Инновационный потенциал личности как социальной - психологический феномен
Введение
Актуальность.В жизни каждого человека на каждом шагу звучит слово инновация. Инновация (англ. innovation) — это внедрённое новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком. В данной курсовой мы рассмотрим особенности реализации индивидуальных инновационных стратегий с учетом специфики профессионального самоопределения человека. Что же такое инновационная стратегия? Инновационный потенциал – совокупность различных видов ресурсов, включая материальные, финансовые, интеллектуальные, информационные, научно-технические и иные ресурсы, необходимые для осуществления инновационной деятельности. А что такое профессиональное самоопределение? Профессиональное самоопределение - процесс формирования личностью своего отношения к профессионально-трудовой среде и способ ее самореализации. Это длительный процесс согласования внутриличностных и социально-профессиональных потребностей, который происходит на протяжении всего жизненного и трудового пути. Профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры. Это определение человеком себя относительно выработанных в обществе (и принятых данным человеком) критериев профессионализма. Один человек считает критерием профессионализма просто принадлежность к профессии или получение специального образования, соответственно и себя оценивает с этих позиций, другой человек полагает, что критерием профессионализма является индивидуальный творческий вклад в свою профессию, обогащение своей личности средствами профессии, соответственно он иначе с этой более высокой планки себя самоопределяет и далее самореализует.
С самого раннего периода своей жизни, каждый человек задумывается, кем бы он хотел работать. Ведь так много профессий на нашей земле и с каждым годом все новые и новые появляются. Кто – то мечтает работать с техникой, станками, кто – то полностью отдает себя творчеству, а кто – то не может жить без общения и контактов с людьми. Спустя годы обучения, человек получает среднее, среднее профессиональное и высшее образование. И становится специалистом. Поступаю на работу, человек стремится к достижению поставленных целей. Использует свой потенциал личности в зависимости от профессии.
Проблемы инноваций исследовались в работах И.А.Ильина, А.И.Пригожина, Г.С. Казаряна, Л.А. Коростылевой, О.С. Советовой, М.В. Кроза, А.И. Лапина, Б.В. Сазонова, Л.М. Подлесной, А.Л. Свенцицкого, В.С. Дудченко, В.С. Собкина, Э. Брансуика, Е.Н. Князевой, М.В. Чигриновой, В.Б. Яковенко, Е.П. Варламовой, Т.Б. Карцевой и др. Упомянутые исследования выполнены преимущественно в рамках социальной психологии и традиционно ориентированы на профессиональную деятельность человека.
Профессиональным самоопределением занимались такие авторы как Д. Сьюпер, Д. Холланд, Е.А. Климов, Д.А. Леонтьев, Е.В. Шелобанова, Г.С. Шляхтин, В.П. Ростовский, К. Муздыбаев и др.
Цель работы. Исследовать особенности реализации индивидуальных инновационных стратегий с учетом специфики профессионального самоопределения человека.
Объект исследования: инновационный потенциал личности у безработных
Предмет исследования: Особенности проявления инновационного потенциала у безработных в зависимости от профессионального самоопределения личности.
Гипотезамы предполагаем, что инновационный потенциал зависит от профессионального самоопределения личности.
Задачами являются:
1. проанализировать научную литературу изучения профессионального самоопределения личности.
2. рассмотреть теоретические основы проявления инновационного потенциала в зависимости от профессионального самоопределения личности.
3. выявить взаимосвязь инновационного потенциала в зависимости от профессионального самоопределения личности.
Методологическая база. В ходе комплексного изучения реализации индивидуальных инновационных стратегий с учетом специфики профессионального самоопределения человека были использованы такие методы, как: анализ литературы, наблюдение, беседа. В частности были использованы Анкета о потенциальных возможностях, Диагностика личностной креативности (Е. Е. Туник), Методика шкальной оценки организации
(частный семантический дифференциал),Методика «Личностная готовность к переменам» (PCRS)
Организация исследования. Исследование проводилось на 30 испытуемых(безработных).
Глава 1. Теоретические основы особенности реализации индивидуальных инновационных стратегий с учетом специфики профессионального самоопределения человека
Инновационный потенциал личности как социальной - психологический феномен.
В последнее время исследователи все чаще обращаются к такому критерию успешности инновационной деятельности, как инновационный потенциал.
Понятие инновационный потенциал личности не имеет устоявшегося определения. К настоящему времени существует лишь несколько исследований, в которых в той или иной степени определяется инновационный потенциал личности. В публикации Б.Ф.Сазонова инновационный потенциал личности определяется как "способность по-новому ставить проблемы и давать нетривиальные решения" (1983).
