СЛАЙД 6. 1. Психотравмирующие факторы чрезвычайных ситуаций

ПЕРВЫЙ МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ имени И.М.СЕЧЕНОВА

Лечебный факультет

Кафедра безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф

УТВЕРЖДАЮ Заведующий кафедрой безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф профессор, д.м.н., чл.-корр. РАМН И.М.Чиж   «___ »____________2013 г.

Тема № 7. Основы организации медико-психологической помощи

в чрезвычайных ситуациях

ЛЕКЦИЯ

для студентов фармацевтического факультета

Обсуждена на заседании кафедры «__ »______________2013 г. Протокол №____

Москва – 2013

СЛАЙД 2.

СОДЕРЖАНИЕ

№ п/п Учебные вопросы Время (мин)
  Введение
1. Психотравмирующие факторы чрезвычайных ситуаций.
2. Особенности развития нервно-психических расстройств у пострадавших, медицинского персонала и спасателей в чрезвычайных ситуациях.
3. Особенности организации оказания медико-психологической помощи при чрезвычайных ситуациях.
  Заключение.
Всего:

СЛАЙД 3.

Литература

ОСНОВНАЯ

1. Безопасность жизнедеятельности. Учебное пособие для студентов / Под ред. чл.-корр. РАМН, проф. И.М.Чижа. – М: Первый МГМУ им. И.М. Сеченова, 2012. – 200 с.

2. Бойко Ю.П. Особенности антистрессовой медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях и их последствиях // Социальная и клиническая психиатрия. – 2003. - № 2. – С. 61-68.

3. Кекелидзе З.И., Щукина Б.П. Медицинские работники в чрезвычайных ситуациях. Материалы ГНЦ социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского – М., 2009. - 46 с.

4. Левчук И.П., Третьяков Н.В. Медицина катастроф. Учебное пособие для мед.вузов. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2011. – 272 с.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

1. Федеральный закон РФ от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

2. Постановление Правительства РФ от 4 сентября 2003 г. № 547«О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»

3. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 24 октября 2002 г. № 325 «О психологической и психиатрической помощи в чрезвычайных ситуациях».

4. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 17 мая 2012 г. № 566н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи при психических расстройствах и расстройствах поведения».

Технические средства обучения

1. Мультимедийный проектор.

2. Компьютер (программное обеспечение MicrosoftPowerPoint 2010).

СЛАЙД 4. Введение

Последние десятилетия характеризуются возрастающим числом катастроф и локальных войн, несущих тяжелые медико-санитарные и социальные последствия. Международный опыт свидетельствует о том, что среди комплекса мероприятий, направленных на уменьшение и ликвидацию последствий ЧС, медицинская помощь является приоритетной.

Особое внимание при этом уделяется вопросам организации и оказания медико-психологической помощи пострадавшим на различных (раннем и отдаленном) этапах ЧС. Данное обстоятельство определяется тем, что психотравмирующее влияние катастроф и войн не ограничивается только «острым» периодом, а в значительной, иногда даже более выраженной, степени зависит от полученного в последующем морального, материального и социального ущерба. Поэтому не случайно существует точка зрения о том, что отрицательные медико-психологические последствия экстремальных ситуаций могут длиться годами и десятилетиями, определяя психическое здоровье не только пострадавших, но и членов их семей, а также последующих поколений.

СЛАЙД 5. При стихийных бедствиях и авариях медико-психологическая помощь требуется во всех без исключения случаях: как непосредственно в очаге бедствия, так и на разных этапах эвакуации и практически всем пострадавшим хирургического и терапевтического профилей, т.к. они испытывают на себе тяжелую психическую травму и стресс. И наконец, обследованию и коррекции (психологической, психотерапевтической, психофармако-логической, психогигиенической, психопрофилактической) в обязательном порядке должны быть подвергнуты: личный состав спасательных воинских формированиях МЧС России, нештатных аварийно-спасательных и специальных формирований, выполняющий специальные задачи по оказанию помощи, охране объектов, патрулированию в очаге бедствия.

