Требования к профессиональной подготовке

В настоящее время обучение ведущих тренинговых групп часто происходит в рамках негосударственных институтов и центров несистематически, без жесткого контроля и четко регламентированных требований к специалисту. Во многих случаях такая "дикая" подготовка ведет к тому, что практический психологический инструментарий попадает в руки людей, не только не обладающих необходимой квалификацией, но и корыстных, аморальных, профессионально непригодных.

На Западе психотренеры и психотерапевты проходят длительный курс профессиональной подготовки, в который включен в обязательном порядке этап, на котором человек находится в роли клиента (пациента), то есть проходит курс психотерапии или находится в числе рядовых участников тренинговых групп. Это длительный этап в сотни часов. Без его прохождения будущий ведущий не допускается к следующему этапу. Руководители групп заполняют на этих студентов—пациентов специальные бланки, где оценивается их телесная и вербальная спонтан­ность, сензитивность и эмпатийность. Диплом об образовании и лицензию на частную практику получают лишь те, кто набрал определенное количество баллов по каждому показателю.

По нашему мнению, специальную подготовку групповых тренеров необходимо осуществлять на вузовском этапе обучения.

Идеальная модель такого обучения должна включать следующие шаги:

1. С первых дней обучения студенты параллельно с изучением теоретических курсов посещают занятия тренинга общения, цель которого – первичное знакомство с тренинговыми методами и сплочение группы. Одновременно решается задача самопознания, происходит изучение различных аспектов собственного поведения и собственной личности.

2. Получив подготовку по ряду базовых теоретических курсов (в число которых обязательно включаются социальная психология и основы психотерапии), студенты должны прослушать специальный учебный курс, описывающий психологические закономерности, условия и методы проведения групповых тренингов. При этом помимо традиционного информирования на лекционных занятиях и обсуждения сложных вопросов на семинарах используются такие формы работы, как демонстрация эффективных психотехник и их отработка, просмотр и анализ тренингов, наблюдение "за кругом", изучение литературы.

3. Следующим этапом подготовки должно стать участие в качестве клиентов в психологических тренингах различной направленности и различных теоретических школ с целью изучения методик и техник, применяемых специалистами.

4. На этом этапе начинается работа студента в качестве ведущего группы. Совершенно очевидно, что руководство первыми группами должно осуществляться с использованием супервизорства[5]. По завершении каждого тренингового занятия должно происходить подробное обсуждение способов решения тренером возникавших групповых задач, тактики его поведения, умений действовать в уникальных ситуациях групповой работы.

Вообще говоря, начинающему ведущему полезно вести группы с со-тренером – не только с опытным специалистом, но даже и с таким же начинающим, как он сам: в последнем случае ведущие становятся супервизорами друг для друга. Кроме того, ведение группы вдвоем позволяет уменьшить психологическую нагрузку каждого, избежать незамеченных ошибок, создать многомерность отношений в сфере "ведущий – группа". Хорошо, когда ведущие разнополы и выполняют различные функции в группе, скажем, один поддерживает темп групповой динамики постановкой интеллектуальных задач, а другой обеспечивает благоприятны и эмоциональный фон происходящего.

5. Наконец выпускники становятся полноправными членами профессионального психологического сообщества и могут вести тренинговые группы сами. Однако профессиональному развитию ведущих может способствовать их участие в балинтовских группах[6].

При соблюдении этих условий можно говорить о возможности качественной подготовки будущих тренеров, которые смогут эффективно вести группы.

Резюме

Таким образом, личность ведущего оказывает огромное влияние на работу группы и на эффективность тренинга в целом.

Выделяется 4 основные функции (поведенческие роли) психотренера, которые он осуществляет в процессе работы с группой: эксперта, катализатора, аранжировщика и образцового участника. В процессе работы группы тренер выполняет каждую из указанных ролей, меняя их в зависимости от ситуации в группе.

Согласно классификации стилей управления малой группой – авторитарный, демократический, попустительский – руководство тренинговой группой можно рассматривать с точки зрения доминирования ведущего и жесткости структурирования им процесса работы группы.

Обобщая многочисленные исследования, все профессиональн- важные личностные черты, желательные для психотренера, можно разделить по нескольким сферам: личностный рост, самопознание, эмпатия, сензитивность, конструктивное общение, креативность и профессиональные качества. В то же время самая главная личностная составляющая эффективной работы тренера – это его желание вести тренинговые группы и умение получать удовольствие от самого процесса тренинга.

В своей работе тренер руководствуется теми же этическими принципами, что и любой психолог при работе с клиентом. Нарушение этих принципов является недопустимым для профессионала.

По нашему мнению, специальную подготовку групповых тренеров необходимо осуществлять на вузовском этапе обучения. Идеальная модель такого обучения должна включать ряд шагов, направленных как на глубокое освоение теоретического материала, так и на отработку практических навыков. В то же время даже после завершения обучения тренер, стремящийся быть эффективным, обязан продолжать профессиональное саморазвитие.

Вопросы для самопроверки

1. Перечислите стили руководства группой, дайте их характеристику.

2. Назовите области применения различных стилей руководства группой.

3. Опишите функции (поведенческие роли) психотренера в группе.

4. Назовите область применения каждой из функций (ролей).

5. Перечислите необходимые психотренеру личностные качества.

6. Проранжируйте необходимые психотренеру личностные качества; обоснуйте свою позицию.

7. Назовите этические принципы работы тренера.

8. Профессиональная подготовка ведущего тренинговой группы.

9. Какие проблемы с профессиональной подготовкой тренеров существуют на данный момент в нашей стране? К чему они приводят?

10. В чем особенности процесса подготовки тренера за рубежом?

11. Какие этапы должна включать идеальная модель обучения тренера?

12. Что такое «супервизия»?

13. Что такое «балинтовские группы»? Каковы их функции?

14. В чем может заключаться профессиональное и личностное саморазвитие тренера?

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данное учебное пособие дает возможность составить комплексное представление об организации и проведении тренинговых занятий.

Пособие является практически-ориентированным; все рассматриваемые теоретические вопросы имеют прикладное значение и позволяют студентам получить информацию, которая может быть использована при самостоятельной подготовке и проведении тренинга. Особое внимание уделяется практическим вопросам работы психотренера с группой.

В пособии делается акцент на универсальных принципах построения тренинговых занятий, которые могут быть использованы в рамках любого подхода и для организации тренинга любого вида.

В то же время в настоящее время область психологии, связанная с работой с малыми группами, активно развивается; появляются новые методы работы в рамках тренинга, а также новые формы работы с группой вообще, часто возникающие на границе тренинга и других видов групповой работы (например, обучающие бизнес-тренинги).

Все вышесказанное влечет за собой необходимость постоянного самостоятельного обновления и пополнения знаний в области тренинга. После завершения вузовского обучения тренер, стремящийся быть эффективным, обязан продолжать профессиональное и личностное саморазвитие.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЯ

Наши рекомендации