того, только экспертная оценка является единственно возможным методом исследования в случае высокой сложности объекта исследования или при неполной информации о нем.

В процессе акмеологической экспертизы применяют, собственно, те же методы, что и в экспертизе, осуществляемой в других научных областях. Отличием является их объектная и предметная направленность. В решении акмеологических задач применяются индивидуальные (с последующим обобщением) и групповые методы экспертной оценки, которые, в свою очередь, бывают:

♦ морфологическими, основанными на качественно строгих описаниях;

♦ рейтинговыми;

♦ проективного оценивания;

♦ парного сравнения;

♦ ролевого списка.

К экспертам, проводящим акмеологическую экспертизу, предъявляются жесткие требования, касающиеся их научной компетентности и квалификации, объективности, ориентированности на поиск истины и ответственности. Количество экспертов и оцениваемых ими параметров определяется с помощью точных методов, известных из теории экспертного оценивания!.

Акмеологическая экспертиза как акмеологический метод находится на стадии своего становления, однако уже разрабатываются проекты ее автоматизированных вариантов, которые должны сочетаться с индивидуальной и групповой экспертными оценками в виде дискуссий.

На данном этапе развития акмеологии все более пристальное внимание стало уделяться возможности проведения акмеологических экспериментов. Эксперимент в акмеологии рассматривается как метод исследования, в рамках которого акмеолог варьирует условия становления специалиста и характер возникающих качественных позитивных изменений в его личностном и профессиональном развитии.

Акмеологический эксперимент призван выявлять и проверять устойчивые отношения, зависимости и акмеологические закономерности. Кроме того, эксперимент в акмеологии призван способствовать прогрессивному личностно-профессиональному развитию. Иными словами, в настоящее время создаются необходимые предпосылки для создания экспериментальной акмеологии.

В акмеологии эксперимент проводится с непосредственным участием субъекта деятельности и развития в ходе выполнения трудовой деятельности. Такой эксперимент осуществляется в интересах не только акмеолога, проводящего его, а прежде всего – самого субъекта, поэтому экспериментатор и испытуемый являются в нем союзниками, так как у них общие главные интересы. Эта ситуация является в известной мере уникальной, не характерной для других наук.

Эксперимент в акмеологии отличается следующими особенностями:

♦ объектом является взрослый, уже сложившийся человек, что затрудняет варьирование переменными;

♦ необходимо согласие испытуемого на варьирование переменными в ходе эксперимента, так как это приведет к его личностным изменениям, возможно, необратимым;

♦ на личностно-профессиональное развитие оказывают влияние также неконтролируемые переменные, поэтому достигаемые личностно-значимые результаты могут и не соответствовать запланированным;

♦ не исключено, что некоторые процессы изменений в личностно-профессиональном развитии могут быть скрытно протекающими, что затруднит их контроль и оценку, поэтому в организации акмеологического эксперимента следует особое внимание уделить выбору методов, позволяющих точно регистрировать необходимые параметры.

В процессе акмеологического эксперимента изменениям подлежат следующие свойства и характеристики субъекта развития:

♦ уровни продуктивности профессиональной деятельности (до высокого и наивысшего);

♦ уровни зрелости личности (мотивы, отношения, особенности профессионального сознания и пр.);

♦ психические новообразования, являющиеся своеобразными плацдармами дальнейшего прогрессивного развития;

♦ этапы становления субъекта деятельности и развития как профессионала.

В настоящее время в акмеологии хорошие результаты дают следующие виды экспериментов: естественный, формирующий и преобразующий. Среди них следует выделить естественный эксперимент, как наиболее соответствующий логике и специфике акмеологических исследований. В нем субъект труда и развития осуществляет свою жизнедеятельность в естественных условиях. Воздействия в нем осуществляются преимущественно на мотивационную и ценностную сферы личности. Важное значение имеют формирующие акмеологические эксперименты, в которых с помощью психологических и акмеологических технологий осуществляется развитие определенных свойств и качеств личности. Преобразующий эксперимент призван осуществлять мысленное моделирование процессов и результатов развития. Данные виды экспериментов решают, если так можно выразиться, тактические акмеологические задачи, поэтому для достижения поставленных целей считается необходимым проведение комплекса акмеологических экспериментов, а не какого-то одного его вида.

Экспериментальная акмеология сейчас находится на начальном этапе своего становления, поэтому ее методический арсенал будет постоянно совершенствоваться.