Однако, в зависимости от вида катастрофы, объем и содержание медико-психологической помощи могут быть различными. Речь идет не только о медицинской помощи, но и о поддержании необходимого уровня трудо- и боеспособности спасателей и ликвидаторов последствий ЧС.

СЛАЙД 6. 1. Психотравмирующие факторы чрезвычайных ситуаций

Стихийные бедствия, аварии, террористические акты и другие явления, и процессы создают опасные для жизни, здоровья и благополучия значительных групп населения ситуации.

Эти опасные явления становятся катастрофическими, когда они приводят к большим разрушениям, вызывают гибель, ранения и страдания значительного числа людей. Люди, находясь в экстремальных условиях ЧС, испытывают психотравмирующие факторы, при воздействии которых происходит нарушение психики и снижается эффективность любой деятельности. При этом психогенное воздействие испытывают и те лица, которые находятся вне зоны действия ЧС вследствие ожидания или представления ее последствий.

Если радиус действия опасных и вредных факторов ЧС можно определить расчетом с помощью имеющихся математических формул, то радиус действия психотравмирующего воздействия может быть любым и поэтому трудно определяемым.

Выраженное воздействие ЧС на эмоциональную сферу пострадавших происходит как непосредственно в период возникновения катастрофы, так и опосредованно в результате гибели родственников и близких, а также материальных потерь и социальных проблем, возникающих после катастрофы.

СЛАЙД 7.Характер психического реагирования населения на явления и процессы при ЧС и особенности развития нервно-психических расстройств, возникающих после нее, зависят от:

· факторов, характеризующих ЧС (ее интенсивности, внезапности возникновения, продолжительности действия и др.);

· готовности отдельных людей к деятельности в экстремальных (необычных) условиях;

· степени психологической устойчивости пораженных, медицинского персонала и спасателей, их волевой и физической закалки;

· организованности и согласованности проведения спасательных работ;

· психологической поддержки окружающих;

· наличия наглядных примеров мужественного преодоления трудностей;

· адекватности оказания медицинской помощи.

Различный весовой вклад указанных факторов в психические травмы объясняются многообразием проявления нервно-психических расстройств, развивающихся в ЧС. При этом наибольшее значение имеют факторы обстановки, острота и сила их воздействия, смысловое содержание психотравмы.

Острые и сильные психотравмирующие воздействия обычно связаны с ситуациями катастроф, стихийных бедствий, при которых возникает страх за свою жизнь, за здоровье и жизнь близких людей, что и определяет характеристику психического состояния людей в ЧС.

СЛАЙД 8.Людей, подвергшихся психологическому воздействию факторов ЧС и нуждающихся в медико-психологической помощи, распределяют на следующие группы:

· пострадавшие люди, изолированные в очаге разрушения;

· пострадавшие люди, деблокированные, но получившие травмы, заболевшие, потерявшие имущество, потерявшие своих родных и близких или не имеющие информации об их судьбе;

· очевидцы, то есть люди, которые остались невредимыми физически, их родственники и имущество не пострадали;

· наблюдатели – зеваки, не имеющие отношения к ситуации, но прибывшие на место ЧС из-за любопытства;

· телезрители, эмоционально вовлеченные в получаемую информацию о трагическом событии;

· спасатели, ликвидаторы последствий опасных явлений.

СЛАЙД 9.Наиболее тяжелые нарушения психического состояния происходят у людей, находящихся или находившихся непосредственно в очаге бедствия.

У пострадавших, как правило, преобладают:

· снижение или утрата способности самостоятельно удовлетворять потребности в тепле, пище, безопасности;

· нарушение способности к планированию собственных действий;

· значительное сужение временной перспективы;

· высокая вероятность эмоционального заражения паническими, агрессивными, истерическими реакциями.

Их психическое состояние и поведение может мешать ведению аварийно-спасательных работ.