Общая структура инновационного потенциала личности рассматривается с учетом закономерностей функционирования мотивационной (прежде всего мотивации достижений), эмоционально-волевой сфер, познавательных процессов (дивергентность мышления, степень ригидности мыслительных процессов и т.д.), индивидуальных особенностей (способность к творчеству, интернальность при принятии решений) субъекта деятельности.
М.В.Чигринова, исследовавшая инновационный потенциал эффективного и неэффективного руководителя методом репертуарных решеток Келли [16], пришла к выводу, что одним из компонентов инновационного потенциала является когнитивная сфера личности и, в частности, система субъективных представлений человека о сущности инновационной деятельности и психологических особенностях участника внедрения новшеств.
Именно через эту эталонную систему, имеющую самостоятельный онтологический статус, осуществляется процесс оценивания наличных и необходимых внутренних и внешних средств деятельности, что обеспечивает определенный уровень инновационного потенциала личности. Она выявила, что инновационный потенциал является высоким, если в индивидуальной концепции личности фиксируются следующие содержания: видение личностью своей роли во взаимодействии с миром как активное, инициативное участие в инновационной деятельности; всесторонние представления о творческом подходе к профессиональной деятельности; коммуникативная компетентность; представление о творческом, активном отношении к действительности как значимой ценности в деятельности (Чигринова М.В., 1989).
Один из современных исследователей инновационных процессов - В.Б.Яковенко вводит понятие "оперативного инновационного энергопотенциала личности", связывая его с эффектом интенсивности инновационного восприятия личности, который, в свою очередь, во многом зависит от возраста [17].
Представления о структуре и этапах инновационных процессов (обнаружение (открытие), оценка новизны, применение новшеств) определяют необходимость психологической интерпретации различных аспектов инновационного взаимодействия человека с миром (гносеологического, аксиологического и праксеологического).
Характеристика инноваций с точки зрения их потенциала (как преобразовательного так и ресурсного) и принципа их эффективности, определяет необходимость глубокой психологической проработки представлений об инновационном потенциале человека, выступающего как объектом изменений, так и субъектом инновационной активности, обуславливающего в этом качестве эффективность изменений.
Детерминация инноваций (экзогенного или эндогенного порядка) для психологического исследования важна тем, что указывает на причины изменений – лежат ли они во внешнем мире и вынуждают человека к изменениям, приспособлению к условиям среды (в этом случае человек выступает как пассивный объект изменения); или причины изменений личностно детерминированы, относятся к сфере личностной активности и преобразовательной деятельности (тогда человек выступает в качестве "подлинного автора" своей жизни, ее субъекта).
Отсюда вытекает возможность определить тип инновационного взаимодействия человека с миром по степени активности и пассивности (вынужденности), преобразующей или приспособительной стратегии. И, следовательно, выделить активно-преобразовательный или пассивно-приспособительский способ реализации инновационного потенциала личности.
Субъективность новизны позволяет говорить об особой эпистемологической, информационной специализации инноваций в сфере взаимодействия человека с миром, а также о способах обнаружения и оценки человеком нового в образе мира. Эта инновационная характеристика обуславливает степень осмысленности обнаружения новой информации или формальности ее накопления; дифференцированности или генерализации, позитивности или негативности ее оценки. Что позволяет сделать предположение о существовании осмысленно-интенсивного или формально-накопительского, позитивно-дифференцированного или негативно-генерализованного способов реализации инновационного потенциала личности.
Власенко Ю.А. представляет феноменологическое пространство инновационного взаимодействия человека с миром (и, соответственно, описания и реализации инновационного потенциала личности) в виде таблицы:
Феноменологическое пространство проявления ИПЛ
Взаимодейс-твие человека с миром | Уровень взаимодей-ствия с природой как средой | Уровень взаимодей-ствия с социумом | Уровень взаимодей-ствия в рамках культуры и человечес-кого опыта | Уровень взаимодей-ствия с самим собой (организа- ция собственной жизни) |
Гносеологи-ческий аспект | Осмысленно-интенсивный тип Формально-накопительский экстенсивный тип | |||
Аксиологи-ческий аспект | Позитивно-дифференцированный тип Негативно-генерализованный тип | |||
Праксеоло-гический аспект | Инициативно-преобразовательный тип Вынужденно-приспособительный тип |
Представления о процессуальности инноваций также значимо для психологического исследования инновационного взаимодействия человека с миром. Они находят, в наиболее общем виде, свое отражение в общей теории психического как процесса. Процесс взаимодействия человека с инновационной частью мира имеет свою динамику, уровневую организацию и внутреннюю логику (в связи, с чем уместно вспомнить представления о логически закономерных фазах инновационного процесса), а соответственно требует различных планов анализа в системе внешних (культурных, социальных, средовых (природных)) и внутренних (субъектно детерминированных, сугубо личностных) условий, обстоятельств и отношений, в которых реализуется инновационный потенциал личности.