Естественный процесс формирования методов акмеологических исследований и решения практических задач привел к необходимости их целенаправленной интеграции для достижения наибольшей эффективности. Это, в свою очередь, привело к созданию научных подходов, позволяющих решать задачи прогрессивного развития личности и профессионализма. Они объединились под общим названием – акмеологический подход. Акмеологический подход является базисным и обобщающим и представляет собой, как нами отмечалось в разделе 1.1.5, совокупность принципов, приемов и методов, позволяющая решать акмеологические проблемы и задачи. В то же время широта акмеологической проблематики привела к тому, что в рамках данного подхода сформировались и иные, ориентированные с преимущественной опорой на конкретные акмеологические методы. Среди них в первую очередь хотелось бы назвать акмеоцентрический и акмеографический.

Акмеоцентрический подход ориентирован на принцип системности и предусматривает согласованное использование в акмеологических исследованиях всех подходов, путей и методов, в том числе и принадлежащих другим наукам, при приоритете в исследованиях и анализе собственно акмеологических.

Возможности акмеоцентрического подхода были показаны при изучении и описании устойчивости деятельности государственных служащих, деятельности руководителей в экстремальных управленческих ситуациях.

Акмеографический подход – обобщающий психолого-акмеологиче-ский метод, позволяющий решать задачи развития профессионализма личности и деятельности. По своему содержанию он является развитием профессиографического подхода. Ядром акмеографического подхода является разработка акмеографических описаний (на уровне общего и особенного) и акмеограмм субъектов труда (на уровне единичного).

Акмеограмма – основной метод акмеографического подхода, представляет собой систему требований, условий и факторов, способствующих прогрессивному развитию профессионального мастерства и личности специалиста. Является развитием профессиограммы и психограммы.

Если рассматривать развивающуюся личность в основном как субъекта труда, с точки зрения акмеологического и акмеографического подходов речь идет уже не о достижении субъектом общественно-приемлемого качества труда, а о предпосылках, условиях и факторах, способствующих достижению высокого уровня профессионализма. В этом и состоит коренное отличие данных подходов от профессиографического. Таким образом, с акмеологической точки зрения про-фессиография и профессиографический подход решают главным образом задачи начального этапа становления профессионализма и поэтому их можно рассматривать как базис, составную часть акмеографии.

Разработка акмеологического, акмеоцентрического и акмеографических подходов логически привела к созданию собственно акмеоло-гических методов. Акмеологический метод – это совокупность приемов, способов действия, позволяющих эффективно решать задачи продуктивного личностно-профессионального развития до уровня профессионализма.

Особенным видом акмеологического метода является акмеографический метод, так как он был разработан в рамках акмеографического подхода. Применение акмеографического метода позволяет получать научные результаты на уровне общего, особенного и единичного.

На первых двух уровнях с помощью акмеографического метода разрабатываются акмеографические описания. Если речь идет о прогрессивном личностно-профессиональном развитии, акмеографическое описание является предваряющей базисной частью акмеограммы и соответствует уровню общего и особенного в структуре и содержании профессионализма. Данные акмеографические описания должны основываться на концепциях профессионализма деятельности и личности. Такие описания обычно представляются в дескриптивной форме (качественно строгое описание) с выделением и описанием существующих функциональных связей. В то же время они должны иметь внутреннюю структуру, отражающую теоретические представления об описываемом явлении. В частности, обобщение акмеологических исследований по проблеме развития профессионализма деятельности позволяет утверждать, что в таком акмеографическом описании следует выделять следующие компоненты, отражающие:

♦ повышение профессиональной компетентности;

♦ совершенствование профессиональных навыков и умений;

♦ освоение новых способов принятия и реализации эффективных решений;

♦ освоение новых высокопродуктивных алгоритмов и технологий решения профессиональных задач;

♦ совершенствование системы самоконтроля;

♦ освоение новых технических средств деятельности.

Описание содержания данных компонентов должно включать в себя и нормативные показатели степени их выраженности.

Аналогично в подструктуре развития профессионализма личности следует описывать:

♦ формирование и развитие общих акмеологических инвариантов профессионализма;

♦ развитие личностно-деловых и психологических профессионально важных качеств;

♦ повышение потребности в самореализации и достижениях, расширение кругозора;

♦ раскрытие творческого потенциала личности.

Основными инструментальными методами, применяемыми для разработки акмеографических описаний, являются экспертные опросы и оценки, собеседования со специалистами, анализ документов, профес-сиографические описания, результаты сравнительного анализа, психологическое тестирование, анализ динамических изменений в лич-ностно-профессиональном развитии.

Описание на уровне единичного связано непосредственно с разработкой акмеограммы как системы акмеологических индивидуально ориентированных требований, условий и факторов, способствующих развитию профессионализма конкретных субъектов труда. В отличие от акмеографических описаний, осуществляемых на уровне общего и особенного, акмеограмма отражает исключительно уровень единичного и требует весьма кропотливой индивидуальной работы. Иными словами, акмеограмма – всегда индивидуальна, она «чья-то», то есть принадлежит конкретному субъекту и не пригодна для другого. Акмеограмма является основой для индивидуального личностно-профессио-нального развития, ведь профессионал высокого класса – это обычно «продукт единичного производства». Содержательно акмеограмму можно представить как индивидуальный срез потенциального у субъекта труда, его возможностей, перспектив, оценку компенсируемых и некомпенсируемых свойств. Акмеограмма высвечивает в первую очередь то, над чем необходимо работать субъекту труда, что необходимо развивать, чтобы достичь высокого уровня профессионализма.