СЛАЙД 10.Психическое состояние и поведение пострадавших зависит от факторов, характеризующих ЧС, личностных особенностей пострадавших и особенностей организации помощи в очаге бедствия.

СЛАЙД 11.Так, к факторам, характеризующим ЧС, относятся:

· интенсивность;

· масштабность;

· внезапность возникновения;

· длительность;

· этап развития и другие.

СЛАЙД 12.Вторая группа включает факторы, характеризующие личностные особенности пострадавших:

· соматическое здоровье;

· психическое здоровье;

· возраст;

· пол;

· подготовленность к ЧС;

· индивидуально-психологические особенности;

· личностный смысл трагического события;

· «коллективное поведение».

СЛАЙД 13.В третьей группе представлены факторы, характеризующие особенности организации помощи:

· особенности организации аварийно-спасательных работ (кто проводит работы, оснащение групп, численность спасателей и.т.д.);

· особенности информационного обеспечения;

· характер освещения в средствах массовой информации хода аварийно-спасательных и восстановительных работ;

· отношение различных социальных институтов к пострадавшим;

· демографические, этнические, социально-экономические особенности региона.

СЛАЙД 14.Среди факторов, определяющих психическое состояние и поведение спасателей, следует выделять объективные и субъективно-объективные факторы.Это условное разделение имеет значение в организации и осуществлении подготовки личного состава аварийно-спасательных формирований.

Кобъективным факторамследует отнести климато-географические факторы, психофизиологические и психогигиенические факторы, а также особые условия работы.

Субъективно-объективные факторыЧС включают факторы, вызывающие различного рода эмоции, т.е. эмоциогенные факторы.

СЛАЙД 15.Климато-географические факторы:

· особенности рельефа;

· высота над уровнем моря;

· метеофакторы;

· смена климатических поясов;

· смена часовых поясов.

СЛАЙД 16.Психофизиологические и психогигиенические факторы:

· многодневная интенсивная 16-18 часовая физическая нагрузка;

· нарушение режима питания (преобладание в рационе питания консервированных и экстрагированных продуктов, отсутствие горячей пищи, отсутствие аппетита после контактов с трупами их фрагментами);

· отсутствие полноценного отдыха (недостаток сна, частые подъемы ночью для выполнения внезапно возникших задач);

· размещение в неприспособленных для жилья помещениях (отсутствие элементарных санитарно-гигиенических удобств).

СЛАЙД 17.Особые условия работы:

· эвакуация трупов;

· опасность повторных обрушений и взрывов;

· работа с сильнодействующими ядовитыми веществами;

· работа в зоне разрушений;

· работа в средствах индивидуальной защиты;

· использование альпинистского снаряжения;

· работа в загазованных, задымленных помещениях;

· водолазные работы;

· неблагоприятные метеоусловия;

· работа в зоне радиоактивного загрязнения.

СЛАЙД 18.К субъективно-объективным факторам ЧС относятсячисто эмоциогенные факторы, а также организационно-управленческие недостатки в ходе работы, социально-политические аспекты ситуации работы, освещение работ в средствах массовой информации и др..

Эмоциогенные факторы:

· опасность – осознание обстановки как угрожающей здоровью и жизни;

· внезапность – неожиданное изменение обстановки в ходе выполнения задачи;

· недостатки в информационном обеспечении – отсутствие, недостаток или противоречивость информации об условиях выполнения, содержания задачи;

СЛАЙД 19.

· новизна – наличие ранее неизвестных элементов в условиях выполнения или в самой задаче;

· увеличение темпа действий и сокращение времени на их выполнение;

· дефицит времени – условия, в которых успешное выполнение задачи невозможно простым увеличением темпа действий, а необходимо изменение структуры деятельности.

Таким образом, психотравмирующим фактором может быть любая ЧС любого масштаба. Это картины разрушений, аварий и паники, вид пострадавших и трупов. Тем более их отрицательное эмоциональное воздействие нередко усиливается через печать, электронные средства массовой информации – радио, телевидение и др.

Наши рекомендации