Инновационный потенциал характеризует не только инновационные способности (потенциал личности в целом является более широким понятием, чем ее способности (Б.Ф.Ломов)), но и возможности их реализации вне зависимости от требований культуры и социума. Изменяя инновационный потенциал личности, мы воздействуем на широкую область личностных свойств, и ограничить производимый эффект лишь сферой инновационной деятельности, по-видимому, невозможно.
В изучении инновационного потенциала личности реализуется системный подход. Системный подход, как отмечал Б..Ф.Ломов, в психологии служит важным методологическим принципом научных исследований. Объект изучения раскрывается как иерархическая система, включенная в системы высшего ранга, и знания об объекте должны представлять собой соответствующую систему. Системное описание в психологии требует определенной системы координат – "системного базиса" (Ганзен В.А., 1984), который эксплицирует необходимые и достаточные аспекты изображения инновационного потенциала личности как системного объекта.
Реализация системного подхода в описании инновационного потенциала личности включает:
1. Признание возможности целостного описания инновационного потенциала личности лишь в сочетании различных аспектов его анализа, как качественно самостоятельной целостности (системы), как элемента в системе взаимодействия человека с миром – с одноуровневыми объектами и в отношениях с системами более высокого уровня.
2. Понимание многомерности этого психологического образования и, соответственно, описание его с помощью разнообразных характеристик.
3. Рассмотрение уровневого строения инновационного потенциала личности.
4. Признание инновационного потенциала личности как системы разнопорядковых и неоднородных свойств, возникающих в силу множественности связей и отношений человека с окружающим миром.
5. Понимание системной детерминации инновационного потенциала личности как психологического явления, предполагающей множественность воздействий на него, многообразие источников и движущих сил его развития, т.е. выделение не только прямых причинно-следственных связей, но и опосредующих звеньев, их общих и специальных предпосылок, внешних и внутренних факторов.
6. Предположение о существовании возрастных особенностей реализации инновационного потенциала личности.
7. Подчеркивание динамического характера инновационного потенциала личности, когда его целостность и дифференцированность возникают, формируются, разрушаются и воссоздаются в ходе индивидуального развития человека.
Таким образом, пространство описания инновационного потенциала личности во взаимодействии человека с миром включает раскрытие морфологии и динамики инновационного потенциала личности (его структуры, состава), онтологического аспекта существования нового (его познания и характеристик), гносеологического, аксиологического и праксеологического аспектов реализации инновационного потенциала.
Инновационный потенциал личностиопределяют как динамическую полифункциональную сложную систему, характеризующую способности личности к дифференцированной, осмысленной, преобразовательной активности во взаимодействии с миром на разных уровнях этого взаимодействия – с природой как средой, с социумом, в рамках культуры, и на высшем уровне – организации человеком собственной жизни, на котором «человек выходит за пределы актуальной ситуации и охватывает в своей ориентировке не просто момент, а некоторую сторону функционирования всей системы человек-мир» (Калин В.К., 1998).
Процесс реализации инновационного потенциала личности можно представить как единство трех актуализируемых в процессе взаимодействия потенциальных возможностей – к обнаружению новой информации, к адекватной оценке нового явления, к продуктивной инновационной деятельности. Типы реализации этих возможностей различимы и ортогональны: осмысленно-интенсивный – формально-накопительский; позитивно-дифференцированный – негативно-генерализованный; инициативно-преобразовательский – вынужденно-приспособительский. Соотношения ведущих типов актуализации инновационных возможностей могут стать основанием для выделения типологии инновационого взаимодействия человека с миром.
Целевой функцией инновационного потенциала личности является реализация инновационного ресурса человека. Где под инновационным ресурсом мы понимаем общую совокупность результатов инновационной активности. Инновационный ресурс включает в себя предметно-феноменологическую и потенциальную сферы. Первая выражена преимущественно в знаковой форме, порождаемой опытом культуры и деятельности человека. Вторую составляют устойчиво воспроизводимые основания выделения инновационного пространства, принципы, типы, механизмы, детерминирующие способы и направления инновационной активности. В инновационный ресурс, таким образом, входят объективные и субъективные результаты, которые являются условием для дальнейшего расширения ресурса.
Оценка качества достижения целевого состояния инновационного потенциала личности достигается путем выявления предпочтительности (по принципу эффективности) того или иного типа реализации инновационного потенциала в конкретной проблемной ситуации.