Любая акмеограмма всегда индивидуальна, однако ее разработка все же должна осуществляться по единой типовой методической схеме. В разработанной типовой схеме акмеограммы имеются разделы, относящиеся к уровням:

♦ общего (подструктуры профессиональной квалификации, общих акмеологических инвариантов профессионализма), оценивающие соответствие их требованиям конкретного субъекта;

♦ особенного (подструктуры направленности личности специфических акмеологических инвариантов профессионализма);

♦ единичного (подструктуры способностей, характерологических особенностей, нравственных качеств и пр.), составляющего главную ее часть.

В этом смысле акмеограмма частично пересекается с акмеографическим описанием, но данные пересечения так же «индивидуальны» по отношению к субъекту развития.

Разработка акмеограмм требует от специалиста очень высокой квалификации. Акмеолог, ее разрабатывающий, должен в совершенстве владеть многими методами инструментальной и неинструментальной психодиагностики, быть опытным практическим психологом с развитой интуицией, помогающей «прочувствовать» динамические характеристики развивающейся зрелой личности, уважительно относиться к личности обследуемого, ведь задачи для него решаются чрезвычайно важные и ответственные, можно сказать, судьбоносные.

В настоящее время в акмеологической практике применяется следующая типовая схема разработки акмеограммы субъекта личностно-профессионального развития.

АКМЕОГРАММА

№_______

«_____»_______200___г.

Ф. И. О.________________

Пол______________

Возраст_____________

Образование_____________Специальность_______________

Кадровое движение_______

Уровень квалификации___

Переподготовка и повышение квалификации (в том числе за счет самообразования)

Дополнительная информация

1. Подструктура способностей и потенциала:

♦ сложные частные;

♦ наличие одаренности или таланта;

♦ оценка потенциала личности;

♦ дополнительная информация.

Примечание: в данном разделе даются описания, основанные на результатах психологического тестирования с выделением уровней развития.

2. Подструктура индивидуальности:

♦ характеристики образа «Я»;

♦ особенности мотивации и потребности в достижениях;

♦ характеристики самооценки;

♦ характеристики ценностных ориентации, интересы;

♦ оценки самореализации;

♦ дополнительная информация.

3. Подструктура направленности:

♦ характеристики направленности (широта, глубина и пр.);

♦ содержание направленности;

♦ отношение к профессиональной деятельности;

♦ направленность на взаимодействия;

♦ дополнительная информация.

4. Подструктура характерологических особенностей и нравственных качеств:

♦ целеустремленность;

♦ инициативность;

♦ воля;

♦ организованность;

♦ ответственность;

♦ отсутствие зависти к успехам других;

♦ гуманистическая направленность в отношениях;

♦ честность;

♦ порядочность;

♦ принципиальность;

♦ объективность;

♦ дополнительная информация.

5. Подструктура профессиональных характеристик:

♦ профессиональная компетентность;

♦ глубина профессиональных знаний и умений;

♦ профессиональная креативность;

♦ характеристики профессиональных умений;

♦ дополнительная информация.

6. Акмеологические инварианты профессионализма:

♦ сила личности;

♦ уровень антиципации;

♦ уровень саморегуляции;

♦ умение принимать и реализовывать решения;

♦ уровень работоспособности;

♦ специфические (определяются с учетом особенностей профессиональной деятельности);

♦ психологические профессионально важные качества;

♦ личностно-деловые качества;

♦ дополнительная информация.

7. Обобщенные дополнительные данные.

8. Развернутое общее заключение.

Практика показывает, что при составлении индивидуальной акмео-граммы следует соблюдать ряд важных условий.

1. Акмеограмма должна обязательно включать цели личностно-профессионального развития (конечные и промежуточные).

2. В акмеографическом обследовании следует применять различные методы – тестирование, экспертные оценки, наблюдение, интервью, опросы и пр. Акмеолог, применяя их, должен подтвердить свою высокую квалификацию. Особую тщательность в работе следует проявлять при описании характерологических особенностей и нравственных качеств личности – ошибки здесь недопустимы.

3. Акмеографические описания могут иметь различную форму от качественно строгих до количественных, в том числе данных непосредственных измерений и балльных оценок. В случае необходимости их можно привести к единой безразмерной системе оценок. Результаты акмеографического описания целесообразно представить в виде функциональной схемы или таблицы.

Наши рекомендации